Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.
Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие группы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Среди участников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы. Оппоненты — это непосредственно противостоящие субъекты конфликта. Объект социального конфликта — это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта.

Содержание

Социальные конфликты и способы их решения.
Программа социологического исследования.
Этническая социология.
Принципы производительности Гаррингтона Эмерсона.
Социологическое исследование на одну из предложенных тем.

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. по Социо.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Социология»

Вариант 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2012

Содержание:

  1. Социальные конфликты и способы их решения.
  2. Программа социологического исследования.
  3. Этническая социология.
  4. Принципы производительности Гаррингтона Эмерсона.
  5. Социологическое исследование на одну из предложенных тем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальные конфликты и способы их решения.

Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.

Субъектами социального  конфликта являются индивиды, малые  и большие группы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Среди участников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы. Оппоненты — это непосредственно противостоящие субъекты конфликта. Объект социального конфликта — это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта.

Конфликт возникает  в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности личностей, групп, социальных структур как конфронтация идей, позиций и др. Между субъектами конфликта различают агони-стические (примиримые) и антагонистические (непримиримые) противоречия. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, путем взаимных компромиссов можно превратить антагонистический конфликт сначала в агонистический, а потом и разрешить конфликт.

В объективном историческом процессе конфликт как социальное явление  может быть положительным, продуктивным, и наоборот — деструктивным, тормозящим развитие.

Конфликты также по форме  их развития делят на скрытые {латентные) и открытые.

Конфликты могут возникать  как по горизонтали — внутри социальных и политических структур, так и по вертикали — между руководящими структурами и подчиненными, контролирующими органами и подотчетными им.

Конфликты обладают динамикой  и проходят несколько стадий:

-конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными 
субъектами конфликта возникших противоречий;

-эскалация (нарастание) конфликта;

-спад;

-исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные;

-постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ра 
нее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений 
относительно завершившегося конфликта; постконфликтный синдром при обострении отношений может стать началом нового конфликта.

По характеру результата конфликты можно сгруппировать  на те, которые завершились в виде

1)    успеха,

2)    компромисса,

3)    выхода из конфликта,

4)    поражения.

 

2. Программа социологического исследования.

Среди методических документов, разрабатываемых социологом при проведении исследования, важнейшее место занимает программа социологического исследования.

Программа социологического исследования - это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования - это, по существу, и есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления. Среди социологов распространено мнение о том, что разработка хорошей программы требует не менее половины интеллектуальных затрат всего исследования.

По мере составления  программы решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа  данных, проблема надежности эмпирической информации, проблема научной интерпретации данных. Плохо обоснованное, плохо подготовленное социологическое исследование приводит к ничтожным теоретическим выводам, к малоэффективным практическим рекомендациям и нередко совершенно не оправдывает тех, часто значительных материальных ресурсов, которые были затрачены на проведение данного исследования. Только хорошая программа социологического исследования может обеспечить успех всего исследования.

Проведение социологического исследования состоит из последовательных этапов:

- подготовка исследования;

- сбор первичной социологической  информации;

- подготовка к обработке  материалов исследования и обработка  на ЭВМ;

- анализ информации, подготовка отчета по итогам социологического исследования, выводы и рекомендации.

Социологическое исследование начинается с определения проблемы, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера. Решение той или иной проблемы социальной или научной - всегда направлено на достижение тех или иных конкретных целей и задач.

Цель конкретного социологического исследования - это общая направленность исследования, проект действия, которые  определяют характер и системную  упорядоченность различных актов  и операций. Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию этого исследования - теоретическую или прикладную, от которой зависит вся логика проведения самого исследования. Теоретическое исследование направлено на получение новых теоретических знаний о структуре, функциях, закономерностях развития исследуемого объекта, а также на разработку новых методик исследования и на обоснование процедур.

Прикладное социологическое  исследование направлено на решение  конкретных практических задач (конкретной социальной проблемы), построение предположений о возможном развитии процесса, разработку конкретных программ совершенствования объекта. Программа социологического исследования должна четко ответить на вопрос о том, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование, т.е. какова цель исследования.

Важнейшей частью программы  конкретного социологического исследования является определение задач исследования.

Задача конкретного  социологического исследования - это  совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задача исследования содержит основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу проблем.

Логика социологического исследования обусловлена содержанием  проблемы. Значит, в исследовании, ориентированном  на решение теоретических научных проблем, основными будут теоретические задачи, а практические задачи выступают в нем как неосновные; в прикладном исследовании наоборот, практические задачи - основные, теоретические - неосновные. Основные задачи, таким образом, соответствуют целям исследования, неосновные ставятся для подготовки будущего исследования, решения методических вопросов, проверки рабочих гипотез, не связанных с проблемой.

Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, социолог выбирает объект своего исследования.

Объект социологического исследования - это явление или  процесс, на которые направлено социологическое  исследование. В конкретных социологических  исследованиях в качестве объектов может выступать область социальной действительности, деятельность людей и сами люди. При этом необходимо, чтобы объект содержал проблему, т.е. объект должен быть носителем противоречия.

Существуют ряд требований, которые предъявляются к объекту  социологического исследования. Объект должен характеризоваться :

1) четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность; пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);

2) определенной временной ограниченностью;

3) возможностями его  количественных измерений.

Выполнение этих требований оказывает неоценимую услугу социологу. Наличие отраслевых границ позволяет  ему сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования данной системы. пространственные границы конкретизируют объект с точки зрения его производственно-территориальной общности. Временные границы конкретизируют сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства (например, нельзя проводить исследование в вузе летом). Количественные границы предполагают отбор численного состава эмпирических объектов с точным указанием их отраслей и территориальной принадлежности.

Кроме выбора объекта  социологического исследования, большое  значение для успешного осуществления имеет правильное определение предмета социологического исследования. Предметом социологического исследования является та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет социологического исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предложением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.

Определив проблему, социолог в первую очередь пытается объяснить  ее на основе имеющихся знаний и  прежнего опыта. Точнее говоря, социолог пытается объяснить старыми знаниями и опытом то, что еще полностью не познано. Но для полного решения проблемы этого недостаточно. Тогда на основе имеющихся знаний социолог строит предварительное объяснение проблемы - некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, т.е. он формулирует гипотезы. Гипотеза в социологическом исследовании - это научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями.  

 

Роль гипотезы в социологическом  исследовании, как и в любом  научном исследовании, чрезвычайно  велика. Социологи любят повторять  выражение Д.И.Менделеева, который  говорил, что лучше держаться  такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Гипотеза, во-первых, аккумулирует опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию); во-вторых, она служит своего рода "спусковым механизмом" для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте.

Как найти хорошую  гипотезу? Многие ученые цитируют по этому  поводу шутку М.Р.Коэна, который как-то заметил, что гипотезы возникают  у людей, которые думают. До настоящего времени процесс постановки гипотез  не удалось формализовать, да и трудно поверить в решение этой задачи. Опираясь на опыт анализа большого количества проведенных социологических и других исследований, можно назвать некоторые источники гипотез.

Это, во-первых, обыденное  сознание, которое, как известно. возникает в процессе повседневной жизни людей. Оно включает в себя знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности, обычаи, непосредственно житейские нравственные нормы и т.п. Иногда возникает вопрос: стоит ли проводить исследование, если утверждаемое в гипотезе и без того известно? Да, стоит, потому что обыденное сознание не может дать обоснованный ответ на многие вопросы.

Другим источником построения гипотез может быть аналогия. Этот метод давно известен в науке. Сущность его заключается в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный, менее доступный.

Сам по себе объект исследования может быть численно очень большим: десятки и сотни тысяч людей, составляющих население региона, области, города; тысячи работников промышленного предприятия, научного учреждения или учебного заведения и т.д. Естественно, исследователь заинтересован опросить каждого из них. Однако есть ли в этом необходимость? Например, если анкетному опросу подлежит группа студентов численностью в 20-30 человек (и даже аудитория в 200-500 человек), то опрос действительно может быть сплошным, то есть охватывать каждого студента. Но когда речь идет о многих тысячах человек, соответственно возрастает число работников, занятых сбором информации, проверкой годности анкет, кодировкой открытых вопросов и т.д. Другими словами, чем больше анкет, тем, естественно, больше времени требуется на их обработку, больше тратится средств и энергии на исследование. Вот почему в тех случаях, когда объект исследования насчитывает 500 и более человек, единственно правильным следует признать применение выборочного метода.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"