Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:47, контрольная работа
В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.
1. Теоретическая часть. 3
1.1. Текст теоретического задания. 3
1.2. Ответ на теоретическое задание. 3
3. Список литературы 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новосибирский государственный университет
экономики и управления – «НИНХ»
Кафедра истории и политологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Учебная дисциплина: _____основы социального государства___________
Номер варианта контрольной
работы: ____6_________________________
Наименование специальности: _____экономика________
Ф.И.О. студента:______Гернер Арина
Сергеевна_____________________
Номер группы: _____ФКПО12___________________
Номер зачетной книжки: __112315______________________
Дата регистрации кафедрой: «_____» ____________________ 200__ г.
Проверил:
(Ф.И.О.)
Оценочное заключение
Задание
Кол-во Баллов |
Задание № 1 |
Задание № 2 |
Задание № 3 |
Итого баллов по сто балловой шкале
|
Заключение («зачтено» или «не зачтено»). |
Подпись преподавателя
|
2012г.
Содержание.
1. Теоретическая часть.
1.1. Текст теоретического задания. 3
1.2. Ответ на теоретическое задание. 3
3. Список литературы
1.1Социальное партнерство как метод регулирования социально трудовых отношений
1.2 Ответ.
В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.
В России с конца 1990-х годов сформировалась достаточно стройная система институтов социального партнерства, предполагающая наличие трехсторонних комиссий на федеральном и региональном уровнях и находящая выражение в достигнутых соглашениях.
Начиная с 1992 г. в РФ принят
ряд законодательных актов и
положений, регламентирующих виды, формы
и порядок регулирования
В условиях развивающегося
российского федерализма
В современной России, начиная с 1991 г. активно идет процесс преобразования как политического, так и экономического устройства страны. Происходящие перемены носят глобальный характер, меняющий всю совокупность общественных, социальных, экономических и трудовых отношений.
Согласно результатам исследования проекта ТАСИС, сегодня только 30% национальных активов находится в собственности государства, а 70% являются частной или смешанной собственностью. Изменения произошли и в занятости экономически активного населения по форме собственности работодателя. С 1992 г. в государственном и муниципальном секторах экономики число занятых сократилось с 68,9% до 38,3%, в организациях со смешанной собственностью (с иностранным участием и без иностранного участия) возросло с 12% до 19,3%, в частном секторе - с 18,3% до 41,8% .
Экономические преобразования, произошедшие в РФ в 1990-х гг., привели страну к экономическому спаду, который во многом был обусловлен разрушением высокоинтегрированной советской экономики, отраслей промышленности, крайне недостаточной степенью перестройки экономики и адаптации производственного сектора к новым условиям хозяйствования.
Преобразования и последующий
за ними экономический спад затронули
как российский рынок труда, так
и всю систему социально-
- падение производства
в условиях глубокого
- удешевление труда как с точки зрения потребностей отдельного человека, так и с макроэкономических позиций. В 2004 г. доля заработной платы (включая скрытую) в ВВП России равнялась 40% (без скрытой 29%) при том, что аналогичный показатель в США, Евросоюзе и Японии составляет 70-75% ВВП. Соответственно получается, что российский работник (в исчислении по паритету покупательной способности) на $1 заработной платы создает ВВП более чем в два с половиной раза больше, чем работник в США или Японии;
- образование «неформального
сектора», оказывающего специфическое
воздействие на всю систему
социально-трудовых отношений.
- одновременное существование
на современном рынке труда
в России трех сегментов: «
Таким образом, изменения, связанные
с переходом от централизованного
директивного управления экономикой к
рыночному ее регулированию, коренные
изменения в сфере
Принятая в 1993 г. Конституция провозглашает Россию в качестве демократического, правового, социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальное государство
предполагает, прежде всего, обеспечение
максимальной занятости трудоспособного
населения; развитие производительных
сил на пользу всему обществу и
повышение производительности труда;
экономическую демократию, предполагающую
участие наемных работников в
решении социально-трудовых и экономических
проблем; создание предпосылок для
развития личности; разумное распределение
доходов между всеми
Становление социального государства и происходящие изменения в экономической жизни страны требуют принципиально нового подхода к содержанию трудовых отношений и повышения роли социальной составляющей в процессе труда.
Как на уровне государства,
региона, отрасли, так и на уровне
отдельно взятого предприятия
В связи с этим представляется
необходимым рассмотреть
Согласно общепринятому определению социально-трудовые отношения - это комплекс отношений между наемными работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом.
Категория «социально-трудовые
отношения» охватывает достаточно широкий
спектр отношений, к их числу относятся:
материальные, общественные и межличностные
отношения. В основе материальных отношений
лежит право собственности
Совокупность вышеназванных отношений определяет основные типы социально-трудовых отношений: патернализм, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация, социальное партнерство и конфликт. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой социально-трудовые отношения развиваются по пути одного из перечисленных типов: социального партнерства.
Социальное партнерство,
как новый тип социально-
Основная суть социального партнерства как нового типа социально-трудовых отношений заключается в том, что, во-первых, наемный работник перестает быть только объектом социально-трудовых отношений, и наряду с работодателем становится активным субъектом этих отношений, а также субъектом их регулирования на различных уровнях. Во-вторых, важнейшим принципом регулирования социально-трудовых отношений становится принцип равноправного участия в этом процессе государства, представителей работодателя и представителей работника.
На современном этапе развития демократического общества социальное партнерство представляет собой единственно возможную разумную альтернативу патернализму, дискриминации и конфликту.
В европейских странах
принципы социального партнерства
нашли практическое применение с
конца XIX столетия. Термин «социальное
партнерство» в нашей стране, при
характеристике социально-трудовых отношений
получил распространение с 1991 г.
Интерес к социальному
К основным элементам системы социального партнерства можно отнести: 1) объект социального партнерства; 2) субъекты социального партнерства; 3) органы социального партнерства; 4) уровни социального партнерства; 5) механизм реализации социального партнерства.
Объект социального
Субъектами (сторонами) социального партнерства, как свидетельствует мировой опыт, являются государство, работодатели и наемные работники. Соответственно, представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие: от имени работников - профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы; от имени работодателя на уровне организации - руководитель организации, собственник имущества, выполняющий функции работодателя, либо уполномоченные им лица; от имени государства - органы исполнительной власти всех уровней (федерального, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления).
Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия [7, c.182].
Развитие системы социального
партнерства создает
Информация о работе Контрольная работа по "Основы социального государства"