Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:52, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы: Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма. Понимающая социология М.Вебера. Развитие отечественной социологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 80.82 Кб (Скачать файл)

      Второй  этап – восстановление отечественной  социологии. Разрушительный вал Великой Отечественной войны, дважды прокатившийся по Беларуси, довершил процесс искоренения национальной культуры, в том числе и ее научных достижений, особенно в сфере общественных наук. Обществоведение становится притягательным для разного рода карьеристов. Лишь после смерти И. Сталина и последовавшей “оттепели” 50-60 годов начинается возрождение социологии как в целом в Союзе, так и в Беларуси. Вновь оживляется интерес к социологической проблематике, хотя каноны исторического материализма долго еще определяли идеологическую и методологическую парадигму обществознания. Повышение интереса к социальной проблематике и особенно к конкретно-социологическим исследованиям было характерно для специалистов всех стран социализма. На фоне изменения отношения к социологии в Советском Союзе оживляется интерес к социологии и в Беларуси. Интерес к ней начинают проявлять не только ученые, но и партийное руководство республики. Осенью 1965 года вышло постановление ЦК КПБ “Об организации конкретно-социологических исследований в республике”, в значительной мере стимулировавшее разработку ряда важных социологических проблем и решение организационных вопросов, направленных на развитие социологических служб и подразделений. В 1968 году в составе академического института философии и права был создан сектор конкретных социологических исследований, который возглавил профессор Т.П. Давидюк. В 1978 году в этом же институте проблемы социологических исследований, преобразованный в 1989 году в Центр социологических исследований. Активно стали формироваться хоздоговорные группы, деятельность которых позволила расширить диапазон социологических исследований. Все это подготовило почву для открытия в 1990 году в рамках национальной академии Института социологии. С момента создания институт возглавлял профессор, академик НАН РБ Е.М. Бабосов, под руководством которого проведено большое количество конкретных социологических исследований, издан ряд фундаментальных работ. В частности, следует указать трехтомный коллективный труд об основных тенденциях изменения социальной структуры белорусского общества. Большой интерес представляют социологический анализ труда и экономики, осуществленный в монографиях профессора Г.Н. Соколовой и анализ социально-демократической сферы в работах С.А. Шавеля и А.А. Ракова.

      Параллельно с академическими структурами социология стала активно внедряться в сеть высших учебных заведений. С конца 60-х годов в вузах республики на базе общественных кафедр начинают создаваться группы и лаборатории  социологического профиля, который  на хоздоговорных началах изучали  проблемы промышленной социологии, трудового  коллектива, социального планирования и управления. В конце 60-х –  начале 70-х годов такие группы были созданы в Институте народного  хозяйства, в Белорусском Политехническом  институте, Институте культуры и  ряде других столичных и областных  вузов.  Большую известность в  этот период получили работы профессора В.Н. Семенькова “Совершенствование социализма и общественное воспитание” (1966); “Производственный коллектив: труд, среда, воспитание” (1975); “Комплексный характер воспитания” (1979). В 1968 году в Белорусском госуниверситете была создана проблемная социологическая научно-исследовательская лаборатория. Первым ее руководителем был профессор И.Н. Лущицкий, затем доцент С.И. Деришев и профессора Ю.Г. Юркевич, Г.П. Давидюк, С.Д. Ларптенок. Начав со штата в четыре человека, лаборатория выросла в крупное научное подразделение, сыгравшее важную роль в возрождении социологической мысли Беларуси. Вначале лаборатория действовала в рамках кафедры истории философии, а затем – в 1971 году, когда в Белгосуниверситете была создана кафедра философии гуманитарных факультетов, которую возглавил профессор Г.П. Давидюк, она вошла в состав этой кафедры. Эти два подразделения – кафедра и лаборатория – и стали базой, на основе которой возрождалась социология как вузовская дисциплина. 
Лаборатория проводила конкретно-социологические исследования на многих предприятиях Беларуси (изучались проблемы эффективности воспитательной работы, студенческой молодежи, молодой семьи, трудовых коллективов, социального планирования, совершенствования методов управления). Руководители промышленных предприятий стали прислушиваться к голосу социологов, не без волнения ожидая результатов социологических исследований, когда очевидными становились недоработки управления. Так конкретная социология все шире входила в жизнь белорусского общества.

      Третий  этап – развитие белорусской социологии на современном этапе. Третий этап развития социологии в Беларуси начался в середине 80-х годов. В июне 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистской социологии в решении узловых проблем советского общества». Главный смысл постановления заключался в том, что в номенклатуре научных специальностей «социология» была отделена от «философии», открывались отделения социологии в ведущих университетах страны. Все это позволило Академии наук БССР в 1989 г. открыть Республиканский центр социологических исследований, который объединил социологические отделы Института философии и права, отделы науковедения, демографии и проблем народонаселения Института экономики АН БССР. На его базе 1 февраля 1990 г. был создан Институт социологии АН БССР. Важным шагом в становлении белорусской школы социологов явилось учреждение в 1976 году Белорусского отделения советской социологической ассоциации, преобразованного в 1991 году в самостоятельную Белорусскую социологическую ассоциацию, возглавляемую Е. М. Бабосовым.

        Достижения белорусских социологов позволили им выйти на всесоюзную и мировую арену. Они активно участвовали в работе крупных социологических форумов международного значения. Все говорило о том, что в Беларуси сложилась школа социологии со своими традициями и достижениями. Не хватало лишь одного звена – подготовки специалистов-социологов с высшим образованием. Ощущалась необходимость открытия этой специальности в одном из вузов республики. В 1989 году в Белгосуниверситете был открыт философско-экономический факультет, в состав которого вошли отделения философии, политической экономии и социологии. В 1994 году был осуществлен первый выпуск социологов. Открытие отделения социологии потребовало и создания кафедры социологии, которая открылась в 1989 году. Первым заведующим этой кафедры стал профессор А.Н. Елсуков. Первоначально кафедра социологии состояла из заведующего, трех доцентов, одного докторанта и трех учебно-вспомогательных работников. В настоящее время на кафедре работает 7 докторов наук, профессоров, 9 кандидатов наук и два преподавателя. С кафедрой постоянно сотрудничают, участвуют в учебном процессе ведущие социологи республики, среди них академик НАН РБ Е.М. Бабосов, член-корреспондент НАН РБ А.Н. Данилов, доктор социологических наук Г.Н. Соколова и др. В республике появились первые кандидаты и доктора социологических наук, подготовленные в традициях местной школы. Первыми докторами социологических наук стали Н.Н. Белякович, А.П. Вардомацкий, А.Н. Данилов, И.В. Котляров, И.И, Куропятник, К.Н. Кунцевич, С.В. Лапита, И.В. Левко, О.Т. Манаев, Г.А. Несветайлов, Д.Г. Ротман, А.В. Рубанов, В.И. Русецкая, Л.Г. Титаренко, С.А. Шавель и др. Первым кандидатом наук, имеющими базовое социологическое образование, стала Е.А. Коростелева. Параллельно с этими процессами продолжала действовать в Белгосуниверситете научно-исследовательская лаборатория, которая за последние годы, претерпев ряд организационных перестроек, утвердилась в виде Центра социологических и социально-политических исследований, возглавил который профессор Д.Г. Ротман. Центр ведет оперативную исследовательскую работу, выполняя государственные и частные заказы. О развитии белорусской социологии говорит и тот факт, что в 90-е годы был создан ряд независимых (негосударственных) социологических институтов и центров изучения общественного мнения: Белорусская социологическая служба “Общественное мнение”, возглавляемая Д.Г. Ротманом; Независимый Институт социально-экономических и политических исследований, возглавляемый профессором О.Т. Манаевым; Частно-исследовательское предприятие “НОВАК”, возглавляемое профессором А.П. Вардомацким; Национальный центр стратегических инициатив “Восток-Запад”, возглавляемый в настоящее время профессором Л.Ф. Заикой.Успехи белорусских социологов определяются тем, что они активно участвуют в реализации международных проектов с учеными США, Англии, Франции, Германии, Израиля, Польши. Международное сотрудничество проявляется в совместных публикациях, научных конференциях и совещаниях, в обмене студентами, аспирантами и преподавателями.В 1996 г. создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь. Развивается международное сотрудничество в области социологической науки.

      Таким образом, мы видим, что белорусская  социологическая наука прошла достаточно длинный путь развития, который начался  с того, что социологическая мысль  в Беларуси формировалось под  влиянием представителей русской социологической  мысли. К 1917 году социология в России только стала приобретать институциональные  формы. В первые годы советской власти социология получила поддержку со стороны государства, что способствовало развитию системы социологического образования и активизации социологических исследований в разных теоретических и прикладных направлениях. В дальнейшем история советской социологии становится зеркальным отражением изменений внутриполитической ситуации в СССР. К середине 30-х годов социологические исследования идут на спад, социология попадает в категорию наук, полностью исключенных из официальной научной среды. Только в начале 60-х годов, в период «оттепели», социологию реабилитируют. Временный спад в развитии социологии наблюдался в первой половине 80-х годов, в период «застоя». И только со второй половины 80-х годов, т.е. с началом «перестройки», социология получила новый импульс развития.

      Становление и развитие социологической науки  в Беларуси в общих чертах воспроизводят  историю советской социологии. Анализируя опыт активной исследовательской работы белорусских социологов в первые послереволюционные годы, а затем в период «оттепели», следует сказать о тематике социологических исследований: это проблемы социальной структуры общества, коллективизации деревни, вопросы культуры и быта, религиозности населения, проблемы социологии труда, социалистического соревнования, идейно-воспитательной работы среди разных категорий населения, проблемы молодежи, в т.ч. и студенческой. Развитие социологии в Беларуси с середины 60-х годов так же как и советской социологии в целом, носило, в основном, прикладную ориентацию. Долгое время место теоретической социологии занимал исторический материализм как социология марксизма-ленинизма. В начале 80-х годов за белорусской социологией был признан официальный статус не только на прикладном, эмпирическом, но и на фундаментальном, теоретическом уровне. С этого же времени социология в Беларуси приобретает более определенные институциональные формы.  В настоящее время в республике создана многоступенчатая система подготовки высококвалифицированных социологических кадров (социологическое отделение факультета философии и социальных наук БГУ, аспирантура и докторантура по социологическим специальностям). В Национальной академии наук Республики Беларусь функционирует Институт социологии, сотрудники которого проводят научно-исследовательскую работу по разным социологическим направлениям.

      Таким образом, белорусская социологическая  школа активно заявляет о себе фундаментальными и прикладными  исследованиями, участием в международных  конференциях, разветвленной сетью  социологических служб, подготовкой  молодых специалистов высокого класса и вносит существенный вклад в  развитие социологии – одной из важнейших наук современного общества.

 

Список использованных источников

  1. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск, 2002.
  2. Гофман, А.Б. Социология Э.Дюркгейма / А.Б. Гофман // Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э.Дюркгейм. - М.,1995. – Приложение.
  3. Громов, И.А. Социология как объективный анализ «социальных фактов»: Э. Дюркгейм / И.А. Громов, И.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов // Западная теоретическая социология. – СПб., 1996. – Гл.2.
  4. Гайденко, П.П. История и рациональность. (Социология М.Вебера и веберовский ренессанс.) / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. – М.,1991.
  5. Громов, И.А. Теория «социального действия» М.Вебера / И.А.Громов, И.Ю.Мацкевич, В.А.Семенов // Западная теоретическая социология. – СПб., 1996.- Гл.2.
  6. История социологии: учеб.пособие / под общ. ред. А.Н. Елсукова [и др.] – 2-е изд. – Минск, 1997.
  7. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"