Классификация социальных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

Все многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от: характера отношений в группе – это первичные и вторичные социальные группы. Первичные группы характеризуются тесными, упорядоченными отношениями, возникающими между людьми, постоянно и непосредственно взаимодействующими между собой. Такие группы возникают всюду, где люди проживают, работают или отдыхают, развлекаются совместно.

Вложенные файлы: 1 файл

конт.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

контекста-психологии; 
отсутствие самостоятельного статуса проблемы межгрупповых отношений, ее “привязанность” к другим разделам и проблемам психологии;  
чрезмерно большой интерес к изучению малых групп, который особенно был характерен для развития социальной психологии в 20–30-е гг. нашего столетия; прямая недооценка проблематики межгрупповых отношений[8,с.307]. 
   Необходимость выделения области межгрупповых отношений диктуется, прежде всего, двумя факторами: усложнением самой общественной жизни, где межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной сложных этнических, классовых и других конфликтов; 
внутренней логикой развития социально-психологического знания, уточнение предмета этой науки, потребностью преодолеть известный дефицит причинного объяснения внутригрупповых процессов.

   В настоящее время область межгрупповых отношений охватывает следующие виды межгруппового взаимодействия: взаимодействие в сфере культуры; межэтническое взаимодействие; межгрупповое взаимодействие в профессионально-трудовой сфере; межгрупповое взаимодействие в сфере взаимоотношения полов; социально-политические межгрупповые взаимодействия; социально-территориальные межгрупповые взаимодействия; социально-национальные межгрупповые взаимодействия [3,с.187]. Рассмотрение данных видов межгруппового взаимодействия и межгрупповых отношений имеют свои особенности в различных теоретических подходах. Разработка проблемы межгрупповых отношений на основе принципа деятельности вносит существенный вклад в развитие этих идей: теперь можно констатировать не просто тот факт, что социальные отношения могут способствовать развитию межгрупповой                                                                                                                                                              дискриминации лишь при определенных условиях, но и назвать средство,

                                                              11

при помощи которого она  вообще может быть снята. Таким средством  выступает совместная деятельность групп. При ее наличии межгрупповая дифференциация, проявляющая себя на когнитивном уровне как констатация различий между «моей» и «чужой» группами, совсем не обязательно в реальном взаимодействии приводит к внегрупповой враждебности. Этими принципами необходимо руководствоваться, решая практические проблемы межгрупповых отношений. Так, на уровне малых групп может быть усовершенствован поиск оптимальных форм сотрудничества, на уровне больших групп – сняты некоторые вопросы межэтнических отношений, отношений между народами разных государств. Может быть вычленен и своеобразный «средний» уровень рассмотрения проблемы – взаимоотношение профессий, различных ведомств между собой и др.

   В чисто научном плане введение проблематики межгрупповых отношений в социальную психологию имеет большое значение для обогащения наших знаний о самих группах. Совершенно очевидно, что характер межгруппового взаимодействия влияет и на внутригрупповые процессы: предпринята серия исследований о влиянии межгруппового взаимодействия на такие внутригрупповые процессы, как удовлетворенность от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и др. Проводились эксперименты, выявлявшие сравнительные характеристики групповых процессов в зависимости от места, занимаемого группой в межгрупповом соревновании, и от восприятия группой этого места (т.е. от субъективной оценки меры собственного успеха). Соответственно были получены данные, касающиеся и неуспешных групп. В частности, удалось установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношений:

                                                             12

уменьшается число  связей по типу взаимной симпатии, увеличивается  число негативных выборов, наблюдается  сдвиг в сторону повышения  числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений болееинтенсивно выражен в «неуспешных» группах. Это является показателем того, что недостаточная интегрированность группы совместной деятельностью снижает показатели ее эффективности: внимание членов группы концентрируется не столько на отношениях деятельностной зависимости, сколько на отношениях межличностных. Констатация подобного сдвига может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития [4,с.98]

   В более широком, методологическом плане эти данные важны для понимания того, что малая группа не может ни при каких обстоятельствах рассматриваться как изолированная система: для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки малой группы. Тезис о детерминированности всех процессов малой группы более широкой системой общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию: ближайшей сферой таких отношений являются отношения между группами. Возникает своеобразный «межгрупповой контекст», который есть разновидность социального контекста[3,с.202]. Перспектива исследований психологии межгрупповых отношений должна включить в себя два сечения: отношения между группами «по горизонтали», т.е. между группами, не связанными отношениями подчинения, а существующими как бы «рядом» (школьный класс со школьным классом, бригада с бригадой, если речь идет о малых группах, или нация с нацией, демографическая группа с демографической группой, если речь идет о больших группах, и т.д.). Вариант этого сечения — взаимоотношения разных, но не

                                                              13

соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т.д. Второе сечение — отношения  между группами «по вертикали», т.е. в системе некоторой их иерархии: бригада, цех, завод, объединение и

т.п. Этот второй случай логично позволит включить в  проблематику межгрупповых отношений  также относительно новый раздел социальной психологии — психологию организации.

 

Заключение: Таким образом проблема межгрупповых отношений в социальной психологии имеет большое значение для обогащения наших знаний о самих группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             14

                           Список использованной литературы.

    1. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные    исследования. Вып. 3. М., 1990
    2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000.
    3. Агеев B.C. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия. – Межличностное восприятие в группе. 1992
    4. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.
    5. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001
    6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.
    7. Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999.
    8. Столяренко А. М. Социальная психология. М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              15


Информация о работе Классификация социальных групп