Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:46, контрольная работа
Человеческая личность, по П. Сорокину, формируется под воздей-ствием ряда факторов - космических, биологических, социально-психологических, но прежде всего - социокультурных. При рождении че-ловек еще не является ни личностью, ни творцом общественной жизни. Его моральные убеждения, эстетические вкусы и мировоззренческие взгляды не предопределены.
1. Интегральная социология П. Сорокина 3
2. Сущность культуры и социокультурная динамика в концепции П. Сорона………………………………………………………………………………...8
3. Общая теория социального действия Т.Парсонса………………………………………………………………..........18
Список использованных источников 14
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Факультет |
заочный |
Кафедра |
Кафедра философии и права |
Специальность |
1-25 01 07 |
Специализация |
1-25 01 07 16 |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине |
Социологии | |||||||||
| ||||||||||
Вариант 4
| ||||||||||
Исполнитель | ||||||||||
студент(ка) |
4 |
курса группы |
||||||||
| ||||||||||
Проверил |
||||||||||
| ||||||||||
|
Человеческая личность, по П. Сорокину, формируется под воздействием ряда факторов - космических, биологических, социально-психологических, но прежде всего - социокультурных. При рождении человек еще не является ни личностью, ни творцом общественной жизни. Его моральные убеждения, эстетические вкусы и мировоззренческие взгляды не предопределены.
Связь биологического и социокультурного начала Сорокин определяет следующим образом: "Человек с лучшей физической конституцией может лучше проигрывать "социокультурные записи", чем тот, кто рождается с худшими наследственными данными; но то, какие записи он станет играть, относительно мало зависит от органических или биологических факторов. Зовут ли его Смит или Джонс, протестант ли он или буддист, говорит ли он по-английски или по-турецки, республиканец он или демократ, лифтер или король, является ли он гражданином России или Сиама, состоит в моногамном или полигамном браке, носит восточную или американскую одежду - эти и другие социокультурные характеристики не наследуются биологически, а приобретаются в процессе взаимодействия с людьми,среди которых он рождается, воспитывается, получает образование".
Интегральная природа человеческой личности формируется и в процессе
интеракции индивидов друг с другом, которая также проходит под влиянием ряда факторов. На характер взаимодействия людей оказывает влияние и бессознательные рефлексы, и биосознательные регуляторы - чувство голода и жажды, сексуальные влечения, и, наконец, социосознательные нормы и ценности.
"Новая интегральная теория человеческой личности, - поясняет Сорокин, - не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным "бессознательным", рефлексо-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверхсознательным творцом или духом".
Интегральное существо человека проявляется и раскрывается в его способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального использования каналов познания. По Сорокину, всю окружающую нас действительность можно представить в виде трех наиболее важных формах:
1) эмпирически-чувственная форма - постигается нами либо с помощью органов чувств, либо инструментов их дополняющих (разного рода приборов);
2) рационально-умственная форма - познается главным образом разумом с помощью логических операций;
3) сверхчувственно-
Все гениальные творения во всех областях культуры - религии, философии, науки, эстетики - так или иначе были рождены и вдохновлялись интуицией, милостью "высшего озарения". При этом ученый особо подчеркивает, что истина, полученная при помощи интегрального использования чувства, разума и интуиции - это более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют друг друга и контролируют. В результате наше знание о действительности представляет собой совокупный вклад ученых-эмпириков, мыслителей-логиков, великих религиозных и нравственных деятелей, а также представителей искусства.
Наконец, интегральное существо человека проявляется и в том, что он является не только эмпирическим наблюдателем и экспериментатором, рациональным мыслителем, но и активным участником создания творческого начала во вселенной. Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до появления человека, человек создал новую реальность - суперорганический или культурный мир, имеющий компонент смысла. Именно смысл, который придает человек неорганическим или органическим явлениям, радикально меняет их ценность.
Для иллюстрации своего тезиса Сорокин приводит ряд конкретных примеров.
Так, кусок дешевой материи, прикрепленный к палке, благодаря своему смыслу превращается в национальный флаг, символ чести нации, ради которого люди жертвуют своей жизнью. Биологически и физически нет человеческих организмов, которые были бы королями или героями, учеными или рабочими. В социокультурном отношении абсолютный монарх обладает несравненно большей силой, чем любой из его подданных, каким бы физически сильным он ни был. Все эти и миллионы других смыслов появились благодаря созданному человеком суперорганическому миру. Феномен становится социокультурным, в котором компонент смысла накладывается на физический и биологический компоненты.
Весь культурный мир Сорокин подразделяет на:
1) бесконечное множество идеологических смыслов, выраженных в языке, науке, религии, философии, искусстве; 2) образцы материальной культуры; 3) типы социокультурных личностей (хозяев и рабов, католиков и протестантов, французов и американцев и т.д.) и социокультурных групп (политических, экономических, профессиональных, религиозных и т.д.); 4) образцы поведения, имеющих тот или иной набор смыслов (церемонии, ритуалы, поступки).
Человек создал суперорганический мир. Теперь же этот мир посредством вышеотмеченных идеологических, материальных, личностных и поведенческих явлений формирует как личность каждого индивида, так и облик каждой социальной группы.
По Сорокину, среди
смысловых ценностей
Неэгоистическая творческая любовь, утверждает Сорокин, может положить конец агрессивным нападениям индивидов и групп друг на друга; преобразовать враждебные отношения в дружеские; может оказать воздействие на международную политику и умиротворить конфликты.
Кроме того, неэгоистическая любовь необходима для физического, духовного и нравственного здоровья человека. Опираясь на свои исследования, Сорокин отмечает, что люди альтруисты живут дольше, чем эгоисты; дети, лишенные любви, склонны к моральному уродству; любовь - сильнейшее средство против политического радикализма, экстремизма, социальной аномии. Любовь способна противостоять тенденциям к преступности, самоубийству, ненависти, психоневрозу.
Энергия любви, по Сорокину, проявляется как "бесконечный универсум, который неистощим качественно и количественно". Из многих форм этой энергии социолог особо выделяет космически-онтологический, биологический и психологический ее аспекты.
По мнению Сорокина, известные до сих пор формы правления, будь то в Америке или России, не принимали в расчет Доброту, энергию неэгоистической любви, и потому "демократические режимы были почти столь же воинственными, неустойчивыми, как и авторитарные режимы, и имели такой же высокий уровень преступности".
При осуществлении той или иной политики в России никогда не ставился
вопрос о Доброте - прежде всего, вопрос о гуманности путей и средств достижения поставленных целей, об их адекватности природе человека, об "умиротворяющей и гармонизирующей функции любви", которая есть "наилучший "гаситель" межчеловеческой агрессии, вражды и борьбы".
Из-за умаления и забвения фактора Доброты, сугубо прагматического подхода к политическим преобразованиям, в стране никак не может сложиться механизм согласования многообразных интересов. Изначально политика либеральных демократов в России в 90-е годы была ориентирована на самые различные прагматические цели - спекулятивную куплю-продажу, приватизацию, ваучеризацию, сбор налогов и т.д. - но только не на то, чтобы новое взаимодействие людей привело к собственно совершенствованию человеческих отношений.
Демократы-реформаторы, недооценивая важность Доброты, полагали, что нигилистическое упразднение государственной авторитарной экономики политического господства одной партии автоматически создаст разумных и свободных людей, разблокирует творческую энергию миллионов людей и они станут готовыми к сотрудничеству в условиях рыночных отношений и соблюдения прав человека. Однако, как показало провидение социолога и подтвердила жизнь, "без любви все Билли о правах и все конституционные гарантии свободы есть пустая фраза". Любые благие замыслы сами по себе вовсе не ведут к процветанию, согласию, миру, если они не обеспечивают производство любви и Доброты, их проникновение в социальные институты и культуры.
К сожалению, место Доброты оказалось занятым завистью, ненавистью и разрушительностью, что и привело общество в состояние кризиса и социального беспорядка. И руководители, и руководимые стали жить по иррационально- деструктивным принципам, подчас не осознавая того.
Вероятно, сорокинские прозрения, акцентирующие необходимость человеческих отношений, пропитанных взаимной любовью, есть та панацея, позволяющая стране вырваться из политически бунтарского поля, в котором она оказалась несколько столетий назад, отойти от постоянного политического противоборства. Следование установкам ученого на "Дух всеобщей дружбы, симпатии и неэгоистической любви с взаимной помощью", возможно, позволило бы выбрать принципиально новый, эффективный вектор политической стратегии, от которой зависит реализация интегральной сущности человека в объективно сложных реалиях - когда требуется согласование интересов между людьми в условиях культурной, ценностной дифференциации, а также дефицита материальных и духовных благ.
Для западного общества фактор Доброты в общественной и политической жизни также имеет свою актуальность. Особенно это касается внешней политики США, представлений ряда политических лидеров об "однополярном мире", в котором должен доминировать миропорядок с "единственной сверхдержавой".
Отсюда следуют убеждения об особой роли США в поддержании международной безопасности, урегулировании конфликтов, в процессах демократизации других стран и т.д.
Именно Доброта, как считает Сорокин, является тем фактором, который позволяет человеку выдвигать гуманные цели и использовать для их достижения такие средства, которые адекватны его интегральной природе.
2. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА В КОНЦЕПЦИИ П. СОРОКИНА.
В своей социологической концепции П. Сорокин уделял первостепенное внимание выяснению сущности и значимости культуры в развитии общества. Он неизменно подчеркивал, что «всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность». Стало быть, культура предстает в его понимании как многогранная и многоуровневая, динамично развивающаяся система, в которой существует некая основополагающая первоценность, составляющая ее системообразующее ядро, и именно наличие этой первоценности и составляет ее своеобразие, ее «индивидуальное» отличие от всех других культур. Какую бы из многочисленных и неповторимых граней такой целостной системы культуры мы ни рассматривали - ее изящные искусства или философию, ее науку или религию, ее этику или право, ее основные формы социальной, экономической или политической организации, ее нравы и обычаи, свойственный ей образ жизни или менталитет (мышление), - все они вместе и каждая в отдельности выражают и воплощают в себе (естественно, по-своему) ее основополагающий принцип, ее ценность. Именно такая ценность служит фундаментом всякой культуры и предопределяет всю ее направленность. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной системы культуры органично взаимосвязаны и в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации.