Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 22:16, контрольная работа
Социология права призвана исследовать право в общественной системе, социальном контексте, иначе говоря, ею изучается не право (законодательство) в его догматическом выражении, а социальное в праве, социальная обусловленность права и его действие в социуме, взаимодействие социального и правового в обществе.
Объекты социологии права рассматриваются право как социальный феномен (явление), а ее предмет находит свое выражение в знании о свойствах, связях, отношениях и закономерностях права как социального феномена.
1. Введение. 2
2. Социология права. 3
3. Классическая социология права Э.Дюргейма 10
4. Заключение 20
Использованные источники и литература. 22
3.
Классическая социология
права Э.Дюргейма
Эмиля Дюркгейма (1858—1917) — выдающегося французского ученого, по праву считают отцом академической классической социологии.
Основные принципы классической методологии сводятся к следующим: 1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов. 2) Поэтому социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук. 3) Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно. 4) Важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».
Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе французского социолога Э. Дюркгейма. «Правила социологического метода» (1895 г.). Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешне для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны;
в)
устанавливаемые между двумя
или множеством социальных фактов отношения
причинности помогают формулировать
постоянные законы функционирования общества.
Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознании потому, что у него другое основание, другой субстрат - коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознании), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознании каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т. д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.
Э.Дюркгейм одним из
Его восприятие общества как
морального порядка, а
Он внёс огромный вклад в науку об уголовном наказании своей работой "О разделении общественного труда". В ней он сформулировал законы эволюции наказания: 1) жестокость и суровость наказания выше тогда и там, где общество менее развито и где власть носит абсолютный, авторитарный характер. Действительно, такие варварские методы наказания, как четвертование, колесование, сожжение, были обыденным явлением в эпоху средневековья, когда царил произвол властей; 2) с развитием цивилизации проявляется гуманизация наказания: кара, возмездие становятся не такими суровыми и мучительными, как в предыдущие эпохи Дюркгейм считал, что наказание, лишение свободы есть нормальное, естественное средство социального контроля в обществе. Оценивая его вклад в юридическую социологию, Ж. Карбонье указал, что, согласно Дюркгейму, главная функция наказания — "обеспечить нормальное функционирование общества и должный уровень общественного сознания. Этими смелыми по тем временам формулами Дюркгейм диаметральным образом изменил перспективу исследования, переместив ее с преступности на наказание"7.
Общество для Дюркгейма — это прежде всего совокупность идей, убеждений и чувств, среди которых то, что он именует моралью, занимает первое место. Мораль ориентирована на общество, а общество является целью любого морального действия. Общество становится своего рода персоной, которой соответствует определенная мораль. «Мораль (однако)... начинается там, где начинается связь с обычной группой». И «всякая мораль представляется нам системой правил поведения».
Как и Конт, Дюркгейм дистанцируется от психологии, по крайней мере, от той психологии, которая, с одной стороны, имеет чисто индивидуалистический характер, а с другой, — считает дух функцией нервных клеток. Дюркгейм, напротив, придерживается мнения, что духовная жизнь основывается на коллективных представлениях, которые превосходят наше индивидуальное сознание, причем сами они могут и не осознаваться индивидом. Дюркгейм предвосхищает здесь понятие «коллективного бессознательного».
Общество и мораль «
Каждое общество имеет систему
морали, соответствующую его структуре.
В качестве связующего звена
между обществом и ценностными
представлениями Дюркгейм
Коллективное сознание и
В отличие от этого
Дюркгейм, наряду со Спенсером,
может считаться первым
В «Правилах социологического
метода» он объявил
Задачей социологии, согласно Дюркгейму, является установление нормального через выявление девиантного поведения, влекущего за собой санкции. Лишь девиантное указывает на то, что всеми считается нормальным. То, что подобная социология узаконивает всеобщую данность и общественное принуждение, Дюркгейм считал положительным моментом, ибо социология должна быть полезной для общества. Как и Конта, хотя и в меньшей степени, чем Спенсера, Дюркгейма интересуют общество и его законы, которые сами себя генерируют и сами себя поддерживают.
Впрочем, он выделял различные типы общества. Некий социальный факт «нормален» всегда лишь относительно определенного социального типа на определенной фазе его развития. Определение различных типов является задачей так называемой «социальной морфологии», которая стоит у истоков любого социологического анализа. Ведущим принципом классификации обществ на различные типы является ориентация на степень организации, т.е. на степень социальной дифференциации от просто структурированных обществ, которые состоят лишь из одного сегмента, до сложно дифференцированных.
С помощью сравнительного
То, как он представляет себе подобный социологический анализ, Дюркгейм продемонстрировал в 1897 году на примере своей работы «Самоубийство». Она стала образцом обоснования социологии как эмпирической науки.
Вначале на основании
Информация о работе Классическая социология права Э. Дюркгейма