Исследование образовательных потребностей пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Прекращая трудовую деятельность, снижается уровень материального благополучия у людей, при этом с возрастом ухудшается здоровье, слабеет память, сужается круг общения (постепенно уходят из жизни ровесники, дети и родственники постоянно заняты своими семьями). Тем не менее, отметим, что экономическая ситуация в России побуждает пожилых людей активизировать свою позицию, жить более насыщенной жизнью, работать и после наступления пенсионного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Пожилые люди как социальная группа……………………………4
1.1. Социальное положение и психологические особенности……………..4
1.2. Здоровье пожилых людей……………………………………………….8
Глава II. Новые жизненные пространства пожилых людей………………..9
2.1 Учебно-образовательный центр………………………………………….9
2.2 Образование в пожилом возрасте…………………………………………11
Глава III. Технологии досуга пожилых людей……………………………..13
3.1. Организация досуга и свободного времени пожилых людей………..13
3.2. Основные направления досуга пожилых людей в Российской
Федерации……………………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 62.84 Кб (Скачать файл)

С библиотерапией тесно связана терапия литературным творчеством. Оба эти вида психотерапии используют образы, ассоциации для оживления погасших чувств пациента, для того, чтобы превратить внутреннее беспокойство в конкретное, вдохновиться творчеством. Описание семьи, друзей, событий прошлого и настоящего помогает пожилому стать более непринужденным в отношении к внешнему миру. Терапия литературным творчеством может проводиться индивидуально или в группе. При проведении групповых занятий их участники могут обсуждать творчество друг друга, общаться с людьми.

2. Изотерапия. Терапия художественным творчеством - универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. Основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности пожилых, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду. Арттерапия - это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реабилитации людей с ограниченными возможностями. Человек, имеющий ограничения в здоровье, через рисунок может выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и переживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением - рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире. Рисование может служить и способом решения психологических, личностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и др.). Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета можно судить о наличии тех или иных проблем в психике и мироощущениях человека. Занятия изотерапией направлены на гармоничное развитие психических функций каждого человека с ограниченными возможностями. Занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации можно использовать комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, музыкой, светом и др.

3. Музыкотерапия. В процессе  прослушивания музыкального произведения  уходит напряжение, снимаются многие  негативные чувства. Главными  критериями для отбора музыкальных  произведений являются: спокойный  темп; отсутствие диссонансов и  напряженных кульминаций в разработке  музыкальной темы; их мелодичность  и гармоничность. Музыкотерапия  - это технология социокультурной  реабилитации, использующая разнообразные  музыкальные средства для психолого-педагогической  и лечебно-оздоровительной коррекции  личности больного, развития его  творческих способностей, расширения  кругозора, активизации социально-адаптивных  способностей. Для реабилитационных  целей используется музыка разных  жанров, которая иногда выступает  не только как самостоятельное  средство, но и как дополняющий  элемент к основной деятельности (лепка, рисование, театр и др.). Музыка часто соответствует уже  имеющемуся настроению или способна  менять его в позитивную сторону.  Основными задачами коррекционных  музыкально-игровых занятий является  стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной  адаптации в соответствии с  возможностями пациента. Ввиду того, что двигательная активность  под музыку усиливает обмен  веществ в организме, повышает  общий тонус, улучшает деятельность  сердечно-сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает физические способности, музыкальное воспитание с полной уверенностью можно рассматривать как один из важных факторов в процессе реабилитации и социальной адаптации пожилых. Пение обогащает людей с физическими недостатками новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов. В каждое занятие следует включать музыкально - ритмические упражнения развивающего характера и упражнения для развития отдельных частей тела, способствующие коррекции нарушений ритмичности движений, координации рук и ног, совершенствованию различных видов ходьбы и бега. В структуру музыкального занятия полезно включать упражнения на развитие музыкальных способностей: координацию слуха и голоса, голоса и движений, мимики и жестов, эмоциональной выразительности. Слушание музыки и пения требуют от пожилого человека определенного умственного, физического и психического напряжения. Поэтому целесообразно постоянно переключать его внимание на разные виды музыкальной деятельности. Игра на погремушках, трещотках, музыкальных молоточках, металлофоне, дудочках связана с развитием мелкой моторики пальцев рук, координацией слуха и движений.

4. Игровая терапия. Игровая  терапия - это комплекс реабилитационных  игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции человека. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные игры. Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности частников, времени проведения и т.д.). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование сво6одного времени. Для многих людей игра - любимый вид деятельности и общения. Целесообразность использования игры в работе с пожилыми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и т.д.

5. Глинотерапия. Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и др. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства.

6. Гарденотерапия. Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности - музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайн, оригами.

7. Спорт, активный отдых  и туризм. Спорт, активный отдых  и туризм являются важными  факторами в процессе реабилитации  и адаптации пожилых людей.  Движения, упражнения и спорт  поддерживают и восстанавливают  физическое и душевное состояние  пациентов. Кроме того, у пожилых  людей уменьшаются осложнения, вызванные  недостатком физической активности. Считается, что туризм более  легок для пожилых, чем спорт,  и именно туризм становится  первым шагом в начале интенсивной  и систематической физической  активности пациентов.

Очень важна профилактическая и реабилитирующая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических  заболеваний, увеличивается число  людей с инвалидностью. Туризм оказывает  большое влияние на оздоровление пожилых людей, так как является фактором, противодействующим гипокинезии (мало подвижному образу жизни), которая отрицательно влияет на здоровье и психику. Двигательные ограничения значительно снижают жизненные возможности, служат причиной угнетения, стресса, потери веры в себя. Спорт и туризм создают возможность устанавливать независимые и разнообразные контакты, которые помогают получить уверенную и эффективную жизненную поддержку, так необходимую пожилому человеку.

Люди, вышедшие на пенсию, могут  использовать свободное время, участвуя в общественной работе, осуществляя  различные социокультурные программы  и проекты, в том числе и  туристические. Для пожилого человека туризм предоставляет реабилитационные возможности, повышая интерес к  жизни и увеличивая жизненную  активность. Основными функциями  туризма с социальной точки зрения являются: компенсаторная, восстановительная, реабилитационная. Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом доступности для людей со специальными нуждами - все это создает равные возможности для осуществления права на отдых, для приобщения к культурным ценностям. Туризм становится стилем жизни современного человека, в том числе и многих пожилых людей.

Для эффективного использования  туризма в социокультурной реабилитации пожилых людей необходимо соблюдать  следующие правила:

вид туризма подбирается  в зависимости от имеющихся физических нарушений и в соответствии с  индивидуальной программой реабилитации, учитывать персональный интерес, желание, финансовые возможности, место проживания, ожидаемые реабилитационные результаты;

- обеспечение безопасности  для туристов и окружения;

- программа включает осмотр  достопримечательностей;

- наличие некоторой физической  подготовки, психологической готовности  к трудностям;

- планируемые нагрузки  должны быть адекватны состоянию  здоровья.

Многофакторное терапевтическое  воздействие туризма способствует переключению мышления на оздоровление, когда ситуация не кажется безысходной, и человек находит решение  проблем. Важна и профилактическая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических  заболеваний.

Стремление к активным формам проведения свободного времени  способствует социальной адаптации, тогда  как ориентация на пассивно-созерцательные виды досуга обуславливает понижение  общего жизненного тонуса пожилых, допускает  углубление их социальной изоляции. Подобная активность способствует переходу их от потребительства к производительной деятельности, к свободе выбора занятий, отвечающих способностям, задаткам и увлечениям человека.

Для правильной организации  досуга и отдыха пожилым необходимо выполнить следующие требования.

1. Выяснить интересы пожилого  человека. Пожилому пациенту нужно  помочь определиться в выборе  формы досуга, так как многие  люди не имеют возможности  разобраться в этом вопросе.  Не исключено, что в силу  своего положения пожилые имеют  лишь ограниченные представления  о формах свободного времяпрепровождения,  их доступности. Прежде чем  предлагать пожилому человеку  какие-либо мероприятия, следует  внимательно изучить интересы  пациента, показать ему варианты  возможных форм отдыха, посоветоваться  с членами его семьи или  друзьями пациента.

2. Расширить представления  об отдыхе пожилого пациента, делясь с ним опытом и обсуждая  его проблемы.

3. Не ущемлять интересы  пациента.

4. Оценить прошлые и  настоящие интересы и наклонности  пациента.

5. Определить основные  особенности деятельности, выбранной  пациентом.

6. Определить способы  модификации и адаптации пациента, чтобы облегчить его участие  в проведении досуга и отдыха.

Основными занятиями пожилых  являются физические упражнения, экскурсионный  туризм, прогулки, посещение кинотеатров, театров, концертных залов, выставок, чтение книг, просмотр телепередач, встречи  с родственниками и друзьями, ухаживание за растениями и животными.

Однако не все виды досуга и отдыха приемлемы для пожилых  людей с ограниченной подвижностью. В этом случае нужно помочь пациенту определиться в выборе формы досуга, внимательно изучить его интересы и наклонности, определить способы  модификации и адаптации больного для облегчения его участия в  проведении досуга и отдыха. Некоторые  формы досуга могут помочь пожилому человеку в восстановлении утраченных функций в результате старости или  болезни. Например, составление картинок с использованием мозаики или  пазлов развивает внимание, память и мелкую моторику рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей. В качестве досуга для лежачего больного можно рекомендовать легкую ручную работу, например, вязание крючком или спицами, вышивание, рисование, написание писем (если больной к этому способен). Часто единственным и доступным для больного является чтение, что оказывает лечебное воздействие на психику больного. Просмотр телепередач или слушание радио, особенно музыкальных программ также можно использовать в качестве досуга. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, позволяют рассказать о лучших периодах его жизни. Разведение и уход за комнатными растениями является наиболее распространенным и приятным видом досуга для стариков, которые не могут выходить из дома. Мелкие домашние животные, например, птицы или кошки, могут скрасить жизнь тяжелобольного человека. Встречи с родственниками, друзьями, разговоры по телефону являются основными занятиями для больных с ограниченной подвижностью. В качестве досуга можно использовать различные игры. Они помогают в освоении различных знаний и навыков. Игры способствуют развитию координации движений, прививают навыки, необходимые в быту. Для тех, кто вынужден оставаться дома, можно использовать настольные игры (шахматы, шашки), математические, компьютерные игры и др.

Информация о работе Исследование образовательных потребностей пожилых людей