Контрольная работа по «Социология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:30, контрольная работа

Краткое описание

Социология, как и всякая наука, имеет как свой научный (академический), так и практический характер, пользуется как методами теоретического анализа, так и методами эмпирического исследования. В свою очередь, каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями, например, в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д.
Эмпирическое социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об исследуемом социальном объекте. В зависимости от глубины и целей исследование может выступать как разведывательное, описательное или аналитическое.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант №2.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Анкетный опрос. Само название этого  метода предполагает структуру: 2 крайних полюса – исследователь и респондент, а также звено, опосредующее их отношения. Кроме того, выделяются процессуальная структура этого метода, т.е. основные этапы его осуществления, к которым относятся:

1. Подготовительный этап (включающий разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика работ, проектирование инструментария его пилотажная проверка, подбор и подготовка анкетеров, решение организационных проблем).

2. Оперативный этап – сам  процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления.

3. Результирующий этап – обработка  полученной информации.

Любая анкета включает в себя 3 основные части: вводную, содержательную и заключительную (паспортичку).

Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения.

Особое значение имеет составление  основной части анкеты, ибо от этого  во многом зависит успех проводимого  исследования.

Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, их размещение, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты.

Формулировка вопросов – самый сложный этап составления  анкеты. В этой связи большое методологическое значение имеет типологизация вопросов, без знания которой вообще невозможно построить квалифицированную анкету.

Социологическое интервью имеет широкий спектр применения, его используют на подготовительной стадии исследования: при проведении пилотажного исследования с целью  корректировки, отработки социологического инструментария, как самостоятельный метод исследования и как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социологического исследования.

Интервью – это  наиболее гибкий метод сбора социологической  информации, предполагающей проведение беседы, основанной на непосредственном контакте социолога и респондента.

Наблюдение – это  метод сбора первичной социологической  информации, основанной на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта и значимых с  точки зрения их фиксации и регистрации.

Наблюдение как метод сбора социологической информации используется достаточно широко. Важной особенностью социологического наблюдения выступает то, что оно является способом непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта.

Достоинствами социологического наблюдения как метода сбора информации является отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми, т.е. безусловное наличие прямого контакта.

Социологические наблюдения имеют недостатки. Участвуя активно  или пассивно, социолог в той или иной мере невольно вмешивается в естественный ход этого события. Наблюдение носит ограниченный характер, т.к. позволяет фиксировать факты лишь в заданный момент времени.

Эксперимент – это  такой метод исследования, с помощью  которого путем планомерного управления условиями изучаемой ситуации проверяются и испытываются о причинных связях явлений.

План эксперимента разрабатывается  в зависимости от специфики задач  и гипотез исследований.

Анализ документов. Этот метод позволяет оперативно получить информацию об изучаемом социальном явлении. Эта информация носит объективный характер.

Анализ документов имеет  преимущество:

1.Анализ документов  позволяет оперативно получить  фактографические данные об объекте  исследования.

2.Эта информация носит  объективный характер.

Нельзя забывать и  об ограничениях, связанных с качеством  информации:

а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной  и нуждается в контроле с помощью  наблюдения и опросов;

б) часть этой информации устаревает;

в) цель создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться социологом;

г) большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников.

Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика - понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую  систему действий и способов организации исследования. Это - наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.

 

Заключение

1. Социологическое исследование - это комплекс мероприятий направленных  на практическое решение социальных  проблем.

2.В зависимости от  глубины анализа различают 3 основных вида социологических исследований: разведывательное; описательное; аналитическое.

3. В зависимости от  других критериев различают:

- сплошные;

- выборочные исследования 

-в зависимости от  величины выборки. В случае  выборочного социального исследования  изучается часть совокупности, и результаты распространяются на всю совокупность; точечное (разовое) и повторное исследование. Точечные исследования дают информацию о состоянии объекта в момент изучения, повторные направлены на изучение объекта в динамике, т.е. проводится несколько исследований через промежутки времени.

Повторные в свою очередь  делятся на: панельные, когда изучаются  одни и те же объекты принадлежащие  какой-то совокупности через разные промежутки времени.

 

Список использованной литературы и интернет ресурсов

1. Толстова Ю.Н., Масленников Е.В.  «Качественная и количественная  стратегии» 2002 г., http://www.i-u.ru/biblio/archive/tolstova_kachikoloc/.

2. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. «Основы  современной социологии» 2001 г., http://www.i-u.ru/biblio/archive/grigorev_osnovi/03.aspx.

3. Девятко И.Ф. «Методы социологического  исследования» 1998 г., http://www.i-u.ru/biblio/archive/deviatko_met_sociol_issled/default.aspx.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического  исследования: Описание, объяснение, понимание.  - М., Добросвет, 2002.

5. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия  для вузов. - Екатеринбург, Деловая  книга, 2002

6. http://soc.lib.ru/su/

7. Волков Ю.Г. Социология. М.:Альфа-М: ИНФРА-М, 2010.

8. Кравченко А.И. Социология. М.:Проспект, 2009.

9. Фролов С.С. Общая социология. М.:Проспект, 2010

  
Задание № 2 ТЕСТ.  Ответьте  «да» или «нет»

1.Социализация  присуща не только человеку, но  и животным - нет.

2.Феральные люди  – дети, воспитанные животными - да.

3.Обучение –  рудиментарная форма социализации - да.

4.Обучение может  быть у животных - да.

5.Социализация  заканчивается в зрелом возрасте - да.

6.Если для  Конта и Дюркгейма главное  – стабилизация общества, то для  Маркса – его уничтожение и  замена новым, более справедливым - да.

7. Вся мировая  социология возникла и формировалась  с целью теоретически опровергнуть  марксизм - нет.

8.М. Вебер  выступал за революционный путь  изменения общества, а все другие  социологи – за реформистский - нет.

9.В отличие  от Конта и Дюркгейма, Аристотель придавал аномалиям абсолютное значение - нет.

10.Антагонизм  – непримиримое противоречие  основных классов любого общества - да.

11.Социализация  включает освоение социальных  ролей - да.

12.Фундамент  социализации закладывается в  зрелом возрасте - нет.

13.Социализация – кумулятивный процесс накопления социальных навыков - да.

14.Агенты социализации  – учреждения, влияющие на процесс  социализации - нет.

15.Дальние родственники  – агенты вторичной социализации - нет.

16.Социальный  статус связан скорее с социальным взаимодействием, а социальная роль – с социальными отношениями - да.

17. Социализация  – способ изменения и развития  культуры - нет.

18. Совокупность  больших социальных групп дает  социальный состав населения - да.

19. Важнейшие,  или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны - да.

20. Учреждения, призванные  удовлетворять фундаментальные  потребности общества, называются  социальными институтами - нет.

Задание № 3.Определите статусы:

Феодал - приписываемый;

Депутат – достигаемый;

Врач – достигаемый;

Директор коммерческого  банка – достигаемый;

Мужчина - приписываемый;

Дочь – приписываемый;

Председатель профкома - достигаемый социальный;

Аристократ - социальный;

Выпускник инженерного  Вуза - достигаемый;

Юрист – достигаемый;

Член общества филателистов – личный;

Русский - приписываемый;

Лорд – достигаемый;

Пенсионер - достигаемый.

Задание № 4.Вспомните классификацию социальных групп и решите к какому виду относятся следующие группы:

1.Домохозяйки – большие, вторичные, номинальные группы;

2.Дворяне – большие, вторичные, реальные;

3.Комерсанты – большие, вторичные, номинальные;

4.Американцы – большие, вторичные, реальные группы;

5.Молодежь – большие, вторичные, номинальные;

6.Казачество – большие, вторичные, реальные группы.

Задание № 5. К какому виду, типу и форме социальной мобильности относятся процессы:

1.Развод - вертикальная, внутрипоколенная, добровольная

2.Изменение гражданства - вертикальная, внутрипоколенная, индивидуальная;

3.Увольнение - вертикальная, внутрипоколенная, вынужденная;

4.Командировка - горизонтальная, внутрипоколенная, индивидуальная;

5. Поступление  в ВУЗ – вертикальная, внутрипоколенная, добровольная.

Задание 6. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу

1.Социальная  структура – это 4

2.Маргиналы –  это 3

3.Социальный  статус – это 1

4.Класс –  это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе обществ по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размера той доли общественного богатства, которой они располагают.

5.Социальная  группа – это 6

6.Взаимодействие  социальное – это 5

7.Социальное  действие – это 2

1.место индивида  или группы в иерархически организованной структуре и связанная с ним система прав и обязанностей;

2.осознанное  поведение индивида, который ставит  перед собой цели и добивается  их реализации, изменяя при этом  поведение других людей;

3.представители  пограничных слоев населения;

4.упорядоченная  совокупность элементов общества, взаимодействующих между собой;

5.система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которых действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов;

6.совокупность индивидов, взаимодействующих на основе формальных или неформальных связей и формирующих социальные отношения; основной элемент социальной структуры в теории К. Маркса.

Задание № 7. Тест (возможно несколько вариантов ответов и переносится в к/р)

1.Приведите  в соответствие - конкретные социальные  общности и их типы:

1)социально – демографическая общность - б)

2)кратковременные,  немногочисленные общности - в)

3) устойчивые  массовые общности - а)

а) нации     б) женщины, молодежь, пенсионеры     в) болельщики футбольной команды

2.Социальная группа – это – а),б)

а) любой коллектив;

б) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящимися во взаимодействии;

в) группа, представляющая определенный социальный слой.

3.По способам организации и регулирования социальные группы подразделяются: б)

Информация о работе Контрольная работа по «Социология»