Индивидуальный персонифицированный учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 11:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ теоретических и практических вопросов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Задачи исследования:
 дать краткий исторический очерк развития системы государственного пенсионного обеспечения (страхования) в России с момента её зарождения и до наших дней;
 рассмотреть основные цели, задачи, функции и значение Пенсионного фонда Российской Федерации;
 проанализировать понятие, цели, значение индивидуального (персонифицированного) учета;
 рассмотреть учет взносов на пенсионное страхование и трудовой стаж застрахованного;
 определить порядок обращения за назначением пенсии с использованием данных персонифицированного учета;

Содержание

Введение
Глава I Общая характеристика государственного пенсионного страхования
1.1. История государственного пенсионного страхования
1.2. Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века
1.3.Начало реформирования пенсионной системы в России
1.4. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации
Глава III Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования и назначение пенсии
3.1. Понятие, цели, функции и значение индивидуального (персонифицированного) учета
3.2. Основные принципы индивидуального (персонифицированного) учета в условиях переходного периода
3.3. Учет взносов (налогов) на пенсионное страхование и трудового стажа застрахованных лиц
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

-обращаться с заявлениями в  установленном настоящим Федеральным  законом порядке в случае изменения  сведений, содержащихся в его  индивидуальном лицевом счете, а также при утрате указанного страхового свидетельства;

-предъявлять по требованию  Пенсионного фонда Российской  Федерации документы, подтверждающие  сведения, подлежащие включению  в его индивидуальный лицевой  счет согласно законодательству  Российской Федерации.

Работодатель имеет право (статья 15):

-потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования и предъявить ему сведения о застрахованных лицах, для предоставления их в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации;

-дополнять и уточнять переданные  им сведения о застрахованных  лицах по согласованию с соответствующим  органом Пенсионного фонда Российской  Федерации.

Обязанности работодателя:

-представление в установленный  срок органам Пенсионного фонда  России сведений о застрахованных лицах;

-зарегистрироваться в месячный  срок со дня постановки на  учет в налоговом органе в  качестве плательщика страховых  взносов в органе Пенсионного  фонда Россиской Федерации;

-получение в органах Пенсионного  фонда России страховых свидетельств государственного пенсионного страхования и выдача их под роспись работающим у него застрахованным лицам;

-бесплатная передача каждому  застрахованному лицу, работающему  у него, копии сведений, представляемых  в орган Пенсионного фонда  Российской Федерации;

-контроль соответствия реквизитов  страхового свидетельства государственного  пенсионного страхования, выданного  застрахованному лицу, реквизитам  документов, удостоверяющих личность  работающего у него указанного  лица.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от работодателей и застрахованных лиц своевременного и правильного представления сведений, определенных законом.

В их обязанности входит:

-обеспечение своевременного включения  в соответствующие индивидуальные лицевые счета государственного пенсионного страхования сведений, представленных работодателями и застрахованными лицами, а также надежного их хранения;

-осуществление контроля за правильностью  представления сведений плательщиками  страховых взносов;

-бесплатное представление один раз в год любому застрахованному лицу по его обращению сведений, содержащихся в его индивидуальном счете, в течение 10 дне после обращения застрахованного лица;

-разъяснение застрахованным лицам  и работодателям их прав и  обязанностей, технологии индивидуального (персонифицированного) учета, порядка заполнения форм и предъявления сведений;

-представление в органы, назначающие  пенсии, по их заявлениям сведений, содержащихся в индивидуальных  лицевых счетах застрахованных  лиц, подавших заявления о назначении пенсии.

Для осуществления работы по обработке информации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.07.1997 № 796-р создан Информационный центр персонифицированного учета при Пенсионном фонде Российской Федерации.

С целью наиболее экономичной организации процессов обработки информации и в соответствии с разработанной технологией персонифицированного учета на нижнем уровне структуры Пенсионного фонда Российской Федерации образуются межрайонные пункты персонифицированного учета, которые создаются на базе уже имеющихся в районах и городах пунктов уполномоченных Пенсионного фонда Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Схема информационного обеспечения, при которой пенсия назначалась по сведениям из трудовых книжек и справкам о заработке, никак не стыковалась с реально перечисленными страховыми взносами, устарела так же, как закон о пенсиях, для реализации которого она была создана. Эта схема не обеспечивала ни достоверности, ни своевременности собираемых сведений, и привела:

Во-первых, к тому, что многие фирмы основную часть реального заработка выплачивали по статьям, на которые не начисляются страховые взносы. Такая практика выгодна была работодателю, безразлична работникам, а в итоге пенсионеры оставались с маленькими пенсиями.

Во-вторых, для назначения пенсии предъявлялись просто «липовые» справки и трудовые книжки. Проводимые ПФР проверки постоянно вскрывали факты предъявления в органы социальной защиты справок о заработке и записей в трудовых книжках, содержащих искаженные сведения, а ведь речь идет об основных документах, на основании которых назначается пенсия. Причем в справках о заработках отражались, как правило, сведения за два последних года работы. Вместе с тем, в соответствии с предложениями Концепции, должны учитываться заработки за более длительный период трудовой деятельности.

В результате нарушается социальная справедливость: хорошую пенсию получает не добросовестный работник, за которого исправно перечислялись страховые взносы, а человек, сумевший получить ничем необоснованную справку о заработке, купивший с рук трудовую книжку.

Выход из создавшегося положения - внедрение системы персонифицированного учета сведений для целей государственного социального страхования.

Приведение в соответствие условий и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица, выражаемому в продолжительности страхования и величине взносов стало возможным благодаря,

«Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», созданной совместно с Министерством труда и социальной защиты населения и ПФР;

Федеральному закону от 01.04.96г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Персонифицированный учет - существенная составная часть пенсионной реформы. С его введением изменился не только порядок представления и оформления документов для назначения пенсий, подтверждения трудового стажа, но и, главным образом, изменились условия для назначения трудовых пенсий, введены стимулы для «зарабатывания» пенсии. Предусматривается поэтапное увеличение периода, за который определяется среднемесячный заработок для исчисления и перерасчета пенсий. Это позволит усилить связь размера пенсии с конкретным вкладом застрахованных лиц в финансирование пенсионной системы. Исключена возможность зачета в стаж при выходе на трудовую пенсию тех периодов, которые не связаны с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд.

В самом общем виде организация работы пенсионной системы в условиях персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах выглядит следующим образом.

Администрация каждого предприятия, организации, учреждения регистрирует в ПФ РФ каждого работника, и работник получает личный страховой номер, который сохраняется за ним в течение всей его жизни.

Каждый работодатель регулярно предоставляет в ПРФ сведения о стаже, заработке и сумме перечисленных страховых взносов работающих у него граждан.

ПФ контролирует своевременность предоставляемых документов и достоверность содержащихся в них сведений, сверяет их с уплаченными работодателем страховыми взносами.

Когда человек обращается за пенсией, пенсия ему назначается на основании сведений о стаже и заработке, накопленных в ходе персонифицируемого учета.

Поскольку человек меняет места работы и жительства, для объединения сведений о каждом человеке, поступающих от разных работодателей, расположенных в разных регионах, то работодатели, предоставляя сведения о стаже и заработке каждого работника, указывают его страховой номер. Этот же номер человек сообщает при обращении за пенсией.

Достоверность сведений о заработке при персонифицированном учете обеспечивается сочетанием интересов и способов взаимодействия сторон: пенсионной системы, работодателей, застрахованных лиц.

Завышение сведений о заработке, выгодное застрахованному лицу, блокируется процедурой сверки с реально перечисленными страховыми взносами. Занижению сведений о заработке, выгодному работодателю, противостоит интерес застрахованных лиц, уверенных в том, что сведения, переданные работодателем в пенсионную систему, непосредственно скажутся на размере их трудовой пенсии.

Достоверность сведений о стаже обеспечивается предлагаемой в Концепции законодательной нормой, согласно которой из страхового стажа исключаются периоды неуплаты страховых взносов.

Своевременность сведений обеспечивается регламентом их предоставления в пенсионную систему.

Органы Пенсионного фонда РФ обязаны своевременно вносить на индивидуальные пенсионные счета (ИЛС) установленную законом информацию, бесплатно один раз в год знакомить застрахованного со сведениями, содержащимися на его ИЛС, разъяснять застрахованным и работодателям их права и обязанности, предоставлять органам, назначающим пенсии, необходимые сведения.

В случае несогласия со сведениями, внесенными на ИЛС, застрахованное лицо имеет право обратиться с требованием об их исправлении в органы ПФР либо в суд.

В соответствии с законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г. началось создание информационной базы пенсионной системы, которая должна была повысить мотивы для уплаты страховых взносов всеми работающими. Был откорректирован порядок назначения и перерасчета пенсий на основе индивидуальных лицевых счетов.

Персонифицированный учет содействует решению ряда проблем. Так, приведены механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями. Появилась возможность развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Создана возможность более точного прогнозирования изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране, как в целом, так и по отдельным профессиям.

Персонифицированный учет обеспечивает: точное выполнение Закона о пенсиях; повышение сбора страховых взносов; выполнение требований социальной справедливости при назначении пенсий; формирование точных прогнозов потребности в средствах на выплату пенсий.

В настоящее время продолжает существовать проблема дефицита денежных средств, предназначенных для выплаты пенсий.

Несмотря на принятие в 2001 году пенсионного и налогового законодательств, нормы которых предусматривают ответственность налогоплательщика (по налоговому законодательству) и страхователя, застрахованных лиц, а также страховщика (по пенсионному законодательству), в стране не все организации уплачивают обязательные платежи в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды.

В связи с принятием части второй Налогового кодекса Российской Федерации и изменением в связи с этим пенсионного законодательства функции Пенсионного фонда России по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов, а также по перерасчету и возврату излишне уплаченных или взысканных платежей во внебюджетные фонды передана органам Федеральной Налоговой службы.

Практика показывала, что с вышеуказанными изменениями произошла ломка устоявшегося механизма взыскания страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поток денежных средств на выплату пенсий уменьшился.

Реализация статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 25.10.2001 № 138-ФЗ), предусматривающих ответственность работодателей и застрахованных лиц, уклоняющихся от представления предусмотренных указанным Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, осложняется тем, что в силу отсутствия четко налаженных взаимоотношений между Пенсионным фондом Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в лице территориальных налоговых инспекций, работники Пенсионного фонда не могут применить в полной мере нормы пенсионного законодательства в отношении недобросовестных страхователей и застрахованных лиц.

Это также во многом облегчило положение застрахованных лиц, которым не придется самим собирать сведения о своем стаже и заработке, поскольку эту информацию можно получать по каналам электронной почты непосредственно работником территориального отделения Пенсионного фонда России, либо отдела по назначению пенсии.

Но все же пенсионная реформа 2001 года изжила себя. Что ждать от новой реформы 2014 года покажет практика ее применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные акты

 

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство «Юридическая литература», 1998.

2. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»//Сборник документов по Федеральному закону «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». - М.: Пенсионный фонд Российской Федерации, 1996.

Информация о работе Индивидуальный персонифицированный учет