Исторические условия возникновения социологии в 19 веке. Общественное регулирование процессов девиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 16:32, реферат

Краткое описание

В свою очередь, развитие свободной конкуренции в экономике, политике, духовной сфере также поставило в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей и политиков от умения использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т.п. К середине XIX века потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества.
Для более полного уяснения сущности социологии необходимы подробный анализ исторических и социально-экономических предпосылок ее появления как особой самостоятельной области научного знания, выявление условий зарождения, закономерностей ее появления, периодизации и наиболее характерных особенностей развития в различные исторические эпохи, а также самобытных черт, которые эта наука приобретает в конкретно-исторических условиях отдельных стран.

Содержание

Введение
3
1 Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки
4
2 Основные направления развития социологии
7
2.1 Представления об обществе в древнем мире
7
2.2 Эпоха Средневековья
9
2.3 Развитие социологии в XIX – XX веке
10
3 Современный этап развития социологии
14
4 Общественное регулирование процессов девиации
15
4.1 Понятие девиантного поведения
15
4.2 Формы девиантного поведения
15
4.3 Причины девиантного поведения
18
4.4 Причины объяснения девиантного поведения
19
4.5 Социальный контроль
22
Заключение
25
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат социология.docx

— 61.69 Кб (Скачать файл)

Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности, индивида. Оно развивалось Эпикуром, Аристотелем. Последний критикует «Государство»  Платона, отстаивая приоритет индивидуальных интересов и защищая право  личности на индивидуальность. Чрезмерное стремление к обобществлению, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля, ведет к стиранию индивидуальности, к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную путаницу, подготавливает политический кризис [3, с. 40].

Исходя из общественного  разделения труда Платон создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой общество делится на три  класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включавший воинов, охраняющих общество от смуты и беспорядков; низший, состоящий  из ремесленников и крестьян.

Аристотель считал опорой порядка средний класс. Кроме  него он также различал богатую полукратию и лишенный собственности пролетариат. По его мнению, государство лучше  всего управляется в том случае, если эгоистические интересы богатых  ограничены, бедняки не отстранены от управления, а средний класс  многочисленнее и сильнее двух других [1, с. 32].

В этих направлениях древнегреческая  мысль отразила фундаментальное  противоречие социальной жизни и  внутренней жизни индивида – противоречивое единство общественного и индивидуального. Представители каждого направления  вплоть до настоящего времени отстаивают свое право быть «проводником» человечества на пути к лучшему будущему, формируя его специфический образ. Если мыслителям первого направления свойственно  представление о лучшем будущем  как о стабильном, устойчивом обществе, ориентирующем его членов на ответственность  за судьбу целого, то для ученых второго  – характерна выработка социального  идеала, в котором лучшее будущее  обозначается как динамичное, быстро совершенствующееся общество, ориентирующее  его членов на открытость, свободу, ответственность за собственную  судьбу. Мыслители, отстаивавшие приоритет  общественного интереса над личным, в социальной политике делали акцент на идее «равенства равных», сторонникам  же приоритета индивидуального интереса над общественным более важным представлялось решение задачи обеспечения «неравенства неравных». Таким образом, оба направления  социальной мысли обосновывали оправданность  неравенства, но расставляли разные акценты.

 

 

 

2.2 Эпоха Средневековья

 

 

В период Средневековья развитие социальных отношений осуществляется преимущественно под контролем  системы нравственных, религиозных  норм, что оказало влияние и  на развитие социальной мысли.

Наиболее видной фигурой  теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский, осуществивший «модернизацию» раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля. Учение Фомы Аквинского стало важным шагом  в укреплении духовной власти католицизма  над развитием социальной жизни (в 1879 году это учение было объявлено «единственно истинной философией католицизма»), но не остановило Реформацию католицизма. Идейное оформление Реформация получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерско-буржуазное направление, и Т. Мюнцера, вождя народной Реформации. Важнейшая идея Реформации – необходимость личной ответственности человека, отрицание посредничества церковной иерархии.

Реформация оказала серьезное  влияние на развитие социально-критического мышления, теорий самосознания, раннебуржуазного идеала «правового государства». Она  способствовала разрушению феодально-религиозных  представлений и утверждению  новых, предпринимательских ориентации в хозяйственной практике. М. Вебер  раскрыл воздействие на процесс  становления европейского капитализма  протестантского религиозно-этического комплекса, обеспечившего воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость. В социальной мысли на новом уровне возрождается противостояние идей «индивидуализма» и «коллективизма». Идея приоритета индивидуального интереса над общественным утверждается в качестве ядра идеологии  формирующегося класса предпринимателей, буржуазии.

Наряду с идеями индивидуалистическими, частнособственническими в XVI в. постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение как идеология нарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического социализма принято считать Т. Мора (1478–1535), изобразившего в «Утопии» общество, в котором нет частной  собственности, обобществлены производство и быт, а труд является обязательным для всех.

Критикуя капитализм и  вскрывая его антигуманную сущность, социалисты-утописты считали идеальным  такое общество, в котором осуществляется государственное или общественное руководство экономикой, не знающей  товарно-денежных отношений. Но они  не смогли найти стимулы к труду  в обществе без конкуренции, частной  собственности и самоорганизации  экономической жизни. Главное –  ставка на прямое государственное регулирование  и социальный контроль.

 

 

2.3 Развитие социологии  в XIX – XX веке

 

 

Идея социологии как отдельной науки обязана своим возникновением целому ряду условий, сложившихся во Франции к первым десятилетиям XIX века. История свидетельствует, что социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным обществом в 40-х годах XIX века после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.

В системе О. Конта обоснование  осуществляется на основе сформулированного  им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической  стадии, человек объясняет все  явления на основе религиозных представлений, апеллируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической стадии,  он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. На третьей, позитивной, или научной стадии человек отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.

Переход от одной стадии к другой в разных науках происходит последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип  – от простого к сложному, от высшего  к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается  позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в  математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же – это вершина позитивного  знания. Она опирается в своих  исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном  исследовании, данных – надежных, проверенных, не вызывающих сомнения. 

Другой важный вывод, приведший  О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием  им закона разделения и кооперации труда. Благодаря этим факторам появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и  повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут  к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую  личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя  враждебно относиться к другим. Возникают  корпорации и внутрикорпоративная  эгоистическая мораль, которые при  известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувство  солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.  

О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и  законы функционирования общественной системы. В этом разделе социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия  с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и  солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного  прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Хотя в качестве общего предмета социологии О.Конт определил  глобальное общество, человечество, французский  ученый не смог четко определить предмет  новой науки и найти научный  метод, позволяющий ей всесторонне  изучать закономерности общественного  развития. Метод полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, ставился под сомнение и критиковался уже  при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни в значительной степени отличаются от тех, с которыми имели дело естественные науки [1, с. 36-37].

Огюст Конт по праву может  считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и  социальными процессами, но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса как отдельной  науки [4, с. 55].

Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов.

Герберт Спенсер (1820–1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и  социальной динамике. Он придерживался  мнения, что общество имеет ряд  важных сходств с биологическим  организмом, и описывал его как  систему, как некое целое, состоящее  из взаимосвязанных и взаимозависимых  частей. В последствии Спенсер  заинтересовался и поддерживал  идею «естественного отбора» применительно  к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к  превратностям жизни. Этот подход был  определён как «социальный дарвинизм».

Социальный дарвинизм  Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих  себе и Вселенной формируются  под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем.

Вместе с тем концепция  «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские  установки Г. Спенсера были подвергнуты  критике, преимущественно со стороны  психологической школы, которая  в истории социологии представлена Габриелем Тардом (1843–1904), Гюставом Лебоном (1841–1931) и особенно Фердинандом  Тённисом (1855–1936).

Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пытались преодолеть ограниченности эволюционизма, что, в  конечном счете, привело к появлению  социально-психологической концепции  социологии, к анализу социально-психологических  явлений и попыткам объяснить  роль субъективного фактора в  историческом процессе.

Г. Тард известен своей теорией  подражания, так как элементарным социальным отношением он считал передачу или попытку передачи верования  или желания. Его концепция впоследствии была использована в теории массовых коммуникаций.

Г. Лебон обратил внимание на феномен «толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное  в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.

Ф. Тённис придавал первостепенное значение понятию воли, которая и  определяет сущность и направление  человеческого поведения. А так  как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким  воплощением чего является разум.

Географическое направление  в социологии представлен Жан  Жаком Элизе Реклю (1830–1905) и Фридрихом Ратцелем (1844–1904). Так, Ф. Ратцель преувеличивал влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества. Вместе с тем ему удалось проследить некоторые закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в разных географических условиях.

В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, названная по имени  своего основателя Карла Маркса (1818–1883), которая существует уже более  полутора сотен лет. На К. Маркса значительное влияние оказало творчество немецкого  философа Георга Вильгельма Гегеля (1770–1831) и особенно его учение о диалектике.

К. Маркс и Ф. Энгельс  использовали диалектический подход с  его содержательно-логическим принципом  единства и борьбы противоположностей при рассмотрении общественных отношений  в материальном мире. В дальнейшем он получил название диалектический и исторический материализм. Марксистская концепция заключается в том, что развитие основывается на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса.

К. Маркс утверждал, что  политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство  составляют надстройку общества. Экономический  базис общества, т.е. способ производства материальных благ и классовая структура  общества, оказывает воздействие  на формирование всех общественных институтов.

Кроме того, ими была разработана  концепция социального конфликта  в виде грядущих социалистических революций, изучены основные классы современного им общества — пролетариат, буржуазия, крестьянство — и проанализированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой К. Маркса было то, что он отказался  от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину  одного общества и одного прогресса  — капиталистического.

Итак, из всего выше изложенного, мы видим, что в ответ на поставленные жизнью вопросы рождались различные  концепции, стремящиеся объяснить  всё происходящее с тех или  иных позиций. Так же стоит отметить, что на разных этапах развития социологической  мысли на передний план выходило то одно, то другое направление.

Информация о работе Исторические условия возникновения социологии в 19 веке. Общественное регулирование процессов девиации