Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:52, контрольная работа
Вопросы: Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма. Понимающая социология М.Вебера. Развитие отечественной социологии.
Харизматическое господство. Оно основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Сам термин харизма (от греч. harisma - божественный дар, благодать) ввел в социологический концептуальный аппарат немецкий теолог Э. Трёльч. При наличии этого типа господства приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную существующую практику. Харизматическое господство основано на экстраординарной, может быть, даже магической способности, которой обладает господин. При этом неважно, что в действительности этой способностью наделяют его сами приверженцы - те, кто идет за ним и предан ему (хотя они и считают, что его наделяют этим даром некие высшие силы). Здесь не играют роли ни происхождение, ни связанная с ним наследственность, ни сколько-нибудь рациональные соображения - только личные качества лидера. Наличие харизмы означает прямое, непосредственно осуществляемое господство. Харизматиками были большинство прославленных в истории пророков (включая всех основателей мировых религий), полководцев и выдающихся политических вождей.
Как правило, со смертью лидера ученики разносят харизматические верования или превращают их в традиционные ("официальная харизма"), либо легально-рациональные формы. Поэтому сама по себе харизматическая власть носит нестабильный и временный характер.
Таким
образом, стержнем веберовской «понимающей»
социологии является идея рациональности,
нашедшей свое конкретное и последовательное
выражение в современном ему капиталистическом
обществе с его рациональным хозяйствованием
(рационализации труда, денежного обращения
и т.д.), рациональной политической властью
(рациональный тип господства и рациональная
бюрократия), рациональной религией (протестантизм).
Развитие отечественной социологии
В
XX столетии окончательно оформилась и
самоутвердилась
Разрушение прежних ценностей, стесненность
судеб многих поколений, переоценка истории,
хаос, трагический поиск выхода, который
позволил бы нейтрализовать выплеснувшиеся
потоки всеразрушающего нигилизма, - все
это востребовало новую науку об общественном
прогрессе.
В конце XIX столетия шли жаркие споры о предмете, границах, методах, теоретической и практической ценности новой науки, не успевшей отмежеваться как следует, с одной стороны, от биологии, а с другой - от психологии, и продолжавшей нескончаемые дискуссии с философами. Усложнение социальных проблем, потребность в реальном прогнозировании научно-технического прогресса, изучении общественного мнения со все большей настоятельностью требовали восстановления и развития социологической науки на качественно новой методологической и теоретической основе. Давайте рассмотрим пути и этапы становления социологической науки в Беларуси.
Становление отечественной социологии.С утверждением белорусской нации, белорусской государственности, белорусских культуры, искусства и науки складывались и основы белорусской социально-политической мысли. Ее истоки восходят к деятельности религиозных и общественных деятелей. Нельзя не учитывать геополитического положения Беларуси: она постоянно находилась в зоне влияния соседей (Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Россия), испытывая на себе их политическое, экономическое и культурное воздействие.Традиционно считается, что на формирование социальной, а затем и социологической мысли в Беларуси в XIX в. большое влияние оказали представители русской социологической мысли в процессе противоборства славянофильства и русофильства (Н.Я.Данилевский, М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев) с западничеством (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), а также французские просветители - Монтескье, Вольтер, Дидро, английские экономисты — Смит, Рикардо и немецкий романтик Шеллинг.
Известно,
что социологическая мысль в
России развивалась как часть
европейской науки. Выдающиеся представители
русской социологии (М.М.Ковалевский,
Л.И.Мечников, Н.К.Михайловский и др.)
оказали существенное влияние на
становление самостоятельной
К началу
XX столетия Европа покрылась сетью
социологических обществ, в которых,
может быть, нигилисты и играли
решающую роль. В Сорбонне была открыта
кафедра социологии, ее возглавил
хорошо известный автор книги
«О разделении общественного труда»
(Париж, 1893 г.) Эмиль Дюркгейм. Международный
социологический институт собирался
каждые три года, социологическое
общество в Париже заседало ежемесячно.
Преподавание социологии было введено
в ведущих вузах США и Европы,
изданы первые учебники по социологии,
появились периодические
Однако российская социология XIX - начала XX в. по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной. Преобладающей ориентацией был субъективизм. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский. Н.И. Кареев считали себя эмпириками и позитивистами, что не мешало им активно развивать этические проблемы социологии. Популярность в обществе гуманистических идеалов при озабоченности исторической перспективой страны содействовала внедрению марксистских идей. В начале XX в. субъективизм в социологии идет на спад. Параллельно с теоретической социологией в дореволюционной России развивались социальные и статистические обследования, проводившиеся земствами. Земская статистика изучала имущественное положение и хозяйственную деятельность крестьян и фабрично-заводских рабочих, социальную структуру населения, жилищные условия, образование, санитарную культуру. К началу XX в. систематические обследования велись в семнадцати губерниях Российской империи. В некоторых регионах проводились сплошные переписи крестьянских хозяйств. Таким образом, к революции 1917 г. в Российской империи начали складываться первые социологические учреждения. Перспективная социальная программа разрабатывалась в Психоневрологическом институте в Петербурге. Основой программы стала идея В.М. Бехтерева о научном управлении поведением на основе рефлексологии (термин, эквивалентный «бихевиоризму»). В институте существовала кафедра социологии во главе с М.М.Ковалевским и Е.В. де Роберти, которые опубликовали несколько сборников статей «Новые идеи в социологии».
После
революции 1917 г. наряду с марксистским
учением еще какое-то время активно
развивалась социологическая
Сложилось и так называемое «антисоциологическое» направление, отрицавшее не только право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин «социология». Наряду с развитием теории серьезные шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований. Это, в первую очередь, исследования С.Г.Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда; В.И.Тодорского - по проблемам социальных изменений; Е.О.Кабо – по изучению домашнего быта рабочего класса; А.И.Колодной — по проблемам молодежи и др.В 20-30-х гг. были проведены переписи населения (1920 и 1926 гг.), которые дали интересную социальную статистику по проблемам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т.д. Журнал «Статистика труда» и другие издания по экономической и социальной статистике печатали большой фактический материал об изменениях в социальной структуре общества, о социальной структуре рабочего класса и крестьянства. Велись научные социально-экономические и социально-этнографические исследования. Все это придавало высокий авторитет социологической науке.
Перечисленные
выше особенности развития социологической
мысли в России были во многом характерны
и для Беларуси, которая до революции
1917 г. была составной частью унитарного
государства — Российской империи.
В послереволюционный период в развитии
социологической науки в
Первый этап развития: Действительно значимым для социологии в Беларуси оказалось открытые Белорусского Государственного Университета (1921 год) и образование кафедры социологии и первобытной культуры, которой руководил С.З. Каценбоген. В преподавании социально-политических и социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета (первый ректор университета), С.З. Каценбоген, В.И. Ивановский, С.М. Василевский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры и т.д. Уже в 1923 году был опубликован первый отечественный курс лекций по социологии (Труды?БГУ, Мн.,?1923, № 4-5). Масштабы научно-исследовательской работы в области социальной проблематики значительно расширились после открытия в 1922 году Института, Беларуси, которую возглавил В.М. Игнатовский. В этот период были организованы систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е.М. Карский, С.М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В.М. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи и религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василевский, А.А, Гаваровский, С.М, Ривес). Работы этих авторов получили широкую известность в республике и за ее пределами. Правда, теоретико-методологическая база белорусских исследователей не отличалась оригинальностью, социологические идеи зачастую либо переплетались с работами исторического, этнографического или демографического характера, либо тяготели к работам общего, социально-философского плана.
Белорусская
социология не выходила еще на уровень
конкретно-прикладных исследований, к
которым с самого начала Советская
власть относилась с известной долей
подозрения. Кроме того, не была создана
методическая база подобных исследований.
Социология в этот период развивалась
в русле академических
Таким образом, в Беларуси в
20-е годы отчетливо