Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:43, контрольная работа

Краткое описание

1. Социология Э. Дюркгейма
2. Социальный механизм развития экономики.
3. Соотношение экономики, политики и социальных интересов.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

2) межинституциональные  отношения — это такие политические  отношения, которые складываются  между классами, нациями, народами  и другими социальными объединениями. Данные отношения складываются по поводу борьбы за власть, координации действий, за участие в формировании органов государственной власти и управления;

 

3) отношения между  самостоятельными субъектами политической  системы общества, которые направлены на управление обществом как единым социально-политическим организмом.

 

Политические нормы  могут вырабатываться на всех уровнях  указанных выше отношений, однако они  будут иметь обязательный характер только в отношении субъектов  определенного социально-политического объединения, группы.

 

Для управления обществом  в целом, а в частности его  экономической и политической жизнью, для регулирования наиболее значимых общественных отношений с участием всех коллективных и индивидуальных субъектов в указанные отношения вступает право. Однако избыточность правовых норм только дезорганизует поведение людей, сковывает их инициативу, ограничивает гражданскую свободу путем установления различных запретов и ограничений.

 

С помощью установленной  государством правовой политики происходит два одновременных процесса — стимулирование и торможение развития социально-экономических процессов. Право используется государственной властью для реализации следующих государственных функций:

 

• закрепление политической власти и ее структурной целостности;

 

• руководство экономической  жизнью общества, организация производственного  процесса;

 

• установление порядка  распределения и обмена продуктами труда, ценообразования, формирования и распределения национального  дохода;

 

• регулирование социально-политических и национальных отношений между различными социальными группами;

 

• борьба с негативными  явлениями (преступность, коррупция  и др.);

 

• упорядочение внешнеполитических государственных отношений.

 

В самом общем виде единство политики и права состоит в наличии следующих характеристик:

 

1. Политика и право  имеют единые причины, истоки  формирования. Кроме того, данные  категории в общественной жизни  имеют сходное назначение, цель  — регулирование, обеспечение  устойчивости, стабильности существования и развития социальной системы.

 

2. Содержание политики  и права предопределяется единой  системой природных и социальных  факторов. К числу природных факторов  в данном случае можно отнести  географическую среду, климатические  условия, демографические процессы и др.; социальными факторами, в частности, являются экономические, идеологические, исторические, национально-культурные, религиозные и др.

 

3. И политика, и право  являются нормативными регуляторами  общественной жизни. Данные явления  устанавливают стабильность в обществе путем определения основных прав и обязанностей его участников.

 

Следует отметить, что  право — это относительно самостоятельное  явление общественной жизни. Такая  самостоятельность позволяет ему  оказывать активное воздействие  на политические процессы. Кроме того, право отличается и некоторыми другими особенностями:

 

1. Политика и право  отличаются целевой направленностью  действий их участников. Политика  направлена на завоевание и  использование политической власти. Право в свою очередь ориентируется на равноправное и справедливое обеспечение многообразных интересов различных субъектов и конкретных социальных отношениях.

 

2. Политика и право  различаются также по виду  субъектов, формирующих содержание  данных явлений. Политика вырабатывается  такими целостными субъектами, как классы, нации, народности, партии, движения, союзы и иные политические объединения. Право в свою очередь формируется государством, а именно — законодательными и исполнительными органами государственной власти.

 

3. Политика и право различаются по фактическому содержанию.

 

Состав политики более  разнообразен, нежели состав права. Политика — это неоднозначное явление, которое объединяет в себе политическую идеологию, политические нормы, а также  политические отношения. Содержание же права ограничивается совокупностью  правовых норм, в которых фиксируется правовая политика государства.

 

4. Политика и право  имеют различные сферы практического  применения. Политика затрагивает  почти все сферы общественной  жизни, сфера действия права  значительно уже. Данные сферы  лишь пересекаются. Многие политические отношения вообще осуществляются вне правового поля, а некоторые правовые нормы не имеют политической значимости.

 

5. Политика и право  обладают различной степенью  их динамизма, способностью быстро  реагировать на изменения в  общественных потребностях и интересах. Политика — более подвижное явление, право, в свою очередь отличается некоторым консерватизмом.

 

6. Политика и право не совпадают  по формам своего внешнего  выражения. Политика может быть  выражена в различных формах  — таких, например, как: идеологические концепции, политические действия и др. В правовой системе Российского государства закрепились следующие четыре возможные формы существования права: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор, нормативно-правовой акт.

 

7. Политика и право различаются методами, формами и средствами обеспечения реализации соответственно политических и правовых решений. Только право может обеспечиваться мерами государственного принуждения. Политика же в основном обеспечивается силой и возможностями конкретных политических сил, доверием, мерами убеждения и т. п.

 

Таким образом, исходя из изложенного  материала, можно сделать следующий  вывод о соотношении экономики, политики и права: политика и право, отражая потребности экономики  и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом и при этом оказывают активное обратное влияние на экономические и социальные процессы.

 

Список использованной литературы

1. Гофман А.Б. Семь  лекций по истории социологии: Учеб. Пособие. - М.: Кн. дом «Университет», 1999. - 208с.

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: Логос, 2000. - 382с.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. - М.: Центр, 2000. - 244с.

4. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - 672с.

5. Социология: Учебник / Под ред.  В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 407с.

6. Тадевосян Э.В. Социология: Учеб. пособие. - М.: Знание, 1999. - 272с.

7. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий  курс: Учебник. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 511с.

8. Фролов С.С. Социология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 344с.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"