Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:26, шпаргалка
Вопрос 1 Понятие и структура социально-экономических процессов
Вопрос 2 Особенности социально-экономических процессов и факторы влияния на их развитие
Вопрос 3 Классификация социально-экономических процессов
....
Вопрос 21 Критерии и их место при проведении системного анализа
В
зависимости от характера
Управляемые системы - это системы, способные изменить свое развитие и движение, переходить в различные состояния под влиянием управляющих воздействий. В них всегда присутствует орган, осуществляющий функции управления. Управляемые системы иерархичны, то есть имеют многоступенчатое построение, при котором функции управления распределяются между соподчиненными частями системы. Такая система постоянно находится в движении, ей присущ динамический характер.
Класс
самоорганизующихся систем
В зависимости
от уровня централизации
Вопрос 17 Основополагающие компоненты системного анализа
Разработка методики и формирование научного инструментария системного анализа должно базироваться на следующих основополагающих моментах:
1. Наличие цели.
Необходимость исследования
2. Наличие альтернативных концепций исследования. Исследование проводят в условиях, когда чаще всего имеется более одного способа такого исследования и каждый из них характеризуется определенным набором параметров эффекта.
3. Наличие ограничивающих факторов. Практически всегда существуют факторы, ограничивающие процесс исследования. Условно их можно разделить на три группы:
- технические
факторы, определяющиеся
- экономические
факторы, связанные с
- социальные
факторы, которые выражают
Содержание процесса разработки методики системного исследования состоит в следующем:
- определяют
цели исследования и
- устанавливают
требования к результату
- устанавливают наличие и тип данных о системе управления, объекте и внешней среде;
- оценивают возможность
получения дополнительных
- определяют множество методик, применимых при существующих и возможных данных;
- из числа применимых методик отбирают подмножество рациональных методик, позволяющих достичь поставленных целей исследования;
- формулируют критерий - правило выбора наилучшего, в определенном смысле, метода из ряда рациональных;
- вычисляют значение критерия для каждой из рациональных методик;
- выбирают наилучшую,
оптимальную с позиций
Результат
системного анализа - это, прежде
всего, устойчивое решение, не
создающее дальнейших
Особенностью
всех методик системного
На эффективность
процесса познания
Вопрос 18 Понятие цели, иерархичность целей и требования к формированию целей
Цель является одной из центральных категорий теорий систем и системного анализа. Как и все абстрактные категории, она имеет весьма широкое толкование и разные интерпретации. Цель - это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам опыта. В широком понимании цель рассматривается как констатация предназначения и смысла существования системы, проблемы или объекта. Целевое начало возникает как отражение целей и интересов различных субъектов, так или иначе связанных с существованием и функционированием системы, что и должно учитываться при его формировании.
Цель определяют как желаемое состояние системы или результатов ее деятельности, которые должны быть достигнуты в пределах некоторого интервала деятельности. Хорошо сформулированные цели проясняют то, чем является система, какой она стремится быть и чем она отличается от других ей подобных. Они должны исключить возможность разного толкования и в то же время оставлять простор для гибкого развития системы.
Иерархия целей в системе играет очень важную роль, так как она устанавливает взаимосвязь и обеспечивает ориентацию функционирования всех подсистем и элементов на достижение целей верхнего уровня. При правильно построенной иерархии целей каждое структурное подразделение, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижение общих целей. Если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для
анализируемого объекта.
Накопленный опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.
1. Цели должны быть достижимыми, не выходящими за предельно допустимые возможности. Нереальная для достижения цель приводит к потере ориентиров, демотивации субъектов и объектов управления и негативно сказывается на функционировании системы.
2. Цели должны быть напряженными, то есть достижимыми лишь при эффективном управлении и рациональном использовании ресурсов.
3. Цели должны
быть гибкими и оставлять
4. Цели должны
быть сформулированы таким
5. Цели должны
быть конкретными, обладать
6. Цели должны быть совместимыми. Это предполагает соответствие долгосрочных и краткосрочных целей, целей тех подсистем, от которых зависит эффективность функционирования системы.
7. Цели должны быть приемлемыми для основных объектов влияния и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. Они должны свести воедино разнонаправленные интересы субъектов системного анализа.
Процессу
формирования целей
Достаточно часто при формировании целей возникает необходимость их декомпозиции по времени и по исполнителям. Это значит, что общий конечный результат, к которому стремится система, надо расчленить на частные задачи, решаемые в более короткие сроки. Кроме того, цели, стоящие перед системой в целом, конкретизируются по отдельным подсистемам. В частности, для производственных систем необходимо добиваться того, чтобы в результате структуризации каждое подразделение четко знало общие цели и свою роль в их достижении. Существуют системы, где цели могут быть точно сформулированы только по мере достижения предыдущих целей, и эффективное управление системой невозможно без их установления. Возникает потребность в декомпозиции обобщенной цели во времени. Представление развернутой последовательности подцелей в виде сетевой модели требует хорошего знания объекта исследования, а следовательно, сочетание декомпозиции цели в пространстве и во времени.
Вопрос 19 Пути достижения целей. Подходы к построению дерева мероприятий
Возможность достижения одной цели путем использования различных средств и методов характерна для всех систем и, в первую очередь, социально-экономических и политических.
При определении средств достижения целей должны быть получены ответы на вопросы: как, каким образом, путем создания или совершенствования какой системы должны быть достигнуты поставленные цели.
Поскольку
не все средства обладают
В достаточно
простых случаях отбор
Можно выделить
два подхода к выявлению
В первом
случае на всех уровнях
Информация о работе Исследование социально-экономических и политических процессов