Контрольная работа по «Социология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:30, контрольная работа

Краткое описание

Социология, как и всякая наука, имеет как свой научный (академический), так и практический характер, пользуется как методами теоретического анализа, так и методами эмпирического исследования. В свою очередь, каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями, например, в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д.
Эмпирическое социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об исследуемом социальном объекте. В зависимости от глубины и целей исследование может выступать как разведывательное, описательное или аналитическое.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант №2.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

НОУ ВПО Институт экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Социология»

Вариант № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подольск 2013г 

«Функции и методы и методика социологических исследований»

 

Структура, функции и виды социологического исследования

Социология, как и всякая наука, имеет как свой научный (академический), так и практический характер, пользуется как методами теоретического анализа, так и методами эмпирического  исследования. В свою очередь, каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями, например, в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д.

Эмпирическое социологическое  исследование – система логически  последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об исследуемом социальном объекте. В зависимости от глубины и целей исследование может выступать как разведывательное, описательное или аналитическое.

В ходе разведывательного  исследования уточняются цели, задачи и гипотезы, осуществляется доработка  и исправление инструментария. Проводится это исследование на ограниченной совокупности изучаемого объекта и предназначено  для получения оперативной информации.

В описательном исследовании осуществляется сравнение изучаемых  параметров, устанавливаются связи  между ними и характер взаимодействия, т.е. дается описание структуры изучаемого объекта.

Аналитическое исследование является самым сложным и углубленным видом социологического исследования. Его подготовка – достаточно ответственная операция, требующая тщательной разработки программы исследования, всех исследовательских и аналитических операций.

Функции социологического исследования:

• изучение реального  состояния социальных явлений и  процессов;

• определение факторов, воздействующих на их изменение;

• выявление ведущих  тенденций развития общественных отношений, а также помощь в нахождении оптимальных  путей их совершенствования;

• помощь в оценивании эффективности претворения управленческих решений в жизнь;

• анализ и обобщение  социального опыта, прогнозирование  социальных ситуаций;

• изучение социальных противоречий и помощь в выработке практических рекомендаций по преодолению недостатков социальной практики.

Различают четыре этапа  осуществления социологического исследования.

1. Подготовительный этап. Включает в себя определение  (вместе с заказчиком) темы, целей  и задач исследования, проведение  пилотажного исследования и подготовки  программы исследования, определение генеральной и выборочной совокупности, разработку и тиражирование инструментария, формирование исследовательской группы, определение сметы исследования и графика работ, соответствующую организационную и материально-техническую подготовку.

Важнейшим моментом подготовительного  этапа исследования является разработка программы социологического исследования, включающей в себя два основных раздела:

• теоретико-методологический (определение задач, целей, объекта  и предмета исследования, описание проблемной ситуации, формулировка гипотез, интерпретация и операционализация понятий, обоснование выборки);

• процедурно-методический (характеристика эмпирических методов  сбора первичной социологической  информации, разработка инструментария и методики его использования, определение методов количественной и качественной обработки полученных данных, определение плана исследования и графика работ).

2. Полевой этап. Включает  сбор первичной социологической  информации с помощью процедур, методов и инструментария, определенных программой исследования.

3. Этап подготовки  и обработки первичной информации. Включает проверку и в подготовку  для обработки на ЭВМ собранные  на этапе полевых исследований  материалов, после чего осуществляется  сам процесс обработки и получение различных зависимостей.

4. Заключительный этап. Включает обобщение данных, их  объяснение и истолкование, получение  практических выводов и рекомендаций. На этом же этапе оформляются  результаты исследования. Итоговые  документы зависят от глубины исследования и интересов заказчика. Основным заключительным документом социологического исследования является научный отчет. В него входят:

• программа исследования;

• характеристика респондентов;

• представление и  анализ полученных данных;

• теоретические обобщения и выводы;

• приложения (графики, таблицы, схемы, диаграммы).

Методы социологического исследования

Чаще всего объектом социологического исследования выступают  большие совокупности людей, дифференцированные по различным социально-демографическим признакам (полу, возрасту, профессии и т.п.). Поэтому в социологических исследования, как правило, применяются не сплошные исследования, где в качестве объекта выступает вся генеральная совокупность, а выборочные.

Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащая изучению в пределах программы социологического исследования.

Такая исследовательская  процедура осуществляется с помощью  выборочного метода, распространяющего  результаты исследования выборочной совокупности (выборки) на весь объект изучения.

Выборочная совокупность (выборка) – определенная доля индивидов  или случаев, взятых из большой группы по определенным признакам. В конкретном социологическом исследовании эти  индивиды или признаки представляют всю группу в целом.

Существуют различные  способы формирования и методы расчета  объема выборки. Этому вопросу посвящена  обширная литература как по социологии, так и в области статистики, в которой выборочные методы исследования разработаны давно и успешно  используются. Непременным условием достижения высокого качества исследования является репрезентативность выборки.

Основными эмпирическими  методами сбора первичной социологической  информации являются: анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент.

Как правило, социологическое исследование начинается с анализа документов, т.е. таких элементов культуры, в которых содержится информация о различных этапах жизнедеятельности социальных объектов. В социологии при изучении документов определились два основных метода их анализа: традиционный (содержательный или качественный) и формализированный (количественный или контент-анализ).

Опрос является самым  часто используемым методом сбора  первичной социологической информации и предусматривает устное или  письменное обращение к респондентам с целью фиксации их мнений по изучаемой проблеме. Основными видами этого метода являются анкетный опрос и интервью.

Наблюдение как метод  сбора первичной информации строится на основе чувственного отражения действительности с четко определенной научной целью. От обыденного чувственного опыта социологическое наблюдение отличается тем, что оно всегда носит целенаправленный характер, определяется специальной программой, и его результаты фиксируются в специальных документах. Лабораторное наблюдение преобразует этот метод в процесс экспериментального изучения социального объекта.

Эксперимент как метод  изучения социального объекта (чаще всего группы) в специально заданных, варьируемых и контролируемых условиях используется как в социологии, так  и в социальной психологии. Основным требованием социального эксперимента является добровольность его участников и гарантия от негативных последствий.

В зависимости от методов  получения первичной социологической  информации различаются и методы ее обработки. Так, при анализе и обработке данных, полученных в результате опроса, используются такие методы, как: ранжирование, шкалирование и корреляция.

Существуют как количественные, так и качественные методы анализа  социологической информации. К количественным методам относятся: группировка, корреляционный анализ и факторный анализ. Качественными методами анализа и обобщения являются: типологизация и моделирование.

Социологическое прогнозирование и моделирование

Грамотно проведенное  социологическое исследование, получение обоснованных выводов и рекомендаций позволяет эффективно использовать их в управленческой деятельности, в планировании и прогнозировании социальных процессов. Тем самым социологическое исследование преобразуется из чисто научной ситуации в план социальной технологии.

Главная цель социального  прогнозирования – представить  многовариантную картину возможного будущего изменения социального  объекта (прогноз). Виды прогнозов:

• оперативные (до 1 месяца);

• краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

• среднесрочные (от 1года до 5 лет);

• долгосрочные (от 5 до 15 лет);

• сверхдолгосрочные (более 15 лет).

Процесс социологического прогнозирования предполагает проведение краткого ретроспективного анализа  прогнозируемого социального объекта, описание современного состояния объекта, выявление проблем. Социологическое прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов, самыми распространенными среди которых являются: экстраполяция, моделирование и экспертиза.

Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов прогностического подхода и самого процесса прогнозирования:

• выбор основных факторов и элементов исследуемой системы, определение их роли и значимости в социальной сфере;

• выявление основных тенденций развития исследуемого процесса;

• экстраполяция этих тенденций на будущее;

• синтез этих траекторий в настоящих социальных процессах;

• интеграция выявленных тенденций с прогнозами в других сферах общественной жизни;

• составление комплексного многоуровневого прогноза как в  целом, так и по отдельным процессам  и явлениям;

• непрерывная корректировка  прогнозов.

Особое значение в  социальном прогнозировании имеет  информация, банк данных статистического  материала.

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Выработка верных прогнозов позволяет сделать социальное управление более совершенным.

Методы социологического познания.

При сборе первичных  данных используют 4 основных метода, каждый имеет свои разновидности:

1. Опросный метод (анкетный  опрос: глубинный, фокусированный, стандартизованный, социометрический; социологическое интервью: нестандартизованное, стандартизованное, полустандартизованное);

2. Социологическое наблюдение (стандартизованное, нестандартизованное, включенное, невключенное, лабораторное, полевое)

3. Социологический эксперимент (реальный, мысленный, научный, прикладной)

4. Анализ документов.

Основная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса, суть которых заключается  в получении информации об отношении  опрашиваемых (респондентов) к тем  или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.

Большая значимость этих методов определяется, во-первых, организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществить любой другой метод социологического исследования); во-вторых, относительной дешевизной, в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом (при помощи опросного метода можно получить любую информацию); в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных.

Вместе с тем опросные методы имеют и свои недостатки. На качество полученной этими методами информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры); с другой – факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации).

Основными видами опросных методов  являются анкетный опрос и социологическое  интервью.

Информация о работе Контрольная работа по «Социология»