Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:39, реферат
За последние два десятилетия религиозное самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. С религией люди стали связывать гарантии духовной стабильности, порядка, незыблемости нравственных устоев общества. О высоком уровне влияния религии на жизнь белорусского общества свидетельствует количество верующих.
Конфессиональная принадлежность участников опроса фиксировалась посредством их самоидентификации независимо от личной религиозности, так как не только верующие отождествляют себя с определенными конфессиями. В этой связи количество тех, кто относит себя к какой-либо конфессии, превышает число верующих.
Республика Беларусь – многоконфессиональное государство. В нашей стране по состоянию на 1 сентября 2009 г. зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3094. В соответствии со своими уставами действуют 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения).
Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связано с политикой и идеологией государства.
Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций; выделяется религиозная многовариантность как в чисто конфессиональном понимании, так и в плане конфессионально - территориальном; произошло превращение страны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями; наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национального самосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений. Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы; религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение; поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики; фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, наблюдавшегося в первой половине 1990-х годов. Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов.
Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей.
Современный религиозный ландшафт Республики Беларусь сформирован и развивается под воздействием двух групп факторов.
Первый – внутренние
Основные характеристики "религиозного поля" формируют также:
1) отношение государства к
2) острота конкуренции между вероучениями;
3) состояние религиозной элиты
(расколота/едина; настроена
5) качество формальных (договора и конкордаты) и неформальных практик церкви.
Вторая группа факторов –
внешние (фоновые)
Обращение к общему социокультурному
фону расширяет возможность оценки
и понимания некоторых
За последние два десятилетия
религиозное самосознание народа Беларуси
значительно возросло, а конфессиональный
фактор стал играть заметную роль в
общественно-политической жизни общества.
С религией люди стали связывать
гарантии духовной стабильности, порядка,
незыблемости нравственных устоев общества.
О высоком уровне влияния религии
на жизнь белорусского общества свидетельствует
количество верующих. В 2006 году Белорусским
государственным университетом
проводилось социологическое
Конфессиональная
Республика Беларусь –
В период с 1991 по 2001 гг. среднее число ежегодно регистрируемых организаций колебалось в районе 140-160. Пик пришёлся на 1992 г., когда была создана 251 община, минимум был зафиксирован в 1997 г. – менее 100. «Наиболее высокий количественный рост общин отмечается в Минске и Минской области. В Западной же Беларуси рост общин незначителен. Это связано с сохранением в упомянутом регионе религиозных организаций на протяжении всех прошлых десятилетий» [23, c.7].
Конфессиональный расклад
Как видно, основной спектр был представлен общинами православных (44,5%), протестантов (36,4%) и католиков (16,4%). Наиболее динамично развиваются протестантские общины (пятидесятники, прежде всего).
В исследованиях приводятся следующие данные, накануне распада СССР неверующие составляли 65 %, с середины 1998 года неверующих было в два раза меньше, а именно 25,4 % . Эти исследования дают и другие цифры: в настоящее время в республике признают себя религиозными людьми 37,5 % опрошенных, а еще примерно столько же (37,1%) затрудняются точно определить являются они религиозными людьми или нет. Количество женщин верующих выше, чем количество мужчин (в процентном соотношении 54,5 % против 33,2 %). Число религиозных общин возросло с 1537 до 2256, то есть почти в полтора раза. Это означает, что более половины населения республики испытывает в той или иной мере влияние религии или, по крайней мере, считаются с таким влиянием как существенным фактором современного общественного развития [15, с.35].
С середины 80–х годов в Республике Беларусь, наряду с существующими традиционными конфессиями, появились конфессии и движения нетрадиционной направленности – неоязычество. Неоязычество – нетрадиционные религии.
Проблема неоязычества характерна
для регионов, где на протяжении
определенного исторического
В современном обществе Республики Беларусь возвращение к религии происходит в ситуации, когда несколько поколений людей не имели, в своем подавляющем большинстве, никаких связей с институциональной церковной организацией и христианской церковной идеологией. Даже посещение в советскую эпоху немногих открытых для богослужения храмов само по себе не включало человека в реальную церковную жизнь. Знакомило с религиозным мировоззрением в минимальной степени. В настоящее время разрушены старые идеологические механизмы, отрицающие роль и значение религии, активизировалась деятельность религиозных объединений, наблюдается их стремительный рост. Этот процесс продолжается и по сегодняшний день. По официальным данным на 1 января 1999 года в Республике Беларусь действовало 2427 религиозных организаций. В их состав входила 1081 религиозная община Белорусской православной церкви, 399 – римско–католической, 838 – протестантской, 36 – старообрядческой церкви, 21 – иудейской, 24 – мусульманской. По данным на 1 января 2000 года в нашей республике действовало 2548 религиозных организаций, относящихся к 26 зарегистрированным конфессиям, на 1 января 2001 года их количество составило2663 [28].
За последние десятилетия
Большинство религиозных организаций
способствуют межконфессиональному взаимопониманию,
сохранению традиций толерантности
в обществе. Государственная политика
направлена на поддержку традиционных
конфессий, укрепление их материальной
базы. В Республике Беларусь созданы
благоприятные условия для
Укрепление
В настоящее время количество религиозных конфессий в Беларуси достигло 25. Основными, среди которых являются: православие, католицизм, и протестантизм.
Деятельность православной церкви
С 1986 по 1999 гг. государство передало православным общинам более 350 культовых сооружений (церквей), закрытых до этого для богослужения. В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в 1990 г. — восстановлена Гомельская и основана Брестская епархиальные кафедры, в 1991 г. основаны Новогрудская и Гродненская, а в 1992 г. — Туровская и Витебская кафедры. Вместе с Минской все десять епархий входят в состав основанного в 1989 г. Белорусского Экзархата Русской Православной церкви. Другое официальное название Белорусского Экзархата — Белорусская православная церковь (БПЦ). Руководство ею осуществляет Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.
В настоящее время в Беларуси
действуют свыше 900 православных церквей,
около 90 находятся в стадии строительства.
В 90-х гг. начался процесс возрождения
монастырей. Так в 1992 г. в восстановленный
в Полоцке Спасо-
В организациях Белорусской православной
церкви насчитывается более 1000 священников
и их количество постоянно растет
соответственно количеству приходов (общин).
Территориально наибольшее количество
православных общин находится в
Брестской области (299), затем —
в Минской (240), наименьшее — в
Могилевской (67). Для подготовки священников
с 1989г на базе Жировицкого Свято-Успенского
мужского монастыря действует Минская
духовная семинария. Сейчас это высшее
религиозное учебное заведение,
куда имеют право поступать желающие
из всех бывших республик СССР. При
семинарии действуют также
С 1995 г. начала свою работу Минская духовная академия. В 1993 г. при Европейском гуманитарном университете в Минске открыт богословский факультет, деканом которого является митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Кроме богословия в программу обучения входит изучение истории церквей и христианских конфессий, педагогика, психология, литература, искусство. Изучаются также два современных зарубежных и четыре древних языка. С 1995 г. специальность “Теология” получила квалификацию государственной.
БПЦ с каждым годом расширяет
свою издательскую деятельность. В
настоящее время выходят 4 журнала,
10 газет, церковные календари и
другая религиозная литература. Наиболее
крупные издания — журнал “Вестник
Белорусского Экзархата”, газеты “Церковное
слово” и “Преображение”. Регулярно
выпускаются местные
Одним из наиболее значительных событий
в жизни БПЦ последних лет
стало воссоздание Креста Ефросинии
Полоцкой (точная копия знаменитого
креста работы мастера XII в. Лазаря Богши.
Этот Крест с огромными почестями
был освящен и доставлен в
Крестовоздвиженский собор
Среди православных явно преобладают представители коренной нации — белорусы. Белорусы также составляют основной демографический массив на территории республики и в других массовых конфессиональных сообществах (среди верующих православных, католиков и протестантов на долю этнических белорусов выпадает соответственно — 83%, 56% и 73% от всего демографического массива населения Республики Беларусь).
Кроме этнических белорусов православную
веру в Беларуси исповедуют также
представители многих различных
этнокультурных общностей, среди которых
преобладают русские и
Информация о работе Конфессии в Беларуси на современном этапе