Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:42, реферат
Цель работы: изучить историю становления избирательного процесса в России.
Задачи:
1.Рассмотреть особенности развития избирательного процесса в России.
2. Изучить развитие российского избирательного законодательства.
3.Исследовать Конституцию РФ и избирательную систему.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности развития избирательного процесса в России…………..4
Глава 2. Развитие российского избирательного законодательства……………9
Глава 3. Основные нововведения в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»………………………………………………………………………12
Глава 4. Конституция РФ и избирательная система: догмы и противоречия…………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………....16
Список использованной литературы…………………………………………...17
Вывод: это была последняя избирательная система советского типа в нашей стране. По сути она уже несла в себе элементы переходной, постсоветской избирательной системы - альтернативные выборы, голосование по месту жительства, возможность выдвижения неограниченного числа кандидатов. В результате ее действия в нашей стране впервые был создан представительный орган государственной власти. Это был самостоятельный, независимый орган власти, а сделали его таковым избиратели и депутаты.
Глава 2. Развитие российского избирательного законодательства.
Избирательная система РФ сложилась в результате, крупномасштабной избирательной реформы 1993—1995 гг., начавшийся всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. новой конституций - Конституции Российской Федерации и нашедшей дальнейшее выражение в федеральных законах «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации».
«Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». «Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными; а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации. Всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании закрепляется в ст. 81 Конституции.
В Российской Федерации
активное избирательное право
В Государственную Думу избиралось 450 депутатов, из них 225 — по одномандатным округам (один округ один депутат) и 225 — по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками (до 2007 года). В первом случае избирается скорее личность, во втором — партия, блок партий или иное общественное объединение. В Российской Федерации (до 2007 года) действовала смешанная избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе
мажоритарной системы
относительного большинства. В федеральном
округе отбор ведется по пропорциональному
принципу, но пропорциональность эта
касается только тех партий, блоков
и т. п., которые перешагнули
Ещё одним непосредственным выражением народной власти является референдум.
Референдум - проведение тайного голосования по утверждению или неутверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.
Инициатива проведения референдума РФ принадлежит:
не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющим право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживает не более 10% из них;
Конституционному Собранию в случае вынесения на референдум проекта новой Конституции РФ. Референдум РФ назначает Президент РФ путем издания специального указа.
Вывод: на референдум не могут выноситься вопросы, касающиеся изменения статуса субъектов Федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального собрания, принятия и изменения федерального бюджета, введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования, ограничивающие или отменяющие общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Глава 3. Основные нововведения в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы(3 – Конституции РФ (ст. 32);
Отменен порог явки(4 – Конституция РФ (пункт 3 ст. 32).
К достоинствам пропорциональной системы относится то, что в сформировавшихся с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.
Основные недостатки пропорциональной избирательной системы:
возникают сложности в формировании правительства (причины: отсутствие доминирующей партии; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами, и, как следствие, нестабильность правительств);
весьма слабая непосредственная связь между депутатами и избирателями, голосующими не за конкретных кандидатов, а за партии;
независимость депутатов от своих партий (такая несвобода парламентариев может негативно сказаться на процессе обсуждения принятия важных документов).
Вывод: таким образом, на данный момент в РФ действует пропорциональная избирательная система. В этой системе, как и в любой системе, есть свои плюсы и минусы.
Глава 4. Конституция РФ и избирательная система: догмы и противоречия.
Политико-правовые рамки функционирования составных частей политической системы (прерогативы власти и ее ветвей, партий, общественных и других организаций) устанавливаются конституцией и законами государства.
Сущность политической системы Российской Федерации закреплена в ряде статей Конституции страны: Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1); суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4); Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст.5); государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на самостоятельные законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ч. 1 ст. 11); государственную власть в субъектах РФ осуществляют образованные ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11); в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 121); в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность (ч. З ст. 13); общественные объединения равны перед законом (ч. 4 ст. 13); каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30). Как видно, в Конституции Российской Федерации закреплены содержание политической системы общества, порядок образования ее структурных составляющих. Важное значение имеет закрепление принципа плюрализма как в идеологии, так и в политической системе (разделение властей, многопартийность, общественные объединения). В Конституции отсутствует такое-либо упоминание о партийно-политической системе, тем более о ее приоритете в обществе. Напротив, Конституция Российской Федерации проникнута установлениями о равенстве общественно политических и иных объединений граждан. Как видно, создатели нового Закона о выборах в Госдуму не посчитались с тем, что в Конституции страны недвусмысленно установлено: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3). А согласно новому Закону о выборах в Госдуму источником и носителем власти становятся политические партии. Более того, вопрос о включении не состоящего в политической партии гражданина России в список избираемой власти этим законом отдан на откуп десяти членов партии и решению конференции (ч. 1 ст. 37). Спрашивается, разве такое установление не означает принуждение гражданина к вступлению в какое-либо объединение? Если согласно Конституции Россия является демократическими правовым государством, где единственным источником власти является народ, то насколько отвечает этим требования отмена ст. 38 прежнего Закона о выборах депутатов в Госдуму, в которой право выдвигать свою кандидатуру предоставлялось каждому гражданину без каких-либо условий и ограничений? К тому же его кандидатура могла быть выдвинута входящим в избирательный блок общественным объединением. Следует сказать, что в
Федеральном законе об общественных объединениях установлено, что «общественные объединения являются юридическими лицами и имеют право в выборах и референдумах» (ст.27).
Сейчас, даже при
участии в выборах нескольких
партий, в Госдуме доминирует одна
партия. Данный пример свидетельствует
лишь о первых шагах возвращения
к печальному периоду господства
партийно-политической системы. После
перехода к выборам по партийным
спискам, по существу, ликвидируются
права не только общественных объединений,
но также оппозиционных партий по
реальному влиянию на социально-политические
процессы жизни страны. Поэтому абсолютно
правы политики и ученые, по мнению
которых полный переход к выборам
по партийным спискам (чисто пропорциональной
избирательной системе) является серьезной
стратегической ошибкой. Исторический
опыт позволяет предположить, что
преобладающей объективной
Вывод: центральное место в демократической избирательной системе должны занимать не проблема приоритета политических партий и определение процентов их «проходимости» в парламент, а обеспечение всеобщих и равноправных выборов органа народного представительства. Создатели нового закона о переходе к выборам в Госдуму по партийным спискам не хотят считаться с тем, что навязанная ими обществу партийно-политическая избирательная система не отвечает (противоречит) общепринятым демократическим ценностям и устоям государство. И, в отличие от политических партий, с их вечной борьбой за власть ближе к каждому человеку стоят многочисленные общественные объединения и организации. Поэтому они не могут быть исключены из субъектов демократической избирательной системы и лишены участия в выборах законодательных (представительных) органов власти.
Заключение.
Пропорциональная избирательная система. Что это: эволюция или шаг назад, тормоз общественного прогресса. Думаю, что здесь мнения разойдутся. Я считаю, что это шаг назад. Вернемся к основной части моей работы. По существу повторяется история борьбы появившихся в России политических партий конца XIX – начала XX века. «Новшеством» можно лишь считать перебежки членов партий из одной в другую, с ориентацией закрепиться у «партии власти». Политические партии «утратили присуще им классовую ориентацию и идеологическую окраску, их роль, как институт мобилизации электората, уменьшилась, появился двойственный и противоречивый характер влияния на демократический прогресс».
Список использованной литературы:
1.Конституция РФ (принята 12.12.1993 г.);
2. Федеральный закон
« О выборах депутатов
3. Федеральный закон
«Об основных гарантиях
4.Иванченко А.В. «Гражданам об их политических правах»;
5. Учебник МГУ «Основы государства и права»;
6. Никитин А. Ф. «Правоведение»;
7. М. А. Василик, М. С. Вершинин «Политология»;
8. Журнал «Конституционное и муниципальное право» (№2, 2006);
9. Журнал «О выборах» (№ 4, 2005)
Информация о работе История становления избирательного процесса в России