История отечественной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Развитие социологии в целом и каждой ее отдельной отрасли является результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов. В этом смысле социология интернациональна по своему характеру, целям и задачам; она является общечеловеческим феноменом.
В то же время социология никогда не была единой наукой, как, например, физика или астрономия. Одновременно существовало значительное число школ и направлений, различных по содержанию и характеру, пониманию теории и методологии, предмета и структуры социологического знания. Эти школы и направления часто базировались на диаметрально противоположных мировоззренческих, философских и социальных позициях, характеризовались весьма различными подходами к определению предмета исследования и возможностей его познания. Специфика и национальные традиции (что особенно важно) проявляются не только как сторона или специфическое качество чего-то цельного и единого, а как самостоятельное направление, претендующее на выражение самой сущности социоло¬гии или на представление социологии в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Социология в России в XIX и начале XX века………………………….
2. Отечественная социология после 1917 года……………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………….…...………………..…...

Вложенные файлы: 1 файл

Контр Социология .doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Начало юридической социологии в России положил Нико­лай Михайлович Коркунов (1853—1904). Его заслуга заключается в том, что он успешно развил правовую систему с позиций со­циологического знания. Главная работа Коркунова по общей теории права была переведена на несколько языков.

В области социологии преступности русские ученые много сделали для установления взаимосвязи между различными ви­дами преступлений и социальными, физическими, биологиче­скими причинами, их обусловливающими.

К юридической социологии близко примыкает психологиче­ская социология Льва Иосифовича Петражицкого (1867—1931). Он выступал против применения традиционной логики и тра­диционной психологии к учению о государстве, праве, морали и обществе. Особое значение он придавал роли эмоций как ав­тономному, нормативному, доминирующему фактору соци­ального поведения, благодаря которому возможна адаптация к окружающей среде. На основе «эмоциональной психологии» Петражицкий проанализировал виды социальных процессов, социальную структуру и социальное развитие, уделив особое внимание юридическим и политическим институтам.

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — один из крупнейших социологов XX в. В книге «Социальная мобиль­ность» он рассматривал понятия горизонтальной и вертикаль­ной мобильности. Горизонтальная мобильность — это фактиче­ское перемещение в физическом пространстве, например ми­грация; вертикальная — изменение социального статуса, «движение вверх и вниз по социальной лестнице». В разных типах общества это движение различно по виду и скорости. В ка­ждом обществе существуют так называемые лифты, посредст­вом которых осуществляется это движение. Классическими примерами таковых являются армия, школа, бюрократия, про­фессиональные и богословские организации. Они так же необ­ходимы социальному организму, как органы контроля кровото­ка в сложном биологическом теле. Сорокин пришел к выводу, что мобильность способствует развитию умственной гибкости и разносторонности интеллекта вообще, но, в свою очередь, по­рождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изо­ляции, моральному падению и самоубийству.

В 1916 г. ведущие русские социологи, биологи и экономи­сты основали первое в стране Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, президентом которого стал А. С. Лаппо-Данилевский, секретарем — П. А. Сорокин. Была принята широкая программа исследований. Первая мировая война, а за­тем Октябрьская революция приостановили работу общества.

В 1922 г. Сорокин вместе с другими русскими интеллигента­ми был выслан из России, работал в Гарварде (США), опубли­ковал ряд работ по проблемам динамики культуры, социологи­ческой теории, теории конвергенции.

Несмотря на то, что во второй половине XIX — начале XX в. социология в России получила достаточно широкое распро­странение, она не была представлена в качестве учебной дис­циплины в университетах до Октябрьской революции 1917 г.

Выдающимися представителями марксистского течения социологической мысли в России были Г. В. Плеханов и В. И. Ле­нин (Ульянов).

Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) — революцио­нер и мыслитель, основатель социал-демократического движе­ния в России. В его работах «К вопросу о развитии монистиче­ского взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории мате­риализма» (1896), «К вопросу о роли личности в истории» (1898) и многих других блестяще изложена марксистская тео­рия общества. Плеханов оценил учение Маркса как новый этап в становлении философии и социологии. Он развил материали­стическое понимание истории, показав сложность отношений общественного бытия и общественного сознания; подчеркнул роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут социальные группы в данном обществе.

Владимир Ильич Ленин (1870—1924) — революционер и социаль­ный мыслитель, основатель Советского государства. В 1890-х гг. Ленин в ряде работ исследовал общественный строй России и роль различных классов в надвигавшейся революции. Исклю­чительное значение имела его книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894). Субъек­тивной социологии Ленин противопоставил марксистскую диалектику, в частности учение о конкретности истины, и материалистическое понимание закономерностей развития общест­ва, роли народных масс, классов и личности в истории. В книге рассмотрены такие категории марксистской теории общества, как «общественная формация», «способ производства» и др.

Значительное место в работах Ленина накануне Октябрь­ской революции 1917 г. и после ее победы занимают марксист­ская теория государства, рассмотрение соотношения, классовой сущности и функций различных видов демократии и диктату­ры, анализ особенностей Советов как государственной формы диктатуры пролетариата, определение перспектив и условий «отмирания государства» («Государство и революция» (1917) и др.).

Несмотря на то что Ленин многие теоретические и методо­логические вопросы, относящиеся к сфере социологического знания, поставил и разработал впервые, в его работах мы не найдем законченной концепции социологии. Вместе с тем в его трудах можно выделить три уровня развития марксистской со­циологической мысли: во-первых, дальнейшая разработка мар­ксистской теории общества (прежде всего российского); во-вторых, применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества; в-третьих, систематическое проведение иссле­дований прикладного характера, в ходе которых Ленин исполь­зовал разнообразные приемы сбора социальной информации. Замечательным примером последнего уровня может служить работа Ленина «Развитие капитализма в России» (1896—1899).

Российская социологическая мысль XIX — начала XX в. по методологическим установкам и теоре­тическим достижениям не уступала зарубежной. В то же время она отличалась историческим и культурным своеобразием: тес­ной связью с гуманистическими идеалами российской филосо­фии, синтетическим подходом, сочетающим социологию с экономикой, правоведением, политологией, психологией, истори­ческой перспективой и тревогой за Отечество.

 

 

 

 

2. Отечественная социология после 1917 года

После Октябрьской революции судьба отечественной социо­логии складывалась крайне противоречиво. В первые годы Со­ветской власти наблюдался значительный «взлет» социологии. Начался процесс ее институционализации. Были созданы ка­федры социологии в Петроградском и Ярославском универси­тетах. В 1919 г. учрежден Социобиблиографический институт; в 1919 г. директор института К. М. Тахтарев поставил вопрос о переименовании его в Российский социологический институт.

Возобновило свою деятельность Социологическое общест­во им. М. М. Ковалевского, председателем которого стал Н. И. Ка-реев. В 1920 г. в Петроградском университете был образован пер­вый в стране факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял Сорокин.

В эти же годы издается обширная социологическая литера­тура, главным образом теоретического профиля. В этой литера­туре представлены различные точки зрения на предмет, теорию и структуру социологического знания, на соотношение социо­логии и марксистской теории общества. В развитии социологии наблюдались различные тенденции.

Во-первых, большое влияние на социальное мышление про­должала оказывать немарксистская социологическая мысль (Михайловский, Ковалевский, Сорокин и др.).

Во-вторых, важную роль в становлении нового социального мышления сыграли работы Лаврова, а также Плеханова, кото­рые с различных теоретических позиций сделали попытку свя­зать социологию с социализмом, с революционным изменени­ем российского общества.

В-третьих, под сильным влиянием Бухарина наметилась чет­кая тенденция отождествления социологии и исторического материализма — теории общества, философским основанием которой служит материалистическое понимание истории. Со­циология, согласно этой концепции, выступала как самостоя­тельная нефилософская наука. При этом, рассматривая истори­ческий материализм как теоретическую социологию, последо­ватели Бухарина не ограничивали сферу социологического знания только историческим материализмом, предполагая воз­можность конкретной социологии, особого конкретного социо­логического изучения социальных процессов.

В-четвертых, стали получать развитие отдельные отрасли социологического знания: социология труда (А. К. Гастев и др.), социология искусства (Е. Н. Анциферов и проч.) и т. д.

В-пятых, значительная часть философов, позаимствовав идею Бухарина о тождестве исторического материализма и со­циологии, объявила социологию составной частью филосо­фии — диалектического материализма.

В-шестых, получила распространение концепция, согласно которой в историческом материализме выделялись философ­ский (материалистическое понимание истории) и социологиче­ский (общая теория общества) аспекты (В. В. Адоратский и др.).

В-седьмых, сформировалась точка зрения, представители которой полностью отрицали социологическое значение исто­рического материализма и рассматривали его только как фило­софскую теорию общества (В. Н. Сарабьянов и т. д.).

В-восьмых, в это же время сложилось и так называемое анти-социологическое направление среди философов, отрицавших не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин «социология». Исторический материализм они понимали только как «диалектику истории» (И. К. Луппол и др.).

Наряду с развитием теоретического социологического мышления серьезные шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований. Это в первую очередь исследо­вания С. Г. Струмилина по вопросам внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность обще­ственного труда, В. И. Тодорского по проблемам социальных изменений, Е. О. Кабо по изучению домашнего быта рабочего класса, А. И. Колодной по проблемам молодежи и др.

В 1920 и 1926 гг. в СССР были проведены переписи населе­ния, которые дали интересную социальную статистику по во­просам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т.д. Важное значение имел выход в свет журнала «Ста­тистика труда» и иных аналогичных изданий по экономической и социальной статистике, в которых содержался большой фак­тический материал об изменениях в социальной структуре обще­ства, социальной структуре рабочего класса и крестьянства.

В 1920—1930-х гг. проводились также научные социально-экономические и социально-этнографические исследования. Исследования социологов и социальных психологов выявили важную роль социального фактора в производственной дея­тельности человека. Эти исследования внесли существенный вклад в развитие социологического знания и получили между­народное признание.

Однако формирование авторитарного режима, администра­тивно-приказной системы управления всеми сферами жизни общества самым губительным образом сказалось на обществен­ных науках в целом и на социологии в том числе. Так, уже в 1922 г. из страны были изгнаны выдающиеся мыслители, профессионалы — философы, социологи, экономисты. Среди них — П. А. Сорокин, П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булга­ков и многие другие. С середины 1920-х гг. все больше ужесто­чался идеологический и политический контроль, что вело к по­давлению и фактическому запрету любой свежей социальной мысли, упразднению социологического мышления.

В то же время на теории и практике социологии не могла не отразиться канонизация теоретических положений, выдвину­тых И. В. Сталиным. До «вторжения» Сталина в философию среди советских ученых наблюдались различные подходы к со­циологии, ее предмету, теории, структуре, методологии. Однако очень немногие марксисты ставили под сомнение существова­ние социологии как науки. Будучи дилетантом, Сталин не только упразднил ее в административно-приказном порядке практически, но и обосновал свое действие теоретически. В разделе «О диалектическом и историческом материализме», написанном им для краткого курса «История Всесоюзной ком­мунистической партии (большевиков)» (1938), целая область социального знания — исторический материализм — была «возвращена» в лоно философского знания. С тех пор важней­шие составные части социологии — ее теории и понятийный аппарат — стали рассматриваться только на философском уров­не. Социологические методы конкретного исследования обще­ства были изъяты из обращения. На конкретное изучение про­цессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет.

Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования в этой области знания были прекращены.

Упразднение социологии как науки было предопределено тем, что ее принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимыми с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управ­лении обществом, социальными процессами. Научная социо­логия прямо противоположна социальной апологетике. Офици­альные экономические показатели вала из года в год свидетель­ствовали о «росте» благосостояния общества, в то время как социальные показатели, т.е. показатели, отражающие реальное удовлетворение потребностей людей, качества продукции и сложившихся форм ее реализации, говорили об обратном — о снижении социального благосостояния народа, росте социаль­ной напряженности. Второе, таким образом, отрицает первое. Но первое соответствует интересам личной или бюрократиче­ской власти, идеологическим орудием которой всегда выступа­ет социальная мифология. И как результат социальная мифоло­гия была возведена в степень науки, а реальная наука объявле­на буржуазной лженаукой.

Перерыв в развитии социологической мысли в СССР про­должался до начала 1960-х гг. Изданные в этот период моногра­фии по историческому материализму анализировали социаль­ные явления и процессы на крайне общем абстрактно-теорети­ческом уровне, в отрыве от реальной жизни. Философский догматизм, отрицание социологического мышления имели следствием безграничное господство догматизма и схоластики в науке об обществе.

Информация о работе История отечественной социологии