История становления избирательного процесса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить историю становления избирательного процесса в России.
Задачи:
1.Рассмотреть особенности развития избирательного процесса в России.

2. Изучить развитие российского избирательного законодательства.

3.Исследовать Конституцию РФ и избирательную систему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности развития избирательного процесса в России…………..4
Глава 2. Развитие российского избирательного законодательства……………9
Глава 3. Основные нововведения в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»………………………………………………………………………12
Глава 4. Конституция РФ и избирательная система: догмы и противоречия…………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………....16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательные технологии.docx

— 41.97 Кб (Скачать файл)

Вывод: это была последняя избирательная система советского типа в нашей стране. По сути она уже несла в себе элементы переходной, постсоветской избирательной системы - альтернативные выборы, голосование по месту жительства, возможность выдвижения неограниченного числа кандидатов. В результате ее действия в нашей стране впервые был создан представительный орган государственной власти. Это был самостоятельный, независимый орган власти, а сделали его таковым избиратели и депутаты.

 

 

 

 

Глава 2. Развитие российского избирательного законодательства.

Избирательная система  РФ сложилась в результате, крупномасштабной избирательной реформы 1993—1995 гг., начавшийся всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. новой конституций - Конституции  Российской Федерации и нашедшей дальнейшее выражение в федеральных  законах «Об основных гарантиях  избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О порядке формирования Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации».

«Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». «Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными; а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации. Всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании закрепляется в ст. 81 Конституции.

В Российской Федерации  активное избирательное право принадлежит  всем гражданам РФ, достиг 18-летнего  возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными и граждан, содержащихся в местах лишения свободы  по вступившему в законную силу приговору  суда. Правом быть избранным в Государственную  думу РФ обладают граждане, достигшие 21 года, правом быть избранным президентом  — достигшие 35 лет (при условии  десятилетнего постоянного проживания на территории РФ). Субъекты Федерации  вправе устанавливать ценз местожительства, т. е., условие быть избранным в  их представительные (законодательные) органы, для этого необходимо в  течение определенного срока  постоянно проживать на территории данного субъекта Федерации. Однако в соответствии с Федеральным  законом 1994 г. «О гарантиях избирательных  прав граждан в Российской Федерации» этот срок не должен превышать одного года. Выборы Президента Российской Федерации  проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему  всю территорию страны.

В Государственную  Думу избиралось 450 депутатов, из них 225 — по одномандатным округам (один округ один депутат) и 225 — по федеральному избирательному округу, пропорционально  количеству голосов, поданных за федеральные  списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и  блоками (до 2007 года). В первом случае избирается скорее личность, во втором — партия, блок партий или иное общественное объединение. В Российской Федерации (до 2007 года) действовала смешанная избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе

мажоритарной системы  относительного большинства. В федеральном  округе отбор ведется по пропорциональному  принципу, но пропорциональность эта  касается только тех партий, блоков и т. п., которые перешагнули семипроцентный барьер, т. е. получили не менее 7% голосов  из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал этой цифры, теряет все свои голоса, а также право  на представительство в Думе. Довольно жесткие количественные требования предусматриваются и на этапе  предвыборной кампании. Так, кандидат на место в Думу должен со6рать не менее 200 тыс., а на пост президента —  не менее 1 млн подписей своих сторонников, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7% требуемого общего числа подписей. Если же таких «миллионеров» окажется несколько и ни один из них не сумеет привлечь в первом туре выборов более половины участвующих в голосовании избирателей, то не позднее чем через 15 дней после подсчета голосов назначается второй тур, в котором борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов в первом туре.

Ещё одним непосредственным выражением народной власти является референдум.

Референдум - проведение тайного голосования по утверждению  или неутверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.

Инициатива проведения референдума РФ принадлежит:

не менее чем  двум миллионам граждан РФ, имеющим  право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживает  не более 10% из них;

Конституционному  Собранию в случае вынесения на референдум проекта новой Конституции РФ. Референдум РФ назначает Президент  РФ путем издания специального указа.

Вывод: на референдум не могут выноситься вопросы, касающиеся изменения статуса субъектов Федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального собрания, принятия и изменения федерального бюджета, введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования, ограничивающие или отменяющие общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные нововведения в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Депутаты Государственной  Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы(3 – Конституции РФ (ст. 32);

Отменен порог явки(4 – Конституция РФ (пункт 3 ст. 32).

К достоинствам пропорциональной системы относится то, что в сформировавшихся с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

Основные недостатки пропорциональной избирательной системы:

возникают сложности  в формировании правительства (причины: отсутствие доминирующей партии; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами, и, как следствие, нестабильность правительств);

весьма слабая непосредственная связь между депутатами и избирателями, голосующими не за конкретных кандидатов, а за партии;

независимость депутатов  от своих партий (такая несвобода  парламентариев может негативно  сказаться на процессе обсуждения принятия важных документов).

Вывод: таким образом, на данный момент в РФ действует пропорциональная избирательная система. В этой системе, как и в любой системе, есть свои плюсы и минусы.

 

 

 

 

 

Глава 4. Конституция РФ и избирательная система: догмы и противоречия.

Политико-правовые рамки функционирования составных  частей политической системы (прерогативы  власти и ее ветвей, партий, общественных и других организаций) устанавливаются  конституцией и законами государства.

Сущность политической системы Российской Федерации закреплена в ряде статей Конституции страны: Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления (ч. 1 ст. 1); суверенитет  Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4); Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов  Российской Федерации (ч. 1 ст.5); государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на самостоятельные законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ч. 1 ст. 11); государственную власть в субъектах РФ осуществляют образованные ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11); в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 121); в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность (ч. З ст. 13); общественные объединения равны перед законом (ч. 4 ст. 13); каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30). Как видно, в Конституции Российской Федерации закреплены содержание политической системы общества, порядок образования ее структурных составляющих. Важное значение имеет закрепление принципа плюрализма как в идеологии, так и в политической системе (разделение властей, многопартийность, общественные объединения). В Конституции отсутствует такое-либо упоминание о партийно-политической системе, тем более о ее приоритете в обществе. Напротив, Конституция Российской Федерации проникнута установлениями о равенстве общественно политических и иных объединений граждан. Как видно, создатели нового Закона о выборах в Госдуму не посчитались с тем, что в Конституции страны недвусмысленно установлено: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3). А согласно новому Закону о выборах в Госдуму источником и носителем власти становятся политические партии. Более того, вопрос о включении не состоящего в политической партии гражданина России в список избираемой власти этим законом отдан на откуп десяти членов партии и решению конференции (ч. 1 ст. 37). Спрашивается, разве такое установление не означает принуждение гражданина к вступлению в какое-либо объединение? Если согласно Конституции Россия является демократическими правовым государством, где единственным источником власти является народ, то насколько отвечает этим требования отмена ст. 38 прежнего Закона о выборах депутатов в Госдуму, в которой право выдвигать свою кандидатуру предоставлялось каждому гражданину без каких-либо условий и ограничений? К тому же его кандидатура могла быть выдвинута входящим в избирательный блок общественным объединением. Следует сказать, что в

Федеральном законе об общественных объединениях установлено, что «общественные объединения являются юридическими лицами и имеют право в выборах и референдумах» (ст.27).

Сейчас, даже при  участии в выборах нескольких партий, в Госдуме доминирует одна партия. Данный пример свидетельствует  лишь о первых шагах возвращения  к печальному периоду господства партийно-политической системы. После  перехода к выборам по партийным  спискам, по существу, ликвидируются  права не только общественных объединений, но также оппозиционных партий по реальному влиянию на социально-политические процессы жизни страны. Поэтому абсолютно  правы политики и ученые, по мнению которых полный переход к выборам  по партийным спискам (чисто пропорциональной избирательной системе) является серьезной  стратегической ошибкой. Исторический опыт позволяет предположить, что  преобладающей объективной тенденцией социального процесса в большей  мере становится не создание общенациональных политических партий, а развитие общественных объединений разных социальных слоев, вырастающих на базе общности профессиональных, религиозных, этнических, экономических, духовных, политических и иных интересов. Такие объединения будут бороться не за власть любыми средствами, а вполне цивилизованно выбирать своих получивших общественное признание представителей в систему народного (а не партийного) представительства. Речь в этом случае должна идти не о борьбе за власть, а  об участии во власти при сохранении ее надпартийного характера. Достижение такой цели, прежде всего, предопределяется демократической избирательной  системой, которая призвана обеспечить становление и эффективное функционирование правового государства и гражданского общества, а не такой политической системы, доминирующим элементом которой  будут одна или несколько партий.

Вывод: центральное место в демократической избирательной системе должны занимать не проблема приоритета политических партий и определение процентов их «проходимости» в парламент, а обеспечение всеобщих и равноправных выборов органа народного представительства. Создатели нового закона о переходе к выборам в Госдуму по партийным спискам не хотят считаться с тем, что навязанная ими обществу партийно-политическая избирательная система не отвечает (противоречит) общепринятым демократическим ценностям и устоям государство. И, в отличие от политических партий, с их вечной борьбой за власть ближе к каждому человеку стоят многочисленные общественные объединения и организации. Поэтому они не могут быть исключены из субъектов демократической избирательной системы и лишены участия в выборах законодательных (представительных) органов власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Пропорциональная  избирательная система. Что это: эволюция или шаг назад, тормоз общественного  прогресса. Думаю, что здесь мнения разойдутся. Я считаю, что это  шаг назад. Вернемся к основной части  моей работы. По существу повторяется  история борьбы появившихся в  России политических партий конца XIX –  начала XX века. «Новшеством» можно лишь считать перебежки членов партий из одной в другую, с ориентацией  закрепиться у «партии власти». Политические партии «утратили присуще  им классовую ориентацию и идеологическую окраску, их роль, как институт мобилизации  электората, уменьшилась, появился двойственный и противоречивый характер влияния на демократический прогресс».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Конституция РФ (принята 12.12.1993 г.);

2. Федеральный закон  « О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации» ( принят Государственной думой 22 апреля 2005 года);

3. Федеральный закон  «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации»(Принят Государственной Думой 22 мая 2002 года);

4.Иванченко А.В.  «Гражданам об их политических  правах»;

5. Учебник МГУ  «Основы государства и права»;

6. Никитин А. Ф.  «Правоведение»;

7. М. А. Василик,  М. С. Вершинин «Политология»;

8. Журнал «Конституционное  и муниципальное право» (№2, 2006);

9. Журнал «О выборах» (№ 4, 2005)

 

 


Информация о работе История становления избирательного процесса в России