Контрольная работа по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

Понятие конфликта
Что такое социальный конфликт?

Вложенные файлы: 1 файл

семинар по конфли-гии.docx

— 44.74 Кб (Скачать файл)

Жители  социалистических стран уже в 1980-е  гг. начали осознавать, что при капитализме  живут богаче. Критиковались непорядки  внутри страны. Но сохранялось несколько  иллюзий. И одна из них — та, что  все-таки государство заботится  о «простом человеке», обеспечивая  социальное равенство и давая  ему определенную свободу. Да, может  быть, не до конца учитываются «вершинные»  потребности — в свободе высказывать  новые идеи, получать любую свежую информацию, создавать независимые  общественные организации, искать новые  художественные формы. Может быть, свобода  духовной элиты и была стеснена, но для «масс» были созданы благоприятные  условия развития (дома пионеров, путевки  в санатории), хоть и в узких  границах. Однако свобода неделима. За впрессовывание большевистского мифа в жизнь заплатила вся нация и «массы» в том числе.

В большевистской идеологии прошлое представало  как арена классовой борьбы. Класс, занявший экономические высоты, становился господствующим. Политика лишь оформляла  экономическую мощь, переводя ее в  государственную власть. Правительственный  аппарат существовал как инструмент насилия эксплуататоров над эксплуатируемыми. Жизнь нации представлялась бесконечной войной. Социалистическая революция должна уничтожить классовую борьбу, ибо в результате нее «прогрессивный класс» (пролетариат) станет у власти и будет сотрудничать с другим трудящимся классом (крестьянством) и прослойкой людей умственного труда (интеллигенцией). Такова логика этого мифа.

И действительно, после «полной окончательной  победы социализма» официальная  партийная пропаганда стала отрицать какие бы то ни было серьезные социальные конфликты (кроме борьбы с «отмирающими», эксплуататорскими в прошлом группировками). Но действительное социальное напряжение только нарастало, уходя из-под какого бы то ни было рационального контроля. Индустриализация была осуществлена за счет ограбления крестьянства. Возможность обеспечить хоть какой-то прожиточный минимум в стране создавалась за счет того, что часть населения была отправлена за колючую проволоку концлагерей. Рабский труд погибающих заключенных позволял хоть как-то сводить концы с концами в сфере экономики.

Военно-промышленный комплекс пожирал львиную долю скудного бюджета страны. Болезненно тучнела  теневая экономика. Правящая элита  превращалась в замаскированный  класс номенклатуры со спецраспределителями и спецобслуживанием.

Коррупция все больше разъедала государственный  аппарат. Власть предержащие изредка  роняли несколько слов о «встречающихся недостатках», но значительно большие усилия тратили на борьбу с «очернительством». Проблемы, вызывающие социальную напряженность, затушевывались, зародыши социальных конфликтов насильственно подавлялись. Однако латентная конфликтность общества нарастала, и сдерживать ее рост становилось все труднее. Колхозная деревня не могла прокормить страну, дефицит захватывал все новые виды товаров, падала покупательная способность рубля, все сильнее становился контраст столицы и провинций. Апокалипсисом XX века стал чернобыльский атомный взрыв. 200 Хиросим из-за неувязки во взаимодействии десятка инженеров и техников! Но это лишь поверхностный слой катастрофы, ибо были разрушены все многочисленные барьеры обеспечения безопасности: социальные, научные, технологические, экономические, образовательные и, конечно же, нравственные.

Теоретический марксизм определял свободу как  осознанную необходимость. Марксизм на практике тяготел к такому истолкованию: нужно поставить людей в такое  стойло необходимости, чтобы у них  отпала тяжелая обязанность выбирать. Тогда люди, лишенные хлопот выбора, свободные от него, свободно пойдут по предначертанному им пути. Более  извращенное понимание свободы  трудно представить.

Самая уязвимая точка в марксистской теории находится в зоне социального  познания. Марксизм не уважает ни человека, ни общество как реальности. Все  дифирамбы поются обществу будущего и человеку будущего, каковых еще только выделают из исторического сырья вооруженные марксизмом революционеры. В их голове сложился идеальный план преобразования общества. И власть нужна, чтобы заставить людей стать исполнителями этого плана (диктатуру пролетариата Ленин мыслил как власть, не ограниченную абсолютно никакими законами). Большевики не скрывали, что делят население на ведущее меньшинство (партия) и ведомое большинство. Они верили в интеллектуальную мощь высших органов партийной власти, способных решить сложнейшие и все изменяющиеся проблемы социальной жизни. В полемике с марксистами уже в начале XX века С. Л. Франк прямо говорил, что самонадеянные и амбициозные строители запланированного будущего берут на себя непосильную познавательную задачу. Приближаться к ее решению может лишь все общество с его огромным потенциалом многомиллионных интеллектов.

«Плановое»  общество похоже на системы механического  управления. В отличие  от этого демократия и рынок ориентированы  на самонастраивающиеся  системы, где даже самый мелкий элемент  в условиях неопределенности ищет лучшее для себя решение и вступает в -согласованное взаимодействие с другими элементами. «Думает» вся система, на всех уровнях, в каждой точке. А это значит, что каждый элемент обладает зоной свободы для поиска оптимального решения в условиях неопределенности.

В социальной системе  таким мыслительным элементом является личность, а механизмом ее творческой деятельности будет обеспечение  ее интереса, ее потребностей в ситуации выбора

В своей  книге «Дорога к рабству» Ф. Хайек прямо говорит, что тоталитарное управление претендует на планирование потребностей всех звеньев подчиненной системы. Потребность из двигателя свободного действия превращается в пункт предписания. Власть как бы объявляет, какие потребности личности являются разрешенными, а какие запрещенными. Нежелательные для власти потребности не обеспечиваются планом общего благоденствия и всеми средствами подавляются. Если нежелательная потребность проявляется открыто, то ее носитель наказывается. Но подавленная потребность не перестает существовать, она лишь по-рождаеттакой способ удовлетворения, который не опознается шаблоном контроля «сверху». Из земли начинает бить источник. Вместо того, чтобы дать ему удобное для всех русло, его засыпают. Но вода от этого не пропадает. Она лишь начинает течь в виде подземной (неконтролируемой!) реки, размывая фундаменты зданий в самых неподходящих местах.

Включение в совместную деятельность большого количества независимых, полноправных, суверенных единиц-личностей позволяет  организовывать взаимодействие через  регулирование многочисленных социальных микроконфликтов. Это замечательная творческая работа миллионов интеллектов и рук. Это информационно насыщенная сфера социального познания и социальной саморегуляции. Здесь реализуется свобода каждой личности.

Жесткое директивное планирование с его  предписанными потребностями свободу  отнимает. Организационные последствия  — лишь материализация этой теоретической  установки на всеобъемлющую власть. Не случайно первый удар наносится по частной собственности — экономической и политической опоре свободы общества от государственной власти. Расхожее мнение свободу связывает лишь с владельцами частной собственности, объявляет наемного работника стоящим вне ее. Ф. Хайек высказывает верную, хотя и кажущуюся парадоксальной мысль:

«Социалисты совершенно правы, когда они заявляют, что для осуществления их идеала справедливости достаточно упразднить доходы от частной собственности, а  трудовые доходы оставить на нынешнем уровне. Только они забывают, что, изымая средства производства у частных  лиц и передавая их государству, мы поставим государство в положение, когда оно будет вынуждено  распределять все доходы. Власть, предоставленная  таким образом государству для  целей "планирования", будет огромной. И неверно думать, что власть при  этом просто перейдет из одних рук  в другие. Это будет власть совершенно нового типа... ибо в конкурентном обществе ею не наделен никто. Ведь когда собственность принадлежит  множеству разных владельцев, действующих  независимо, ни один из них не обладает исключительным правом определять доходы и положение других людей. Максимум, что может владелец собственности, — это предлагать людям более  выгодные условия, чем предлагают другие... Частная собственность является главной гарантией свободы, причем не только для тех, кто владеет этой собственностью, но и для тех, кто ею не владеет».

Наличие частной собственности защищает свободу всех — и владельцев, и наемных работников. Именно изъятие  частной собственности большевиками обеспечило им безраздельное господство и диктатуру, жертвой которой  стали все слои русского общества, включая и партийных функционеров. В конечном счете несвободен и необеспечен в своей безопасности стал любой. Даже партийные лидеры испытали на себе тяжкую длань диктатуры. Фактически под арестом умерли Ленин и Хрущев. Есть очень серьезные основания считать, что Сталин был убит, но без всяких сомнений можно утверждать, что он сам себя посадил под арест, боясь покушений, и умирал без получения даже той малой медицинской помощи, которую оказали бы врачи любому жителю Москвы.

Коммунистическая  власть попыталась избавить общество от конфликтов, поработив его

Нормальные  экономические конфликты обеспечивают поиск эффективных решений в  зоне согласованных действий всех общественных структур. Замена экономического саморегулирования (через рынок) политическими директивами  не отменила социальных конфликтов. Люди продолжали контактировать как с  природным окружением, так и между  собой. Государство предприняло  попытку лишить общество суверенности, захватив максимально возможные  права регулировать жизнь людей  вплоть до семейных и бытовых норм. Но само государство ничего не производит. Это делают реальные граждане в обществе. Значит, тем самым гражданам и  приходилось разбираться друг с  другом в зоне экономических интересов, устраивая драку так, чтобы «сверху» казалось, что они обнимаются.

Читатель, видимо, уже обнаружил, что в данном разделе разговор об обществе все  больше сдвигается к разговору о  власти. Что ж, это неизбежно, потому что среди конфликтов больших  групп одним из наиболее болезненных и дорогостоящих является конфликт между обществом и государством. Социальное устройство и политические структуры ведут затяжную борьбу. Государство стремится лишить общество суверенитета, «переплавив» его энергию в политическую власть. Общество же борется за свои творческие потенции, стараясь превратить государство в форму услуг, предельно сузив компетенцию власти. Борьба идет с переменным успехом, хотя в исторической перспективе видно, что общественный суверенитет приобретает все большую ценность как основа творческого роста человека и человечества. Но что не вызывает сомнений, так это тот факт, что власть, воплощенная в государстве, может быть источником самых тяжких преступлений против человечности, истины и культуры. Добившись абсолютного превосходства, власть может совершить такое насилие над распластанным обществом, что только вера в добрую природу человека позволяет надеяться на будущее без Сталиных и гитлеров. Ничем не ограниченное насилие государственной власти всегда приводило нацию к краху. И тогда на обломках и пепле ослабленному и больному обществу вновь открывалась возможность начинать свое созидательное и благотворное устроение земли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  КОНФЛИКТОВ

   Предупреждение  конфликтов – это система различных способов, приемов воздействия и знаний, способствующих предотвращению открытого конфликта на стадии назревания противоречия. Технологию предупреждения конфликта могут применять как сами участники возникающего конфликта, так и третье лицо – приглашенный эксперт, медиатор, либо независимый и объективный в нарастающем противоречии человек.

   Основа  предупреждения конфликта заложена в смене действий какоголибо участника конфликтной ситуации. Более сложным и, как показывает практика, менее эффективным способом предупреждения является воздействие и изменение взглядов и действий оппонента. Предотвратить конфликт легче, изменив свое поведение.

   Приемы, помогающие построить поведение, предупреждающее  конфликт:

   – латентная стадия конфликта не минутная и занимает значительный промежуток времени, за который можно заметить начало предконфликтного взаимодействия и изменить свое поведение (например, частично признать правоту собеседника, сменить тему разговора, замолчать и вернуться к разговору позже);

   – на этапе разворачивания конфликта максимально точно выясните мотивы и интересы оппонента и выскажите свои, чтобы причиной конфликта не стало обычное непонимание друг друга;

   – всегда помните о том, что предотвратить конфликт легче на начальной стадии и очень сложно на этапе открытого конфликта;

   – проявление терпения к противоположному мнению вызовет к вам уважение у оппонента и настроит его на менее конфликтное взаимодействие;

   – демонстрируйте свое понимание взглядов оппонента, когда он высказывается;

   – заранее подумайте о предстоящем конфликтном взаимодействии: прогнозирование возможного хода развития противоречия поможет вам минимизировать негативные эмоции и действовать рационально;

   – при потере контроля над ситуацией сведите разговор на шутку, так как продолжение разговора все равно не будет продуктивным, лучше продолжить его в другое время.

   Если  вы пытаетесь изменить поведение и взгляды  оппонента и тем  самым предупредить конфликт, помните  о следующих правилах :

   – мнение и действия любого человека невозможно изменить быстро;

   – каждый человек уникален, его поведение детерминируется его индивидуальностью;

   – не увеличивайте область противоречий с противоборствующей стороной;

   – критикуя позицию оппонента, не примешивайте анализ и свое отношение к его личностным качествам;

   – будьте для оппонента примером изменения поведения и уступите в некоторых позициях, это самый действенный прием по изменению действий оппонента. 

Информация о работе Контрольная работа по "Конфликтологии"