Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:43, контрольная работа
Развитие социологии в целом и каждой ее отдельной отрасли является результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов. В этом смысле социология интернациональна по своему характеру, целям и задачам; она является общечеловеческим феноменом.
В то же время социология никогда не была единой наукой, как, например, физика или астрономия. Одновременно существовало значительное число школ и направлений, различных по содержанию и характеру, пониманию теории и методологии, предмета и структуры социологического знания. Эти школы и направления часто базировались на диаметрально противоположных мировоззренческих, философских и социальных позициях, характеризовались весьма различными подходами к определению предмета исследования и возможностей его познания. Специфика и национальные традиции (что особенно важно) проявляются не только как сторона или специфическое качество чего-то цельного и единого, а как самостоятельное направление, претендующее на выражение самой сущности социоло¬гии или на представление социологии в целом.
Введение………………………………………………………………………
1. Социология в России в XIX и начале XX века………………………….
2. Отечественная социология после 1917 года……………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………….…...………………..…...
Возрождение социологических исследований началось с наступлением хрущевской «оттепели». В то время ситуация в области социологии сложилась парадоксальная: социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука — нет. Поэтому во избежание бесконечных споров и конфликтов, которые отвлекали специалистов от реального дела, в научный обиход было введено определение социологии как науки, занимающейся конкретными социологическими исследованиями.
Становление и развитие социологических исследований встречало ожесточенное сопротивление со стороны части философов. Понимая всю абсурдность отрицания существования науки об обществе, они взяли на вооружение сложившуюся в 1930-х гг. концепцию, согласно которой исторический материализм отождествлялся с социологией и рассматривался как органическая часть философского знания. Социология была, таким образом, объявлена философской наукой, а конкретные социологические исследования как несовместимые со спецификой философского знания выведены за пределы социологического знания. Эти исследования трактовались как попытка привнести в философию элементы позитивизма.
Ученые, главным образом философы, ставшие инициаторами конкретных социологических исследований, постоянно подвергались критике, им отводилась роль «собирателей фактов». Всеми способами, в том числе административно-приказными, насаждалась идея о разделении труда между философами и социологами. Последние должны были собирать факты, а первые обобщать их, сводить в теоретические системы. Причем социологическим исследованиям нередко отводилась только апологетическая роль. Социологи, чтобы сохранить за собой право проводить конкретные исследования, должны были главный акцент делать на позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать аспекты негативные. Именно поэтому многие труды ученых, опубликованные в те годы и вплоть до последних лет «застоя», имели односторонний характер.
Значительная часть первичной социальной информации, представляющая огромную научную ценность для решения многих социальных проблем, осталась в архивах. Многие тревожные сигналы социологов, которые они представляли в директивные органы — по проблемам разрушения природы, нарастания отчуждения труда, отчуждения власти от народа, развития националистических тенденций и проч., — не только не принимались во внимание, но и осуждались, а в отдельных случаях их инициаторы подвергались взысканиям, как в партийном, так и в административном порядке. Более того, многие научные понятия, например, такие как «социальная экология», «социальная статистика», «социология труда», «социология семьи», «социология религии», «социология культуры» и многие другие даже в период «оттепели» оказались под запретом. Их использование могло иметь следствием зачисление ученого в ряд «последователей и пропагандистов реакционной буржуазной социологии». И все же, несмотря на понятийный «запрет», социологические исследования в стране развивались, постепенно расширяя сферу теоретического социологического знания и овладевая понятийным аппаратом социологии.
Исследование теоретических проблем социологии в период «оттепели» сопровождалось возобновлением и развертыванием конкретных социологических исследований. В середине 1960-х гг. начали появляться первые крупные труды, обобщающие итоги этих исследований. Издан пятитомник избранных произведений одного из пионеров социальной инженерии и конкретного социологического анализа С. Г. Струмилина. Вышли коллективные книги: «Копанка 25 лет спустя» (1965), «Рабочий класс и технический прогресс» (1967), «Человек и его работа» (1967). Существенный вклад в изучение социальных аспектов взаимоотношений свободного и рабочего времени внесли труды Г. А. Пруденского, подытоженные в книге «Время и труд» (1964). Широкий круг исследований социальных проблем брака и семьи был обобщен в книге А. Г. Харчева «Брак и семья в СССР» (1965).
Важным шагом на пути институционализации социологии в СССР явилось издание в 1966 г. двухтомника «Социология в СССР» (ред.-сост. Г. В. Осипов), в котором обобщался опыт ряда эмпирических исследований, проведенных в различных сферах советского общества. В него вошли исследования по социологической теории, по различным проблемам развития социальной сферы (труда, быта и т. д.). В расширенном варианте двухтомник был издан в Англии.
Эти публикации заложили основы традиции — издания примерно раз в три-четыре года обобщающих трудов по итогам развития отечественной социологии. Среди них: «Социология и идеология», «Марксистская социология сегодня», «Социология и современность» (в 2 т.), «Социология и социальное развитие», «Теория социального развития», «Советская социология» (в 2 т.) и др. Впервые было проведено международное сравнительное исследование по проблемам труда и индустрии (СССР — Польша), результаты которого были опубликованы в монографии под общим названием «Социальные проблемы труда и производства» (под общ. ред. Г. Осипова и Я. Щепаньского, 1970).
В эти же годы были созданы первые социологические учреждения: сектор новых форм труда и быта, преобразованный в дальнейшем в Отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР (зав. Г. В. Осипов), и Лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете (рук. В. А. Ядов). В 1962 г. основана Советская социологическая ассоциация (председатель Ю. П. Францев, зам. председателя Г. В. Осипов).
В 1969 г. на базе Отдела социологических исследований Института философии АН СССР был открыт Институт конкретных социальных исследований (с 1972 г. Институт социологических исследований) АН СССР. Его возглавили А. М. Румянцев, Г. В. Осипов и Ф. М. Бурлацкий. Были организованы отделы социологических и социальных исследований во многих научно-исследовательских институтах. Кроме того, в системе научных учреждений Академии наук СССР и академий наук союзных республик появилось большое число научных подразделений, проводящих социальные исследования. Социологические исследования стали проводить многие научно-исследовательские институты ведомственного подчинения, социологические лаборатории предприятий и производственных объединений, а также созданные на общественных началах институты и советы по социологическим исследованиям при общественных организациях. При многих отраслевых промышленных министерствах, на крупных предприятиях, стройках, во многих вузах и при партийных комитетах городов, областей и республик стали работать социологические службы. Значительно расширилась сеть социологических лабораторий в вузах страны.
В университетах (МГУ, ЛГУ и др.), а также в некоторых экономических вузах были введены спецкурсы по прикладной социологии. Для аспирантов и студентов были изданы первые учебные пособия по социологии и ее истории. Среди них: «Рабочая книга социолога» (1977), «Теория и практика социологических исследований в СССР» (Г. В. Осипов, 1979), «Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях» (1979), «История буржуазной социологии XIX — начала XX века» (1979), «История буржуазной социологии первой половины XX века» (1979), «Критика современной буржуазной теоретической социологии» (1977) и др. Значительно выросло число публикаций по различным разделам социологического знания. Важным органом объединения усилий социологов и распространения научного и методического опыта стал издающийся с 1974 г. журнал «Социологические исследования».
Если в период 1970-х — первой половины 1980-х гг. социология и развивалась, то вопреки командным методам, а не благодаря им. Более того, усилилось административно-бюрократическ
Началось очередное наступление на социологию. Для ограничения сферы социологического знания и «обуздания» социологов нужен был повод. И этот повод был найден. Вышли в свет «Лекции по социологии» (1968) Ю. А. Левады. Конечно, не со всеми положениями автора можно согласиться, однако это вопрос научной этики, профессионального обсуждения, но он был перенесен в область политическую и административную. Коллектив института был обвинен в насаждении буржуазных теоретических концепций и взглядов.
Второй шаг — критика труда «Моделирование социальных процессов» (под ред. Г. В. Осипова и Н. Н. Моисеева, 1970). Цель была одна: представить содержание монографии в качестве идеологически вредной платформы института. Критика книги была использована затем для создания нескольких комиссий, по итогам работы которых была произведена замена руководства института, обновлен его основной кадровый состав. Оставшиеся в институте немногие социологи были подвергнуты различного рода партийным и административным взысканиям. Все это не могло не сказаться на продуктивности научного коллектива. Резко сократилось количество публикуемых работ, снизилось качество проводимых социологических исследований. Поступательное развитие социологии вновь было искусственно прервано.
Ситуация в социологии еще более обострилась и в связи с тем, что некоторые философы, занимавшие видные административные посты в науке, а ранее отождествлявшие исторический материализм и социологию, вдруг встали на позицию отрицания исторического материализма как социологической теории, ограничили сферу социологического знания только ее прикладным уровнем. Вновь термин «социология» оказался под запретом. Он был заменен понятием «прикладная социология». Теоретическая социология полностью отрицалась.
Новое административно-приказное «вторжение» в социологию имело бы самые трагические последствия. Но оно было пресечено в середине 1980-х гг.
Важным этапом в институционализации социологии был XXVII съезд КПСС, который обратил внимание на исследование различных проблем социальной сферы как пространства жизнедеятельности человека, поставил вопрос об органической связи экономического и социального развития, социальной эффективности экономического развития.
Вполне естественно встал вопрос о восстановлении в «гражданских правах» науки, которая занимается исследованием социальной сферы и социального развития общества в целом, т. е. социологии. Был снят запрет на теоретическую социологию. Более того, был наложен запрет на административно-приказное вмешательство в развитие этой науки. Вполне закономерным был признан плюрализм точек зрения на ее предмет и место в системе социальных и гуманитарных наук.
Вопрос о дальнейшем функционировании социологии как самостоятельной науки и использовании социологических исследований в решении задач социально-экономического развития страны был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача проведения как теоретических, так и прикладных социологических исследований. Встал вопрос о совершенствовании социологической теории, отражающей социальные реалии сегодняшнего дня. Важной основой теоретической социологии стали социологические исследования реальных социальных явлений и процессов.
Трансформация общества, начавшаяся в середине 1980-х гг., способствовала процессу институционализации социологии. Но и социология не стояла в стороне от социально-экономических проблем общества. Еще до середины 1980-х гг. именно социологи начали новое теоретическое осмысление социального мира, связанное с ломкой старых стереотипов мышления, с решительным отказом от теорий «экономического детерминизма» и «технократической» практики, ориентированной на производство, а не на потребителя, на количество, а не на качество, на вал, а не на человека. Социологи были первыми в исследовании большого круга проблем, связанных с деятельностью человека (человеческого фактора), социальной ориентированностью экономического развития и становления социального мышления, отчуждением власти и труда, научными основами социального управления. Но главное заключалось в том, что социологи поставили вопрос о восстановлении в правах исследований жизнедеятельности гражданского общества и социального мышления.
Конечно, вмешательство КПСС, равно как и других партий, в дела науки недопустимо. Однако в силу специфических условий советской реальности социология была институционализирована в результате решения Коммунистической партии (после принятия на Политбюро ЦК КПСС (1988 г.) постановления «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества»), которая в свое время отрицала социологию как науку. Парадокс состоит в том, что это признание явилось последним этапом руководства КПСС социологией.
Институт социологических исследований АН СССР был преобразован в Институт социологии АН СССР, а в 1991 г. создан и Институт социально-политических исследований АН СССР.
Заключение
Социология является важнейшей обществоведческой наукой. Она дает знания об обществе как едином социальном организме во взаимосвязи и взаимодействии объективных и субъективных факторов исторического развития и функционирования, а, следовательно, позволяет людям, ученым, партиям, властным структурам действовать осознанно, научно прогнозируя возможные последствия своей деятельности.
Признание социологии как самостоятельной науки (отличной от философии, экономической науки и других дисциплин) произошло в нашей стране де-юре в период так называемой перестройки, конкретнее — в конце 1980-х гг. Однако возрождающаяся социология не была однородной. И это остро ставит вопрос о призвании, социальных функциях социологии, о социальной роли социолога. В обществе социология стала выступать в трех формах и, соответственно, выполнять, прежде всего, три главные социальные функции: 1) апологетики перестройки, а затем и принятого властными структурами курса реформирования; 2) науки, преследующей коммерческие цели; 3) науки, исследующей воздействие социально-экономических и социально-политических изменений в обществе в процессе его реформирования на человека, его физическое, духовное, социальное развитие и социально-экономическое положение.
Будучи элементом российского общества, российская социология так же переживает ныне трудные времена. Многие социологи потеряли вкус к теоретическим, методологическим и историко-социологическим проблемам и исследованиям. По сути, в стране не проводятся репрезентативные социологические исследования. Но самое печальное заключается в том, что, не имея средств на проведение исследований и в целях выживания социологических учреждений, социологи проводят исследования, в которых пытаются давать ответ, угодный заказчику. Коммерциализация социологической науки, равно как и ее апологетическая роль, ведут к компрометации, деградации социологии.