Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:08, реферат
Формирование представлений о любой науке начинается с уяснения ее объекта и предмета. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, очертить четкие рамки данной науки, наметить границы между данной наукой и смежными областями знания; с другой стороны, четкое выделение объекта и предмета исследования выполняет и внутринаучную функцию конкретизации поля исследований, задач и целей, которые ставит перед собой данная научная дисциплина.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
Институт фундаментального образования
Кафедра социологии и социальных технологий управления
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»
Вариант № 2
Преподаватель:
Студент:
1 курс, ЭМЗ-132909 ВШЭМ
Екатеринбург
2013
Социология
Вариант 2
Формирование представлений
о любой науке начинается с
уяснения ее объекта и предмета. Делается это для того,
чтобы, с одной стороны, очертить четкие
рамки данной науки, наметить границы
между данной наукой и смежными областями
знания; с другой стороны, четкое выделение
объекта и предмета исследования выполняет
и внутринаучную функцию конкретизации
поля исследований, задач и целей, которые
ставит перед собой данная научная дисциплина.
При этом важно понимать разницу между
самими понятиями предмет и объект научного
знания, которые являются хотя и близкими,
но не тождественными понятиями.
Объектом любой науки является определенная
часть или феномен объективной реальности
(процесс, явление, отношение). Это может
быть как физическая реальность, которую
изучают так называемые естественные
науки (например, физика, химия, биология),
так и социальная реальность, которую,
в свою очередь, изучают дисциплины, относящиеся
к общественному знанию (например, социология,
история, правоведение, политология).
Таким образом, объектом социологии является общество. Но, как было отмечено выше, общество является объектом исследования всей совокупности общественных наук, подвергающих описанию и изучению одну и ту же часть объективной реальности - общество. Может возникнуть вопрос: в чем же различие этих наук? Различие как раз и состоит в предмете исследования каждой науки. Если объект исследования - это часть объективной реальности, то предмет - это тот особый ракурс, под которым конкретная научная дисциплина рассматривает свой объект. Объект науки всегда существует в действительности, является ее неотъемлемой частью, в то время как предмет исследования - это результат интеллектуальной деятельности ученого, который стремится из всего многообразия проявлений объекта вычленить то, что является наиболее важным для данного исследования. В общем можно зафиксировать, что предметом науки является результат теоретического абстрагирования, выявления наиболее значимых для данной науки отношений, связей, закономерностей объекта как части объективной реальности. При этом каждая наука формирует свой особый взгляд на объект, рассматривает его со своей особой точки зрения, вырабатывает свое собственное видение объекта.
Следует отметить, что единой формулировки предмета социологии еще не существует. В целом можно сказать, что предметом изучения социологической науки являются социальные структуры как формы социальной организации индивидов - группы, общности, институты, системы, социальные отношения, существующие между социальными структурами и индивидами, социальные процессы, составляющие социальную жизнь. Задачей социологии является изучение всей совокупности элементов социальной среды и возникающих между ними отношений и связей. В результате такого исследования формируется знание об устройстве и функционировании социальной системы, устанавливаются закономерности этого функционирования, механизмы и формы их проявления в коллективной деятельности индивидов.
Понятие "власть" относится
к числу широко употребляемых: "власть
родителей", "власть семьи", "власть
привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума",
"власть старших", "власть денег",
"власть религии", "власть идеологии",
•судебная власть", "власть мафии",
"партийная власть" и т.д. При всей
разнородности и неоднозначности этих
понятий можно, однако, отметить одну объединяющую
их характеристику: все они отражают отношения,
в которых воля и действия одних господствуют
над волей и действиями других.
Исторический опыт показывает, что там,
где появляется необходимость в согласованных
действиях людей (будь то отдельная семья,
группа, социальный слой, нация или общество
в целом), там происходит подчинение их
деятельности достижению определенных
целей. И одновременно определяются ведущие
и ведомые, властвующие и подвластные,
господствующие и подчиненные. Мотивы
подчинения весьма разнообразны. Они могут
быть основаны на заинтересованности
в достижении поставленной цели, на убежденности
в необходимости выполнения распоряжений,
на авторитете властвующего и, наконец,
просто на чувстве страха перед нежелательными
последствиями в случае неподчинения.
Сами по себе перечисленные мотивы имеют
большое значение для эффективности власти
и ее долговечности, и этот аспект мы специально
рассмотрим в дальнейшем. Здесь важно
подчеркнуть, что властные отношения объективно
присущи общественной жизни. "Это своеобразная
плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе
и быть свободным от его правил невозможно".
(Политология в вопросах и ответах. Консультации
политологов: Учебное пособие для высших
учебных заведений. М., 1994). Другими словами,
без отношений власти человеческая цивилизация
невозможна.
Сказанное позволяет дать в самом первом
подходе определение власти как таковой
(т.е. независимо от ее конкретных форм).
В своем общем значении понятие "власть
"означает право и возможность одних
повелевать, распоряжаться и управлять
другими; способность и возможность одних
осуществлять свою волю по отношению к
другим, оказывать определяющее влияние
на их поведение и деятельность, используя
при этом авторитет, право, насилие и другие
средства.
Конечно, каждая форма проявления власти
заслуживает внимания и изучения. И этим
занимаются соответствующие научные дисциплины.
Политологию же интересует политическая
власть, являющаяся, как уже было отмечено,
ядром политической системы общества,
ее организационным и регулятивно-контрольным
началом. Она определяет все другие институты
и отношения в самой политической системе
общества. Прямо или косвенно политическая
власть воздействует на развитие всех
других общественных систем — экономической,
социальной, духовной и др.
К понятию "политическая власть",
конечно, применимо общее, приведенное
выше определение власти как таковой,
как широкого понятия, имеющего многочисленные
формы проявления. Политическая власть,
как и любая другая власть, означает способность
и право одних осуществлять свою волю
в отношении других, повелевать и управлять
другими. Но вместе с тем она имеет в отличие
от других форм власти свою специфику.
Ее отличительными признаками являются:
• верховенство, обязательность ее решений
для всего общества и, соответственно,
для всех других видов власти. Она может
ограничить влияние других форм власти,
поставив их в разумные границы, либо вообще
устранить их;
• всеобщность, т.е. публичность. Это означает,
что политическая власть действует на
основе права от имени всего общества;
• легальность в использовании силы и
других средств властвования в пределах
страны;
• моноцентричность, т.е. существование
общегосударственного центра (системы
властных органов) принятия решений;
• широчайший спектр используемых средств
для завоевания, удержания и реализации
власти.
Таким образом, политическая власть характеризуется
способностью и возможностью для тех,
кто ею обладает, проводить свою волю в
руководстве и управлении всем обществом
(государством), оказывать определяющее
воздействие на поведение народных масс
с помощью средств, находящихся в распоряжении
государства, мобилизовывать на достижение
поставленных целей и программ большие
массы людей, регулировать отношения между
отдельными группами людей (в том числе
ради стабильности и общественного согласия).
Успех функционирования политической
власти зависит от многих факторов. Среди
них весьма важная роль отводится основаниям
политической власти, т.е. обоснованию
ее законности, признанию обществом ее
права на руководящую роль. Эта тема заслуживает
специального рассмотрения.
В основе социологического исследования лежит его программа. Программа социологического исследования - это изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.
Особенности социологического исследования заключаются
в конкретности, то есть
изучаются конкретно
в системности, то есть социальная действительность рассматривается как реально функционирующая система, обладающая всеми признаками материальных систем, во взаимосвязи со средой.
Особенность подхода к изучению социальных систем состоит в конкретно-историческом анализе, осуществляемом, как правило, на основе идеологической позиции (как научной, так и политической) исследователей.
Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования. Практика убедительно доказывает, что умело разработанный план социологического исследования хорошее подспорье для его организаторов: он позволяет заранее предусмотреть, наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придаёт исследованию ритмичность на всех этапах его проведения.
Разработка такого плана предусматривает строгий учет определенных принципов и правил. В наиболее общем виде они идентичны принципам планирования управленческой и исполнительной деятельности. Поэтому здесь могут быть полезны знания общей теории социального планирования, управления.
Структурными компонентами плана социологического исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.
Блок первый. В нем определяются порядок обсуждения и утверждения программ и методического инструментария исследования, формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, интервьюеров, кодировщиков текста); проведение пробного исследования, внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации, размножение инструментария (анкеты, бланки-интервью, бланки формализованного наблюдения и т.д.) для полевого исследования, составление сметы и расчет материальных финансовых затрат на исследование.
Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, то есть массовый или групповой сбор первичной социальной информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических “выходах” исследования, и центральный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.
Блок третий. Охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на компьютере. На этом этапе исследовательская группа взаимодействует с работниками вычислительного центра. Под контролем последних формируется массив информации, предназначенный для ввода в компьютер. Предварительно осуществляется проверка качества заполнения бланков-интервью, анкет и других инструментов сбора социологической информации, ввод первичной информации в компьютер. В результате обработки информации на компьютере исследовательская группа получает виды распечаток социологических данных.
Блок четвертый, включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, аналитической записки либо тематического сборника социальной статистики, выработкой практических рекомендаций, возможных, прогнозов.
Программа состоит из теоретического (методологического) и процедурного разделов.
Теоретический раздел включает в себя формулировку проблемы; определение объекта и предмета исследования (то есть область социальных противоречий, их спецификация); формулировка целей и последовательности решения основных задач исследования; предварительный системный анализ объекта и предмета исследования (интерпретация и операционализация основных понятий); выдвижение основных гипотез.
Процедурный раздел включает в себя принципиальный план последовательности проверки основных гипотез; обоснование системы выборки; описание формирования выборочной совокупности; описание основных процедур сбора и анализа первичных данных; логические схемы обработки данных; инструментарий исследование (анкеты, карточки регистрации наблюдения, вопросник интервью и т.п.); рабочий план-график выполнения этапов исследования.
Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.
Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).
Социолог фиксирует противоречия между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получении нового знания, поиске еще не известного результата для разрешения проблемной ситуации. Для этого надо:
1. Перевести интуитивно улавливаемые противоречия на язык точного описания, отделить известное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анализа от тех, которые действительно требуют определенных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).
Предварительный анализ проблемной ситуации включает: а) внешние наблюдения; б) свободные интервью с участниками проблемной ситуации; в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной документации, результатов предшествующих социологических исследований; г) свободные интервью с экспертами;
2. Вычленить проблематику,
решение которой является
3. Очертить в проблемной
ситуации основные для
4. Определить тип проблемной ситуации (доминирующую направленность): теоретическая проблема, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере; практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления.
Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации. Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок. Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений? Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов. Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки (то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере), адекватно отражающих содержание вопроса (установки). Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, в свою очередь, определяет необходимость строгих организаций, уточнений проблем путем:
а) выделения объекта и предмета исследования;
б) постановки целей и задачи исследования;