Истоки тоталитаризма. Возникновение социологической науки. Позитивизм и антипозитивизм в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 13:10, реферат

Краткое описание

Направление буржуазной политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. Идеи о всеобъемлющем характере государства выдвигались в прошлом с определёнными оговорками некоторыми философами ( Гоббс - "государство - Левиафан", Гегель). Особенно широкое распространение Тоталитаризм получил с развитием фашистских течений в условиях общего кризиса капитализма, став официальной идеологией фашистской Германии и Италии. В этот период понятие Тоталитаризм употреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки сложившихся в этих странах режимов.

Содержание

1. Истоки тоталитаризма.
1.1. Определение тоталитаризма.
1.2. Истоки тоталитаризма.
1.3. Теории тоталитаризма.

2. Возникновение социологической науки. Позитивизм и антипозитивизм в социологии.
2.1. Определение социологии.
2.2. Возникновение социологической науки.
2.3. Позитивизм и антипозитивизм в социологии.

Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ОСП.docx

— 37.91 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РТ

ГБПОУ «Атнинский сельскохозяйственный техникум им. Габдуллы Тукая»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Основы социологии и политологии»

На тему: «Истоки тоталитаризма. Возникновение социологической науки. Позитивизм и антипозитивизм в социологии »

 

 

 

                                                                                                         Выполнила: студентка 031 группы                                                                                                                     

                                                                                                                                        Шаймарданова Р.И.

                                                                                                              Проверил:  Шакиров А.М.                  

 

 

2014-2015 учебный  год

с.Б.Атня

2014 год

План реферата.

 

1. Истоки тоталитаризма.

  1.1. Определение  тоталитаризма.

  1.2. Истоки тоталитаризма.

  1.3. Теории тоталитаризма.

 

2. Возникновение социологической  науки. Позитивизм и антипозитивизм в социологии.

  2.1. Определение социологии.

  2.2. Возникновение социологической  науки.

  2.3. Позитивизм и антипозитивизм в социологии.

 

Список использованной литературы.

 

 

1. Истоки тоталитаризма.

  1.1. Определение тоталитаризма.

 

Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются или пресекаются государством. Если такая власть на практике исходит не от народа, то всё равно может быть создана иллюзия одобрения народом действий этой власти.

 Направление буржуазной политической  мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. Идеи о всеобъемлющем характере  государства выдвигались в прошлом  с определёнными оговорками некоторыми  философами ( Гоббс - "государство - Левиафан", Гегель). Особенно широкое распространение Тоталитаризм получил с развитием фашистских течений в условиях общего кризиса капитализма, став официальной идеологией фашистской Германии и Италии. В этот период понятие Тоталитаризм употреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки сложившихся в этих странах режимов.

В период "холодной войны" понятие Тоталитаризм использовалось антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим государствам, которые клеветнически отождествлялись с фашистскими режимами и противопоставлялись "демократическому", "свободному" обществу. Реакционные буржуазные политики и идеологи и ныне пытаются использовать его в антикоммунистических целях.

 

1.2. Истоки тоталитаризма.

 

Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Маурья в Индии (321-185 гг. до н.э.), династия Цинь в Китае (221-206 гг. до н.э.), правление Чака над зулу (1816-1828) и др. Следует особо выделить легизм в Цинь, который являлся полноценной идеологией и имел философско-теоретическое обоснование необходимости тотального контроля. При этом легизм был официальной идеологией Цинь более 150 лет, вплоть до её падения в ходе народного восстания.

Однако приведённые выше тирании в целом оставались в русле традиции и не пользовались массовой народной поддержкой. Практическое осуществление абсолютного контроля государства над всей общественной жизнью и производством стало возможным только в XX веке благодаря экономическому развитию, распространению телекоммуникационных технологий и появлению эффективных методов манипуляции обществом (в первую очередь, пропаганды). Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку руководства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах.

Макс Вебер полагал, что возникновению тоталитаризма предшествует глубокий кризис, выражающийся в обострении конфликта между стремлением к самореализации и преобладанием внешнего мира. Начиная с XIX века, этот конфликт проявляет себя на ряде уровней: социальном (личность против народа), экономическом (капитализм против социализма), идеологическом (либерализм против демократии) и т.д. Либеральная демократия представляет собой компромисс, который достигается за счёт дифференциации сфер влияния - благодаря правовым ограничениям на власть общества и защите автономного пространства. Тоталитаризм предлагает другое решение, состоящее в ликвидации как либеральных (рыночных), так и демократических институтов. Согласно идеологам режима, тем самым исчезают предпосылки для системных конфликтов, а всё общество объединяется в единое целое.

Ряд исследователей тоталитаризма (Ф. фон Хайек, А. Рэнд, Л. фон Мизес и др.) рассматривают его как крайнюю форму коллективизма и обращают внимание на то, что все три тоталитарные системы объединяет государственная поддержка коллективных интересов (нации - нацизм, государства - фашизм или трудящихся - коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдельного гражданина. Отсюда, по их мнению, вытекают свойства тоталитарных режимов: наличие системы подавления недовольных, всепроникающий контроль государства над частной жизнью граждан, отсутствие свободы слова и т.д.

Социал-демократы объясняют рост тоталитаризма тем, что в период упадка люди ищут решение в диктатуре. Поэтому долгом государства должна быть защита экономического благополучия граждан, балансирование экономики. Как сказал Исайя Берлин: "Свобода для волков означает смерть для овец". Схожих взглядов придерживаются сторонники социал-либерализма, которые полагают, что лучшей защитой от тоталитаризма является экономически благополучное и образованное население, обладающее широкими гражданскими правами.

Неолибералы придерживаются отчасти противоположной точки зрения. В своём труде "Дорога к рабству" (1944 г.) Ф. фон Хайек утверждал, что тоталитаризм возник в результате чрезмерного регулирования рынка, которое привело к потере политических и гражданских свобод. Он предупреждал об опасности плановой экономики и полагал, что залогом сохранения либеральной демократии является экономическая свобода.

Американский политолог Джеймс Скотт выделяет четыре необходимых условия для "апокалипсиса в отдельно взятом государстве":

· модернистские идеи переделки мира;

· наличие достаточно сильного аппарата для проведения этих идей в жизнь;

· жестокий кризис общества;

· неспособность общества сопротивляться.

Массовый террор ХХ века был результатом сложного и нередко случайного сочетания геополитических и экономических провалов, унаследованного от значительно более мирного XIX века восторженно-наивной веры в технический прогресс и пророческие схемы, и, главное, многократно возросших возможностей координировать общественные силы.

Бюрократия есть социальная машина, создающая устойчивую и дальнодействующую координацию. Отлаженная бюрократия передает и исполняет команды. Это не зло и не добро, а сложное и мощное орудие двойного применения - как мирно пашущий трактор есть, в сущности, разоруженный танк. Вводится программа - и миллионы детей получают прививки или строится город. Вводится другая программа - и из общества изымаются миллионы идеологически заданных не людей, а города сжигаются в бомбёжке.

 

1.3. Теории  тоталитаризма.

 

Теория Хуана Линца

В своём эссе "Тоталитарные и авторитарные режимы" (1975) Хуан Линц утверждал, что главной чертой тоталитаризма является не террор сам по себе, а стремление государства к надзору за всеми аспектами жизни людей: общественным порядком, экономикой, религией, культурой и отдыхом. Однако Линц выделил ряд особенностей тоталитарного террора: системность, идеологический характер, беспрецедентный масштаб и отсутствие правовой основы. В этом плане террор в авторитарных режимах отличается тем, что он обычно вызван объективной чрезвычайной ситуацией, не определяет врагов по идеологическому признаку и ограничен рамками закона (впрочем, довольно широкими). В более поздних работах Линц стал называть советский режим после смерти Сталина "пост-тоталитарным", чтобы подчеркнуть уменьшение роли террора при сохранении других тоталитарных тенденций.

Теория Карла Фридриха

Карл Фридрих опубликовал ряд работ по тоталитаризму, включая "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956 г., в соавторстве с Бжезинским) и "Развитие теории и практики тоталитарных режимов" (1969). В первой из них он сформулировал ряд признаков тоталитаризма, приведённые выше. Во второй он провёл анализ роли общественного согласия и мобилизации в поддержку режима. Согласно Фридриху, террор не исчез в СССР после смерти Сталина. Массовая поддержка режима по-прежнему обеспечивалась за счёт использования передовых технологий тайного сыска, пропаганды и манипуляции психикой. Центральным тезисом Фридриха является утверждение, что в тоталитарном СССР "страх и согласие стали сиамскими близнецами".

Теория Ханны Арендт

Массовое распространение теория тоталитаризма получила после выхода в свет книги философа Ханны Арендт "Истоки тоталитаризма" (1951 г.). Центром внимания стали масштабный террор и беспрецедентное насилие, связанные с Холокостом и ГУЛАГом. Основой режима Арендт считала официальную идеологию, которая заявляла о своей способности объяснить все аспекты человеческой деятельности. По её мнению, идеология становилась связующим звеном между отдельными людьми и делала их беззащитными перед государством, в том числе, перед произволом диктатора.

Арендт полагала, что хотя итальянский фашизм представлял собой классический образец диктатуры, нацизм и сталинизм существенно отличались от него. В этих странах государство было полностью подчинено контролю одной партии, представляющей либо нацию [, либо пролетариат. Напротив, по мнению Арендт, фашизм Муссолини ставил государство над партией. Арендт также подчёркивала роль пангерманизма нацистского режима и панславизма сталинского режима как частных случаев "континентального империализма" и свойственного ему расизма.

Схожих взглядов придерживались впоследствии и другие философы и историки, в частности, Эрнст Нольте, который рассматривал нацизм как зеркальное отражение большевизма]. Фридрих, Линц и другие историки склоняются к точке зрения, что нацизм всё-таки был ближе к итальянскому фашизму, чем к сталинизму

Теория К. Поппера

Тоталитарная модель была долгое время предметом изучения со стороны историков и политологов и при этом оказала влияние на другие современные ей концепции. В частности, в своём труде "Открытое общество и его враги" (1945 г.) Карл Поппер противопоставил тоталитаризм либеральной демократии. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления (которая, по его мнению, лежит в фундаменте тоталитаризма) принципиально не существует. Следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику и чтобы политическая элита могла быть отстранена от власти без кровопролития. Такой системой Поппер полагал "открытое общество" - общество, открытое для множества точек зрения и субкультур.

Теория Дж. Талмона

В 1952 г. Дж. Талмон ввёл термин "тоталитарная демократия" для обозначения режима, основанного на принуждении, в котором граждане, формально обладая избирательным правом, на практике лишены возможности оказывать влияние на процесс принятия государственных решений.

 

2. Возникновение социологической  науки. Позитивизм и антипозитивизм в социологии.

2.1. Определение  социологии.

 

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе.

   Это общее определение  имеет несколько уточняющих объяснений:

1) наука о социальных системах, из которых состоит общество;

2) наука о закономерностях развития  общества;

3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных  отношениях;

4) наука о социальной структуре  и социальных общностях;

5) наука о движущих силах сознания  и поведения людей как членов  гражданского общества.

Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

2.2. Возникновение  социологической науки.

 

Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Однако, многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей. Особое место в обосновании социальных идей принадлежит древнегреческим философам Платону, Аристотелю. Французские просветители 18 в. – Жан-Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье, Вольтер, Дени Дидро, представители утопической мысли – Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Клод Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн развили идеи о возможностях совершенствования общества в реалиях Нового времени. Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до 19 в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает качественно новый этап в истории общества, когда оно предстало в человеческом измерении – каждый человек становился субъектом исторического процесса. Этот коренной поворот в социальной практике и социальной науке связан с великими буржуазными революциями, в основном, с французской в конце 18 в. Она провозгласила свободу, равенство, братство всех людей, независимо от социального происхождения, социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, изучения сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

Информация о работе Истоки тоталитаризма. Возникновение социологической науки. Позитивизм и антипозитивизм в социологии