Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:43, контрольная работа
Развитие социологии в целом и каждой ее отдельной отрасли является результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов. В этом смысле социология интернациональна по своему характеру, целям и задачам; она является общечеловеческим феноменом.
В то же время социология никогда не была единой наукой, как, например, физика или астрономия. Одновременно существовало значительное число школ и направлений, различных по содержанию и характеру, пониманию теории и методологии, предмета и структуры социологического знания. Эти школы и направления часто базировались на диаметрально противоположных мировоззренческих, философских и социальных позициях, характеризовались весьма различными подходами к определению предмета исследования и возможностей его познания. Специфика и национальные традиции (что особенно важно) проявляются не только как сторона или специфическое качество чего-то цельного и единого, а как самостоятельное направление, претендующее на выражение самой сущности социоло¬гии или на представление социологии в целом.
Введение………………………………………………………………………
1. Социология в России в XIX и начале XX века………………………….
2. Отечественная социология после 1917 года……………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………….…...………………..…...
Начало юридической социологии в России положил Николай Михайлович Коркунов (1853—1904). Его заслуга заключается в том, что он успешно развил правовую систему с позиций социологического знания. Главная работа Коркунова по общей теории права была переведена на несколько языков.
В области социологии преступности русские ученые много сделали для установления взаимосвязи между различными видами преступлений и социальными, физическими, биологическими причинами, их обусловливающими.
К юридической социологии близко примыкает психологическая социология Льва Иосифовича Петражицкого (1867—1931). Он выступал против применения традиционной логики и традиционной психологии к учению о государстве, праве, морали и обществе. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения, благодаря которому возможна адаптация к окружающей среде. На основе «эмоциональной психологии» Петражицкий проанализировал виды социальных процессов, социальную структуру и социальное развитие, уделив особое внимание юридическим и политическим институтам.
Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — один из крупнейших социологов XX в. В книге «Социальная мобильность» он рассматривал понятия горизонтальной и вертикальной мобильности. Горизонтальная мобильность — это фактическое перемещение в физическом пространстве, например миграция; вертикальная — изменение социального статуса, «движение вверх и вниз по социальной лестнице». В разных типах общества это движение различно по виду и скорости. В каждом обществе существуют так называемые лифты, посредством которых осуществляется это движение. Классическими примерами таковых являются армия, школа, бюрократия, профессиональные и богословские организации. Они так же необходимы социальному организму, как органы контроля кровотока в сложном биологическом теле. Сорокин пришел к выводу, что мобильность способствует развитию умственной гибкости и разносторонности интеллекта вообще, но, в свою очередь, порождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изоляции, моральному падению и самоубийству.
В 1916 г. ведущие русские социологи, биологи и экономисты основали первое в стране Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, президентом которого стал А. С. Лаппо-Данилевский, секретарем — П. А. Сорокин. Была принята широкая программа исследований. Первая мировая война, а затем Октябрьская революция приостановили работу общества.
В 1922 г. Сорокин вместе с другими русскими интеллигентами был выслан из России, работал в Гарварде (США), опубликовал ряд работ по проблемам динамики культуры, социологической теории, теории конвергенции.
Несмотря на то, что во второй половине XIX — начале XX в. социология в России получила достаточно широкое распространение, она не была представлена в качестве учебной дисциплины в университетах до Октябрьской революции 1917 г.
Выдающимися представителями марксистского течения социологической мысли в России были Г. В. Плеханов и В. И. Ленин (Ульянов).
Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) — революционер и мыслитель, основатель социал-демократического движения в России. В его работах «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории материализма» (1896), «К вопросу о роли личности в истории» (1898) и многих других блестяще изложена марксистская теория общества. Плеханов оценил учение Маркса как новый этап в становлении философии и социологии. Он развил материалистическое понимание истории, показав сложность отношений общественного бытия и общественного сознания; подчеркнул роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут социальные группы в данном обществе.
Владимир Ильич Ленин (1870—1924) — революционер и социальный мыслитель, основатель Советского государства. В 1890-х гг. Ленин в ряде работ исследовал общественный строй России и роль различных классов в надвигавшейся революции. Исключительное значение имела его книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894). Субъективной социологии Ленин противопоставил марксистскую диалектику, в частности учение о конкретности истины, и материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории. В книге рассмотрены такие категории марксистской теории общества, как «общественная формация», «способ производства» и др.
Значительное место в работах Ленина накануне Октябрьской революции 1917 г. и после ее победы занимают марксистская теория государства, рассмотрение соотношения, классовой сущности и функций различных видов демократии и диктатуры, анализ особенностей Советов как государственной формы диктатуры пролетариата, определение перспектив и условий «отмирания государства» («Государство и революция» (1917) и др.).
Несмотря на то что Ленин многие теоретические и методологические вопросы, относящиеся к сфере социологического знания, поставил и разработал впервые, в его работах мы не найдем законченной концепции социологии. Вместе с тем в его трудах можно выделить три уровня развития марксистской социологической мысли: во-первых, дальнейшая разработка марксистской теории общества (прежде всего российского); во-вторых, применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества; в-третьих, систематическое проведение исследований прикладного характера, в ходе которых Ленин использовал разнообразные приемы сбора социальной информации. Замечательным примером последнего уровня может служить работа Ленина «Развитие капитализма в России» (1896—1899).
Российская социологическая мысль XIX — начала XX в. по методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной. В то же время она отличалась историческим и культурным своеобразием: тесной связью с гуманистическими идеалами российской философии, синтетическим подходом, сочетающим социологию с экономикой, правоведением, политологией, психологией, исторической перспективой и тревогой за Отечество.
2. Отечественная социология после 1917 года
После Октябрьской революции судьба отечественной социологии складывалась крайне противоречиво. В первые годы Советской власти наблюдался значительный «взлет» социологии. Начался процесс ее институционализации. Были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1919 г. учрежден Социобиблиографический институт; в 1919 г. директор института К. М. Тахтарев поставил вопрос о переименовании его в Российский социологический институт.
Возобновило свою деятельность Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, председателем которого стал Н. И. Ка-реев. В 1920 г. в Петроградском университете был образован первый в стране факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял Сорокин.
В эти же годы издается обширная социологическая литература, главным образом теоретического профиля. В этой литературе представлены различные точки зрения на предмет, теорию и структуру социологического знания, на соотношение социологии и марксистской теории общества. В развитии социологии наблюдались различные тенденции.
Во-первых, большое влияние на социальное мышление продолжала оказывать немарксистская социологическая мысль (Михайловский, Ковалевский, Сорокин и др.).
Во-вторых, важную роль в становлении нового социального мышления сыграли работы Лаврова, а также Плеханова, которые с различных теоретических позиций сделали попытку связать социологию с социализмом, с революционным изменением российского общества.
В-третьих, под сильным влиянием Бухарина наметилась четкая тенденция отождествления социологии и исторического материализма — теории общества, философским основанием которой служит материалистическое понимание истории. Социология, согласно этой концепции, выступала как самостоятельная нефилософская наука. При этом, рассматривая исторический материализм как теоретическую социологию, последователи Бухарина не ограничивали сферу социологического знания только историческим материализмом, предполагая возможность конкретной социологии, особого конкретного социологического изучения социальных процессов.
В-четвертых, стали получать развитие отдельные отрасли социологического знания: социология труда (А. К. Гастев и др.), социология искусства (Е. Н. Анциферов и проч.) и т. д.
В-пятых, значительная часть философов, позаимствовав идею Бухарина о тождестве исторического материализма и социологии, объявила социологию составной частью философии — диалектического материализма.
В-шестых, получила распространение концепция, согласно которой в историческом материализме выделялись философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты (В. В. Адоратский и др.).
В-седьмых, сформировалась точка зрения, представители которой полностью отрицали социологическое значение исторического материализма и рассматривали его только как философскую теорию общества (В. Н. Сарабьянов и т. д.).
В-восьмых, в это же время сложилось и так называемое анти-социологическое направление среди философов, отрицавших не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин «социология». Исторический материализм они понимали только как «диалектику истории» (И. К. Луппол и др.).
Наряду с развитием теоретического социологического мышления серьезные шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований. Это в первую очередь исследования С. Г. Струмилина по вопросам внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда, В. И. Тодорского по проблемам социальных изменений, Е. О. Кабо по изучению домашнего быта рабочего класса, А. И. Колодной по проблемам молодежи и др.
В 1920 и 1926 гг. в СССР были проведены переписи населения, которые дали интересную социальную статистику по вопросам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т.д. Важное значение имел выход в свет журнала «Статистика труда» и иных аналогичных изданий по экономической и социальной статистике, в которых содержался большой фактический материал об изменениях в социальной структуре общества, социальной структуре рабочего класса и крестьянства.
В 1920—1930-х гг. проводились также научные социально-экономические и социально-этнографические исследования. Исследования социологов и социальных психологов выявили важную роль социального фактора в производственной деятельности человека. Эти исследования внесли существенный вклад в развитие социологического знания и получили международное признание.
Однако формирование авторитарного режима, административно-приказной системы управления всеми сферами жизни общества самым губительным образом сказалось на общественных науках в целом и на социологии в том числе. Так, уже в 1922 г. из страны были изгнаны выдающиеся мыслители, профессионалы — философы, социологи, экономисты. Среди них — П. А. Сорокин, П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и многие другие. С середины 1920-х гг. все больше ужесточался идеологический и политический контроль, что вело к подавлению и фактическому запрету любой свежей социальной мысли, упразднению социологического мышления.
В то же время на теории и практике социологии не могла не отразиться канонизация теоретических положений, выдвинутых И. В. Сталиным. До «вторжения» Сталина в философию среди советских ученых наблюдались различные подходы к социологии, ее предмету, теории, структуре, методологии. Однако очень немногие марксисты ставили под сомнение существование социологии как науки. Будучи дилетантом, Сталин не только упразднил ее в административно-приказном порядке практически, но и обосновал свое действие теоретически. В разделе «О диалектическом и историческом материализме», написанном им для краткого курса «История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)» (1938), целая область социального знания — исторический материализм — была «возвращена» в лоно философского знания. С тех пор важнейшие составные части социологии — ее теории и понятийный аппарат — стали рассматриваться только на философском уровне. Социологические методы конкретного исследования общества были изъяты из обращения. На конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет.
Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования в этой области знания были прекращены.
Упразднение социологии как науки было предопределено тем, что ее принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимыми с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. Научная социология прямо противоположна социальной апологетике. Официальные экономические показатели вала из года в год свидетельствовали о «росте» благосостояния общества, в то время как социальные показатели, т.е. показатели, отражающие реальное удовлетворение потребностей людей, качества продукции и сложившихся форм ее реализации, говорили об обратном — о снижении социального благосостояния народа, росте социальной напряженности. Второе, таким образом, отрицает первое. Но первое соответствует интересам личной или бюрократической власти, идеологическим орудием которой всегда выступает социальная мифология. И как результат социальная мифология была возведена в степень науки, а реальная наука объявлена буржуазной лженаукой.
Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до начала 1960-х гг. Изданные в этот период монографии по историческому материализму анализировали социальные явления и процессы на крайне общем абстрактно-теоретическом уровне, в отрыве от реальной жизни. Философский догматизм, отрицание социологического мышления имели следствием безграничное господство догматизма и схоластики в науке об обществе.