Государственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального
образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Воронеже
Контрольная работа
По предмету «Гендерология и Феминилогия»
Выполнила: студентка
5 курса 4 группы
«Социальная работа»
Зелепукина Л.Ю.
Проверила: доцент
Гетте Е.Ю.
Воронеж 2013 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..
Гендерные отношения в первобытном
обществе………………………….
Гендерные аспекты продолжительности
жизни………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………..
Введение.
Гендер (gender - англ. род, чаще всего грамматический)
- понятие, используемое в социальных науках
для отображения социокультурного аспекта
половой принадлежности. В отличие от
русского языка английский язык разграничивает
понятия социального пола («gender») и биологического,
(«sex»). Оба понятия используются для проведения
так называемой горизонтальной социо-половой
стратификации общества в отличие от вертикальных
классовой, сословной и т.п. - стратификаций.
Sex и gender находятся на противоположных
полюсах в жизни человека. Sex является
стартовой позицией, с ним человек рождается.
Sex детерминирован биологическими факторами:
гормональным статусом, особенностями
протекания биохимических процессов,
генетическими различиями, анатомией.
Gender - это показатель социализации человека
в обществе в соответствии с его половой
принадлежностью.
Впервые различие понятий «пол» и «гендер»
было обозначено психологом Р. Столлером
в 1968 году. Позже (1972 год) эту идею поддержали
феминистские антропологи. Изучая различные
общества, они обнаружили значительную
разницу в понимании мужских и женских
ролей, позиций, черт характера, короче,
в понимании того, что есть мужчина и женщина
в том или ином обществе. Впервые на это
обратила внимание в середине века М. Мид.
В 1972 году появляется ставшая довольно
быстро знаменитой книга «Женщина, культура
и общество», вышедшая под редакцией М.
Розальдо и Л. Ламфере. Статья Ш. Ортнер
«Соотносится ли женское с мужским так
же, как природное с культурным?» в последующем
вызвала бурные дискуссии. В этой работе
отмечается тот универсальный факт, что
репродуктивная роль женщин не учитывается
при определении ее социального статуса
в обществе и что женщины вытеснены из
сферы социального в сферу приватного,
потому что они ассоциируются с природным,
а не социальным.
- Гендерные отношения в первобытном обществе.
Гендерные отношения – это
вид общественных отношений, возникающих
в процессе воспроизводства человеческого
рода. Гендерные отношения включают социально
нормированные взаимодействия половых
классов и возрастных групп.
Эволюционный смысл биологической дифференциации
полов. Половой диморфизм – совокупность
особенностей организма, обеспечивающих
быстрое создание новых генетических
комбинаций. Асексуальные системы менее
адаптированы к окружающей среде, неспособны
эффективно элиминировать вредные мутации
и относительно короткоживущие. Обеспечивая
рекомбинацию родительских наборов генов,
половое размножение создает лучшие условия
для адаптации и сосредоточения вредных
мутаций в одном геноме с последующим
их удалением.
Самки и самцы в эволюционном процессе
выполняют разные роли: самки обеспечивают
сохранение генофонда, самцы способствуют
накоплению изменчивости. Женский пол
– стабилизирующее, консервирующее начало.
Мужской пол – источник нового, изменчивого,
обеспечивающий приток генетической информации.
Половая дифференцировка индивида и формирование
его половой идентичности осуществляются
поэтапно на протяжении всего внутриутробного
периода и до вступления в брак. Сложные генетические, гормональные,
психофизиологические, социокультурные
процессы поэтапно инициируют формирование
индивида либо по мужскому типу (маскулинизация),
либо по женскому типу (феминизация). Так,
например, самцы обезьян, выросшие с матерью,
но в изоляции от сверстников, оказались
неспособны к нормальной копуляции.
Мужской организм более уязвим на каждом
этапе своего развития. Наличие только
одной Х-хромосомы ослабляет его иммунную
систему. Любые повреждения или сбои в
работе в половой системе в перинатальный
период ведут к формированию женского
организма или к более частым выкидышам
мужских зародышей. Мужчины чаще страдают от инфекционных
заболеваний. Вероятность возникновения
повышенного артериального давления у женщин выше, но умирают от него чаще мужчины.
В крови мужчин на 20% больше эритроцитов, несущих
кислород тканям. Поэтому у них интенсивнее
обмен веществ, но процесс кроветворения
менее эффективен. Дыхание у мужчин реже, но глубже, чем у женщин. При загрязнении воздуха мужчины подвергаются большей опасности.
Особенности энергетического обмена таковы,
что даже сидя и отдыхая, мужчина теряет больше калорий, чем женщина. При нагрузках же мужчина быстрее теряет силы. Результатом
могут быть ссоры вечером в выходные дни,
когда мужчине нужен отдых после совместного
пребывания на воздухе (или в постели),
а женщине хотелось бы разделить домашнюю
нагрузку пополам. Каждые десять лет у женщины снижается переносимость нагрузки
на 2%, а у мужчины – на 10%, так что 60-летняя женщина способна переносить 90% нагрузки,
которую она осиливала в 20 лет, а мужчина – только 60%.
Мужчины лучше решают пространственные
задачи, женщины – коммуникативные. Женщины более подвержены групповому
давлению. В процессе общения женщину более всего интересуют эмоции, мужчину же – информация. Говоря: “Да”, – женщина хочет показать, что она внимательно
слушает мужчину. Мужчина же видит в этом согласие с собой.
Гендер же в отличии
от пола является продуктом особого рода
социального действия. Каждый человек конструирует
собственную гендерную принадлежность,
и точно так же каждый расшифровывает
гендерную принадлежность другого.
Гендер создают индивиды, но
он проявляется исключительно в ходе социального
взаимодействия. Создание (конструирование)
гендера, состоит в управлении ситуациями
таким образом, что поведение рассматривается
как гендерно соответствующее или намеренно
несоответствующее публичной сфере. Гендер
или гендерные отношения - это социальные
последствия разделения людей по признакам
пола.
Гендер фиксирует принадлежность
личности к определенной субкультуре
с ее нормами, стандартами, идеалами, образцами
поведения, системой предназначений, формами
коммуникации, соответствующими потребительскими
рынками, видами творчества, общественной
самоорганизации, формами проведения
досуга и т.д. Это социально-биологическая
и культурная характеристика, с помощью
которой личность самоопределяется как
пол.
Клод Леви-Стросс (1908-1990) - представитель
структурализма и философской антропологии
высказал предположение, что основу развития
общества и его фундаментальное отличие
от животных положило разделение общества
по половому признаку: на мужчин и женщин.
Самки выполняли свою работу, а самцы свою.
Это разделение труда, но разделение не
по выполняемым обязанностям, а по половому
признаку.
Разделение труда о котором
обычно говорят - это разделение на скотоводство
и земледелие у людей произошло позднее,
когда основная форма коммуникации язык
сформировался. Разделение людей по половому
признаку породило новые элементы системы,
которых не было ранее: это структуры родства
характерные для всех человеческих обществ:
брат/сестра, муж/жена, отец/сын, дядя по
матери/сын сестры и т.д. Структура родства
и есть новые элементы системы. Отношения
между различными структурами родства
разные, не одинаковые. Отношение матери
и отца не такое как брата и сестры. Отношение
к внукам не такое как к детям и т.д. Затем
необходимость брать в жены женщину не
родственницу привело к контактам с другим
племенем. Структуры родства дробятся,
делятся и порождают новые отношения между
членами общества отличные от разделения
труда и как следствие новые элементы
коммуникации, т.е. развитие языка. Независимо
от природных условий существования человека
структура родства спонтанно создает
новые элементы в первобытном обществе.
Новые элементы общества требуют новой
коммуникации. Поле коммуникации расширяется.
Структуры родства обеспечили переход
от природно-инстиктивного к примитивно-культурному
человеку. Коммуникация между людьми в
контексте гендерных отношений трансформируется
в социальное пространство.
Гендерные отношения - это система
социального взаимодействия определяемая
поведением и идентификацией пола. Характерная
черта гендерных отношений - это осознание
своей половой принадлежности и структуры
родства, порождающей обязанности и права.
Вывод:
Гендер – одна из базовых характеристик
личности, обуславливающих психологическое
и социальное развитие человека. Многокомпонентная
структура гендера определяется четырьмя
группами характеристик: а) биологический
пол, б) гендерные стереотипы, в) гендерные
нормы, г) гендерная идентичность. При
изучении гендерных различий рассматриваются
такие вопросы, как природа различий, их
оценка и динамика, влияние этих гендерных
различий на индивидуальный жизненны
путь мужчин и женщин, возможности их самореализации,
этапы гендерной социализации.
Гендерные отношения (как на
основе равенства, так и неравенства) сосредоточены
на эмоциональном мироощущении, посредством
которого создаются изменения, которые
в дальнейшем приобретают всеобщий характер.
То, что раньше было частной сферой становится
публичной сферой. Гендерные отношения
- это отношения возникающие между публичной
и частной сферами. Частная сфера требовала
публичности (равенства прав), а публичная
сфера требовала контроля над частной
сферой. Реорганизация частной сферы всегда
оказывается сходной с тем, что происходит
в сфере публичных отношений.
- Гендерные аспекты продолжительности
жизни у человека.
Основная идея концепции человеческого
развития заключается в том, что развитие
человека должно осуществляться с учетом
гендерного аспекта. В рамках данной концепции
разработаны специальные индикаторы,
направленные на наблюдение и измерение
различий между положением мужчин и женщин
в плане основных характеристик деятельности
человека.
Несмотря на то, что за последние
десятилетия многие страны добились значительного
продвижения в развитии потенциала женщин
«ни в одном современном обществе женщины
не располагают такими же возможностями,
какие имеют мужчины. Этот неравноправный
статус ведет к сохранению существенных
диспропорций между тем значительным
вкладом, который вносят женщины в развитие
человеческого потенциала и тем, насколько
мала их доля в предоставляемых этим процессом
льготах».
Образование является важнейшим
индикатором человеческого развития и
гендерного равенства. Именно через институты
образования как мощных формальных агентов
социализации воспроизводятся гендерные
стереотипы и поддерживается гендерная
стратификация общества – процесс, посредством
которого гендер становится основой социальной
дифференциации. Общеизвестно, что если
мужчины и женщины не получают хорошего
образования, то это влечет за собой большие
экономические и социальные издержки.
Различия между положением мужчин и женщин
в области образования значительно уменьшились
за последние десятилетия. Показатели
грамотности и количества обучающихся
женщин во всем мире увеличиваются. Разрыв
между мужчинами и женщинами в сфере высшего
образования быстро сокращается, а в некоторых
странах в учебных заведениях третьей
ступени обучается больше женщин, чем
мужчин. Тем не менее, «в развивающихся
странах в числе 900 млн неграмотных людей
количество женщин вдвое превышает количество
мужчин. С помощью индекса развития с учетом
гендерного фактора (ИРГФ) определяется
показатель достижений в области тех же
базовых возможностей, что и для ИРЧП,
но принимается во внимание неравенство
с точки зрения достижений между мужчинами
и женщинами. В рамках применяемой методики
налагается штраф за неравенство, то есть
значение показателя ИРГФ уменьшается,
когда уровень достижений в какой-либо
из стран как для мужчин, так и для женщин,
снижается или когда усиливаются различия
с точки зрения их достижений. Чем значительнее
гендерные различия в области базовых
возможностей, тем ниже страновой показатель
ИРГФ по сравнению с ИРЧП. Показатель ИРГФ
представляет собой просто ограниченный
или скорректированный в сторону уменьшения
с учетом гендерного неравенства показатель
ИРЧП.
С помощью показателя расширения
возможностей женщин (ПРВЖ)
определяется способность женщин
и мужчин активно участвовать в экономической
и политической жизни, а также в процессе
принятия решений. Тогда как ИРГФ делает
упор на расширении возможностей, в рамках
ПРВЖ особое внимание уделяется использованию
этих возможностей в целях реализации
жизненно важных возможностей.
Гендерные проблемы в сфере
образования:
− управленческие позиции в
системе образования чаще всего принадлежат
мужчинам;
− половая диспропорция учителей
(преобладание женщин и недостаток учителей
мужчин, особенно на уровне начальной
школы);
− половая сегрегация в школьных
программах, предметах, которая в дальнейшем
может привести к половой сегрегации на
рынке труда;
− низкое вознаграждение, как
следствие, не престижное занятие;
− воспроизведение гендерных
стереотипов в школьных программах.
Кроме стандартного измерения
гендерного равенства в образовательной
сфере (охват девочек и мальчиков начальным
и средним образованием) необходимо анализировать
и другие показатели для получения более
объективной информации о состоянии гендерного
равенства в образовании:
- - соотношение полов при зачислении
на все уровни школьного обучения (начальное,
среднее, профессиональное, старшие классы),
причины гендерных расхождений, влияние
социального статуса;
- - соотношение полов при зачислении
на все предметы в начальных, средних и
старших классах (существует ли сегрегация
по полу в предметах);
- - соотношение полов по завершении
учебы на всех уровнях (причины неокончания
юношей и девушек);
- - соотношение мужчин и женщин
в преподавательском составе;
- - соотношение мужчин и женщин
на высших управленческих позициях в сфере
образования (связь с заработной платой,
престижем);
- - соотношение мужчин и женщин
среди родителей в школьных правлениях
и посещающих родительские собрания.
Индекс человеческого развития
также исчисляется через показатели по
продолжительности жизни и здоровья. Существуют
гендерные различия в ожидаемой продолжительности
жизни и здоровье, которые коренятся в
социальных, экономических, культурных
и других факторах.
Некоторые из них:
− во всем мире женщины живут
дольше мужчин. Ожидаемая продолжительность
жизни в среднем у женщин на 7 лет больше,
чем у мужчин (по сравнению с примерной
биологической разницей в
5 лет во всем мире);
− современные достижения здравоохранения
(снижение высокого уровня рождаемости,
материнской смертности, развитие контрацептивной
культуры) значительно расширили возможности
женщин;
− в большинстве бедных стран
осложнения во время беременности являются
наиболее распространенной причиной смертности
среди женщин детородного возраста;