Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 04:37, контрольная работа
Задание 1. Выборочный конспект из работы Ч.Р.Миллса «Социологическое воображение».
Задание 2. Подготовка социологического эссе по теме «Образование как социальный институт общества, его эволюция и современное состояние».
Задание 3. Конспект работы В.П.Горяинова по теме «Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости социального времени».
Задание 5. Конспект из работы Ю.Г.Волкова по теме «Расовое, этническое и гендерное неравенство».
времени может восприниматься по-разному различными субъектами в зависимости от типа личности, личной ситуации и т.п.
Анализируя субъективное время, мы фактически имеем дело с тонкоструктурными признаками общества. Речь идет о содержании состояния массового сознания (идеях, настроениях, оценках, ценностных ориентациях и пр.) в отличие от толстоструктурных признаков, которые совпадают с объективно устанавливаемыми.
Реальное время, длительность – это длительность существования самой реальности, переживаемой человеком – это чувство его жизненного пути.
Эмпирический материал и его концептуализация
Исследование проводилось по технологии структурно-фазового анализа (СФА), начинать который следует с проведения новой, часто эвристической концептуализации вопроса мониторинга, его понятий и возможных ответов на вопрос. В СФА мы реализуем рефлексивный подход ко вторичному анализу социологических данных. Он заключается в изменении первичной концептуализации каждого вопроса интервью и ответов респондентов на него и в получении, таким образом, вторичных концептуальных представлений о новых возможных позициях и о структуре связей между ними, образующих систему рефлексивных позиций на каждой фазе эволюции общества.
В данном исследовании эмпирическим материалом служили ответы респондентов на вопрос «ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, В КАКОЙ МЕРЕ ВАС УСТРАИВАЕТ СЕЙЧАС ЖИЗНЬ, КОТОРУЮ ВЫ ВЕДЕТЕ?» с возможными ответами: «вполне устраивает»; «по большей части устраивает»; «отчасти устраивает, отчасти нет»; «по большей части не устраивает»; «совершенно не устраивает»; «затрудняюсь ответить»; «нет ответа».
Этот вопрос интересен для исследования социального времени тем, что он в понятии «жизнь» содержит понятие субъективного времени. Этот вопрос по смыслу близок к вопросу «ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, В КАКОЙ МЕРЕ ВАС УСТРАИВАЕТ СЕЙЧАС ВРЕМЯ, КОТОРОЕ ВЫ ВЕДЕТЕ?». Вопросы о жизни, о времени нетранзитивны, но в значительной степени синонимичны в пределах русского языка. В вопросе о жизни слышится также представление о качестве социального времени как о качестве некоего ресурса (инструмента), которым «сейчас» человек располагает, т.е. о помогающем или мешающем качестве социального времени. Как говорилось выше, у времени есть объективная и субъективная составляющая. Последняя становится предметом моего анализа как понятие «социальное время».
Концептуальная схема анализа совокупности групп отношения к социальному времени
Условимся группы респондентов,
имеющих различное «отношение к
жизни, которую они ведут»,
«Вполне устроенные» - это ответившие, что их время «вполне устраивает»;
«Устроенные» - их время «по большей части устраивает»;
«Середняки» - их время «отчасти устраивает, отчасти нет»;
«Неустроенные» - что их время «по большей части не устраивает»;
«Совсем неустроенные » - их
время «совершенно не
«Затруднившиеся ответить»
Эмпирическая часть
Предпринята попытка эмпирически изучить и интерпретировать некоторые качества социального времени по значению численных характеристик темпа изменений численности групп социального времени, определивших свое отношение к социальному времени как к чему-то ценностно положительному или отрицательному.
Признаки направленности
социального времени (вперед или
назад) с определенном темпом предлагается
выявить с помощью
Таким образом, задача эмпирического раздела статьи: количественно зафиксировать, что социальное время идет в разных фазах и в разных группах отношения к социальному времени в поступательном или возвратном направлениях, вперед или назад, и с различным темпом. Следовательно, оно может иметь различную качественную окраску и ценность для диагностики состояния общества.
Предсказуемость социального времени
Рассмотрим, какова
предсказуемость социального
Заключение
Попытка с помощью СФА эмпирически изучить качество социального времени по численным характеристикам темпа изменений групп отношений респондентов к жизни, которую они ведут, показала, что темп увеличения численности положительно устроенных в жизни респондентов свидетельствует о поступательности социального времени в обществе, в котором это происходит.
Задание 4. Обзор статей из журналов за последние три года по теме «Терроризм как протестное движение»
В статье анализируются подходы историков, политологов, социальных психологов к пониманию терроризма. Дается интерпретация личности террориста с точки зрения психологии, выделяется три направления террористического движения. А также для полного анализа современного терроризма выявляются и раскрываются группировки причин и условий его появления. Рассматриваются социокультурные основания современного терроризма, анализируется традиционная природа «человека террористического» в пространстве традиционализма и современности.
Эффективная контртеррористичес
Задание 5. Конспект из работы Ю.Г.Волкова по теме «Расовое, этническое и гендерное неравенство»
Расы, этнические группы и меньшинства
Расы. Люди в различных частях света различаются по определенным наследственным признакам, включая цвет кожи, структуру волос, черты лица, телосложение и форму головы. Конечно, общих черт, объединяющих всех людей, гораздо больше, и эти общие черты значительно важнее, чем различия. Но все же мы сразу отличим, к примеру, норвежца от китайца и угандийца по их физическим параметрам. Это объясняется их расовой принадлежностью. Расы– это группы населения, различающиеся наследственными чертами.
Этнические группы – группы, идентифицируемые в основном по культурному принципу – на базе языка, народных обычаев, одежды, жестов, особенностей поведения или религии. В России примерами этнических групп являются евреи, якуты, буряты и т.д.
Этническое многообразие
Более частые решения состоят в ассимиляции – вынужденной, направленной или добровольной. Вынужденная ассимиляция осуществлялась английскими завоевателями в Уэльсе, Шотландии и Ирландии. Направленная ассимиляция (аккультурация) в Таиланде и Индонезии, когда китайское население побуждали принять культуру и религию колонизаторов. Вариантом такого процесса являлась более или менее добровольная ассимиляция, достигнутая в США под лозунгом “американизации”. Она в основном была результатом необычайных экономических возможностей и социальной мобильности в США и того факта, что для европейцев, в отличие от расовых меньшинств, получение американского гражданства стало делом личного или семейного выбора, а не завоевания или рабства. Политика и общественное мнение также сыграли определенную роль в процессе ассимиляции иностранцев в американской социальной системе.
Меньшинства. Социологи выделяют пять основных
свойств в качестве характеристик групп,
являющихся меньшинствами:
Меньшинство
– это социальная группа, члены которой
подвергаются дискриминации, сегрегации,
угнетению или преследованиям со стороны
другой социальной группы – доминирующей.
Меньшинства являются источником преимуществ
доминирующей группы, поскольку угнетение
одной группы людей дает привилегии и
высокий статус членам другой группы.
Меньшинство
характеризуется физическими или культурными
чертами, отличающими его от доминирующей
группы. Эти черты обусловливают взаимосвязанность
членов меньшинства и создание для них
менее благоприятных условий в рамках
социальной структуры.
Меньшинство
– это группа, для которой характерно
осознание собственной целостности. Его
членам присуще ощущение социальной и
психологической близости с другими подобными
им людьми. Это сознание единства обостряется
в результате притеснений, которым подвергаются
члены меньшинства.
В целом членство в социальной группе
меньшинства не является добровольным.
Обычно индивид уже рождается с таким
статусом.
Члены меньшинства по выбору или по необходимости обычно вступают в браки с членами собственной группы (эндогамия). Доминирующая группа, как правило, не одобряет браки своих членов с представителями меньшинств и обычно строго порицает “отступников”. Меньшинство может поощрять внутригрупповые браки из соображений сохранения своего уникального культурного наследия.
Итак, можно определить меньшинство как группу населения с расовым или культурным самосознанием, с наследственным принципом членства и высоким процентом внутригрупповых браков, подвергающуюся угнетению со стороны доминирующей группы национального государства.
Предубеждение – неприязненное и враждебное отношение к членам группы только на том основании, что они принадлежат к этой группе и априори наделяются предосудительными свойствами, приписываемыми этой группе. Предубеждение – это состояние сознания – чувство, мнение или склонность.
Если предубеждение –
это мнение или предрассудок, то дискриминация – это необоснованный отказ в
привилегиях, престиже и власти членам
меньшинства, которые по своим способностям
и навыкам равны членам доминирующей группы. Предубеждение не обязательно
совпадает с дискриминацией – прямая
взаимозависимость между взглядами и
враждебными действиями не всегда неизбежна.
Социолог Роберт Мертон выделяет четыре
типа взаимосвязи между предубежденностью
и дискриминацией и приводит следующие
определения индивидов, относящихся к
таким типам:
“Убежденный либерал” – человек без
предубеждений, никогда не участвующий
в дискриминации.
“Колеблющийся либерал” – человек без
предубеждений, тем не менее участвующий
в дискриминации под общественным давлением.
“Расист в душе” – человек с предубеждениями,
который, тем не менее, не станет участвовать
в дискриминации под общественным давлением.
“Убежденный расист” – человек с предубеждениями,
который без колебаний действует в соответствии
со своими взглядами.