Истоки тоталитаризма. Возникновение социологической науки. Позитивизм и антипозитивизм в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 13:10, реферат

Краткое описание

Направление буржуазной политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. Идеи о всеобъемлющем характере государства выдвигались в прошлом с определёнными оговорками некоторыми философами ( Гоббс - "государство - Левиафан", Гегель). Особенно широкое распространение Тоталитаризм получил с развитием фашистских течений в условиях общего кризиса капитализма, став официальной идеологией фашистской Германии и Италии. В этот период понятие Тоталитаризм употреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки сложившихся в этих странах режимов.

Содержание

1. Истоки тоталитаризма.
1.1. Определение тоталитаризма.
1.2. Истоки тоталитаризма.
1.3. Теории тоталитаризма.

2. Возникновение социологической науки. Позитивизм и антипозитивизм в социологии.
2.1. Определение социологии.
2.2. Возникновение социологической науки.
2.3. Позитивизм и антипозитивизм в социологии.

Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ОСП.docx

— 37.91 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Позитивизм  и антипозитивизм в социологии.

 

Позитивизм в социологии был первым направлением, которое сложилось в XIX в. Его суть заключалась в формировании новой системы знаний об обществе на основе применения методов и законов естественных наук. Первоначально позитивизм в социологии противопоставлялся умозрительному спекулятивному теоретизированию. Он возник в результате отказа от простых рассуждений о социуме, а также стремления создания такой социальной теории, которая бы по всем параметрам соответствовала естественнонаучной теории.

Позитивизм в социологии определял, что знание об обществе должно отвечать требованиям реальности и научности, поэтому оно должно добываться с помощью естественнонаучных методов. Главными методами при этом считались наблюдение, сравнение, эксперимент, исторические и математические методы. Позитивизм в социологии наиболее ярко проявился в своих направлениях (которые часто называют чертами позитивизма), таких как натурализм, эволюционизм, органицизм. Помимо этих течений к позитивизму относятся механицизм, социальный дарвинизм, расово-антропологическое направление, географический детерминизм и другие. Все направления позитивизма отличались общим принципом редукционизма. Его смысл заключается в стремлении объяснять явления общественной жизни с позиции единственного фактора, являющегося определяющим (биологического, расового, географического и пр.). Эти течения назывались «школами одного фактора».

АНТИПОЗИТИВИЗМ в социологии – возникшее в конце 19 века направление, которое противостояло влиянию позитивистской методологии социологического анализа, считая ее неадекватной природе социальной реальности. Антипозитивизм отказывался от заимствования методов и теоретических моделей тех или иных естественных наук (прежде всего биологии, "организмической" модели), настаивая на необходимости вырабатывать собственные методы и теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности. Так, Вебер, вслед за Виндельбандом, Риккертом и Дильтеем, обосновал новый подход в социологии, предполагающий "понимание" смысла социальных явлений, и положил начало "понимающей социологии". По мере того, как социология развивала собственные теоретико-методологические основания, проблема антипозитивизма в социологии постепенно утрачивала актуальность.

Антипозитивизм в социологии - негативная реакция на определенные тенденции внутреннего развития и институционализации социологической дисциплины, оцениваемые их критиками как рез-т влияния позитивистской методологии и позитивистских представлений о науке и научности. Разновидности антипозитивизма различаются по тенденциям, отражающим различные этапы конституирования социологии в самостоятельную научную дисциплину. В конце XIX в. антипозитивизм выражался в критике тенденции конституирования социологического знания по модели биологических наук и проецирования на предмет социологии  дарвиновских представлений о "борьбе за существование" и "естественном отборе". На этом этапе решающий импульс антипозитивизм дали мыслители В. Виндельбанд, Г. Риккерт и В. Дильтей, которые в противовес естественнонаучному объяснению культурно-исторические реальности предложили подход, предполагающий "понимание" смысла культурно-исторических явлений, образований и структур. Двигаясь в русле этой тенденции по пути создания социологии понимающей, М. Вебер в то же время выдвинул принцип свободы от оценочных суждений в социологическом исследовании, следование к-рому он и его сторонники рассматривали как условие научности социологии, по их мнению, не отличающейся в этом пункте от наук о природе; причем критика этого принципа вылилась в новую форму антипозитивизма, сложившуюся в первой трети XX в. Между тем в США еще в 30-40-е гг. XX в. движение по пути развития понимающей социологии, к которому в той или иной мере примыкали Г.Дж. Блумер, Э.Ч. Хьюз, Р. Макайвер, Р. Мертон, Т. Парсонс, Р. Редфилд, П. Сорокин, Г. Беккер и Ф. Знанецкий, идентифицировалось в социологическую антипозитивизм. Однако еще 10-15 лет спустя в США начали возникать столь радикальные формы антипозитивизм, что для них многие из социологов, долгие годы считавшиеся антипозитивистами, предстали в качестве позитивистов; причем возникали они опять-таки не без влияния европейского антипозитивизм, явно опережавшего амер. в смысле радикализма. По мере того как социология, отказываясь от следования частным методам тех или иных естественных наук, вырабатывала собственные методы удостоверения объективности своего знания, обеспечивавшие его научность, А. начинал выступать не против правомерности использования в социологии тех или иных естественно-науч. методов, а против ее претензии на объективность и научность вообще. Предметом критики со стороны антипозитивизма, развивавшегося на почве неогегельянски ориентированной социологии как "левого" толка (неомарксизм), так и "правого" (напр., X. Фрайер), стало свойственное научному познанию ясное и отчетливое различие субъекта и объекта познания. Сторонники А. в социологии считали, что подобное различие справедливо лишь для наук о природе, поскольку в науках об об-ве субъект и объект  познания один и тот же - обществ. человек. Следовательно, различать (а не отождествлять) в социологическом познании субъект и объект, стремясь к строгой объективности соц. знания, - это и есть позитивизм, подлежащий критическому преодолению. С наибольшей последовательностью эта разновидность антипозитивизм была развита представителями франкфуртской школы М. Хоркхаймером, Т. Адорно, а затем и Г. Маркузе, которые сами, в свою очередь, отправлялись от некоторых положений ранней книги Д.Лукача "История и классовое сознание"  (1923), подвергнутых впоследствии критике самим ее автором. Рассматривая "объективизирующую" тенденцию традиционной науки как результат капиталистического отчуждения, а позитивизм как идеологию такого отчуждения, Хоркхаймер, Адорно и Маркузе отказывали социологии в какой бы то ни было степени адекватности постижения общества, но ни в коей мере не познавательную функцию. Позитивизмом, закрывающим для социологии путь познания общества, объявлялась при этом уже сама ее тенденция отправляться от фактов, двигаясь по пути их аналитического обобщения. Франкфуртская версия А., разработанная в 30-х гг. как критическая теория общества, не была ассимилирована леворадикальной критической социологией, развивавшейся на Западе в период с конца 50-х до нач. 70-х гг. Существенно важным моментом этого процесса, результатом которого было "узаконение" антипозитивизма в западной социологии, стал "спор о позитивизме", разгоревшийся в 1961 г. на съезде социологов ФРГ, где с ведущими докладами ("О логике социальных наук") выступили К. Поппер и Т. Адорно. В своем докладе Адорно лишь резюмировал франкфуртскую версию антипозитивизма, с точки зрения которой позитивизм оказывался тождественным конформизму - приспособлением к бурж.-капиталистич. "данности". Задачей же "критич. теории", предложенной как последовательное выражение А., провозглашалось "спасение и восстановление" всего того, что неподвластно бурж.-капиталистич. "тотальности", что противостоит ей или только еще образуется в качестве отрицающей ее силы. В начале 60-х гг. в борьбу против позитивизма в соц. науках активно включается более молодое поколение франкфуртцев, прежде всего Ю. Хабермас. В отличие от А. старших представителей франкфуртской школы у Хабермаса он отмечен тенденцией использования антипозитивистской аргументации более современных философских течений, оказывавших возрастающее влияние на бурж. социологию, - феноменологии, экзистенциализма, герменевтики. Версия А., предложенная Хабермасом, с одной стороны, была несколько более умеренной, но с др. стороны, претендовала на своеобразное объединение антипозитивистских тенденций на почве неомарксизма. Эта тенденция возобладала затем в рамках развивавшейся леворадикальной социологии, в русле к-рой наряду с неомарксизмом значительную роль играли феноменологич., герменевтич. и экзистенциалистские мотивы. С середины 70-х гг. проблема А. в социологии постепенно утрачивает свою актуальность.

Позитивизм

Антипозитивизм

Методы познания общества те же, что и у наук о природе.

У социологии свои особые методы познания.

Объективное и доказательное объяснение социальных процессов

Индивидуальный подход и понимание мотивов действий людей

Объясняющая психология

Понимающая социология




 

Различие позитивизма и антипозитивизма.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 2003

Вебер М. Избр. соч. М., 2008

Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 2008

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2001

Бурдье П. Социология политики. М., 2001

Американская социологическая мысль. М., 2007

Мертон Р.К. Явные и латентные функции. //Американская социологическая мысль. М., 2006

Смелсер Н. Социология. М., 2003

Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 2009

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 2009

Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 2008

Политология (базовый курс), Зеленков М.Ю., 2009

Политология в вопросах и ответах, Горелов А.А., 2009

Политология в схемах и комментариях, Тургаев А.С., Хренов А.Е., 2005

Политология, Акопов Г.Л., Кислицын С.А., 2009

 

 

 

 


Информация о работе Истоки тоталитаризма. Возникновение социологической науки. Позитивизм и антипозитивизм в социологии