Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 16:32, реферат
В свою очередь, развитие свободной конкуренции в экономике, политике, духовной сфере также поставило в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей и политиков от умения использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т.п. К середине XIX века потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества.
Для более полного уяснения сущности социологии необходимы подробный анализ исторических и социально-экономических предпосылок ее появления как особой самостоятельной области научного знания, выявление условий зарождения, закономерностей ее появления, периодизации и наиболее характерных особенностей развития в различные исторические эпохи, а также самобытных черт, которые эта наука приобретает в конкретно-исторических условиях отдельных стран.
Введение
3
1 Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки
4
2 Основные направления развития социологии
7
2.1 Представления об обществе в древнем мире
7
2.2 Эпоха Средневековья
9
2.3 Развитие социологии в XIX – XX веке
10
3 Современный этап развития социологии
14
4 Общественное регулирование процессов девиации
15
4.1 Понятие девиантного поведения
15
4.2 Формы девиантного поведения
15
4.3 Причины девиантного поведения
18
4.4 Причины объяснения девиантного поведения
19
4.5 Социальный контроль
22
Заключение
25
Список использованных источников
Второе направление отстаивает
идею приоритета интереса личности, индивида.
Оно развивалось Эпикуром, Аристотелем.
Последний критикует «
Исходя из общественного разделения труда Платон создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включавший воинов, охраняющих общество от смуты и беспорядков; низший, состоящий из ремесленников и крестьян.
Аристотель считал опорой
порядка средний класс. Кроме
него он также различал богатую полукратию
и лишенный собственности пролетариат.
По его мнению, государство лучше
всего управляется в том
В этих направлениях древнегреческая
мысль отразила фундаментальное
противоречие социальной жизни и
внутренней жизни индивида – противоречивое
единство общественного и
2.2 Эпоха Средневековья
В период Средневековья развитие социальных отношений осуществляется преимущественно под контролем системы нравственных, религиозных норм, что оказало влияние и на развитие социальной мысли.
Наиболее видной фигурой
теологической социально-
Реформация оказала серьезное
влияние на развитие социально-критического
мышления, теорий самосознания, раннебуржуазного
идеала «правового государства». Она
способствовала разрушению феодально-религиозных
представлений и утверждению
новых, предпринимательских ориентации
в хозяйственной практике. М. Вебер
раскрыл воздействие на процесс
становления европейского капитализма
протестантского религиозно-
Наряду с идеями индивидуалистическими,
частнособственническими в XVI в. постепенно
оформляется социалистическое социально-политическое
течение как идеология
Критикуя капитализм и
вскрывая его антигуманную сущность,
социалисты-утописты считали идеальным
такое общество, в котором осуществляется
государственное или
2.3 Развитие социологии в XIX – XX веке
Идея социологии как отдельной науки обязана своим возникновением целому ряду условий, сложившихся во Франции к первым десятилетиям XIX века. История свидетельствует, что социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным обществом в 40-х годах XIX века после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.
В системе О. Конта обоснование
осуществляется на основе сформулированного
им закона о трех последовательных
стадиях интеллектуального
Переход от одной стадии
к другой в разных науках происходит
последовательно, но не одновременно.
И здесь действует один принцип
– от простого к сложному, от высшего
к низшему. Чем проще объект изучения,
тем быстрее там
Другой важный вывод, приведший
О. Конта к необходимости
О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.
Хотя в качестве общего предмета социологии О.Конт определил глобальное общество, человечество, французский ученый не смог четко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий ей всесторонне изучать закономерности общественного развития. Метод полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, ставился под сомнение и критиковался уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни в значительной степени отличаются от тех, с которыми имели дело естественные науки [1, с. 36-37].
Огюст Конт по праву может
считаться основателем
Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов.
Герберт Спенсер (1820–1903), английский
философ и социолог, разделял мнение
Конта о социальной статике и
социальной динамике. Он придерживался
мнения, что общество имеет ряд
важных сходств с биологическим
организмом, и описывал его как
систему, как некое целое, состоящее
из взаимосвязанных и
Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем.
Вместе с тем концепция «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские установки Г. Спенсера были подвергнуты критике, преимущественно со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Габриелем Тардом (1843–1904), Гюставом Лебоном (1841–1931) и особенно Фердинандом Тённисом (1855–1936).
Отказавшись от биологизации
общества, эти ученые пытались преодолеть
ограниченности эволюционизма, что, в
конечном счете, привело к появлению
социально-психологической
Г. Тард известен своей теорией подражания, так как элементарным социальным отношением он считал передачу или попытку передачи верования или желания. Его концепция впоследствии была использована в теории массовых коммуникаций.
Г. Лебон обратил внимание на феномен «толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.
Ф. Тённис придавал первостепенное значение понятию воли, которая и определяет сущность и направление человеческого поведения. А так как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум.
Географическое направление в социологии представлен Жан Жаком Элизе Реклю (1830–1905) и Фридрихом Ратцелем (1844–1904). Так, Ф. Ратцель преувеличивал влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества. Вместе с тем ему удалось проследить некоторые закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в разных географических условиях.
В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, названная по имени своего основателя Карла Маркса (1818–1883), которая существует уже более полутора сотен лет. На К. Маркса значительное влияние оказало творчество немецкого философа Георга Вильгельма Гегеля (1770–1831) и особенно его учение о диалектике.
К. Маркс и Ф. Энгельс использовали диалектический подход с его содержательно-логическим принципом единства и борьбы противоположностей при рассмотрении общественных отношений в материальном мире. В дальнейшем он получил название диалектический и исторический материализм. Марксистская концепция заключается в том, что развитие основывается на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса.
К. Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т.е. способ производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех общественных институтов.
Кроме того, ими была разработана
концепция социального
Итак, из всего выше изложенного, мы видим, что в ответ на поставленные жизнью вопросы рождались различные концепции, стремящиеся объяснить всё происходящее с тех или иных позиций. Так же стоит отметить, что на разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление.