Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Бедность и богатство – два плюса социальной жизни. Однако
исследователями обнаружено, что и в условиях бедности, и в условиях богатства люди одинаково сильно подвержены стрессам и страдают от неудовлетворенности жизнью. Как вы считаете, почему так происходит? Аргументируйте свой ответ.
История всей социологии как науки, так же как и история ее важнейшей частной дисциплины - социологии неравенства, насчитывает полтора столетия.

Содержание

1. Бедность и богатство – два плюса социальной жизни. Однако
исследователями обнаружено, что и в условиях бедности, и в условиях богатства люди одинаково сильно подвержены стрессам и страдают от неудовлетворенности жизнью. Как вы считаете, почему так происходит? Аргументируйте свой ответ................................................
2. В чем, по вашему мнению, заключаются причины присоединения
человека к террористической организации? Какими методами можно победить терроризм?...................................................................................
3. Проанализируйте и сравните теории социальной революции К. Маркса
и П. Сорокина. В чем, на ваш взгляд, заключается сильные и слабые стороны этих теорий?...................................................................................
4. От каких факторов зависит продолжительность послеконфликтной
ситуации?................................................................................................
5. В чем заключается сильные и слабые стороны метода социального
эксперимента в социологическом исследовании

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 69.38 Кб (Скачать файл)

1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.

2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.

3. социальную генетику; «Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»

Социология практическая изучает явления человеческого  взаимодействия с точки зрения должного.

Социология практическая, по Сорокину, включает в себя соци¬альную политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия» - писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям».

В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде  чем перейти к описанию строения населения или общества в том  сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей моделью социального явления  служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия, проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются

1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих

2) взаимодействие сходных и несходных лиц

3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное

Всё человеческое население распадается на ряд  более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых».

«Весь сложнейший мир общественной жизни людей  распадается на очерченные процессы взаимодействия». «Группа взаимодействующих  людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство... Тесная причинная взаимозависимость  их поведения и дает основание  рассматривать взаимодействующих  лиц как коллективное целое, как  одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и  водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.» «Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче коллективом».

Таким образом, социодинамическая модель Питирима Сорокина представляет собой последовательную смену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Этот процесс выражается в трех фазах единого цикла, через которые проходят все основные сферы социокультурной системы (архитектура, скульптура, живопись; музыка, литература, театр, искусствоведение; религия, философия, наука; естественно-научные и технико-технологические изобретения; мораль и право; политика; экономика; поли¬тические конфликты; религиозная деятельность; семейно-брачные отношения; исторический тип личности; миро¬воззрение; формы свободы; государственное управление). Причём, в динамике каждой из этих сфер про¬слеживаются три стадии, после завершения которых цикл возобновляется. Сорокин называет: идеациональную стадию, в которой преобладают процессы познания; идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология; чувственную стадию с доминированием сенсорного переживания.

На первой стадии происходит освоение мира, создаются  разнообразные (предметные, лингвистические, познавательные, технологические, нормативные) формы, позволяющие создавать организационные  структуры. На второй стадии эти формы фиксируются в качестве культурных норм, накладывающих определенные огра¬ничения на человеческую деятельность. Таким путем складывается, например, стиль в искусстве, формируется свод законов, появляется религиозная доктрина и научная парадигма. На третьей стадии сложившиеся и устоявшиеся рамки социокультурных норм становятся слишком узкими для приобретенного инновационного опыта, что и побуждает людей вновь обратиться к чувственному переживанию для обоснования своих действий.

Характерно, что  каждой из выше охарактеризованных стадий соответствует свой тип личности. Особо следует отметить, что концепция  П. Сорокина является попыткой сконструировать  свободную от линейности, эволюционизма  и теории прогресса модель течения  макропроцессов культуры. Эта модель, несмотря на огромный эмпирический материал, приведенный для ее подтверждения, тем не менее выступает некоей идеализацией, идеальной моделью, на что вполне однозначно обращал внимание и сам П. Сорокин.

Таким образом, П. Сорокин оригинально и своеобразно  трактует процесс развития, становления  и функционирование культуры как  социального феномена, а, следовательно, объекта социологического исследования. П. Сорокин вносит огромный вклад  в развитие мировой социологии, его  идеи легли в основу деятельности ряда социологических школ. Несмотря на его статус “американского социолога”,  Россия может по праву гордится им.

Сорокин считал, что общество есть система систем. Оно возникает не как результат  механической эволюции природно-биологических  отношений. Социокультурные, исторические отношения связаны с появлением в акте человеческого взаимодействия нового момента в виде «ценностей, норм, символов». Именно здесь ключ к основам общественной жизни. В зависимости от того, каков характер ценностей и норм складываются в обществе различные типы групп, определяются права, функции, роли членов групп, методы и формы управления, механизм стратификации. Общая социальная структура определялась Сорокиным в следующем виде:

I.  Главные формы неорганизованных и полуорганизованных групп:

1.«внешние» организованные  группы (например, подписчики газет  и т.д.)

2.толпа, группы  незнакомых людей

3.человечество  в целом.

II.  Важнейшие «односторонние» группы, построенные на одном ряде ценностей:

А) Биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные.

Б) Социокультурные группы: 1)род, 2)территориальная общность, 3)этническая общность, 4)профессиональный союз, 5)экономическая группа, 6)религиозная, 7)политическая, 8)элиты.

III.  Важнейшие «многосторонние» группы: 1)семья, 2)община, 3)племя, 4)нация, 5)каста, 6)сословие, 7)социальный класс.

Все эти группы существуют, отличаясь свойствами, вступая в сложные взаимодействия друг с другом, образуют в целом общество. Но в основе взаимодействия а следовательно и общества лежат ценности и нормы т.е. интегративная культурная база. Исходя из социокультурного видения общества Сорокин предложил свое понимание развития общества, его социокультурной динамики. Так, доминирующие суперсистемы социокультурных феноменов в ходе истории исчерпывают свои возможности и заменяются альтернативным мировоззрением. Этот переход суперсистем сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов. Разрушение интегративной культурной базы и возникновение нового культурного базиса сопровождается кризисами, войнами, бедствиями. В соответствие с социокультурными переворотами меняется и поведение индивида. С этих позиций Сорокин оценивал и Первую мировую войну и революцию 1917 г.

Сорокин - один из родоначальников теорий социальной стратификации, социального пространства и социальной мобильности. В своей  теории стратификации Сорокин объяснил, что любое общество неоднородно, слои составляющие его определяются рядом позиций: имущественным неравенством, образовательным неравенством. В  теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой. Ему принадлежит еще ряд идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт, все общества в 20 в. в сущности развиваются в одном направлении и между ними все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут незначительными).

Сорокин ввел понятие  «социальное пространство» и  вложил в него иной смысл, чем был  до этого - совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся». Под социальным пространством Сорокин понимал не трехмерное геометрическое пространство, а многомерное пространство. Он писал:

1. социальное пространство - это народонаселение Земли;

2. социальное положение - это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с ее членами;

3. положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;

4. совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.

Отсюда следует, что люди, принадлежащие к одинаковым социальным группам и выполняющие  практически идентичную функцию  в пределах каждой из этих групп, находятся  в одинаковом социальном положении. Он писал, что для упрощения можно  сократить число параметров до двух, указал в качестве основных параметров социального пространства - вертикальное и горизонтальное перемещение. По горизонтали  социальное положение людей одинаково, по вертикали существенно отличается. Для Сорокина все эти термины  были удобным инструментом для анализа  и описания социальных явлений, например - социальной мобильности.

Соц. мобильность - это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение - главным образом  за счет образования, армии, церковь, бизнес.  Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором  люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой:

• вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные - перемещение без изменения статуса, вертикальные - с изменением статуса);

• индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;

• восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая - снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая - для рабочих и крестьян).

Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность  является положительным явлением и  свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического  движения, резкой мобильности находится  все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность  для общества однако другая крайность - противоположная ситуация - никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам. Американские социологи считали аксиомой, что самая оптимальна мобильность в Америке, где каждый чистильщик может стать миллионером.

 

 

4.От каких факторов  зависит продолжительность послеконфликтной   ситуации?

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники  просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов. Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива. Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.

Возникший конфликтный процесс  трудно остановить. Это объясняется  тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или  возмездию, причем более сильному, чем  первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может в конечном счете привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки. Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"