Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:52, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы: Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма. Понимающая социология М.Вебера. Развитие отечественной социологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 80.82 Кб (Скачать файл)

      Харизматическое господство. Оно основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Сам термин харизма (от греч. harisma - божественный дар, благодать) ввел в социологический концептуальный аппарат немецкий теолог Э. Трёльч. При наличии этого типа господства приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную существующую практику. Харизматическое господство основано на экстраординарной, может быть, даже магической способности, которой обладает господин. При этом неважно, что в действительности этой способностью наделяют его сами приверженцы - те, кто идет за ним и предан ему (хотя они и считают, что его наделяют этим даром некие высшие силы). Здесь не играют роли ни происхождение, ни связанная с ним наследственность, ни сколько-нибудь рациональные соображения - только личные качества лидера. Наличие харизмы означает прямое, непосредственно осуществляемое господство. Харизматиками были большинство прославленных в истории пророков (включая всех основателей мировых религий), полководцев и выдающихся политических вождей.

Как правило, со смертью лидера ученики разносят харизматические верования или  превращают их в традиционные ("официальная харизма"), либо легально-рациональные формы. Поэтому сама по себе харизматическая власть носит нестабильный и временный характер.

      Таким образом, стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения и т.д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм). 

      Развитие  отечественной социологии

      В XX столетии окончательно оформилась и  самоутвердилась социологическая  наука. Кризис существующей философии, концепций цивилизационного прогресса, расшатанность всех обычных норм и жизненных устоев выявили полный тупик наличных общественных учений. «Все старые – или, вернее, недавние прежние — устои и формы бытия гибнут, жизнь беспощадно отметает их, изобличая если не их ложность, то их относительность; и отныне нельзя уже построить своей жизни на отношении к ним» писал тогда выдающийся русский философ С.Л. Франк. 
Разрушение прежних ценностей, стесненность судеб многих поколений, переоценка истории, хаос, трагический поиск выхода, который позволил бы нейтрализовать выплеснувшиеся потоки всеразрушающего нигилизма, - все это востребовало новую науку об общественном прогрессе.

      В конце XIX столетия шли жаркие споры  о предмете, границах, методах, теоретической  и практической ценности новой науки, не успевшей отмежеваться как следует, с одной стороны, от биологии, а с другой - от психологии, и продолжавшей нескончаемые дискуссии с философами. Усложнение социальных проблем, потребность в реальном прогнозировании научно-технического прогресса, изучении общественного мнения со все большей настоятельностью требовали восстановления и развития социологической науки на качественно новой методологической и теоретической основе. Давайте рассмотрим пути и этапы становления социологической науки в Беларуси.

      Становление отечественной социологии.С утверждением белорусской нации, белорусской государственности, белорусских культуры, искусства и науки складывались и основы белорусской социально-политической мысли. Ее истоки восходят к деятельности религиозных и общественных деятелей. Нельзя не учитывать геополитического положения Беларуси: она постоянно находилась в зоне влияния соседей (Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Россия), испытывая на себе их политическое, экономическое и культурное воздействие.Традиционно считается, что на формирование социальной, а затем и социологической мысли в Беларуси в XIX в. большое влияние оказали представители русской социологической мысли в процессе противоборства славянофильства и русофильства (Н.Я.Данилевский, М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев) с западничеством (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), а также французские просветители - Монтескье, Вольтер, Дидро, английские экономисты — Смит, Рикардо и немецкий романтик Шеллинг.

      Известно, что социологическая мысль в  России развивалась как часть  европейской науки. Выдающиеся представители  русской социологии (М.М.Ковалевский, Л.И.Мечников, Н.К.Михайловский и др.) оказали существенное влияние на становление самостоятельной науки  об обществе в Беларуси. При этом активно использовались наработки  западных социологов — О.Конта, Г.Спенсера, М.Вебера и др.

К началу XX столетия Европа покрылась сетью  социологических обществ, в которых, может быть, нигилисты и играли решающую роль. В Сорбонне была открыта  кафедра социологии, ее возглавил  хорошо известный автор книги  «О разделении общественного труда» (Париж, 1893 г.) Эмиль Дюркгейм. Международный  социологический институт собирался  каждые три года, социологическое  общество в Париже заседало ежемесячно. Преподавание социологии было введено  в ведущих вузах США и Европы, изданы первые учебники по социологии, появились периодические научные  социологические публикации. Россия не торопилась за новациями, тем более, что их влияние на общественную жизнь в те годы совершенно не просматривалось. М.М. Ковалевский констатировал: «У нас (в царской России) существует всего-навсего одна кафедра на всю империю в 160 миллионов жителей, и то в частном университете, в Психоневрологическом институте, получившем свой устав непосредственно от монарха, минуя Министерство народного просвещения.

      Однако  российская социология XIX - начала XX в. по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям  не уступала зарубежной. Преобладающей ориентацией был субъективизм. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский. Н.И. Кареев считали себя эмпириками и позитивистами, что не мешало им активно развивать этические проблемы социологии. Популярность в обществе гуманистических идеалов при озабоченности исторической перспективой страны содействовала внедрению марксистских идей. В начале XX в. субъективизм в социологии идет на спад. Параллельно с теоретической социологией в дореволюционной России развивались социальные и статистические обследования, проводившиеся земствами. Земская статистика изучала имущественное положение и хозяйственную деятельность крестьян и фабрично-заводских рабочих, социальную структуру населения, жилищные условия, образование, санитарную культуру. К началу XX в. систематические обследования велись в семнадцати губерниях Российской империи. В некоторых регионах проводились сплошные переписи крестьянских хозяйств. Таким образом, к революции 1917 г. в Российской империи начали складываться первые социологические учреждения. Перспективная социальная программа разрабатывалась в Психоневрологическом институте в Петербурге. Основой программы стала идея В.М. Бехтерева о научном управлении поведением на основе рефлексологии (термин, эквивалентный «бихевиоризму»). В институте существовала кафедра социологии во главе с М.М.Ковалевским и Е.В. де Роберти, которые опубликовали несколько сборников статей «Новые идеи в социологии».

      После революции 1917 г. наряду с марксистским учением еще какое-то время активно  развивалась социологическая мысль  русских либералов. Вышли книги  К.М. Тахтарева, В.М. Хвостова, В.М.Бехтерева, П.А.Сорокина, С.Л.Франка. «Русское социологическое общество имени М.М.Ковалевского», созданное в 1916 г. собиралось эпизодически, но работал «Социологический институт», где читали лекции самые известные социологи. С начала 20-х годов стала создаваться система идеологических и научно-теоретических институтов новой власти. С этого времени о немарксистской социологии в советской стране говорить не приходится. Созданная при Наркомате просвещения «комиссия Ротштейна» на протяжении 20-х годов активно вытесняла «буржуазную профессуру» из высших учебных заведений. Часть интеллектуалов была выслана за границу, иные репрессированы или запуганы и адаптировались к новой власти. В 20-е годы начался процесс институциализации социологии. Была введена научная степень по социологии, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Возобновило свою деятельность «Российское социологическое общество имени М.М.Ковалевского», председателем которого стал Н.И.Кареев. В 1919 г. был учрежден Социобиблиографический институт, директор которого (К.М. Тахтарев) поставил вопрос о переименовании его в Российский социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете был образован первый в стране факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял П.А.Сорокин. В эти же годы издавалась обширная социологическая литература, выявляющая соотношение русской социологической мысли и марксистской социологии, шло формирование марксистской социологии. Под влиянием Н.И.Бухарина наметилась тенденция к отождествлению социологии и исторического материализма. Значительная часть новых философов объявила социологию составной частью философии — диалектического материализма.

      Сложилось и так называемое «антисоциологическое» направление, отрицавшее не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин «социология». Наряду с развитием теории серьезные шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований. Это, в первую очередь, исследования С.Г.Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда; В.И.Тодорского - по проблемам социальных изменений; Е.О.Кабо – по изучению домашнего быта рабочего класса; А.И.Колодной — по проблемам молодежи и др.В 20-30-х гг. были проведены переписи населения (1920 и 1926 гг.), которые дали интересную социальную статистику по проблемам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т.д. Журнал «Статистика труда» и другие издания по экономической и социальной статистике печатали большой фактический материал об изменениях в социальной структуре общества, о социальной структуре рабочего класса и крестьянства. Велись научные социально-экономические и социально-этнографические исследования. Все это придавало высокий авторитет социологической науке.

      Перечисленные выше особенности развития социологической  мысли в России были во многом характерны и для Беларуси, которая до революции 1917 г. была составной частью унитарного государства — Российской империи. В послереволюционный период в развитии социологической науки в Беларуси четко просматриваются три этапа. Первый этап охватывает период с начала 20-х до середины 30-х годов. 

      Первый  этап развития: Действительно значимым для социологии в Беларуси оказалось  открытые Белорусского Государственного Университета (1921 год) и образование  кафедры социологии и первобытной  культуры, которой руководил С.З. Каценбоген. В преподавании социально-политических и социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета (первый ректор университета), С.З. Каценбоген, В.И. Ивановский, С.М. Василевский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры и т.д. Уже в 1923 году был опубликован первый отечественный курс лекций по социологии (Труды?БГУ, Мн.,?1923, № 4-5). Масштабы научно-исследовательской работы в области социальной проблематики значительно расширились после открытия в 1922 году Института, Беларуси, которую возглавил В.М. Игнатовский. В этот период были организованы систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е.М. Карский, С.М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В.М. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи и религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василевский, А.А, Гаваровский, С.М, Ривес). Работы этих авторов получили широкую известность в республике и за ее пределами. Правда, теоретико-методологическая база белорусских исследователей не отличалась оригинальностью, социологические идеи зачастую либо переплетались с работами исторического, этнографического или демографического характера, либо тяготели к работам общего, социально-философского плана.

      Белорусская социология не выходила еще на уровень  конкретно-прикладных исследований, к  которым с самого начала Советская  власть относилась с известной долей  подозрения. Кроме того, не была создана  методическая база подобных исследований. Социология в этот период развивалась  в русле академических традиций. Важную роль в развитии социально-экономических  исследований сыграла система статистической информации. В Беларуси формирование органов государственной статистики завершилось в 1922 году. Многие статистические обследования по предмету и характеру  представляли собой тип прикладных социологических исследований. Статистика и конкретная социология взаимно  дополняли друг друга. Появляется все  больше социологических работ, построенных  на статистических данных или полученных специальными эмпирическими методами. В 1927 году в Минске вышла в свет коллективная монография (Рабочая молодежь в Беларуси. Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние”, подготовленная коллективом преподавателей кафедры социальной гигиены БГУ во главе с Б.Я. Смулевичем. Она вполне соответствовала стандартам прикладного социологического исследования. В этом же году под руководством С.М, Василевского было проведено выборочное исследование ценностных ориентаций и уровней культурного развития отдельных групп молодежи Беларуси. В его книге “Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психико-технических исследований” впервые в отечественной науке был дан систематический анализ основных методов конкретного социологического исследования. Под руководством П.Я. Панкевича осуществлено исследование образа жизни, состояния нравственного сознания и быта белорусского студенчества. Интерес представляют работа С.Я. Вольфсона “Социология брака и семьи”, вышедшая в Минске в 1929 году, и ряд других публикаций.

        Таким образом, в Беларуси в  20-е годы отчетливо прослеживается  тенденция к научному осмыслению  социально-политических процессов,  происходивших в период Советской  власти. В 30-е годы ситуация  резко меняется. Власть все больше  и больше приобретает черты  тоталитарного режима с запретами,  подозрениями и искоренениями.  Истинное положение дел в общественной  жизни, оказавшееся весьма далеким  от коммунистических идеалов,  начинает подвергаться идеологической  лакировке. Научное познание реалий  социалистической действительности  становится нежелательным, поэтому  исследования социальных явлений  либо свертываются, либо попадают  под контроль идеологической  цензуры. Социологические исследования  как в Советском Союзе в  целом, так и в Беларуси стали  резко сокращаться. Обрушившиеся  в этот период на белорусскую  интеллигенцию репрессии уничтожили  ее наиболее квалифицированное  ядро. Эту трагическую участь  разделило и большинство белорусских  обществоведов. В 1929 году смещается  с поста ректор В.И. Пичета, много сделавший для возрождения  белорусской науки и культуры, утверждения белорусского языка  в качестве государственного (преподавание  в университете велось в основном  на белорусском языке). В сентябре 1930 года он был арестован и  в составе 115 научных сотрудников  обвинен в связях с белой  эмиграцией по так называемому  “делу историка С.Ф. Платонова”  и сослан в Вятку (освобожден  в апреле 1936 года). Трагически оборвалась  и жизнь В.М. Игнатовского – первого президента Академии наук Беларуси. В конце 30-х годов социология как самостоятельная наука перестала существовать. Накопленные в предшествующие годы материалы стали достоянием архивов и специальных фондов библиотек.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"