Контрольная работа по «Основы социологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций. В отличие от естественно-научной социальная норма может соответствовать и не соответствовать объективным законам развития. В последнем случае аномальна сама норма (как, например, законы тоталитарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

Содержание

РАЗДЕЛ I
1.Понятие социальной нормы.
2.Девиантное поведение. Основные подходы к объяснению девиантного поведения.
3.Основные формы девиантного поведения.
4.Что понимается под аддиктивными формами девиантного поведения?
РАЗДЕЛ II
Тест

РАЗДЕЛ III
Определение понятий и категорий социологии

РАЗДЕЛ IV
Чем различаются между собой социология как академическая наука и предмет обучения? Каковы содержание образования и объём знаний по социологии?

Вложенные файлы: 1 файл

sotsiologia.docx

— 49.58 Кб (Скачать файл)

 

   2.3. Наркомания.

 

  Долгие  годы в нашей стране наркомания  считалась явлением, принадлежащим  исключительно западному образу  жизни. Сегодня уже никто не  отрицает, что наркомания существует  и у нас, все понимают тяжесть  ее последствий для личности  и для общества в целом, однако  все такой же острой остается  проблема эффективности борьбы  с ней.

Результаты  социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления  наркотиков - жажда удовольствий, желание  испытать острые ощущения, эйфория. А  поскольку речь в большинстве  случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77,1 %) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщение происходило в компании гедонистически настроенной молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер. Многие наркоманы принимают наркотики в общественных местах (на улицах, во дворах, в кинотеатрах, в кафе, на пляжах), некоторые могут это сделать в «любом месте».

Обнаруживается, что сегодня население гораздо  лучше информировано об  опасных  последствиях потребления наркотиков. Большая часть наркоманов в какой-то степени осознает угрожающую им опасность и критически относится к своему пристрастию: 12,2 % считают его пагубным, 65,5 % относятся отрицательно. Не видят в потреблении наркотиков ничего плохого в основном начинающие молодые курильщики гашиша, нередко даже бравирующие этим.

   Наступающее  после приема наркотиков возбуждение,  приподнятое настроениемногие по неопытности и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние здоровья. Но на определенной стадиифизической и психической деградации большинство наркоманов отчетливо осознают, что ждет их дальше, хотя уже не в силах отказаться от этой привычки.

Борьбе с  наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного  характера, в том числе и те, которые

применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры - медицинские, правовые и др.

 

  

 

 

   2.4. Особенности девиантного поведения подростков.

 

   Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.

 Для объяснения  таких явлений обычно обращаются  к теории нейтрализации, суть  которой заключается в том,  что подросток становится правонарушителем,усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинство подростков видят  причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное.   Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.

Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи  кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более  важным обязательствам (не мог бросить  товарищей, не имел права трусить  и т.д.). Все это свидетельствует  о высоком уровне инфантилизмая, неспособности сопереживать, сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности.

  Это не  может не беспокоить, так как  сегодня на общем фоне роста  различных форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно (на46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.

Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет. Все большее  распространение получают половая  распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков,наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14—17 лет, половина — девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества. Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко- или токсикоманом.

 В основе  же всех отклонений подросткового  поведения лежит неразвитость  социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть  слепок с социальных отношений  в обществе.

Как видно  из вышеприведенного, формы девиации весьма разнообразны; каждая обладает своими специфическими, присущими только ей особенностями, хотя некоторые из них тесно связаны друг с другом. Это разнообразие форм   девиации определяет не только проблему статуса и положения индивида в обществе, но и проблему борьбы с негативной стороной девиантного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II

1.да

2. нет

3. да

4.нет

5. нет

6. да

7. да

8. да

9.да

10. нет

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ III

1.Натурализм  в  социологии — две противоборствующие концепции натурализма:

-концепция,  основанная на идее признания  физических или биологических  факторов в качестве основных  образующих сил в истории, в  развитии общества;

-концепция,  основанная на идее признания  социального природным — так  называемой            «третьей природой», развившейся  из физической природы и биологической  природы, но не сводящейся к  ним.

Первая концепция  натурализма в социологии сводит социальные феномены к биологическим или физическим (редукционизм). Вторая концепция натурализма в социологии, будучи развитием идей Эмиля Дюркгейма, положена в основу теории социального натурализма, развиваемой украинским учёным А. Н. Костенко и изложенной в частности в его работе «Культура и закон — в противодействии злу» (2008). Сущность теории социального натурализма состоит в признании существования наряду с физической и биологической природами также социальной природы, которая существует по своим, присущим ей законам — законам социальной природы, отличным от законов физической и биологической природы.

2. `Социальным  фактом`, по определению Дюркгейма,  является всякий образ действия, четко определенный или нет,  но способный оказывать на  индивида внешнее давление и  имеющий в то же время свое  собственное существование, независимое  от него. При рождении индивид  находит готовыми законы и  обычаи, правила поведения, религиозные  верования и обряды, язык, денежную  систему, функционирующие независимо  от него. Эти образы мыслей, действий  и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Следствием объективности  социальных фактов является другая  их характеристика - оказываемое  на индивидов давление, принуждение  последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на  себе социальное принуждение.  Юридические и моральные правила,  например, не могут быть нарушены  без того, чтобы индивид не  почувствовал всей тяжести всеобщего  неодобрения. Точно так же обстоит  дело с другими видами социальных  фактов. Социальные факты - образы  действий, способы мышления и  чувствования существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д. Факты коллективного сознания включают следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей. По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения. Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.

3. Общество  постиндустриальное  — это следующая  стадия развития общества и  экономики после индустриального  общества, в экономике которого  преобладает инновационный сектор  экономики с высокопроизводительной  промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных  и инновационных услуг. И с  конкуренцией во всех видах  экономической и иной деятельности.В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.Научные разработки становятся главной движущей силой экономики — базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника.Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.

4.Социальное  время - время, в которое человеческая  активность создает общество. Характеризуется  возможностью ускорения или замедления  в зависимости от частоты событий.  Люди, создавая социальное время  событиями личной жизни, могут  относиться к нему как к  надиндивидуальной внешне заданной и неизменной системе координат. Однако они сами определяют последовательность и границы событий, делят их на этапы, что заставляет обращать внимание на подвижность и неоднородность временных связей.Понятие социального времени, которое отлично от астрономического, предложили социологи П.А. Сорокин и Р. Мертон, связав его с временем выполнения общественных функций. Э. Жак охарактеризовал социальное время как время «намерений», в отличие от астрономического времени «последования». Это время намерений и есть «проживаемое время интенций». Т. Хагерстранд описывает социальное время как время, воплощенное в событиях, вещах, условиях.

5. Наблюдение  в социологии – это метод,  который используется с определенными  ограничениями, поскольку не все  социальные явления можно изучать  с его помощью. Это возможно  лишь с объектами, которые можно  воспринимать с помощью слуха  и зрения. К примеру, забастовку  нужно исследовать с обязательным  применением этого метода. Конечно,  оно должно применяться в едином  комплексе со многими другими  методами по сбору информации.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ IV

Чем различаются  между собой социология как академическая  наука и предмет обучения? Каковы содержание образования и объём  знаний по социологии?

Изучение  любой науки начинается с выяснения  ее объекта и предмета исследования. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Объект науки –  это сфера реальности, на которую  направлен исследовательский поиск  в целом. Предмет науки – это  такие элементы, аспекты, свойства объекта, которые непосредственно изучаются  данной наукой и определяются ее спецификой. Различные науки, исследующие один и тот же объект, могут иметь  разные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма человека, физиология – функции его органов, медицина – его болезни и т. д.).

Определение объекта социологии, как правило, не вызывает особых затруднений. Принято  считать, что объектом социологического познания является общество. Сам термин «социология» в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas – общество и греч. logos – учение). Более сложным представляется вопрос о предмете социологии, поскольку ответ на него во многом зависит от исходных методологических принципов исследователя, его принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направлению.

При определении  предмета социологии ключевым является понятие «социальное», которое выражает социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельности людей. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику предмета социологического познания. Современные социологи  расходятся в понимании того, что  конкретно считать предметом  социологии. Одни ученые считают, что это социальные общности и социальные системы, другие – закономерности социальных действий и массового поведения, третьи – законы и формы проявления социальной жизни и т. д. Каждое из этих определений отражает тот или иной аспект социологического познания, поэтому они не столько противоречат друг другу, сколько взаимно дополняют, формируя целостное представление о предмете социологии.

Обобщая разнообразные  подходы к рассмотрению предмета социологии, можно заключить, что  в самом широком смысле предметную область социологического познания составляет вся совокупность социальных явлений и процессов, их причин, закономерностей  и взаимосвязей, социальных отношений  и взаимодействий, социальных общностей  и институтов, структурных элементов  и факторов, определяющих функционирование общества как целостной системы. Социология призвана раскрывать природу  социальных связей и отношений, механизмы  воспроизводства и изменения  социальных взаимодействий, законы развития социальных общностей и массового  поведения людей. Социологи могут  также изучать экономические, политические, трудовые, духовные, семейно-бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, с точки зрения потребностей и интересов людей, их мотивов и ожиданий.

Информация о работе Контрольная работа по «Основы социологии»