Классическая социология права Э. Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 22:16, контрольная работа

Краткое описание

Социология права призвана исследовать право в общественной системе, социальном контексте, иначе говоря, ею изучается не право (законодательство) в его догматическом выражении, а социальное в праве, социальная обусловленность права и его действие в социуме, взаимодействие социального и правового в обществе.
Объекты социологии права рассматриваются право как социальный феномен (явление), а ее предмет находит свое выражение в знании о свойствах, связях, отношениях и закономерностях права как социального феномена.

Содержание

1. Введение. 2
2. Социология права. 3
3. Классическая социология права Э.Дюргейма 10
4. Заключение 20
Использованные источники и литература. 22

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.раб. Социология права.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА» 
 

Юридический факультет 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА 
 
 

по курсу: «Социология права» 

Тема: «КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА Э. ДЮРКГЕЙМА». 
 

                               

                                                        Выполнил: студент 5 курса

                    гр. ПР-17, ОЗО

                         Никитенко С.А.

                          № 20060965

                         

                       

                       

                       

                        
                     
                     

Витебск, 2010 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Введение. 

       В рамках междисциплинарных исследований права, на стыке, прежде всего, юриспруденции и социологии развивается сравнительно новое научное направление социология права. Принято считать, что термин «социология права» был сформулирован в 1892 году итальянским юристом Д. Анцилотти, но получил полновесный научный статус лишь в 1962 г. на V Международном социологическом конгрессе.

       Социология  права призвана исследовать право в общественной системе, социальном контексте, иначе говоря, ею изучается не право (законодательство) в его догматическом выражении, а социальное в праве, социальная обусловленность права и его действие в социуме, взаимодействие социального и правового в обществе.

       Объекты социологии права рассматриваются право как социальный феномен (явление), а ее предмет находит свое выражение в знании о свойствах, связях, отношениях и закономерностях права как социального феномена. Поэтому социологию права можно определить как науку об общих и специфических социальных свойствах, качествах права, механизмах и закономерностях взаимодействия общества как социальной системы и права как его подсистемы. Такое понимание социологии права обусловливает её место среди наук, изучающих право – философии, юриспруденции, экономики, социологии и других, ориентируя социолого-правовые исследования на межпредметное изучение права.

       При выполнении работы, помимо традиционных печатных источников, я буду активно  пользоваться современными возможностями  электронных информационных ресурсов, что, на мой взгляд, значительно расширит возможности творческой активности. 
 

       2. Социология права. 

       В эпоху Нового времени, эпоху расцвета естественных наук, классической европейской  философии, возникает впервые и  замысел создания науки об обществе, такой же точной, как науки естественные. В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии - науки, изучающей самую сложную форму движения материи - общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности. Социология возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».Масштаб и глубина происходящих в современной Белоруссии процессов обновления, новизна и сложность задач, стоящих перед юриспруденцией и социальными науками, требуют формирования новых научно-исследовательских подходов в изучении правовой реальности1.

       Кроме этой предпосылки причинами становления  социологии были переход к рынку  и связанные с ним усложняющиеся  социальные процессы. Прежде всего, остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, которую тогда определял бурно развивающийся капиталистический способ производства. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. произошла Великая французская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реалиями в более развитых странах Западной Европы и в Северной Америке.

       Термин  «социология» ввел в 30-е гг. XIX в. Огюст Конт, которого и считают отцом-основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать (объединить) все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную (т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов) основу.

       Платон  и Аристотель, Монтень и Паскаль  могут с полным основанием рассматриваться как великие предшественники социологии права.

       К классикам социологии права заслуженно относят, Э. Дюркгейма, Е.Эрлиха, Л.Дюги, А.Кетле М.Вебера, сформулировавших ряд ее основополагающих идей.

       Социология  права (юридическая социология) сформировалась как наука только в конце XX века. В 1913 году австриец Евгений Эрлих опубликовал работу «Основы социологии права». В 1956 году на факультете права Парижского университета был введен курс юридической социологии. В 1962 году Международная социологическая ассоциация учредила комитет по исследованиям в области социологии права. а у философов возникает столько мыслей, касающихся той же тематики.

       Евгений Эрлих (1862-1922), австрийский правовед, разработал концепцию, получившую название "свободного права". Будучи основоположником социологии права, он призывал искать его истоки в социальных ассоциациях и существующем в них порядке: "Чтобы понять истоки, развитие и сущность права, следует, прежде всего, изучить порядок, существующий в общественных союзах. Причина неудач всех предшествующих попыток объяснить право состояла в том, что они исходили от правовых предписаний, а не из этого порядка"2. Эрлих прямо заявляет, что право определяется социальными отношениями. Общество существует в ассоциациях, или союзах, которые Эрлих подразделяет на два больших класса - "самобытные" и "новые". К. самобытным союзам он относит все естественным путем образовавшиеся социальные ассоциации: семью, род, семейную общину. Новые союзы - это ассоциации, образовавшиеся в ходе целенаправленной деятельности людей: государства, политические партии, профсоюзы, производственные объединения и т.д.

       Факты права должны рассматриваться в  историческом развитии. Согласно Эрлиху, развитие фактов права шло от естественно, стихийно вырабатывавшихся форм сохранения сложившегося порядка на основе обычая к образованию "новых союзов" и связанному с ним целенаправленному нормотворчеству. Это этап, называемый им "правом юристов". Наконец, последним, высшим этапом является государственное законотворчество. Право, стихийно возникающее и функционирующее в повседневной жизни общества, Эрлих обозначает термином "право первого порядка". Право юристов, целенаправленно творимое ими для решения возникающих в обществе конфликтов и споров, - это право "второго порядка". Взаимодействие правовых норм различных уровней - стихийно-бытового, права юристов и государственного - образует ткань живого права, которое в действительности и регулирует социальные отношения.

       Свободно-правовое движение, основателем которого является Эрлих, также косвенно связано с его концепцией живого права. Суть его в идее недостаточности уже разработанного законодательства для разрешения всех возможных в обществе конфликтных ситуаций. Как писал Эрлих, "желание все право какого-нибудь времени или народа поместить в параграфы законодательного уложения приблизительно так же разумно, как если бы поток попытаться заключить в пруд"3.

       Особая  роль в развитии моральной, или социальной, статистики принадлежит бельгийскому ученому естествоиспытателю и математику Адольфу Кетле (1796— 1874). Свои идеи он изложил в работе «Социальная физика, или опыт исследования о развитии человеческих способностей» (1835). С помощью теории вероятности он хотел разработать науку об обществе, имеющую статистическое и естественнонаучное обоснование, которую он назвал «социальной физикой». Кетле устанавливал определенные статистические закономерности событий и действий и соотносил их с состоянием общества таким образом, чтобы можно было понять законы человеческого общества и сформулировать их как социальные типы.

       Так, из статистического факта наличия  устойчивых числовых корреляций между  видами преступлений, полом, происхождением, возрастом, местом проживания и другими характеристиками преступника Кетле делал вывод о том, что некоторое количество и некоторые виды преступлений сопровождают общество с не обходимостью закона природы. Стало афоризмом утверждение Кетле, прозвучавшее в его докладе в 1831 году, о том, что «общество подготавливает преступления, а преступник есть только орудие».

       Французский правовед Леон Дюги (1859-1928) в своем подходе к праву исходил из основных положений социологической концепции Дюркгейма. Используя введенное Дюркгеймом понятие "социальной солидарности", он рассматривает право как один из аспектов солидарности. Согласно Дюги, право имеет социальную природу и составляет социальный факт наряду с другими институтами общества. Основываясь на принципе социологического детерминизма и объективизма, заимствованном им у Дюркгейма, Дюги провозглашает отказ от всего субъективного в праве. Здесь сказалось также влияние Конта с его стремлением избавиться от метафизических конструкций. Основное положение, сформулированное Дюги, гласит, что "публичная власть - это просто факт". Социальную солидарность он также рассматривает как факт и видит в ней только форму взаимной зависимости людей в обществе друг от друга. Особенно сильна такая зависимость между членами одной и той же социальной группы. Людей объединяет в общество не только солидарность, но и потребность в дисциплине, без которой невозможно существование общества. "Всякое общество есть дисциплина, - пишет Дюги, - а так как человек не может жить без общества, то он может жить только подчиняясь какой-нибудь дисциплине". Эту дисциплину выражают социальные нормы. Социальная норма трактуется Дюги как подлинно правовая норма, регламентирующая внешние проявления человеческой воли. Юридический порядок Дюги определял следующим образом: "Я подразумеваю под юридическими предписаниями, или под более коротким и более удобным выражением "юридический порядок", социальное положение, существующее на данный момент в соответствии с правовыми нормами, налагаемыми на людей в определенной социальной группе, и с юридическими ситуациями, связанными с ними"4.

       Совершенно  аналогичным образом действовал позднее Эмиль Дюркгейм, хотя и со значительно меньшим упором на количественную сторону и даже математизацию. Социальные типы у Кетле являются чисто статистическими закономерностями, а у Дюркгейма — теоретическими конструкциями на основе статистических закономерностей.

       М.Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие5.

       Социология  права М. Вебера изложена в работе "Экономика и общество" (1922). Эта дисциплина была важна для него потому, что позволяла ближе подойти к проблеме утверждения в обществе рациональности. Согласно представлениям Вебера, предметом социологии права являются социальные действия, рациональный смысл которых обусловлен содержанием правовых норм. В отличие от правоведения, исследующего объективный смысл норм права, социология права изучает их субъективный смысл, тот, который индивиды кладут в основу своих действий. Для Вебера правовое глубоко отлично от нравственного и морального. Оно связано с феноменом господства и образует особое явление - "легитимный порядок" общества. Легитимный порядок организует относительное единообразие социального поведения людей благодаря тому, что обладает "значимостью", смыслом, доступным пониманию. Такая значимость порядка, согласно Веберу, может быть эмпирической и нормативной. Нормативная значимость - это объективный смысл порядка, выраженный в нормах права. Объективность нормативной значимости подразумевает общеобязательность правовых норм для всех людей. Эмпирическая значимость порядка не тождественна нормативной, она гораздо шире, поскольку вбирает в себя все субъективные смыслы, вкладываемые в него индивидами. Именно эмпирическая значимость порядка составляет предмет понимающей социологии права.

       Легитимный  порядок, согласно Веберу, сохраняется и поддерживается внешними и внутренними гарантиями. К внутренним гарантиям относятся эмоциональная приверженность порядку, рациональная убежденность в необходимости нравственных ценностей, религиозная вера в освященность именно такого порядка. Внешнюю гарантию составляют условность и право. Условность - это угроза санкций общественного мнения в случае нарушения порядка. Право является гарантией сохранения порядка благодаря системе принуждения и наличию специального контингента людей, профессионально занятых охраной порядка. Правовой персонал - особая категория людей, занятая контролем за соблюдением норм права, - является его носителем и свидетельствует о существовании его как особой реальности. Реальность права, представленная в отношениях господства, развивается исторически в направлении от иррационального к рациональному. Об этом говорит тот факт, что правовой персонал архаических обществ принадлежал к иррациональному типу (фараон, шаман), а правовой персонал современного общества - к типу рациональному (юрист, менеджер, образованный политик). Как утверждает Ж- Кдрбонье, "можно говорить о законе Вебера, звучащем следующим образом: прогрессивное развитие права идет в направлении его рационализации, которая включает все возрастающую специализацию и бюрократизацию"6.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Классическая социология права Э. Дюркгейма