Контрольная работа по "Основы социального государства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:47, контрольная работа

Краткое описание

В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.

Содержание

1. Теоретическая часть. 3
1.1. Текст теоретического задания. 3
1.2. Ответ на теоретическое задание. 3
3. Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

арина контр соц порт.docx

— 44.92 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Новосибирский государственный университет 

экономики и  управления – «НИНХ»

 

Кафедра истории и политологии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

Учебная  дисциплина:  _____основы социального государства___________

Номер варианта контрольной  работы: ____6___________________________

Наименование специальности: _____экономика________

Ф.И.О. студента:______Гернер Арина Сергеевна__________________________ 

Номер группы: _____ФКПО12_________________________________________

Номер зачетной книжки: __112315________________________

Дата регистрации кафедрой: «_____» ____________________ 200__ г.

 

Проверил:        

(Ф.И.О.)

 

 

Оценочное заключение

 

 

Задание

 

 

 

 

Кол-во

Баллов

Задание

№ 1

Задание

 № 2

Задание

№ 3

Итого баллов по сто балловой шкале 

 

Заключение

(«зачтено» или

«не зачтено»).

Подпись преподавателя

 

 

 


 

 

2012г.

Содержание.

1. Теоретическая часть.                     3

1.1. Текст теоретического  задания.                  3

1.2. Ответ на теоретическое  задание.       3

3. Список литературы                 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Социальное партнерство как метод регулирования социально трудовых отношений

1.2 Ответ.

В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности  и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования  отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость  обеспечения согласования интересов  наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем  достижения консенсуса, выработки и  осуществления единой, согласованной  позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования  социально-трудовых отношений - социального  партнерства.

В России с конца 1990-х годов  сформировалась достаточно стройная система  институтов социального партнерства, предполагающая наличие трехсторонних  комиссий на федеральном и региональном уровнях и находящая выражение  в достигнутых соглашениях.

Начиная с 1992 г. в РФ принят ряд законодательных актов и  положений, регламентирующих виды, формы  и порядок регулирования социально-трудовых отношений в рамках социального  партнерства.

В условиях развивающегося российского федерализма регионы  во многом самостоятельно определяют темпы и глубину экономических  реформ, модели приватизации, социальную политику, формируют собственную  законодательную базу. Необходимо, однако, учитывать, что переход к  рыночным отношениям несет в себе черты общероссийских закономерностей  и противоречий, а в возникновении  и практическом разрешении этих противоречий в субъектах федерации имеется  существенная специфика, определяемая экономическими особенностями, общественно-государственным  устройством, уровнем правового  обеспечения рыночных преобразований и регулирования социально-трудовых отношений, ментальностью общества, национальным колоритом.

В современной России, начиная  с 1991 г. активно идет процесс преобразования как политического, так и экономического устройства страны. Происходящие перемены носят глобальный характер, меняющий всю совокупность общественных, социальных, экономических и трудовых отношений.

Согласно результатам  исследования проекта ТАСИС, сегодня  только 30% национальных активов находится  в собственности государства, а 70% являются частной или смешанной  собственностью. Изменения произошли  и в занятости экономически активного  населения по форме собственности  работодателя. С 1992 г. в государственном  и муниципальном секторах экономики  число занятых сократилось с 68,9% до 38,3%, в организациях со смешанной  собственностью (с иностранным участием и без иностранного участия) возросло с 12% до 19,3%, в частном секторе - с 18,3% до 41,8% .

Экономические преобразования, произошедшие в РФ в 1990-х гг., привели  страну к экономическому спаду, который  во многом был обусловлен разрушением  высокоинтегрированной советской экономики, отраслей промышленности, крайне недостаточной степенью перестройки экономики и адаптации производственного сектора к новым условиям хозяйствования.

Преобразования и последующий  за ними экономический спад затронули  как российский рынок труда, так  и всю систему социально-трудовых отношений. Это проявляется в  следующем:

- падение производства  в условиях глубокого системного  кризиса 90-х годов не вызвало  адекватного сокращения численности  занятых, что, естественно, привело  к снижению производительности  труда; 

- удешевление труда как  с точки зрения потребностей  отдельного человека, так и с  макроэкономических позиций. В  2004 г. доля заработной платы  (включая скрытую) в ВВП России равнялась 40% (без скрытой 29%) при том, что аналогичный показатель в США, Евросоюзе и Японии составляет 70-75% ВВП. Соответственно получается, что российский работник (в исчислении по паритету покупательной способности) на $1 заработной платы создает ВВП более чем в два с половиной раза больше, чем работник в США или Японии;

- образование «неформального  сектора», оказывающего специфическое  воздействие на всю систему  социально-трудовых отношений. Миллионы  наемных работников трудятся  в этом секторе без контрактов, гарантий заработной платы и  социальной защиты;

 

- одновременное существование  на современном рынке труда  в России трех сегментов: «элитарного» (современные рабочие места с  высокой заработной платой, в  основном связанные с финансово-банковской  сферой, внешними и внутренними  торговыми операциями); «основного»  (большинство рабочих мест в  таком виде деятельности, как  обрабатывающее производство и  других, включая бюджетную сферу); и «маргинального» (наихудшие  рабочие места с маленькой  зарплатой - в строительстве, на  транспорте и в ряде других  видах экономической деятельности).

Таким образом, изменения, связанные  с переходом от централизованного  директивного управления экономикой к  рыночному ее регулированию, коренные изменения в сфере собственности - приватизация, ликвидация монополии  государственной собственности, установление плюрализма форм собственности, прежде всего, меняют суть и характер социально-трудовых отношений и с настойчивостью требуют формирования цивилизованных методов их регулирования.

Принятая в 1993 г. Конституция  провозглашает Россию в качестве демократического, правового, социального  государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

Социальное государство  предполагает, прежде всего, обеспечение  максимальной занятости трудоспособного  населения; развитие производительных сил на пользу всему обществу и  повышение производительности труда; экономическую демократию, предполагающую участие наемных работников в  решении социально-трудовых и экономических  проблем; создание предпосылок для  развития личности; разумное распределение  доходов между всеми категориями  и слоями граждан, не допускающее  неоправданных разрывов в уровнях  доходов и расслоения общества.

Становление социального  государства и происходящие изменения  в экономической жизни страны требуют принципиально нового подхода  к содержанию трудовых отношений  и повышения роли социальной составляющей в процессе труда.

Как на уровне государства, региона, отрасли, так и на уровне отдельно взятого предприятия становление  рыночных отношений в настоящий  момент не может рассматриваться  вне связи с проблемой повышения  социального фактора в управлении. Это предполагает необходимость формирования, реализации и регулирования нового типа социально-трудовых отношений.

В связи с этим представляется необходимым рассмотреть сущность и содержание социально-трудовых отношений  в новых условиях хозяйствования.

Согласно общепринятому  определению социально-трудовые отношения - это комплекс отношений между  наемными работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и  качества жизни человека, коллектива и общества в целом.

Категория «социально-трудовые отношения» охватывает достаточно широкий  спектр отношений, к их числу относятся: материальные, общественные и межличностные  отношения. В основе материальных отношений  лежит право собственности участников социально-трудовых отношений на средства производства и рабочую силу и, как  следствие, право на участие в  распределении результатов производственной деятельности организации. Общественная составляющая социально-трудовых отношений  определяется принятыми в обществе юридическими и морально-этическими нормами. В разряд межличностных  отношений входят дружба, уважение и прочие отношения, порождаемые  индивидуальными свойствами личности человека.

Совокупность вышеназванных  отношений определяет основные типы социально-трудовых отношений: патернализм, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация, социальное партнерство и конфликт. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой социально-трудовые отношения развиваются по пути одного из перечисленных типов: социального партнерства.

Социальное партнерство, как новый тип социально-трудовых отношений и новый принцип  их регулирования, исходит из того, что, несмотря на наличие определенной общности социально-экономических  интересов, взаимодействие основных субъектов  социально-трудовых отношений - работников и работодателей - определяется принципиальным различием их главных, коренных социально-экономических  интересов и наличием противоречий, возникающих на основе этого различия.

Основная суть социального  партнерства как нового типа социально-трудовых отношений заключается в том, что, во-первых, наемный работник перестает  быть только объектом социально-трудовых отношений, и наряду с работодателем становится активным субъектом этих отношений, а также субъектом их регулирования на различных уровнях. Во-вторых, важнейшим принципом регулирования социально-трудовых отношений становится принцип равноправного участия в этом процессе государства, представителей работодателя и представителей работника.

На современном этапе  развития демократического общества социальное партнерство представляет собой единственно возможную разумную альтернативу патернализму, дискриминации и конфликту.

В европейских странах  принципы социального партнерства  нашли практическое применение с  конца XIX столетия. Термин «социальное  партнерство» в нашей стране, при  характеристике социально-трудовых отношений  получил распространение с 1991 г. Интерес к социальному партнерству  обусловил появление в последнее  время значительного числа публикаций научного и практико-ориентированного характера.

К основным элементам системы  социального партнерства можно  отнести: 1) объект социального партнерства; 2) субъекты социального партнерства; 3) органы социального партнерства; 4) уровни социального партнерства; 5) механизм реализации социального  партнерства.

Объект социального партнерства  представляет собой совокупность социально-трудовых отношений.

Субъектами (сторонами) социального  партнерства, как свидетельствует  мировой опыт, являются государство, работодатели и наемные работники. Соответственно, представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие: от имени работников - профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы; от имени работодателя на уровне организации - руководитель организации, собственник имущества, выполняющий функции работодателя, либо уполномоченные им лица; от имени государства - органы исполнительной власти всех уровней (федерального, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления).

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального  партнерства в его различных  формах - важная составная часть  процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального  партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия [7, c.182].

Развитие системы социального  партнерства создает возможность  достижения относительного баланса  интересов работников и работодателей  на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности  и социальной справедливости [8, c.196].

Информация о работе Контрольная работа по "Основы социального государства"