Контрольная работа по «Гендерологии и Феминилогии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 11:18, контрольная работа

Краткое описание

Впервые различие понятий «пол» и «гендер» было обозначено психологом Р. Столлером в 1968 году. Позже (1972 год) эту идею поддержали феминистские антропологи. Изучая различные общества, они обнаружили значительную разницу в понимании мужских и женских ролей, позиций, черт характера, короче, в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе. Впервые на это обратила внимание в середине века М. Мид. В 1972 году появляется ставшая довольно быстро знаменитой книга «Женщина, культура и общество», вышедшая под редакцией М. Розальдо и Л. Ламфере. Статья Ш. Ортнер «Соотносится ли женское с мужским так же, как природное с культурным?» в последующем вызвала бурные дискуссии. В этой работе отмечается тот универсальный факт, что репродуктивная роль женщин не учитывается при определении ее социального статуса в обществе и что женщины вытеснены из сферы социального в сферу приватного, потому что они ассоциируются с природным, а не социальным.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..

Гендерные отношения в первобытном обществе………………………….

Гендерные аспекты продолжительности жизни………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ГЕНДЕР Ларисок.docx

— 39.67 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Воронеже


 

 

 

 

Контрольная работа

По предмету  «Гендерология и Феминилогия»

 

 

 

 

Выполнила: студентка

5 курса 4 группы

«Социальная работа»

Зелепукина Л.Ю.

Проверила: доцент 

Гетте Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2013 г.

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..

 

Гендерные отношения в первобытном обществе………………………….

 

Гендерные аспекты продолжительности жизни………………………….

 

Заключение………………………………………………………………….

 

Список использованных источников……………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Гендер (gender - англ. род, чаще всего грамматический) - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности. В отличие от русского языка английский язык разграничивает понятия социального пола («gender») и биологического, («sex»). Оба понятия используются для проведения так называемой горизонтальной социо-половой стратификации общества в отличие от вертикальных классовой, сословной и т.п. - стратификаций. Sex и gender находятся на противоположных полюсах в жизни человека. Sex является стартовой позицией, с ним человек рождается. Sex детерминирован биологическими факторами: гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатомией. Gender - это показатель социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью.

Впервые различие понятий «пол» и «гендер» было обозначено психологом Р. Столлером в 1968 году. Позже (1972 год) эту идею поддержали феминистские антропологи. Изучая различные общества, они обнаружили значительную разницу в понимании мужских и женских ролей, позиций, черт характера, короче, в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе. Впервые на это обратила внимание в середине века М. Мид. В 1972 году появляется ставшая довольно быстро знаменитой книга «Женщина, культура и общество», вышедшая под редакцией М. Розальдо и Л. Ламфере. Статья Ш. Ортнер «Соотносится ли женское с мужским так же, как природное с культурным?» в последующем вызвала бурные дискуссии. В этой работе отмечается тот универсальный факт, что репродуктивная роль женщин не учитывается при определении ее социального статуса в обществе и что женщины вытеснены из сферы социального в сферу приватного, потому что они ассоциируются с природным, а не социальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Гендерные отношения в первобытном обществе.

 

Гендерные отношения – это вид общественных отношений, возникающих в процессе воспроизводства человеческого рода. Гендерные отношения включают социально нормированные взаимодействия половых классов и возрастных групп.

 
Эволюционный смысл биологической дифференциации полов. Половой диморфизм – совокупность особенностей организма, обеспечивающих быстрое создание новых генетических комбинаций. Асексуальные системы менее адаптированы к окружающей среде, неспособны эффективно элиминировать вредные мутации и относительно короткоживущие. Обеспечивая рекомбинацию родительских наборов генов, половое размножение создает лучшие условия для адаптации и сосредоточения вредных мутаций в одном геноме с последующим их удалением.

 
Самки и самцы в эволюционном процессе выполняют разные роли: самки обеспечивают сохранение генофонда, самцы способствуют накоплению изменчивости. Женский пол – стабилизирующее, консервирующее начало. Мужской пол – источник нового, изменчивого, обеспечивающий приток генетической информации.

 
Половая дифференцировка индивида и формирование его половой идентичности осуществляются поэтапно на протяжении всего внутриутробного периода и до вступления в брак. Сложные генетические, гормональные, психофизиологические, социокультурные процессы поэтапно инициируют формирование индивида либо по мужскому типу (маскулинизация), либо по женскому типу (феминизация). Так, например, самцы обезьян, выросшие с матерью, но в изоляции от сверстников, оказались неспособны к нормальной копуляции.

 
Мужской организм более уязвим на каждом этапе своего развития. Наличие только одной Х-хромосомы ослабляет его иммунную систему. Любые повреждения или сбои в работе в половой системе в перинатальный период ведут к формированию женского организма или к более частым выкидышам мужских зародышей. Мужчины чаще страдают от инфекционных заболеваний. Вероятность возникновения повышенного артериального давления у женщин выше, но умирают от него чаще мужчины.

 
В крови мужчин на 20% больше эритроцитов, несущих кислород тканям. Поэтому у них интенсивнее обмен веществ, но процесс кроветворения менее эффективен. Дыхание у мужчин реже, но глубже, чем у женщин. При загрязнении воздуха мужчины подвергаются большей опасности.

 
Особенности энергетического обмена таковы, что даже сидя и отдыхая, мужчина теряет больше калорий, чем женщина. При нагрузках же мужчина быстрее теряет силы. Результатом могут быть ссоры вечером в выходные дни, когда мужчине нужен отдых после совместного пребывания на воздухе (или в постели), а женщине хотелось бы разделить домашнюю нагрузку пополам. Каждые десять лет у женщины снижается переносимость нагрузки на 2%, а у мужчины – на 10%, так что 60-летняя женщина способна переносить 90% нагрузки, которую она осиливала в 20 лет, а мужчина – только 60%.

 
Мужчины лучше решают пространственные задачи, женщины – коммуникативные. Женщины более подвержены групповому давлению. В процессе общения женщину более всего интересуют эмоции, мужчину же – информация. Говоря: “Да”, – женщина хочет показать, что она внимательно слушает мужчину. Мужчина же видит в этом согласие с собой.

Гендер же в отличии от пола является продуктом особого рода социального действия. Каждый человек конструирует собственную гендерную принадлежность, и точно так же каждый расшифровывает гендерную принадлежность другого.

Гендер создают индивиды, но он проявляется исключительно в ходе социального взаимодействия. Создание (конструирование) гендера, состоит в управлении ситуациями таким образом, что поведение рассматривается как гендерно соответствующее или намеренно несоответствующее публичной сфере. Гендер или гендерные отношения - это социальные последствия разделения людей по признакам пола.

Гендер фиксирует принадлежность личности к определенной субкультуре с ее нормами, стандартами, идеалами, образцами поведения, системой предназначений, формами коммуникации, соответствующими потребительскими рынками, видами творчества, общественной самоорганизации, формами проведения досуга и т.д. Это социально-биологическая и культурная характеристика, с помощью которой личность самоопределяется как пол.

Клод Леви-Стросс (1908-1990) - представитель структурализма и философской антропологии высказал предположение, что основу развития общества и его фундаментальное отличие от животных положило разделение общества по половому признаку: на мужчин и женщин. Самки выполняли свою работу, а самцы свою. Это разделение труда, но разделение не по выполняемым обязанностям, а по половому признаку.

Разделение труда о котором обычно говорят - это разделение на скотоводство и земледелие у людей произошло позднее, когда основная форма коммуникации язык сформировался. Разделение людей по половому признаку породило новые элементы системы, которых не было ранее: это структуры родства характерные для всех человеческих обществ: брат/сестра, муж/жена, отец/сын, дядя по матери/сын сестры и т.д. Структура родства и есть новые элементы системы. Отношения между различными структурами родства разные, не одинаковые. Отношение матери и отца не такое как брата и сестры. Отношение к внукам не такое как к детям и т.д. Затем необходимость брать в жены женщину не родственницу привело к контактам с другим племенем. Структуры родства дробятся, делятся и порождают новые отношения между членами общества отличные от разделения труда и как следствие новые элементы коммуникации, т.е. развитие языка. Независимо от природных условий существования человека структура родства спонтанно создает новые элементы в первобытном обществе. Новые элементы общества требуют новой коммуникации. Поле коммуникации расширяется. Структуры родства обеспечили переход от природно-инстиктивного к примитивно-культурному человеку. Коммуникация между людьми в контексте гендерных отношений трансформируется в социальное пространство.

Гендерные отношения - это система социального взаимодействия определяемая поведением и идентификацией пола. Характерная черта гендерных отношений - это осознание своей половой принадлежности и структуры родства, порождающей обязанности и права.

Вывод:

Гендер – одна из базовых характеристик личности, обуславливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: а) биологический пол, б) гендерные стереотипы, в) гендерные нормы, г) гендерная идентичность. При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненны путь мужчин и женщин, возможности их самореализации, этапы гендерной социализации.

Гендерные отношения (как на основе равенства, так и неравенства) сосредоточены на эмоциональном мироощущении, посредством которого создаются изменения, которые в дальнейшем приобретают всеобщий характер. То, что раньше было частной сферой становится публичной сферой. Гендерные отношения - это отношения возникающие между публичной и частной сферами. Частная сфера требовала публичности (равенства прав), а публичная сфера требовала контроля над частной сферой. Реорганизация частной сферы всегда оказывается сходной с тем, что происходит в сфере публичных отношений.

  1. Гендерные аспекты продолжительности жизни у человека.

 

Основная идея концепции человеческого развития заключается в том, что развитие человека должно осуществляться с учетом гендерного аспекта. В рамках данной концепции разработаны специальные индикаторы, направленные на наблюдение и измерение различий между положением мужчин и женщин в плане основных характеристик деятельности человека.

Несмотря на то, что за последние десятилетия многие страны добились значительного продвижения в развитии потенциала женщин «ни в одном современном обществе женщины не располагают такими же возможностями, какие имеют мужчины. Этот неравноправный статус ведет к сохранению существенных диспропорций между тем значительным вкладом, который вносят женщины в развитие человеческого потенциала и тем, насколько мала их доля в предоставляемых этим процессом льготах».

Образование является важнейшим индикатором человеческого развития и гендерного равенства. Именно через институты образования как мощных формальных агентов социализации воспроизводятся гендерные стереотипы и поддерживается гендерная стратификация общества – процесс, посредством которого гендер становится основой социальной дифференциации. Общеизвестно, что если мужчины и женщины не получают хорошего образования, то это влечет за собой большие экономические и социальные издержки. Различия между положением мужчин и женщин в области образования значительно уменьшились за последние десятилетия. Показатели грамотности и количества обучающихся женщин во всем мире увеличиваются. Разрыв между мужчинами и женщинами в сфере высшего образования быстро сокращается, а в некоторых странах в учебных заведениях третьей ступени обучается больше женщин, чем мужчин. Тем не менее, «в развивающихся странах в числе 900 млн неграмотных людей количество женщин вдвое превышает количество мужчин. С помощью индекса развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) определяется показатель достижений в области тех же базовых возможностей, что и для ИРЧП, но принимается во внимание неравенство с точки зрения достижений между мужчинами и женщинами. В рамках применяемой методики налагается штраф за неравенство, то есть значение показателя ИРГФ уменьшается, когда уровень достижений в какой-либо из стран как для мужчин, так и для женщин, снижается или когда усиливаются различия с точки зрения их достижений. Чем значительнее гендерные различия в области базовых возможностей, тем ниже страновой показатель ИРГФ по сравнению с ИРЧП. Показатель ИРГФ представляет собой просто ограниченный или скорректированный в сторону уменьшения с учетом гендерного неравенства показатель ИРЧП.

С помощью показателя расширения возможностей женщин (ПРВЖ)

определяется способность женщин и мужчин активно участвовать в экономической и политической жизни, а также в процессе принятия решений. Тогда как ИРГФ делает упор на расширении возможностей, в рамках ПРВЖ особое внимание уделяется использованию этих возможностей в целях реализации жизненно важных возможностей.

Гендерные проблемы в сфере образования:

− управленческие позиции в системе образования чаще всего принадлежат мужчинам;

− половая диспропорция учителей (преобладание женщин и недостаток учителей мужчин, особенно на уровне начальной школы);

− половая сегрегация в школьных программах, предметах, которая в дальнейшем может привести к половой сегрегации на рынке труда;

− низкое вознаграждение, как следствие, не престижное занятие;

− воспроизведение гендерных стереотипов в школьных программах.

Кроме стандартного измерения гендерного равенства в образовательной сфере (охват девочек и мальчиков начальным и средним образованием) необходимо анализировать и другие показатели для получения более объективной информации о состоянии гендерного равенства в образовании:

- - соотношение полов при зачислении на все уровни школьного обучения (начальное, среднее, профессиональное, старшие классы), причины гендерных расхождений, влияние социального статуса;

- - соотношение полов при зачислении на все предметы в начальных, средних и старших классах (существует ли сегрегация по полу в предметах);

- - соотношение полов по завершении учебы на всех уровнях (причины неокончания юношей и девушек);

- - соотношение мужчин и женщин в преподавательском составе;

- - соотношение мужчин и женщин на высших управленческих позициях в сфере образования (связь с заработной платой, престижем);

- - соотношение мужчин и женщин среди родителей в школьных правлениях и посещающих родительские собрания.

Индекс человеческого развития также исчисляется через показатели по продолжительности жизни и здоровья. Существуют гендерные различия в ожидаемой продолжительности жизни и здоровье, которые коренятся в социальных, экономических, культурных и других факторах.

Некоторые из них:

− во всем мире женщины живут дольше мужчин. Ожидаемая продолжительность жизни в среднем у женщин на 7 лет больше, чем у мужчин (по сравнению с примерной биологической разницей в

5 лет во всем мире);

− современные достижения здравоохранения (снижение высокого уровня рождаемости, материнской смертности, развитие контрацептивной культуры) значительно расширили возможности женщин;

− в большинстве бедных стран осложнения во время беременности являются наиболее распространенной причиной смертности среди женщин детородного возраста;

Информация о работе Контрольная работа по «Гендерологии и Феминилогии»