Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:48, реферат
Актуальность данной темы обусловлена тем, что П.А.Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения общества в интегральной парадигме. В интегральной парадигме объединены в единое целое все аспекты социологического изучения общества. Социальная культура в контексте интегральной парадигмы – это не собрание разнообразных явлений и процессов, а единство, целостность, все элементы которой взаимозависимы и интегрированы между собой. Вследствие этого интегральная парадигма занимает, по праву, обособленное место среди научных парадигм в социологии и актуальность ее рассмотрения и изучения неоспорима вне всякого сомнения.
Введение
Глава 1 Значимость интегральной парадигмы для социологии
Место интегральной парадигмы среди научных парадигм в социологии, ее особенности.
Интегральная социология П. Сорокина.
Глава 2 Актуальность интегральной парадигмы в условиях современности
2.1 Интегральная парадигма в контексте современности
2.2 Значимость интегральной парадигмы для современной российской социологии.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1 Значимость интегральной парадигмы для социологии
Глава 2 Актуальность интегральной парадигмы в условиях современности
2.1 Интегральная парадигма в контексте современности
2.2 Значимость
интегральной парадигмы для
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Темой данной работы является интегральная парадигма в современной социологии. Актуальность данной темы обусловлена тем, что П.А.Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения общества в интегральной парадигме. В интегральной парадигме объединены в единое целое все аспекты социологического изучения общества. Социальная культура в контексте интегральной парадигмы – это не собрание разнообразных явлений и процессов, а единство, целостность, все элементы которой взаимозависимы и интегрированы между собой. Вследствие этого интегральная парадигма занимает, по праву, обособленное место среди научных парадигм в социологии и актуальность ее рассмотрения и изучения неоспорима вне всякого сомнения.
Поставленными задачами для данной работы является рассмотрение:
Глава 1
1.1Место интегральной парадигмы среди научных парадигм в социологии, ее особенности.
Термин «парадигма» (от греч. paradigma – пример, образец) применительно к науке вообще – это совокупность наиболее общих принципов восприятия и осмысления мира, методов получения информации о нем. В социологии это слово часто употребляется также для обозначения самостоятельных отдельных школ и течений, разрабатывающих собственные теории и методы получения информации, например: парадигма структурного функционализма. В повседневном обиходе это слово может использоваться для характеристики особенностей мышления (познания) отдельного человека.
Научная парадигма — это принятый научным сообществом свод правил и утверждений , связывающих в единую схему весь процесс получения научного знания от этапа постановки проблемы до ее решения.
- Парадигма (пример, образец) - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.
Термин "парадигма." впервые введен Г. Бергманом, однако ввел в широкий исследовательский оборот Кун. в сер. 70-х гг.
Кун ("Структура научных революций") говорит о возможности выделения двух основных аспектов парадигмы.: эпистемическом и социальном. В эпистемическом плане парадигма - совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - парадигма характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование парадигм, по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена парадигмы осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей.
В связи с наличием целого
ряда фундаментальных теорий, социология
выступает как «
Выделение научных парадигм в социологии:
Отличительными особенностями интегральной парадигмы можно считать следующее:
Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - российско-американский социолог XX столетия, многочисленные фундаментальные труды которого (40 книг и несколько сот статей) во многом определили характер и основные направления развития современной социологии. При всем серьезном влиянии на его взгляды, особенно в начальный период творчества, прежде всего таких известных социологов Запада, как Э. Дюркгейм и М, Вебер, а в России - Л. Петражицкий, М. Ковалевский и Е. Де-Роберти, место и роль П.А. Сорокина не могут быть сведены лишь к продолжению и популяризации их идей. Его творчество представляло собой качественно новый этап в развитии социологической мысли как по широте охвата, так и по глубине и оригинальности разработки в первую очередь макросоциологических проблем. Особенно велик вклад П.А. Сорокина в понимание предмета, структуры и роли социологии; механизма и путей социального развития; социальной структуры общества и социальных перемещений; социокультурной динамики. П.А. Сорокин - классик социологии XX столетия. Иногда говорят, что он совершил «коперниковскую революцию в социологии».
Творчество П.А. Сорокина в географическом плане подразделяется на два основных периода: российский - до сентября 1922 г., когда он был вынужден покинуть нашу страну; и американский - с 1923 г., когда после краткого пребывания в Чехословакии он окончательно обосновался в США. Второй период был, несомненно, более длительным и плодотворным.
Именно на этом этапе П.А. Сорокин, создает ту «интегральную социологию», которая была призвана синтезировать все лучшее, что добыто было к тому времени не только самой социологией, но и философией, психологией, этикой, культурологией и т.д. Понимая культуру в самом широком смысле, она соединяет в единое целое все аспекты социологического изучения общественной жизни.
П.А. Сорокин признавал
в начале своего творческого пути,
что нет общепризнанного
Взаимодействие индивидов - простейшая модель социального явления и универсальная основа социального анализа, так как «общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двоих или большего числа индивидов; и обратно, комбинируя различные процессы взаимодействия, мы можем получить любой сложнейший из сложнейших общественных процессов, любое социальное событие, начиная от увлечения танго и футуризмом и кончая мировой войной и революциями», Элементами взаимодействия, по Сорокину, являются: индивиды, акты (действия) и проводники общения (символы интеракции), т.е. язык, письменность, орудия труда, деньги, живопись, музыка и др. По своему характеру взаимодействия подразделяются на антагонистические и солидаристические, односторонние и двусторонние, шаблонные и нешаблонные.
Социология, отмечал П.А. Сорокин, изучает специфически социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы, т.е. поведение взаимодействующих лиц. Социология - это «наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных». В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция-реакция). Вся социальная жизнь - это бесконечная цепная реакция акций-реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса. В этой связи уже в ранней своей работе «Преступление и кара, подвиг и награда» П. А. Сорокин выделял три основных вида акций-реакций: а) дозволенные действия - должные реакции; б)рекомендуемые действия - награды; в)запрещенные действия - кары. [9 c.107]
К середине нынешнего столетия Сорокин был уже убежден в том, что личность – общество - культура - вот та неразрывная триада, сквозь призму которой социология изучает все проблемы. Она имеет дело с «надорганикой», представляющей собой социокультурное пространство, формирующее личность и определяющее характер ее взаимоотношений с другими личностями. В этом смысле химия, физика, биология - это «досоциология» или досоциальные науки, в отличие от которых социология и другие общественные науки - это «надорганические» науки, имеющие дело с человеком и созданным им миром. При этом личность выступает как субъект взаимодействия индивидов; общество - как совокупность взаимодействующих индивидов и групп с их социокультурными отношениями и процессами; а культура - как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие люди, а также совокупность их носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Социология, по мнению Сорокина, и призвана изучать общие черты такого взаимодействия.
Исключительно велика заслуга П.А. Сорокина в разработке структуры социологии. В труде «Система социологии» он выделял три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология); социальная механика, т.е. изучение социальных процессов; социальная генетика, т.е. теория эволюции общественной жизни. Позднее он характеризует структуру социологии так: а) общее учение об обществе (определение общества, социального явления; анализ процесса взаимодействия; формулирование основных социальных законов; история социологии и характеристика современных социологических учений о методах социологии; б) социальная механика как важнейший раздел социологии (исследование закономерностей социальных явлений, формулирование статистических законов общества); в) социальная генетика (учение о происхождении и развитии общества и его институтов — хозяйства, права, религии, языка, семьи, искусства и др.; об основных исторических тенденциях поступательного развития общества, т.е. формулирование исторических законов общества); г) социальная политика — чисто практическая, прикладная дисциплина, формулирующая установки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека, т.е. «социальная медицина или учение о счастье». [5 c. 40]
В другой связи П.А. Сорокин подразделял социологию на общую и специальные. Общая социология - это теория о родовых свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений. Она в свою очередь подразделяется на общую структурную социологию и общую динамичную социологию. Специальные социологии - это теории структуры и динамики соответствующего класса социокультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяющихся аспектах и отношениях. Таковы, например, демографическая социология, аграрная социология, урбансоциология, социология войны, экономическая социология, социологии семьи, религии, искусства и т.д.