Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:24, контрольная работа
Все многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от: характера отношений в группе – это первичные и вторичные социальные группы. Первичные группы характеризуются тесными, упорядоченными отношениями, возникающими между людьми, постоянно и непосредственно взаимодействующими между собой. Такие группы возникают всюду, где люди проживают, работают или отдыхают, развлекаются совместно.
Классификация социальных групп.
Все многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от: характера отношений в группе – это первичные и вторичные социальные группы.
Первичные группы характеризуются тесными, упорядоченными отношениями, возникающими между людьми, постоянно и непосредственно взаимодействующими между собой. Такие группы возникают всюду, где люди проживают, работают или отдыхают, развлекаются совместно. Впервые термин «первичная группа» вводит Ч. Кули. Первичные социальные отношения позволяют людям воспринимать друг друга во всей полноте личности, индивидуальности, а не просто лишь как носителя той или иной функции, роли, профессии и т. д.
Вторичная группа создается в силу необходимости объединения усилий людей для достижения желаемых целей. Здесь возникновение, характер и направленность действий групп предопределяются их функциональным предназначением. Характер взаимодействий между индивидами во вторичных социальных группах отличается доминированием рациональной составляющей взаимодействий, отношения во вторичных социальных группах во многом формализованы, обезличены [7, с.245].
Существуют малые и большие группы.
Когда группы рассматриваются с точки зрения согласованного действия, обнаруживается много их разновидностей. Группы могут различаться по размеру: от двух любовников, страстно сжимающих друг друга в объятиях, до миллионов мужчин и женщин, мобилизованных на войну.
Большие группы.
Большие группы могут быть двух видов: реальные и условные (номинальные).
Они могут состоять в тесном и постоянном контакте, как это бывает в клике; или могут быть рассеяны по всему свету, как представители министерства иностранных дел.
Большая реальная группа:
реальные группы – группы, выделенные
на основании реально
Однако признаки для выделения таких групп могут различаться.
Большие реальные группы могут быть контактными. Например, студенты Омского государственного университета или работники Нефтеперерабатывающего завода. Члены таких больших (по численности) групп не обязательно должны вступать во взаимодействие. Однако у них есть все условия для контактов.
Большие реальные группы могут быть выделены и на основании социально
значимых признаков.
Например:
• пол — мужчины и женщины;
• доход — богатые, бедные и зажиточные;
• национальность — русские, американцы, эвенки, турки;
• возраст — дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;
• родство и брак — холостые, женатые, родители, вдовые;
• профессия (род занятий) — водители, учителя, военнослужащие;
• место жительства — горожане, сельские жители, земляки.
Таких признаков гораздо меньше, чем статистических (о них говорят как о счетном множестве).
Поскольку это реальные признаки, то они не только существуют объективно (биологические пол и возраст или хозяйственно
экономические доход и профессия), но осознаются субъективно. Молодежь ощущает свою групповую принадлежность и солидарность точно так же,
как пенсионеры ощущают свою. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.
Большая условная (номинальная) группа.
Номинальные группы – группы, выделенные только для статистического учета населения.
У номинальных групп есть второе имя — социальные категории.
Потому их и называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. Например: чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров.
Малые группы.
Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”[2, с. 73].
Малая группа характеризует ближайшее социальное окружение человека.
малая группа - небольшое число
людей, которые хорошо знают друг
друга и постоянно
Например: спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада. Малую группу называют еще первичной, контактной.
Определения малой группы:
Дж. Хоманс: малая группа представляет некоторое число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени и
достаточно малочисленных,
чтобы иметь возможность
Р. Мертон: малой группой называется совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других.
Р. Бейлз: малая группа — это некоторое число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого персонально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже, вспомнив его[6, с.120].
Вывод: малые группы — небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.
Малые группы могут быть двух видов: официальные (формальные) и неофициальные (неформальные).
Официальные (формальные) малые группы.
Заключение: Итак, я рассмотрела вопрос “Классификация социальных групп ”. Сделала вывод, что социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Социальные группы классифицируются по различным признакам:
- по признаку принадлежности к ним индивида;
- по характеру взаимодействия между их членами:
1) большие группы;
2) малые групп
Стадии процесса социализации.
Понятие социализации личности - вхождение индивида в социальную среду, усвоение индивидом социальных влияний, приобщение к системе социальных связей [5,с.37].
Стадия первичной социализации
– продолжается от рождения до подросткового
периода, когда ребенок усваивает социальный
опыт некритически, адаптируется, приспосабливается,
подражает. Большое значение на этой стадии
имеют познавательные процессы и овладение
ребенком социальными ролями в игровой
деятельности, его упражнения в самоидентификации,
появление и закрепление системы ожиданий,
требования к нему со стороны родителей,
характер их обращения с ним. Происходит
в малых социальных группах (семья, ясельная
группа и т. д.). Основными агентами социализации
являются родители, родственники, друзья
семьи и т. д. (первичные агенты социализации).
В этой стадии, по Фрейду,выделяется:
1) оральная стадия (от рождения до 2 лет)
– мир ребенка сосредоточен вокруг его
рта;
2) анальная стадия
(от 2 до 3 лет) – привитие навыков
гигиены и опрятности, часто сопровождается
наказанием за мокрые штанишки. Эта стадия
во многом определяет дальнейшее развитие
ребенка;
3) фаллическая стадия (от 4 до 5 лет) – появляется
симпатия к родителям противоположного
пола и идентификация себя с родителем
своего пола, подражание им. В этот период
появляются первые конфликты, связанные
с полом (Эдипов комплекс у мальчиков,
и комплекс Электры у девочек)
[1,с.141] .
Стадия индивидуализации (маргинализации) – наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения. К первичным агентам социализации добавляются вторичные – социальные институты социализации. Эти институты по своему социальному статусу могут быть формальными (официальные учреждения общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.)) и неформальные институты (разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.)).
Формальные и неформальные институты социализации часто имеют разные цели и способы воздействия, вследствие чего возникает борьба между ними, результатами которой являются такие социальные явления как «дети улицы», правонарушители и бунтовщики, люди с «двойной моралью», расхождение системы ценностей разных категорий граждан и т. д.[7, с.207]
В подростковом возрасте
для стадии индивидуализации характерно
самоопределение понятия «мир и я», неустойчивость
мировоззрения и характера подростка.
В юношеском возрасте вырабатываются
устойчивые свойства личности; Стадия
интеграции наблюдается в позднем юношеском
возрасте, когда появляется желание найти
свое место в обществе. Интеграция проходит
благополучно, если свойства человека
принимаются группой, обществом. Если
не принимаются, возможны следующие исходы:
1) сохранение своей непохожести
и появление агрессивных
3) конформизм, внешнее соглашательство,
адаптация.
Стадия устойчивой социализации или трудовая стадия социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. На этой стадии человек обычно достигает стабильного положения в обществе, что свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности[8,с.386]
Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Заключение: Таким образом, я считаю, что личность в процессе социализации примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью.
О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.
Значение проблематики межгрупповых отношений.
Проблематика межгрупповых отношений является логическим продол-жением рассмотрения больших и малых групп. И в этом смысле межгрупповой контекст как разновидность социального контекста в известной мере “покрывает” ту область, изучение которой позволяет уточнить тезис о детерминированности внутригрупповых процессов общественными отношениями.
В социальной психологии внимание к межгрупповым отношениям в значительной степени было сосредоточено на рассмотрении следующих проблем: каковы источники межгрупповой
враждебности; всегда ли позитивное отношение к своей группе сопровождается негативным отношением к чужой; насколько воспринимаемые различия между своей и чужой группой соответствуют действительности; каким образом межгрупповое взаимодействие влияет на межгрупповые отношения и внутригрупповые процессы.
Более общим является вопрос о том, что же должна изучать социальная психология, когда речь идет о межгрупповых отношениях: какие группы (малые или большие), сами взаимоотношения или их “внутреннее” отражение, то есть процессы социальной перцепции, субъектом которых является коллективный (или групповой) субъект.
Данная проблематика до недавнего времени
оставалась недостаточно исследованной;
причинами этого являются следующие обстоятельства:
весьма сильная и очевидная включенность
рассматриваемой проблемы в систему социологического
знания и других гуманитарных наук, приведшая
к тому, что и собственно психологические
проблемы в области межгрупповых отношений
стали анализироваться в значительной
мере вне