Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:46, контрольная работа
Человеческая личность, по П. Сорокину, формируется под воздей-ствием ряда факторов - космических, биологических, социально-психологических, но прежде всего - социокультурных. При рождении че-ловек еще не является ни личностью, ни творцом общественной жизни. Его моральные убеждения, эстетические вкусы и мировоззренческие взгляды не предопределены.
1. Интегральная социология П. Сорокина 3
2. Сущность культуры и социокультурная динамика в концепции П. Сорона………………………………………………………………………………...8
3. Общая теория социального действия Т.Парсонса………………………………………………………………..........18
Список использованных источников 14
При анализе теории Парсонса порой приходится довольно далеко отступать от оригинальной терминологии и пользоваться общепринятыми социологическими понятиями, так как некоторые места в сочинениях Парсонса написаны столь сложным языком, что вызывают затруднения даже у весьма заинтересованных читателей. Важным исходным пунктом построения теории у Парсонса является сравнение человека с животными, ставшее классическим в социальных науках со времен Просвещения человек, в отличии от животных, которые инстинктивно реагируют на внешние раздражители, действует сознательно. Он упорядочивает свой мир, приобретает знания и опыт, обобщает их с помощью символических средств. Иначе говоря, он систематизирует социальную реальность, создаёт социальные институты, которые облегчают его жизнь. В результате оказывается, что наш мир является упорядоченным, а порядок, в свою очередь, является результатом систематизации, которую человек осуществил с помощью своих действий. "В теории социального действия, - пишет Парсонс, – поведение одного или нескольких индивидов... следует рассматривать как систему." Таким образом, социальное действие является системой. Исходя из этого положения немецкий социолог А. Бранденбург в своем комментарии к теории Парсонса отмечает: "Человеческое поведение и действие, во-первых, всегда совершается индивидом, во-вторых, зависит от органических потребностей и энергии его тела, в-третьих, контролируется социальными группами, и в-четвёртых, ориентировано на культурные элементы знания, веры и ценностей. Каждый из этих четырёх аспектов образует ядро системы действия." Действительно, Парсонс выделяет четыре подсистемы общей системы социального действия, а именно:
Подсистемы системы социального действия образуют иерархию, в которой системе культуры принадлежит доминирующее положение, поскольку считается что ценности и социальные нормы общества управляют действиями его членов и тем самым обеспечивают возможность совместной социальной жизни. Подсистема культуры выполняет нормативную функцию.
Четыре подсистемы вместе образуют общую систему действия (general action system). Так как Парсонс, как отмечалось, не всегда соблюдает понятийную строгость, стоит особо выделить два важных теоретических положения его социологии: во-первых, общество состоит не из самих конкретных действий, а из нормативных ориентаций социальных действий; во-вторых, социальное действие как система развертывается через взаимодействие всех четырех подсистем. Социальное действие является не просто реакцией на стимулы в определённой ситуации, а управляется системой ожиданий действующего субъекта. Конкретное социальное действие развёртывается между потребностями (need dispositions) c одной стороны и ценностями культуры с другой. Следовательно, система культуры является независимой переменной по отношению к действиям отдельных людей.
Таким образом, уже в теории социализации Парсонс показал, что механизмы мотивации направлены на то, чтобы приспосабливать действия отдельных людей к существующему социальному порядку. Они опосредуют отношения человека и общества. В общей теории социального действия Парсонс делает шаг вперед и показывает, что система социального действия сама, независимо от отдельных индивидов, регулирует своё состояние благодаря набору функциональных возможностей, которые являются предметом нашего дальнейшего анализа.
Парсонс задается
вопросом, каким образом система
обеспечивает стабильность своей структуры,
и усматривает ответ на него в
"механизмах, которые поддерживают
тенденцию системы к
- Адаптация (adaptation), (А). Социальные системы должны приспособиться к своей окружающей среде, включая ее активное изменение. Приспособление должно осуществляться целенаправленно.
- Целенаправленность
(goal attainment), (G). Социальные системы
должны быть способны
- Интеграция (integration), (I). Социальные системы должны обеспечивать сплоченность (интеграцию) своих элементов, что подразумевает некий минимум солидарности. "Именно в этом, – отмечает Йонас, – состоит особое значение культуры как совокупности общих ценностей и норм в теории Парсонса."
- Сохранение латентной структуры (latent pattern maintenance), (L). Социальные системы должны обладать запасом внутренней прочности и выдерживать напряжённые отношения между ее участниками, что и обеспечивается социальными институтами, которые поддерживают стабильные латентные структуры социальных отношений.
По первым буквам соответствующих английских терминов схема четырёх основных функций, необходимых для сохранения структуры социальной системы, получила название схемы AGIL.
Обобщая основное содержание системной теории Парсонса, можно сформулировать следующее теоретическое положение: система может существовать лишь тогда, когда выполняются определённые функциональные требования (functional prerequisites). Социальная система должна быть, во-первых, в состоянии приспособиться к окружающей среде, далее, она должна ставить определенные цели, в-третьих, система должна быть способна интегрировать отдельные элементы, и, наконец, она должна формировать социальные институты, необходимые для сохранения латентной структуры социальных отношений. На основе этого положения в дальнейшем в теории общества Парсонс поставил в соответствие функциональные требования и подсистемы общества, его институты. В итоге схема AGIL приобрела следующий вид:
Все подсистемы общества вместе выполняют единую задачу – поддержание общества в состоянии устойчивого равновесия.
Вслед за Дарендорфом, социологию Парсонса можно резюмировать следующим образом: Важнейшим условием стабильности социальных систем является интеграция ценностных ориентаций всех ее участников. Связь между всеобщей, общезначимой системой ценностей и поведением отдельного индивида осуществляется через социальную роль. Социальная роль, как подчёркивает Парсонс, является основной единицей анализа социальных систем. Социальные роли означают ожидаемое, то есть "правильное" поведение. "Существенный аспект социальной структуры заключается в системе нормативных ожиданий“, - пишет Парсонс. Поэтому можно вполне согласиться с интерпретацией теории Парсонса Йонасом, который отмечает, что "все системы являются нормативными в том смысле, что они упорядочивают хаотичное состояние своих элементов, и являются иерархичными, поскольку этот порядок ставится на службу потребностям системы... Социальные системы представляют собой не соглашения или институты, которые создают сами субъекты, а наоборот, являются порядком, которому действующие субъекты должны подчиняться исходя из высшей, то есть функционально обусловленной цели." В этой оценке хорошо видны основания, по которым структурно-функциональную теорию Парсонса называют нормативной парадигмой.
Таким образом, структурно-функциональная системная теория Парсонса направлена на объяснение возникновения и сохранение социального порядка. В социологии Парсонса в целом можно выделить два ответа на этот основной вопрос. Согласно первому ответу члены общества приходят к согласию относительно основных ценностей в процессе социализации, и в результате строят своё поведение в соответствии с общезначимыми социальными нормами и ценностями. В этом состоит основное содержание теории социализации, связанной с теорией социального действия. Эту версию теории социального действия Парсонса, как отмечалось, иногда называют „волюнтаристской“ в теоретическом значении этого термина. Второй ответ на основной вопрос своей социологии - вопрос о социальном порядке – Парсонс даёт в социологической системной теории, которая объясняет социальный порядок через функциональность самой социальной системы. Иначе говоря, социальные системы сохраняют устойчивое равновесие благодаря выполнению функциональных требований. Именно этот результат является исходным пунктом для дальнейшего развития теории социальных систем в социологии Никласа Лумана.