Контрольная работа по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:16, контрольная работа

Краткое описание

Международное спортивное и олимпийское движение на современном этапе. Характеристика олимпизма, его идеалов и ценностей, целей и задач современного олимпийского движения в Олимпийской хартии, а также в выступлениях и публикациях руководящих деятелей этого движения. Взаимоотношение олимпийского движения и других социальных движений, связанных со спортом.

Содержание

Идеалы Кубертена и реальная ситуация в современном олимпийском движении (социологический анализ).
Международное спортивное и олимпийское движение на современном этапе. Характеристика олимпизма, его идеалов и ценностей, целей и задач современного олимпийского движения в Олимпийской хартии, а также в выступлениях и публикациях руководящих деятелей этого движения. Взаимоотношение олимпийского движения и других социальных движений, связанных со спортом.
Гуманистические идеалы олимпизма и реальность: существует ли противоречие между ними? Социальные проблемы современного международного спортивного и олимпийского движения. Влияние профессионализации и коммерциализации спорта на социальное содержание и значение олимпийского движения. Социальный портрет современного спортсмена – олимпийца. Проблема культурной гегемонии в рамках современного олимпийского движения………………...……………………….3
Литература…………………..…………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

социология (Автосохраненный).docx

— 40.71 Кб (Скачать файл)

Министерство  спорта, туризма и молодежной политики

Российской  Федерации

(МИНСПОРТТУРИЗМ  РОССИИ)

Брянский  филиал Национального государственного университета физической

Культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

(БФ  НГУ им. П.Ф, Лесгафта, Санкт-Петербург)

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

 

 

 

 

 

Социология

 

      

                                                                                                                          

 

 

 

                                                                                     Студентки отделения                                                                                                                             заочного обучения (ОЗО)                                                                                                                            тренерского факультета                                                                                                                            III    курса 31-уз группы                                                                                                                            Никитиной В.С.                                                                                                           

 

 

 

           

 

 

                                     Проверил преподаватель: Ложкина Елена Валерьевна.

 

 

 

Брянск 2012

 

Содержание 

  1. Идеалы Кубертена и реальная ситуация в современном олимпийском движении (социологический анализ).

Международное спортивное и олимпийское движение на современном этапе. Характеристика олимпизма, его идеалов и ценностей, целей и задач современного олимпийского движения в Олимпийской хартии, а также в выступлениях и публикациях руководящих деятелей этого движения. Взаимоотношение олимпийского движения и других социальных движений, связанных со спортом.

Гуманистические идеалы олимпизма и реальность: существует ли противоречие между ними? Социальные проблемы современного международного спортивного и олимпийского движения. Влияние профессионализации и коммерциализации спорта на социальное содержание и значение олимпийского движения. Социальный портрет современного спортсмена – олимпийца. Проблема культурной гегемонии в рамках современного олимпийского движения………………...……………………….3

    1. Литература…………………..…………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Идеалы Кубертена и реальная ситуация в современном олимпийском движении (социологический анализ).

Международное спортивное и олимпийское движение на современном этапе. Характеристика олимпизма, его идеалов и ценностей, целей и задач современного олимпийского движения в Олимпийской хартии, а  также в выступлениях и публикациях  руководящих деятелей этого движения. Взаимоотношение олимпийского движения и других социальных движений, связанных  со спортом.

Гуманистические идеалы олимпизма и реальность: существует ли противоречие между ними? Социальные проблемы современного международного спортивного и олимпийского движения. Влияние профессионализации и коммерциализации спорта на социальное содержание и значение олимпийского движения. Социальный портрет современного спортсмена – олимпийца. Проблема культурной гегемонии в рамках современного олимпийского движения

На современном этапе тремя  основными составляющими Олимпийского движения (ОД) являются МОК, Международные  спортивные федерации (МСФ) и Национальные олимпийские комитеты (НОК). Кроме этого ОД включает в себя Организационные комитеты Олимпийских игр (ОКОИ), ассоциации олимпийских МСФ и НОК.На современном этапе более тридцати МСФ, союзов и ассоциаций обеспечивают организацию и проведение Игр Олимпиад по семи категориям видов спорта, из них по четырем – Зимних олимпийских игр, что в целом составляет около пятидесяти видов спорта.

Разрабатывая философию современного олимпизма, Кубертен исходил из того, что спорт, спортивные соревнования и подготовка к ним способны внести огромный вклад в реализацию гуманистических идеалов и ценностей, в совершенствование человека, человеческих отношений и общества в целом. На основе этого он трактовал и сам олимпизм. Кубертен ввел этот термин в 1912 г. "В олимпизме, - писал он, - словно в пучке солнечных лучей, собраны все те принципы, которые способствуют совершенству человека".

Кубертен считал, что спорт и международные спортивные связи могут вдохнуть в человечество "дух свободы, мирного соревнования и физического совершенства", способствовать сохранению и укреплению здоровья людей, их физическому совершенствованию, формированию и развитию высокой нравственности, утверждению мирных отношений между государствами, укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, их культурному сотрудничеству, "прекращению споров, разногласий и недоразумений", преодолению националистических предрассудков, помогут улучшить политические отношения между народами, принадлежащими к разным культурам. Он считал, что "вместе со спортом растет новая и мощная опора делу мира" и что "мирные рыцарские соревнования создадут наилучший интернационализм". "Истинная демократия и мудрый и миролюбивый интернационализм придут на обновленный стадион, чтобы поддерживать на нем культ чести и бескорыстия, который позволит атлетизму осуществить духовное совершенствование и социальный мир одновременно с телесным развитием", - писал Кубертен.

Свою идею использовать Олимпийские  игры в борьбе за мир и с милитаризмом Кубертен выразил еще в 1896 г., сказав, что "атлетизм будет возвеличен и облагорожен и международная молодежь будет черпать в нем любовь к миру и уважение к жизни". Кубертен как педагог-историк и общественный деятель постоянно обращался к проблеме войны и мира и в своих научных трудах, начиная с одной из первых работ, которая была опубликована в 1889 г. и была посвящена воспитанию в духе мира, и в своей практической деятельности, в том числе во Всемирном педагогическом союзе (1927 г.) и в Международном бюро по спортивной педагогике (1933 г.). Главным средством достижения мира Кубертен считал воспитание у граждан высоких нравственных качеств личности. В 1915 г. в разгар войны он опубликовал работу "Нравственное воспитание", посвященную основным элементам нравственной культуры, воспитание которой посредством спорта легло в основу его универсальной теории мира. Огромное значение он придавал тому, чтобы молодежь каждой страны как можно больше знала о других странах. И существенную роль в решении этой проблемы он также отводил спорту.

Кубертен полагал, что спортивные соревнования способны "формировать характер и укреплять нравственные силы", а также "инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пренебрежению к возможным опасностям", а значит, содействовать не только физическому совершенствованию, но "гармоничному развитию взрослого человека" Он исходил из того, что "олимпизм может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы, но только при том условии, что каждый человек развивает свои представления о чести и спортивной незаинтересованности не в меньшей степени, чем мышечную силу".

Таковы вкратце те гуманистически ориентированные задачи, которые  Кубертен выдвигал перед современным спортом и олимпийским движением.

На решение этих задач ориентируют  и важнейшие официальные документы  современного спортивного и олимпийского движения.

Ярким примером является Олимпийская хартия. "Целью Олимпизма, - отмечается здесь, - является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства. Достижению этих целей, согласно Хартии, должны содействовать МОК, Национальные олимпийские комитеты и международные спортивные федерации.

Аналогичные цели международного спорта указываются и в "Международной хартии физического воспитания и спорта" ЮНЕСКО: "Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже на свою двадцатую сессию 21 ноября 1978 г., ... считая, что физическое воспитание и спорт должны усилить свое воспитательное воздействие во имя утверждения основных человеческих ценностей, которые служат основой для полного развития народов, подчеркивая в связи с этим, что физическое воспитание и спорт должны стремиться содействовать сближению как между народами, так и между отдельными людьми, а также бескорыстному состязанию, солидарности и братству, уважению и взаимному пониманию, признанию целостности и достоинства людей, ... подчеркивая значение сотрудничества между международными правительственными и неправительственными организациями, ответственными за физическое воспитание и спорт, для мира и дружбы между народами, провозглашает настоящую международную Хартию с целью поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества...".

В современной трактовке олимпизма  особенно важное значение придается  идее Кубертена о том, что олимпийский  атлет непременно должен соблюдать  принципы "честной игры", демонстрировать  рыцарское поведение в соревнованиях. Не случайно и в Олимпийской хартии (1991) неоднократно упоминаются принципы "честной игры". Цель олимпийского движения, согласно Хартии, - "способствовать построению мирного и лучшего мира посредством воспитания молодежи занятиями спортом без какой-либо дискриминации и в олимпийском духе, что включает в себя взаимопонимание, дух дружбы, солидарности и честной игры". При перечислении основных задач МОК в Хартии отмечается, что этот Комитет: "... 5) способствует соблюдению и поощряет соблюдение спортивной этики; 6) посвящает свои усилия тому, чтобы дух честной игры превалировал на спортивных площадках и чтобы насилие было изгнано с них". В тексте "Манифеста о честной игре", принятом на заседании Международного комитета честной игры в 1992 г., отмечается, что "принципы Честной игры являются необходимым и доминирующим свойством олимпийской идеи Пьера де Кубертена (олимпизм)".

При характеристике идеалов олимпизма, целей и задач воспитательной работы в рамках олимпийского движения в научных публикациях, в выступлениях видных государственных и общественных деятелей, представителей руководящих  органов олимпийского движения, а  также в официальных документах часто упоминается и идея Кубертена  о необходимости гармоничного развития личности спортсмена-олимпийца. Эта идея постоянно обсуждается и пропагандируется на сессиях Международной Олимпийской академии и Национальных олимпийских академий. С определенной коррекцией она включена в последний вариант Олимпийской хартии, а также в принятую ЮНЕСКО Международную Хартию физического воспитания и спорта. В центре внимания тех споров, дискуссий, которые ведутся относительно культурного статуса современного спорта и олимпийского движения, их гуманистической значимости как раз и находятся вопросы о том, удалось ли добиться практической реализации тех гуманистических идеалов и ценностей, связанных со спортом, которые были провозглашены основателем этого движения Пьером де Кубертеном, каков вклад олимпийского движения в реализацию духовных ценностей спорта и т.д.

Взаимоотношение олимпийского движения и других социальных движений, связанных  со спортом.

Международное спортивное движение (МСД), в которое входит и олимпийское, также относится к числу социальных явлений, оказывающих существенное влияние на жизнь людей, цель которых - поставить спорт на службу гармоничному развитию человека. МСД - это специфическая и сложная среда общественной (социальной) жизни, способствующая установлению и развитию международных связей между национальными организациями стран с различным общественным и политическим строем, национальными признаками, совокупностью применения различных отраслей права. Из связи олимпийского движения со спортом, и особенно спортом высших достижений, вытекает далее, что педагогическая деятельность в рамках этого движения должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей и молодежи интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом,стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты и качества (способности), те знания (в том числе из области истории и современной практики олимпийского движения), которые способствуют достижению именно этих результатов. Для обозначения этого направления педагогической деятельности в рамках системы олимпийского образования используется термин “спортивно-рекордистское”. Оно занимает важное место в работе тренеров олимпийских команд, руководящих деятелей национальных олимпийских комитетов и т.д.

Гуманистические идеалы олимпизма  и реальность: существует ли противоречие между ними?

  В настоящее время информационная, разъяснительная и пропагандистская работа в рамках спортивно-гуманистического образования студентов, даже если она и проводится в вузах, как правило, ошибочно сводится лишь к олимпийскому образованию. При этом упускается из виду два важных обстоятельства.

Во-первых, все более усиливается, ярко проявляется  и становится на- глядным противоречие между реальной ориентацией участников олимпийского движения на прагматические ценности и теми гуманистическими идеалами, которые провозглашает олимпийская  идеология (философия). Наблюдается  либо полный отказ от провозглашенных П. де Кубертеном идеалов и ценностей, либо перевод их из разряда реальных ценностей, на которые люди ориентируются в своем поведении, в разряд декларативных ценностей, которые лишь провозглашаются, декларируются. К такому выводу склоняется все большее число специалистов. Как отмечает известный немецкий ученый О. Трупе, идеалы, на которые призывал ориентироваться П. де Кубертен, "можно свести к следующим пяти моментам: концепция гармоничного развития личности; возможность самосовершенствования на пути к высшим спортивным достижениям; принцип любительства как проявление самодисциплины и отказ от материальной выгоды; этический кодекс спорта; формирование спортивной элиты". Практически эти идеалы, считает ученый, все реже реализуются в олимпийском спорте: самосовершенствование уже не расценивается выше победы на Олимпийских играх; редко встречается ориентация на гармоничное развитие: "много ли найдется в современном спорте приверженцев принципа единства физического, интеллектуального и духовного развития личности". По мнению Ф. Ландри (Канада), "мы не можем сказать, что олимпийское движение в его современном состоянии развития, во всех отношениях, является моделью "баланса", "простоты"" "относительного равенства", короче говоря, "подлинно эвритмического целого", движением, которое содействует "спокойствию, практике философии, улучшению здоровья, наслаждению красотой", о чем мечтал Кубертен применительно к современной цивилизации". Т. Ольшански отстаивает положение о "кризисе культурной функции олимпийского движения", проявляющемся в том, что в настоящее время "существует противоречие между благородным культурным наследием олимпизма и бездуховной рекордоманией, которой подвержены современные Олимпийские игры". П.Сеппэнен обосновывает положение о том, что "в целом олимпизм и олимпийская система представляют яркий образец противоречия между социальными мечтами и социальной реальностью на межкультурном и межнациональном уровне. Олимпийское движение символизирует борьбу между человеческими идеалами и реальностью, в которой он живет". Н. Ниссиотис, оценивая ситуацию в современном олимпийском движении, неоднократно отмечал наличие "пропасти между принципами олимпизма как глубокой философии жизни, основанной на идеалах, и реалиями современного спорта". Вследствие указанного противоречия олимпийскую концепцию П. де Кубертена все чаще рассматривают как "утопию". В общественном сознании - особенно среди молодежи - все более широкое распространение получает мнение о том, что идеалы олимпийской философии, сформулированные в конце XIX в., противоречат не только реалиям современного спорта и олимпийского движения, но и вообще основным ценностям современного общества. Результаты ряда социологических исследований свидетельствуют о том, что и среди тренеров, а также других специалистов в области спорта, крепнет убеждение в противоречии между олимпийскими идеалами и реалиями современного спорта, включая олимпийский.

Информация о работе Контрольная работа по "Социология"