Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 08:42, курсовая работа
Социальная защита пожилых людей – это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий. Социальная защита реализуется через профилактику и реабилитацию, имеющие своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив факторы риска: через поддержку необходимую старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности; и через представительство, т.е. защиту интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени для оказания необходимой помощи.
Специальный дом-интернат предназначен для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также престарелых и инвалидов, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемых из учреждений органов внутренних дел.
В специальный дом-интернат могут также направляться лица, систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа государственной системы органов социальной защиты населения.
В специальный дом-интернат принимаются по собственному желанию престарелые граждане и инвалиды I и II групп старше 18 лет, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, не имеющие установленных медицинских противопоказаний к приему в стационарные учреждения социального обслуживания и не имеющие трудоспособных родственников, обязанных по закону их содержать.
Престарелые и инвалиды в день прибытия в специальный дом-интернат проходят медицинский осмотр, санитарную обработку и помещаются на две недели в приемно-карантинное отделение.
Проживающему предоставляются: жилая площадь с необходимой мебелью и инвентарем; одежда, бельё, обувь, постельные принадлежности; предметы личной гигиены: расческа, зубная щетка, мыло и т.д.; слуховые аппараты, очки, протезно-ортопедические изделия, немоторные средства передвижения.
Основными задачами специального дома-интерната являются:
Проживающие в специальном
доме-интернате могут
Геронтологические центры – это учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста, предоставляющие гериатрическую помощь, появление которых обусловлено ростом численности граждан престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе.12 Целью социального обслуживания в Геронтологическом центре является продление активного долголетия и сохранение удовлетворительного жизненного потенциала указанной категории граждан.
Геронтологические центры открываются, как правило, на базе домов-интернатов для престарелых. В подобных центрах сохранению здоровья проживающих способствует наличие врачей-специалистов, сеть лечебно-диагностических кабинетов, клинических лабораторий, оснащенных современным оборудованием. Кроме традиционных отделений активного долголетия, милосердия, открываются лечебно-диагностические отделения, отделения восстановительного лечения постинсультных и постинфарктных больных, отделения медико-социальной реабилитации.13
Итак, для комфортного психологического состояния пожилых людей большое значение имеет организация работы дома-интерната: место расположения учреждения, порядок размещения людей по комнатам, возможность проживающих трудиться. В задачи работников дома-интерната входит создание условий для достойной жизни пожилых граждан, оказание им помощи в установлении гармоничных отношений с социальным окружением, расширение возможностей социальной активности граждан старшего поколения.
Активно развиваются новые формы социального обслуживания престарелых: отделения милосердия и геронтологические центры, сети специальных домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения и т.д.
Глава II РЕАБИЛИТАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА
Сложной, мало изучаемой и далеко не решенной с практической точки зрения является проблема адаптации пожилого человека в доме-интернате. Необходимость подчинить свои жизненные интересы и поведение новым условиям и распорядку работы учреждения, иногда невнимательное или излишне покровительственное отношение персонала усугубляют и без того неустойчивое нервно-психическое состояние пожилого человека.
Вопросы подготовки к поступлению в учреждения социального профиля, осведомленность поступающего об образе жизни в этом учреждении должны быть в центре внимания родственников, врачей и работников социального обеспечения. Необходимо поддержать у пожилого человека чувство собственного достоинства, предоставить ему большую свободу в таких действиях, как выбор соседа по комнате, столу, в праве перевозить в дом часть любимых вещей и мебели. Желательно создать условия проживающим в домах-интернатах для хранения некоторых продуктов (фруктов, кондитерских изделий и т.п.), для приготовления чая, возможность иметь свою полку с книгами. Это внесет что-то личное в атмосферу дома и поможет избежать чувства резкой перемены жизни и потери самостоятельности.14
Смыслом социальной работы в доме-интернате является социализация пожилых людей – восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми пожилого человека.
Целью социализации пожилого человека является восстановление его социального статуса, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной стабильности, то есть социальная реабилитация, которая предусматривает: формирование навыков самообслуживания, передвижения, ориентации в среде обитания, личной безопасности, общения, в том числе с помощью технических средств реабилитации; обучение персональной сохранности (правилам личной безопасности при пользовании бытовыми приборами, правилам личной безопасности в среде); обучение решению личных и психологических проблем; обучение социальному общению; помощь и содействие в организации и проведении активного досуга: посещение друзей, родственников, зрелищных учреждений и мест отдыха, занятия доступными видами спорта.
Для систематизации работы с пожилыми людьми в доме-интернате должна быть разработана технология поэтапной организации работы, включающая в себя этапы медико-социальной диагностики, определения содержания деятельности, коррекции и технология организации комплексной медико-социальной реабилитации. Важное место в социально-медицинском обслуживании занимает медицинская реабилитация, главной задачей которой является полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата, а также развитие компенсаторного приспособления к условиям повседневной жизни и даже какому-то труду. Средства реабилитации – это медикаментозная коррекция, ЛФК, физиотерапия, массаж, трудотерапия, фитотерапия, психотерапия, арт-терапия и др.
Особую значимость в комплексной реабилитации занимает психологическое сопровождение проживающих с психическими отклонениями, пограничными состояниями психики, связанные с последствиями травм или со старческим возрастом. В доме-интернате необходимо применять новые технологии медицинского и социального обслуживания с использованием достижений в области геронтологии и гериатрии.
Технология по реализации интеграции пожилых людей в общество предусматривает этапы:
1. Комплексная медико-социальная реабилитация;
2. Трудотерапия – от самообслуживания до общественно-полезного труда;
3. Общественная жизнь: участие в микро-группах, социуме дома-интерната;
4. Социокультурная жизнь: участие в творческих студиях;
5. Создание семейных пар;
6. Социальный патронаж пожилого человека учреждением социального обслуживания.15
Особое значение приобретает организационная работа по активному вовлечению пожилых людей в общение, по развитию контактов между ними, по созданию микросоциальных групп, проведению занятий по интересам. Осуществление этой работы направлено на стабилизацию психологического статуса пожилых людей, находящихся в доме-интернате, на осознание того, что их интересы, запросы, пожелания учитываются работниками учреждения.16
Могут быть организованы небольшие группы (5-7 чел.) «самопомощи и взаимопомощи», которые объединяют живущих в комнатах по близости и имеющих периодические контакты людей между собой. В них они будут получать рекомендации, как преодолевать возникающие затруднения, почувствуют внимание к себе, поддержку, осознают, что подобные затруднения возникают у многих, и это имеет для них особый смысл. Помогающий и тот, кому помогают, становятся равными хотя бы в том, что перед ним стоят одинаковые проблемы.
Содержание взаимопомощи связано, с одной стороны, с общими проблемами пожилых людей, адаптацией к новому статусу в социуме стационарного учреждения, с другой – трудной жизненной ситуацией: горе, инвалидность и т.д. В процессе становления и развития групп взаимопомощи у пожилого человека исчезает комплекс ненужности, параллельно с ним исчезает беспомощность, появляется чувство необходимости людям, которые находятся рядом.
Роль специалиста по социальной работе в применении данной технологии на практике посредническая. Задача специалиста в том, чтобы оказать помощь одному человеку выразить свои мысли и чувства в группе, а группе – выслушать человека и принять его таким, каков он есть.
Одной из главных задач является вовлечение пожилых людей в активную общественную жизнь. Инновационной технологией, направленной на формирование социального статуса проживающих, является развитие органов самоуправления в доме-интернате. Это обеспечивает формирование инициативы, творчества каждого человека, формирует самоконтроль и минимальную зависимость от социального работника, помогает в реализации прав и обязанностей проживающих.
Ведущий компонент комплексной реабилитации – трудотерапия, направленное вовлечение человека в трудовую деятельность для лечения и реабилитации. В основе организации занятости трудом пожилых людей лежит бригадный метод и индивидуальный подход к выбору видов трудотерапии в зависимости от уровня самообслуживания человека. Выбор видов трудовой деятельности зависит от основного заболевания и направлен на восстановление функциональных возможностей пожилого человека.
Характер труда является активирующим, он не связан с использованием специального оборудования и механизмов. Трудовая терапия выглядит как терапия занятостью с использованием ранее приобретенных навыков.17
Из этого следует, что на протяжении всего периода проживания пожилых людей в доме-интернате они нуждаются в помощи социального работника. По существу, он является основной фигурой в организации адаптации. Несмотря на то, что часть проблем в этой области решается, либо должна решаться врачами, психологами, роль социального работника в этой области деятельности учреждения очень существенна. Этот специалист, владея знаниями в области психологии, социальной педагогики, социологии и др., в своей повседневной деятельности контактирует с другими специалистами, а при отсутствии их выполняет их функции.18
Таким образом, социализация пожилых людей в условиях стационарного учреждения социального обслуживания должна осуществляться в разных направлениях: медицинская, социально-педагогическая, социально-психологическая, социокультурная, социально-бытовая реабилитация и адаптация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых людей.
В последнее время
стали активно создаваться
Перед социальными службами дома-интерната стоит задача не только создать условия для достойной жизни пожилых граждан, но и помочь им установить гармоничные отношения с социальным окружением, расширить возможности социальной коммуникации и социальной активности граждан старшего поколения. Поэтому особое значение в социальной работе с пожилыми людьми приобретает педагогический компонент, заключающийся в формировании у них нового социального опыта, позитивной мотивации и активизации потенциальных возможностей личности в решении собственных проблем.
Информация о работе Интернаты для престарелых и проблемы психосоциальной помощи