Конфессии в Беларуси на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:39, реферат

Краткое описание

За последние два десятилетия религиозное самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. С религией люди стали связывать гарантии духовной стабильности, порядка, незыблемости нравственных устоев общества. О высоком уровне влияния религии на жизнь белорусского общества свидетельствует количество верующих.
Конфессиональная принадлежность участников опроса фиксировалась посредством их самоидентификации независимо от личной религиозности, так как не только верующие отождествляют себя с определенными конфессиями. В этой связи количество тех, кто относит себя к какой-либо конфессии, превышает число верующих.
Республика Беларусь – многоконфессиональное государство. В нашей стране по состоянию на 1 сентября 2009 г. зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3094. В соответствии со своими уставами действуют 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения).

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 39.11 Кб (Скачать файл)

 

  1. Реферат на тему: «Конфессии в Беларуси на современном этапе»

      Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связано с политикой и идеологией государства.

     Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций; выделяется религиозная многовариантность как в чисто конфессиональном понимании, так и в плане конфессионально - территориальном; произошло превращение страны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями; наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национального самосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений. Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы; религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение; поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики; фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, наблюдавшегося в первой половине 1990-х годов. Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов.

    Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей.

Современный религиозный ландшафт Республики Беларусь сформирован и  развивается под воздействием двух групп факторов.

 Первый – внутренние характеристики "религиозного поля" Беларуси: уровень и степень религиозности,  ее характер (конфессиональная структура,  половозрастные и социальные  характеристики групп верующих  и др.), динамика религиозности  и т.д. 

Основные характеристики "религиозного поля" формируют также:

1) отношение государства к религии  (лояльно/нелояльно);

2) острота конкуренции между  вероучениями;

3) состояние религиозной элиты  (расколота/едина; настроена фундаменталистски/модернистски); 4) организационная структура религии; 

5) качество формальных (договора  и конкордаты) и неформальных  практик церкви.

 Вторая группа факторов –  внешние (фоновые) характеристики, которые позволяют соотнести  отечественные показатели религиозности  с общеевропейскими и общемировыми.

Обращение к общему социокультурному фону расширяет возможность оценки и понимания некоторых особенностей религиозной ситуации в Беларуси. Представление о религиозной  ситуации открывает перспективу  более эффективного социального  планирования и управления в этой сфере [2, с.128-129].

За последние два десятилетия  религиозное самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в  общественно-политической жизни общества. С религией люди стали связывать  гарантии духовной стабильности, порядка, незыблемости нравственных устоев общества. О высоком уровне влияния религии  на жизнь белорусского общества свидетельствует  количество верующих. В 2006 году Белорусским  государственным университетом  проводилось социологическое исследование конфессиональной самоидентификации  населения Беларуси. Согласно данным этого исследования, верующими называют себя 58,9 % населения страны, 4,9 % верят  в сверхъестественные силы, однозначно не смогли ответить на вопрос «считаете  ли Вы себя верующим человеком» 23,9 % опрошенных. Из всех респондентов только 12,3 % определили себя в качестве неверующих. Из всего  населения 85,7 % отождествляют себя с  определенными религиозными конфессиями, причем преимущественно с православием – 72,6 %.С католической конфессией идентифицируют себя 9,3 %.

Конфессиональная принадлежность участников опроса фиксировалась посредством  их самоидентификации независимо от личной религиозности, так как не только верующие отождествляют себя с определенными конфессиями. В  этой связи количество тех, кто относит  себя к какой-либо конфессии, превышает  число верующих.

 Республика Беларусь – многоконфессиональное  государство. В нашей стране  по состоянию на 1 сентября 2009 г.  зарегистрировано 25 религиозных конфессий  и направлений. Общая численность  религиозных организаций в настоящее  время достигла 3094. В соответствии  со своими уставами действуют  158 религиозных организаций, имеющих  общеконфессиональное значение (религиозные  объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные  заведения) [4].

В период с 1991 по 2001 гг. среднее число  ежегодно регистрируемых организаций  колебалось в районе 140-160. Пик пришёлся на 1992 г., когда была создана 251 община, минимум был зафиксирован в 1997 г. – менее 100. «Наиболее высокий  количественный рост общин отмечается в Минске и Минской области. В  Западной же Беларуси рост общин незначителен. Это связано с сохранением в упомянутом регионе религиозных организаций на протяжении всех прошлых десятилетий» [23, c.7].

Конфессиональный расклад зарегистрированных организаций был таков (на 1 января 2004 г.): православие (1290), римо-католики (432), униаты (13), старообрядцы (34), пятидесятники (494), баптисты из Союза ЕХБ (270), баптисты из Совета церквей ЕХБ (29), христиане  полного Евангелия (62), иудаисты традиционные и прогрессивные (43), мусульмане (27), свидетели Иеговы (26), бахаи (6), мормоны (3), кришнаиты (6) [22, с.70].

Как видно, основной спектр был представлен  общинами православных (44,5%), протестантов (36,4%) и католиков (16,4%). Наиболее динамично  развиваются протестантские общины (пятидесятники, прежде всего).

В исследованиях приводятся следующие  данные, накануне распада СССР неверующие составляли 65 %, с середины 1998 года неверующих было в два раза меньше, а именно 25,4 % . Эти исследования дают и другие цифры: в настоящее время в  республике признают себя религиозными людьми 37,5 % опрошенных, а еще примерно столько же (37,1%) затрудняются точно  определить являются они религиозными людьми или нет. Количество женщин верующих выше, чем количество мужчин (в процентном соотношении 54,5 % против 33,2 %). Число  религиозных общин возросло с 1537 до 2256, то есть почти в полтора  раза. Это означает, что более  половины населения республики испытывает в той или иной мере влияние  религии или, по крайней мере, считаются  с таким влиянием как существенным фактором современного общественного  развития [15, с.35].

С середины 80–х годов в Республике Беларусь, наряду с существующими  традиционными конфессиями, появились  конфессии и движения нетрадиционной направленности – неоязычество. Неоязычество – нетрадиционные религии.

Проблема неоязычества характерна для регионов, где на протяжении определенного исторического периода  сложившаяся духовная традиция подвергалась трансформации, или подавлению. Неоязычество в Беларуси носит, в большей степени, характер социальных, а также духовных поисков и часто связано с  политическими движениями. Оно оторвано от реального мира, характеризуется  уходом в мистические сферы. Их идеи используются различного рода авантюристами  и аферистами.

В современном обществе Республики Беларусь возвращение к религии  происходит в ситуации, когда несколько  поколений людей не имели, в своем  подавляющем большинстве, никаких  связей с институциональной церковной  организацией и христианской церковной  идеологией. Даже посещение в советскую  эпоху немногих открытых для богослужения храмов само по себе не включало человека в реальную церковную жизнь. Знакомило  с религиозным мировоззрением в  минимальной степени. В настоящее  время разрушены старые идеологические механизмы, отрицающие роль и значение религии, активизировалась деятельность религиозных объединений, наблюдается  их стремительный рост. Этот процесс  продолжается и по сегодняшний день. По официальным данным на 1 января 1999 года в Республике Беларусь действовало 2427 религиозных организаций. В их состав входила 1081 религиозная община Белорусской православной церкви, 399 – римско–католической, 838 – протестантской, 36 – старообрядческой церкви, 21 –  иудейской, 24 – мусульманской. По данным на 1 января 2000 года в нашей республике действовало 2548 религиозных организаций, относящихся к 26 зарегистрированным конфессиям, на 1 января 2001 года их количество составило2663 [28].

За последние десятилетия религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно  возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. Этому способствовала прежде всего демократизация общественной жизни. С религией стало связываться  возрождение духовных устоев общества и национальных традиций.

Большинство религиозных организаций  способствуют межконфессиональному взаимопониманию, сохранению традиций толерантности  в обществе. Государственная политика направлена на поддержку традиционных конфессий, укрепление их материальной базы.  В Республике Беларусь созданы  благоприятные условия для деятельности религиозных организаций, обеспечение  прав граждан на свободу совести  и вероисповедания, сохранения межконфессионального мира и согласия в обществе, развития межрелигиозного диалога. Религиозные  организации освобождены от уплаты земельного налога и налога на недвижимость.

Укрепление межконфессионального согласия в белорусском обществе – одна из приоритетных задач Аппарата Уполномоченного по делам религий  и национальностей, который выполняет  функции исследовательского и координационного центра, а также контролирующего  органа. Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и  религиозных организациях» который  прошел международную экспертизу и  был признан отвечающим международным  стандартам.

В настоящее время количество религиозных  конфессий в Беларуси достигло 25. Основными, среди которых являются: православие, католицизм, и протестантизм.

Деятельность православной церкви

С 1986 по 1999 гг. государство передало православным общинам более 350 культовых  сооружений (церквей), закрытых до этого  для богослужения. В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская  епархии, в 1990 г. — восстановлена  Гомельская и основана Брестская  епархиальные кафедры, в 1991 г. основаны Новогрудская и Гродненская, а в 1992 г. — Туровская и Витебская  кафедры. Вместе с Минской все  десять епархий входят в состав основанного  в 1989 г. Белорусского Экзархата Русской  Православной церкви. Другое официальное  название Белорусского Экзархата —  Белорусская православная церковь (БПЦ). Руководство ею осуществляет Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

В настоящее время в Беларуси действуют свыше 900 православных церквей, около 90 находятся в стадии строительства. В 90-х гг. начался процесс возрождения  монастырей. Так в 1992 г. в восстановленный  в Полоцке Спасо-Евфросиниевский  женский монастырь. Полоцкий монастырь  снова стал очагом просвещения и  милосердия, каким его создала  еще в XII в. причисленная к лику святых, игуменья Ефросиния. Сейчас в Беларуси насчитывается пять мужских и  восемь женских православных монастырей. Двенадцать православных братств проводят работы по строительству и ремонту  храмов, оказанию благотворительной  помощи одиноким престарелым людям, уходу за больными, организации братских певчих хоров, библиотек, воскресных школ, осуществлении издательской деятельности.Большую  работу проводят и семь православных сестричеств. Сестры милосердия проводят значительную миссионерскую деятельность, ухаживают за престарелыми одинокими  людьми, больными, работают, например, в Институте травматологии и  ортопедии, детском отделении Первой клинической больницы.

В организациях Белорусской православной церкви насчитывается более 1000 священников  и их количество постоянно растет соответственно количеству приходов (общин). Территориально наибольшее количество православных общин находится в  Брестской области (299), затем —  в Минской (240), наименьшее — в  Могилевской (67). Для подготовки священников  с 1989г на базе Жировицкого Свято-Успенского мужского монастыря действует Минская  духовная семинария. Сейчас это высшее религиозное учебное заведение, куда имеют право поступать желающие из всех бывших республик СССР. При  семинарии действуют также воскресная школа и регентский класс. Профессию  регента и псаломщика получают также  выпускники Минского и Витебского духовных училищ.

С 1995 г. начала свою работу Минская  духовная академия. В 1993 г. при Европейском  гуманитарном университете в Минске открыт богословский факультет, деканом  которого является митрополит Минский  и Слуцкий Филарет. Кроме богословия в программу обучения входит изучение истории церквей и христианских конфессий, педагогика, психология, литература, искусство. Изучаются также два  современных зарубежных и четыре древних языка. С 1995 г. специальность  “Теология” получила квалификацию государственной.

БПЦ с каждым годом расширяет  свою издательскую деятельность. В  настоящее время выходят 4 журнала, 10 газет, церковные календари и  другая религиозная литература. Наиболее крупные издания — журнал “Вестник Белорусского Экзархата”, газеты “Церковное слово” и “Преображение”. Регулярно  выпускаются местные епархиальные “Вестники” в Минской, Могилевской, Гродненской и Полоцкой епархиях. Укреплению взаимодействия церкви с  научной интеллигенцией способствуют ежегодные Минские епархиальные чтения – конференции-семинары.

Одним из наиболее значительных событий  в жизни БПЦ последних лет  стало воссоздание Креста Ефросинии  Полоцкой (точная копия знаменитого  креста работы мастера XII в. Лазаря Богши. Этот Крест с огромными почестями  был освящен и доставлен в  Крестовоздвиженский собор Полоцкого  Спасо-Ефросиньевского монастыря  в сентябре 1997 г. Восстановление святыни  белорусского народа стало символом национального единения.

 

Среди православных явно преобладают  представители коренной нации —  белорусы. Белорусы также составляют основной демографический массив на территории республики и в других массовых конфессиональных сообществах (среди верующих православных, католиков  и протестантов на долю этнических белорусов выпадает соответственно — 83%, 56% и 73% от всего демографического массива населения Республики Беларусь).

Кроме этнических белорусов православную веру в Беларуси исповедуют также  представители многих различных  этнокультурных общностей, среди которых  преобладают русские и украинцы.

Информация о работе Конфессии в Беларуси на современном этапе