История становления избирательного процесса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить историю становления избирательного процесса в России.
Задачи:
1.Рассмотреть особенности развития избирательного процесса в России.

2. Изучить развитие российского избирательного законодательства.

3.Исследовать Конституцию РФ и избирательную систему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности развития избирательного процесса в России…………..4
Глава 2. Развитие российского избирательного законодательства……………9
Глава 3. Основные нововведения в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»………………………………………………………………………12
Глава 4. Конституция РФ и избирательная система: догмы и противоречия…………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………....16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательные технологии.docx

— 41.97 Кб (Скачать файл)

ГУМАНИТАРНЫЙ  ИНСТИТУТ ИМ. П. А. СТОЛЫПИНА

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

Избирательные технологии

на тему «История становления избирательного процесса в России»

 

 

 

 

Выполнил:

студент 5 курса,

Долгих З. Ю.

СП №08/111

Проверил:

 

 

 

Серпухов 2013

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности  развития избирательного процесса в  России…………..4

Глава 2. Развитие российского  избирательного законодательства……………9

Глава 3. Основные нововведения в Федеральный закон  «О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»………………………………………………………………………12

Глава 4. Конституция  РФ и избирательная система: догмы  и противоречия…………………………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………....16

Список использованной литературы…………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Избирательный процесс  представляет собой сложное и  многоплановое явление. Ошибочно было бы сводить его к формальной процедуре  формирования органов публичной  власти. Полным и точным представляется определение, согласно которому институт выборов и разнообразие его функций  следует понимать, прежде всего, как воплощение народовластия на практике, способ реализации политической правосубъектности граждан. В настоящий момент ситуация в системе избирательного законодательства приводит многочисленный электорат в тревожное смятение. Многие аналитики предупреждают о неизбежности повторного возвращения к установлению режима однопартийной политической системы. В этой связи весьма актуальна проблема эволюции избирательной системы, её совершенствование и перспективы развития.

Цель работы: изучить историю становления избирательного процесса в России.

Задачи:

1.Рассмотреть особенности развития избирательного процесса в России.

 

2. Изучить развитие российского избирательного законодательства.

 

3.Исследовать Конституцию РФ и избирательную систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности развития избирательного процесса в России.

Исторически сложилось  так, что порядок проведения выборов  в значительной мере определял основные направления развития всей системы  российского избирательного законодательства, содержание основных институтов и процедур избирательного права, применяемых  при проведении выборов всех уровней. В этой связи анализ законодательства о выборах в государственные  органы и практики его применения является ключевым моментом для оценки состояния избирательного законодательства Российской Федерации. Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления и референдум — высшее непосредственное выражение  народной власти. Государством гарантируются  свободное волеизъявление граждан  Российской Федерации на выборах  и референдуме, защита демократических  принципов и норм избирательного права. Законодательство, защищающее права  избирателей, совершенствуется на протяжении последних десяти лет. Ведется мониторинг правоприменительной практики. Однако действенность правовых механизмов, регулирующих избирательные отношения, во многом зависит от того, в какой  степени само общество заинтересовано в отстаивании демократических  выборов как высшей политической ценности, соблюдения и защиты принципа свободного волеизъявления граждан.

Избирательная система  изменялась постоянно, на протяжении ряда лет. Эти изменения являлись логическим продолжением политического развития страны. Какова власть, такова и мера свободы, т. к. выборы – это волеизъявление народа, его свободный выбор пути развития.

Выборы и избирательная  система в России имеют достаточно давнюю (считая с Новгородской феодальной республики и земских соборов  ХVI - XVII вв.), но прерывистую историю (с длительными, эпохальными интервалами, связанными с деспотическими формами государственного правления). В том или ином виде выборы в России проводились еще в Х веке (выборы части членов Боярской думы, формирование церковных Поместных соборов, выборы царя в 1613 г., выборы органов земского и городского самоуправления в XIX в. и т.д.), но они не имели общегосударственного значения и не были направлены на формирование представительных органов государственной власти. В начале ХХ столетия мощный подъем демократического движения (первая русская революция) привел к закону о выборах в первую Государственную думу от 11 декабря 1905 г. Закон этот, утвердивший куриальную систему, трудно, однако, назвать демократическим, так как он обеспечивал неравное представительство разным социальным слоям населения. Еще хуже был закон 1907 г. За весь период своего существования (1906—1917) Государственная дума избиралась четыре раза, дважды распускалась царем досрочно. Права этого представительного органа были значительно ограничены. В советскую эпоху с переходом к однопартийной системе, а затем ликвидацией внутрипартийной оппозиции, выборы приобрели чисто формальный характер, превратились в «выборы без выбора». Лишь в конце 1980-х гг. положение начало радикально меняться. Сначала в очень ограниченном масштабе на выборах в местные органы власти в 1987 г., а затем широко в 1989 г. на выборах Съезда народных депутатов стало применяться альтернативное голосование - у избирателей появился выбор между двумя или несколькими кандидатурами. Однако и тогда, на выборах 1989г., часть мест (750 из 2250) была уже зарезервирована за КПСС и фактически подчиненными ей общественными организациями, с указанием кому, сколько мест, что, в сущности, являлось модификацией все той же куриальной системы. Выборы народных депутатов Российской Федерации год спустя, отвергли такой порядок как антидемократический.

17 марта 1991 г.  состоялся первый в истории  страны всенародный референдум, а

12 июня того же  года — первые в истории  России президентские выборы.

Российская избирательная  система существует немногим более  восьмидесяти лет и факт ее возникновения связан с созданием первой Государственной думы. По первоначальному проекту - Манифесту от 6 августа 1905 года - Государственная дума создавалась как "особое законосовещательное установление". Правовой основой первых ее выборов стало Положение о выборах, утвержденное императорским указом одновременно с Манифестом о ее создании.

Согласно этому  акту право избирать не было всеобщим.

Статья 6 Положения  исключала из числа избирателей  женщин, лиц моложе 25 лет,

обучающихся в учебных  заведениях, военнослужащих армии и  флота, состоящих на действительной военной службе, "бродячих инородцев" и иностранных подданных.

Таким образом, законодательно вводился довольно высокий возрастной ценз, половой ценз и ценз оседлости.

Однако в избирательной  системе России наряду с явно репрессивными действовали и весьма демократические ограничения. Например, лица, занимающие полицейские должности, а также должности губернатора, вице-губернатора, градоначальника, и их помощники также лишались права голоса в той местности, по которой они занимали соответствующую должность.

Деление на курии  было заимствовано из положений земской  избирательной реформы 1864 года. В  основу деления был положен имущественный  ценз. С точки зрения участия в  выборах все население России было разделено на четыре курии: землевладельцев (крупных помещиков); городских избирателей (лиц, владеющих недвижимостью в  городе или торгово-промышленным предприятием); волостных и сельских обывателей (крестьян-домохозяев); рабочих.

Таким образом, несмотря на то, что рассматриваемая избирательная  система являлась частью широкомасштабной реформы государственного устройства страны, в ней в ходе формирования наиболее надежной для российского  политического режима курии землевладельцев  сохранялась историческая преемственность  прежнего феодально-патриархального  режима.

Российская избирательная  система была постепенно сформирована 23 нормативно-правовыми актами. Основные ее черты были заложены Положением о выборах в Государственную  думу от 6 августа 1905 года. Затем отдельные  положения были уточнены в утвержденных 18 сентября 1905 года Правилах о применении и приведении в действие Учреждения Государственной думы и Положения  о выборах.

Выборы в Учредительное  собрание проводились «с применением  начал пропорционального представительства»1.(Положением о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 года (ст. 46)

Голосование производилось  путем подачи избирательных записок (бюллетеней). Каждая записка должна была содержать не более одного списка.

Вместе с тем  собственно волеизъявление избирателями осуществлялось на самом избирательном  участке, несмотря на то, что избирательные  записки выдавались большинству избирателей заранее: в закрытом помещении голосующие запечатывали конверт и передавали его председателю комиссии, который на их глазах опускал его в урну для голосования. Процедура голосования длилась три дня.

Положение не содержало  жесткого требования о признании  действительными только официально изготовленных бланков записок.2(2 - Положением о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 года (ст. 78);)

Подход решения  о повторном голосовании (порог  явки не был четко установлен; повторные  выборы назначались на тех участках, где явка избирателей была особенно низкой и не всегда принимались в  расчет) невозможный при мажоритарной системе, оказывался вполне приемлемым при пропорциональной, поскольку  вакантные места членов Учредительного собрания в этом случае оказывались бы замещенными в результате волеизъявления более активных избирателей.

Естественно, что  в России, значительная часть населения  которой к моменту выборов  в Учредительное собрание была неграмотна, проведение первых в истории пропорциональных выборов являло собой задачу не из легких. Поэтому в ходе выборов  применялась и смешанная избирательная  система.

Избирательная система советского периода.

Одна из первостепенных задач, которую пришлось решать большевистскому  правительству после роспуска Учредительного собрания, была связана с созданием  новой избирательной системы, которая  могла бы юридически обеспечить политическое господство большевиков в высшем органе представительной власти страны. Таким органом в соответствии с Конституцией РСФСР 1918 года стал Съезд  Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Однако ни одна из ранее  действовавших в России избирательных  систем не могла решить поставленную большевиками задачу. Поэтому авторы Конституции РСФСР 1918 года были вынуждены  конструировать принципиально новую  избирательную систему, основные принципы которой получили закрепление в  первой советской Конституции. Прежде всего, это введение впервые в  России, да и в мире так называемого  трудового ценза.

Еще одной специфической  чертой рассматриваемой избирательной  системы, отражающей ее классовый характер, являлось наделение трудящихся иностранцев  правом избирать и быть избранными в Советы всех уровней.

Существенно - до 18 лет - был снижен возрастной ценз. Причем молодежь, проходящая службу в Красной  Армии, могла участвовать в голосовании  и до наступления указанного возраста. Авторы избирательного законодательства «разделили гражданское и политическое совершеннолетие», заложив тем самым  «основы для будущего достаточно произвольного снижения избирательного возраста и превращения армии  в привилегированную курию, где  каждый, достигший ко дню выборов  призывного возраста, получал право  управлять государством». Однако главной  особенностью рассматриваемой избирательной  системы являлся не состав избирательного корпуса, а порядок формирования избираемых органов власти. Избирательная  система, действовавшая в советской  России с 1918 по 1936 год, во многом по форме  была построена аналогично действовавшей  в Российской империи при выборах  в Государственную думу, несмотря на то, что, по сути, принципиально от нее отличалась. Объединяли эти системы  многоступенчатые выборы.

Выборы в советской  России были трехступенчатыми для городского пролетариата и четырехступенчатыми - для сельского.

Значительные изменения  избирательная система претерпела после 1936 года. В Конституции СССР (1936) впервые в истории советских  конституций выделяется отдельная  глава "Избирательная система". Декларация о построении социализма "в основном" позволила внести два важнейших изменения в  избирательную систему: перейти  от многоступенчатых выборов к прямым и отменить ограничения классового характера, вернувшись к принципу всеобщих выборов. Кроме того, голосование стало тайным и голоса избирателей равными. В системе органов государственной власти произошел переход от системы съездов к системе Советов, непосредственно избираемых населением. Высшим органом государственной власти был провозглашен Верховный Совет СССР. Главным недостатком рассматриваемой избирательной системы явилось выдвижение кандидатов по производственному принципу и их избрание по территориальному.

Конституция СССР 1977 года существенных изменений в действовавшую  ранее советскую избирательную  систему не внесла.

Основная реформа  советской избирательной системы  началась в период перестройки. Начало ей было положено принятием Закона СССР от 1 декабря 1988 года «О выборах  народных депутатов СССР». Высшим органом  власти в стране провозглашался съезд  народных депутатов СССР (в республиках - республиканские съезды). Выборы в  высшие органы власти, которые впервые  в истории советского общества были альтернативными (из нескольких кандидатур), открыли новый этап - этап размежевания в лагере перестройки (1989— 1991 годы). В апреле 1989 года открылся I Съезд  народных депутатов СССР. Съезд избрал Верховный Совет СССР. Его Председателем  был избран М. С. Горбачев.

Информация о работе История становления избирательного процесса в России