Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 13:32, контрольная работа
Бедность и богатство – два плюса социальной жизни. Однако
исследователями обнаружено, что и в условиях бедности, и в условиях богатства люди одинаково сильно подвержены стрессам и страдают от неудовлетворенности жизнью. Как вы считаете, почему так происходит? Аргументируйте свой ответ.
История всей социологии как науки, так же как и история ее важнейшей частной дисциплины - социологии неравенства, насчитывает полтора столетия.
1. Бедность и богатство – два плюса социальной жизни. Однако
исследователями обнаружено, что и в условиях бедности, и в условиях богатства люди одинаково сильно подвержены стрессам и страдают от неудовлетворенности жизнью. Как вы считаете, почему так происходит? Аргументируйте свой ответ................................................
2. В чем, по вашему мнению, заключаются причины присоединения
человека к террористической организации? Какими методами можно победить терроризм?...................................................................................
3. Проанализируйте и сравните теории социальной революции К. Маркса
и П. Сорокина. В чем, на ваш взгляд, заключается сильные и слабые стороны этих теорий?...................................................................................
4. От каких факторов зависит продолжительность послеконфликтной
ситуации?................................................................................................
5. В чем заключается сильные и слабые стороны метода социального
эксперимента в социологическом исследовании
Этапы протекания конфликта. Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять основных типов
- физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
- потребности в безопасности;
- социальные потребности (
- потребности в достижении
- высшие потребности в
Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана действий. В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость. Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии. Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.
Таким образом, для возникновения
социального конфликта
во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей;
во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция.
Любой социальный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру.
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:
- предконфликтная ситуация;
- непосредственно конфликт;
- стадия разрешения конфликта.
Предконфликтная ситуация. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей избежание фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в пред конфликтной стадии называется идентификацией. Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.
Непосредственно
конфликт. Эта стадия характеризуется, прежде всего,
наличием инцидента, т.е. социальных действий,
направленных на изменение поведения
противника. Это активная, деятельная
часть конфликта.
- причины конфликта;
- острота конфликта;
- длительность конфликта;
- последствия конфликта.
Причины конфликта. Причина конфликта является тем пунктом,
вокруг которого разворачивается конфликтная
ситуация. Можно выделить следующие типы
причин. Наличие противоположных ориентаций.
У каждого индивида и социальной группы
имеется определенный набор ценностных
ориентаций относительно наиболее значимых
сторон социальной жизни. Все они различаются
и обычно противоположны. В момент стремления
к удовлетворению потребностей, при наличии
блокируемых целей, достичь которых пытаются
несколько индивидов или групп, противоположные
ценностные ориентации приходят в соприкосновение
и могут стать причиной возникновения
конфликтов.
Последствия социального конфликта.
Последствия социального
Таким образом, налицо два типа последствий
конфликтов: дезинтегрированные последствия,
которые усиливают ожесточение,
ведут к разрушениям и
интегративные последствия, которые определяют выход из сложных ситуаций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят группу к пониманию интересов ее членов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
5.В чем заключается сильные и слабые стороны метода социального
эксперимента
в социологическом
Социальный эксперимент
в социологическом
Социальным экспериментом называют способ получения информации о наличии причинно-следственных связей между показателями функционирования, деятельности, поведения социального объекта и воздействующими на него некоторыми управляемыми и контролируемыми факторами. . Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями: исследователь создает или изыскивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие предположениям, гипотезам.
В связи с тем, что ведущие социологи своего времени (Дж.С.Миль,
О.Конт, М.Вебер) отрицали возможность применения экспериментального методов изучении социальных явлений, мотивируя это тем, что последние для этого слишком сложны и изменчивы и однозначная интерпретация поведения человека или социальной общности невозможна, эксперимент как метод эмпирического исследования начал активно применяться лишь с 20-х годов нынешнего века. И по сегодняшний день эксперимент в социологии достаточно сложен по той простой причине, что организационные проблемы, связанные с проведением эксперимента, достаточно сложны и хлопотливы, а многие социальные процессы по сей день мало изучены для выдвижения объяснительных гипотез.
Исходя из этих трудностей, некоторые исследователи вообще отрицают возможность экспериментального метода в социологии, многие оставляют ему значение второстепенного, вспомогательного метода. Подобное отношение отражается в исследовательской практике: экспериментальных социологических исследований произведено крайне мало. Естественно, что эксперимент в той форме, в какой он применяется в естественных науках, в социологии невозможен. Но это не означает, что следует отказаться от проведения исследований, направленных на эмпирическое доказательство объяснительных гипотез. Для повышения степени научной обоснованности результатов подобного исследования необходимо проводить повторные эксперименты, используя при этом различные их виды. А какие виды существуют?
Социальные эксперименты различаются: 1) по характеру объекта и предмета исследования, 2) по специфике поставленной задачи, 3) по характеру экспериментальной ситуации, 4) по логической структуре доказательства гипотезы.
По характеру объекта и предмета исследования следует различать социологические, экономические (хозяйственные), правовые, социально- психологические, педагогические, психологические, эстетические эксперименты. Различия между этими разновидностями экспериментов определяются спецификой соответствующих научных дисциплин, однако в некоторых случаях различные виды экспериментов могут быть тесно взаимосвязанными, базирующимися на одних и тех же процессах реальности.