Контрольная работа по «Социологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 04:37, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Выборочный конспект из работы Ч.Р.Миллса «Социологическое воображение».
Задание 2. Подготовка социологического эссе по теме «Образование как социальный институт общества, его эволюция и современное состояние».
Задание 3. Конспект работы В.П.Горяинова по теме «Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости социального времени».
Задание 5. Конспект из работы Ю.Г.Волкова по теме «Расовое, этническое и гендерное неравенство».

Вложенные файлы: 1 файл

Социология Подрезов Е.О. ЭСТ-09-1.docx

— 47.30 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра Социологии и социальной работы

 

 

                                

 

 

Самостоятельные работы по курсу

«Социология»

 

 

 

 

    Выполнил студент  группы ЭСТ-09-1      __________            Е.О. Подрезов

      

    Проверил                                                   _________             А.Б. Ринчинова

             

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2013 г.

Задание 1. Выборочный конспект из работы Ч.Р.Миллса «Социологическое воображение».

       По Ч.  Миллсу, социологическое воображение – это плодотворная форма самосознания интеллектуала, с помощью которого оживает способность удивляться, люди становятся разумными – начинают понимать, что теперь они сами способны к правильным обобщениям, непротиворечивым оценкам, что позволяет прояснять основания тревог людей и безразличия общества.

        Ключевым  элементом социологического воображения является взгляд как бы стороннего наблюдателя – попытка абстрагирования исследователя от личного опыта, привычного культурного контекста, что может привести к обнаружению новых, неизвестных ранее смысловых пластов, аспектов человеческого бытия. «Это особое качество мышления и интеллекта, которое, вероятно, обеспечивает наиболее наглядное представление о самых сокровенных областях нашего бытия в их связи с более широкой социальной действительностью».

        Более  того, в социологическом воображении ученый видел своеобразную возможность личного участия исследователя в процессе изменения общества, политической и культурной жизни.

        Социологическое воображение позволяет понять и изучить человеческое многообразие. Оно стремится к сравнительному анализу всех социальных структур в мировой истории, в прошлом и настоящем. Особый акцент делается на изучении разнообразия человеческих типов и индивидов. Ибо, как считает социолог, между странами идет борьба «за тот тип личности, который будет преобладать на Ближнем Востоке, в Индии, Китае,        Соединенных Штатах. Вот почему сегодня культура и политика так тесно связаны между собой».

        В социологическом воображении сливаются воедино наука и искусство. Речь идет, прежде всего, об «искусстве не доверять» своему обычному видению мира, об особой функции разума на основе приобретенных знаний проникать в сущность окружающих реалий, видеть их оборотную сторону и различные грани. Социолог не мыслил свободу без разумной личности, торжества разума.«Свобода, – писал он, – это не только возможность делать все, что нам вздумается, или делать выбор из заданных вариантов. Свобода – это, прежде всего, возможность определить варианты выбора, обсудить их и только потом принять решение. Вот почему не может быть свободы без повышения роли разума в человеческих делах».

       По мнению  же Миллса, как классический либерализм, так и классический социализм исчерпали возможности производства ценностей разума и свободы, что, прежде всего, проявляется в политическом бездействии научного сообщества. В этой связи ученый ставит вопросы, которые, представляется, актуальны и сегодня: «Почему свободный интеллект далек от принятия решений власти? Почему сейчас среди власть имущих преобладают крайняя безответственность и невежество?».

      Развитие  человеческой цивилизации по  пути демократии и свободы  Миллс связывал с идеей об обществе, «в котором все люди будут обладать самостоятельным разумом и чье независимое мышление будет иметь структурные последствия для общества, истории и их личных судеб… Такое общество можно определить как общество, где доминирует истинная общественность, а не массы».

      Именно  поэтому социологическое воображение ученый рассматривал не только как неотъемлемое качество социологов, но свободных интеллектуалов вообще. Социолог приводит следующий пример: «Одним из результатов изучения социологии должно стать умение читать газету. Чтобы разобраться в газетных материалах, что является очень не простой задачей, необходимо научиться связывать сообщаемые события, понимать их в связи с более общими представлениями о жизни общества, а также тенденции, частью которых они являются… Суть дела заключается в следующем: социология – это, прежде всего, способ выхода за рамки того, о чем мы читаем в газете. Она дает систему понятий и вопросов, помогающих нам сделать это».

Сегодня все профессиональные социологии стремятся сформировать у себя

социологическое воображение.

 

Вопросы-задачи на развитие социологического воображения:

1. В учебном процессе  все более широко используются  тесты. Каковы их

функции? Не становятся ли тесты  функциональными альтернативами других видов занятий? Какое влияние  эти проверки оказывают, по Вашему мнению, на ментальность студентов?

2. Сейчас широкое распространение  во всем мире получают рестораны  типа Sub Club. Как практика быстрого обслуживания влияет на нашу социальную жизнь? Сказалась ли она как-то на функционировании Вашего университета?

 

Задание 2. Подготовка социологического эссе по теме «Образование как социальный институт общества, его эволюция и современное состояние»

Социальный институт - это  организованная система связей и  социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Каждый социальный институт имеет как  специфические особенности, так  и общие признаки с другими  институтами.

Признаками института  образования являются:

1. установки и образцы  поведения - любовь к знаниям,  посещаемость;

2. символические культурные  признаки - школьная эмблема, школьные  песни;

3. утилитарные культурные  черты - классы, библиотеки, стадионы;

4. кодекс устный и письменный - правили учащихся;

5. идеология - академическая  свобода, прогрессивное образование,  равенство при обучении.

Образование представляет собой  социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов  можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной  деятельности.

Подготовка к самостоятельной  жизни сегодня, не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем желающим, то есть представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно  накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование  – серьезное достижение нашего времени.

Если учитывать все  расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до трети национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим  в семье), только единицы имели  возможность посещать специальные  учреждения – школы, лицеи, гимназии, университеты. По завершении процесса обучения индивид получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в  определенной области знаний.

Наиболее важная задача, выполняемая институтом образования  в современном обществе - подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре  общества, что является одним из важнейших функциональных требований любой социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами, университетами и др.

Функционирование системы  формального образования определяется в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего система  формального образования, отождествляемая  с процессом образования в  целом, поскольку образовательным  учреждениям принадлежит в нем  решающая роль.

В первобытных обществах  образование являлось составной  частью социально-производственного  процесса. Ведь тогда не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного  наследия, опыта, знания, традиций участвовали  все члены общества. В жизни  подростков не существовало периода  подготовки к усвоению социальных ролей  взрослых, потому как все необходимые  знания, навыки и способности приобретались  и развивались в ходе непосредственного  приобщения детей к практическим делам племени. Характерно, что приобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занимались мужчины, а девочек - женщины.

В эпоху средневековья  начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.

Несколько позже культурно-образовательные  функции университетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются  первые попытки научных исследований в области физики, математики, логики. Революция в системе образования  происходит в обществе индустриального  типа: образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев  населения.

Наличие посредников –  репетиторов и подготовительных отделений – яркое свидетельство  того, что средняя школа не способна сократить разрыв между современной  наукой, интересы которой представляет вуз, и уровнем подготовки абитуриента. Поскольку отставание школы от вуза продолжается в нашей стране не одно десятилетие, впору говорить о серьезном  кризисе, который назревает на институциональном  уровне.

Не получая от государства  своевременных дотаций на питание, материальную помощь, компенсации на отдых, лечение, учебные принадлежности, проезд, студенты вынуждены ограничивать не только свои первичные потребности (в питании, одежде), но и потребности  духовного порядка (в учебной, методической и художественной литературе, содержательных формах досуга). Возросла доля средств, затрачиваемых студентами на питание, одежду и обувь, снизилась доля средств, затрачиваемых на учебники и досуг. Чтобы удовлетворить основные жизненные  потребности студентов только за счет стипендии, последняя должна быть повышена в 4–5 раз, что нереально  при современном состоянии государственного бюджета.

В итоге видно, что от уровня образования напрямую зависит качество подготовки трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики в целом.

Качественное образование  выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в  целом. Благодаря ему, индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.

Образование должно иметь  абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. В развивающихся  странах расходы на образование  ниже в десятки раз, причем разрыв с каждым годом возрастает. За счет образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального  продукта. По существу, и это уже  признано экспертами, инвестиции в  развитие образования представляют собой вложения средств в наиболее окупаемую сферу.

Наиболее выгодный объект для капиталовложений, по мнению специалистов, – система образования для  молодежи. Причем больше для молодых  женщин, нежели для мужчин. Дело в  том, что, даже если женщины останутся  домохозяйками и никогда не выйдут на рынок труда, именно матери, а  не отцы, играют решающую роль в воспитании детей, а это – фундамент будущего процветания страны.

 

Задание 3. Конспект работы В.П.Горяинова по теме «Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости социального времени»

 

Качество  времени как социальная категория

Иначе говоря,  астрономическое  время однозначно и абсолютно,  социальное же - относительно и разнообразно.  Они пересекаются посредством наполнения природного, времени социальным содержанием.

На их пересечении возникает  феномен,  который можно обозначить как качество времени.  Это понятие  означает социальное содержание природного времени. Характеристики такого содержания меняются в зависимости от возможностей, способностей индивидов и социумов наполнять единицу природного времени событиями. Качество времени, соответственно, может быть низким, даже отрицательным (несчастья, неудачи).Уровень благосостояния,  активность людей,  развитие интеллекта и чувств, здоровье позволяют повысить качество времени.

В социальном времени есть объективная и субъективная

составляющие. Первая есть, так называемые самосовершающиеся процессы,  закономерно наступающие изменения,  которые если и зависят от людей,   то на институциональном уровне  (власть,  партии,  союзы и прочие).  Субъективная же составляющая социального времени есть собственное переживание этих событий, ценностное отношение к ним. Это субъективное время очень разнообразно, и даже длительность природного и социального

Информация о работе Контрольная работа по «Социологии»