Конфессии в Беларуси на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:39, реферат

Краткое описание

За последние два десятилетия религиозное самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. С религией люди стали связывать гарантии духовной стабильности, порядка, незыблемости нравственных устоев общества. О высоком уровне влияния религии на жизнь белорусского общества свидетельствует количество верующих.
Конфессиональная принадлежность участников опроса фиксировалась посредством их самоидентификации независимо от личной религиозности, так как не только верующие отождествляют себя с определенными конфессиями. В этой связи количество тех, кто относит себя к какой-либо конфессии, превышает число верующих.
Республика Беларусь – многоконфессиональное государство. В нашей стране по состоянию на 1 сентября 2009 г. зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3094. В соответствии со своими уставами действуют 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения).

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 39.11 Кб (Скачать файл)

          Русские — самая многочисленная национальная общность в Беларуси. По переписи населения 1989 года в Республике Беларусь проживает более 1,3 млн. русских (около 13% от всего населения республики). Следует заметить, что “Русью”, “русинами”, “русичами” называли себя коренные православные жители нашей территории еще с Х-ХIII вв. Однако в период второй половины XVII — начале XIX в. наметились некоторые особенности среди русских и белорусских религиозных и общественных деятелей в трактовке понятия “русские”. С конца XVIII в. в русской историографии и публицистике понятие “русские” стало отождествляться только с великороссами или же только с православными, составляющими паству Московской Патриархии. Этнические русские проживали в Беларуси на протяжении всей ее истории (даже в периоды вхождения последней в ВКЛ и РП).

Количество русского населения  в Беларуси стало увеличиваться  наиболее интенсивно в период после Первой мировой войны за счет переселения в Беларусь рабочих, специалистов различных областей народного хозяйства, науки, искусства, партийных и комсомольских деятелей. Живут в Беларуси и гораздо ранее укоренившиеся здесь группы и семьи русских, например староверы, потомки интеллигенции и чиновничества, оседавшего здесь с конца XVIII в. Расселены русские в Беларуси большей частью дисперсно, четко выраженные анклавы отсутствуют, однако наиболее значительные их группы представлены в восточных регионах (Витебская, Могилевская, Гомельская области), в столице республики и крупных промышленных центрах, где они составляют до 20 и более процентов населения.

Преобладающее большинство русского населения в значительной степени  аккультурировано в белорусском  этническом окружении, однако, сохраняют свое национальное самосознание, в т.ч. самоназвание и язык, а верующие — религию. Основными мотивами этнической самоидентификации являются происхождение, язык и традиционная религия (т.н. “русская вера” — православие).

Некоторыми религиозно-культурными  особенностями среди русского населения  Беларуси выделяются этноконфессиональные группы русских старообрядцев (староверов), которые придерживаются православных канонов, бытовавших в России до реформы  патриарха Никона в середине XVII в. Проживают они, главным образом, в Гомельской, Витебской, Минской  областях. Основное поселение компактного  проживания г. Ветка в Гомельской области. Со временем русские старообрядцы заимствовали некоторые особенности  языка и культуры коренного местного населения и особенно в городах. Однако и по настоящее время их, компактно проживающие в Беларуси, группы, обладают специфическими религиозно-бытовыми особенностями. Староверы не входят в состав русской православной церкви. В 1991 году в Беларуси были официально зарегистрированы 23 общины русских  старообрядцев, в 1998 г. — уже 36 общин. Из 36 общин 20 сейчас находятся в Витебской  области. Общины делятся на так называемые “поповские”, которые относятся  к Белокриницкой церкви и “беспоповские” (г. о. федосеевского и филиппоновского  направлений). По данным современных  исследований, староверы, в большинстве  своем, относятся к старшей возрастной группе. Однако старообрядчество также  подверглось процессам модернизации последних десятилетий. Это повлияло на появление у русских староверов Беларуси более светского образа жизни и мировоззрения, отразилось на ослаблении культурно - бытовой изоляции, религиозного фанатизма и нетерпимости.

Среди других проживающих в Беларуси национально — культурных групп  православной веры, более всего численно представлены украинцы. Они составляют третью по численности после русских  и поляков группу Беларуси (по данным последней переписи 290 тыс. человек  или 2,9 % населения. Основной наплыв украинского  населения с четко выраженным самосознанием пришелся на XVIII — XX в.в. Наиболее многочисленные его группы в начале XX в. проживали в Пинском, Кобринском, Брестском, Гомельском, Речицком, Бобруйском и Быховском поветах. В послевоенные годы в Беларусь переселялись, главным образом, городские жители — специалисты в различных  областях промышленности, чиновники, интеллигенция, деятели искусства и культуры.

Характер расселения украинцев  на Беларуси в целом дисперсный, однако в Пинском, Кобринском, Брестском, Столинском, Гомельском и некоторых  других южных полесских районах  существуют довольно компактные ареалы. По вероисповеданию большинства  жителей, которые относят себя к  украинцам — православные, но вместе с тем есть также католики, униаты и протестанты (баптисты, пятидесятники).

В тех группах украинцев, которые  переселились на Беларусь в послевоенные годы, национальное самосознание выражено определенно четко и репрезентативно  мотивировано рядом этнических признаков, главным из которых является язык (иногда место происхождения, родственные  связи). Именно они создали несколько  лет назад республиканское общественное объединение Ассоциацию украинцев  Беларуси “Ватра”. Наряду с общепросветительной  деятельностью ассоциация имеет  еще и собственно национальные цели: распространение знаний по истории  и культуре Украины и украинцев, популяризация в своей этнической среде украинского языка, различных  периодических и книжных изданий. В состав “Ватры” входят несколько  локальных объединений (“Заповiт”, “Обрiй” и др.), которые организованы и действуют в местах наиболее компактного проживания украинцев  в Брестской, Гомельской и Минской  областях. Взаимоотношения украинцев  и белорусов добрососедские, миролюбивые. На почве национальных различий конфликтов не наблюдается даже на уровне бытовых  отношений.

 

Деятельность римско-католической церкви

К числу традиционных религий в  Беларуси относится также одна из крупнейших по количеству последователей римско-католическая церковь (РКЦ). Католицизм начал активно распространяться на землях Беларуси с конца XIV в. среди  местного балтского и славянского (белорусского) населения — в  соответствии с тогдашней политикой  великих князей литовских (один из которых  — Ягайло, благодаря этому шагу стал королем Польши под именем Владислава в 1386-1434 гг. и основателем династии Ягеллонов в Польше, Чехии, Венгрии  и др. странах Европы). Этому же процессу содействовал Ватикан, ряд  монашеско-рыцарских орденов, а также  польский католический костел.

Пропольски настроенная местная  католическая знать и польский костел играли в процессе распространения  католичества в Беларуси на протяжении XIV — начала XIX в.в. одну из самых ведущих  ролей. Этому же процессу способствовали также миграции некоторых соседних мазовецких, мазовшанских и др. групп  поляков на западные земли Беларуси в период средневековья и в  последующие времена.

В периоды с 30-х гг. XIX в. — по начало XX в. и с 1918 по 80-е г.г. нашего столетия РКЦ подвергалась преследованиям и  дискриминации со стороны царских, а потом — советских властей. Позитивные перемены в отношении  к католикам Беларуси (также и  к верующим других религий) начались с 1988 г., когда началась регистрация  ранее закрытых властями парафий (общин) и организация новых. Первоначально  на законной основе развернули свою деятельность те парафии, которые работали в нелегальных  условиях. Одновременно регистрировались парафии, которые были закрыты в  послевоенные и годы хрущевского  наступления на церковь. Это происходило, главным образом, на западных землях Беларуси.

Новым явлением в жизни белорусских  католиков явилась регистрация  парафий в восточных областях республики. Фактически началось становление  специфического белорусского костела  на территориях, где он был полностью  закрыт с конца 30-х гг. XX в. Несмотря на определенные сложности с регистрацией, в 1992 г. в Гомельской области уже  действовало 9 костелов, в Могилевской 4. Много новых парафий было зарегистрировано в Витебской области.

Деятельность католических парафий  в восточных регионах Беларуси разворачивалась  в несколько других условиях, чем  в западных. Если в последних костел сориентирован на удовлетворение давно  сформировавшихся потребностей католического  населения (например, богослужение на польском языке), то в восточных областях римско-католической церкви приходится налаживать деятельность в социальной среде русскоязычного городского населения. Поэтому становление парафий  на востоке Беларуси проходит в условиях все возрастающей белорусизации  костела. Это, с одной стороны, позволяет  расширить влияние на все более  широкие социальные слои белорусского населения.

В целом, последнее десятилетие  явилось благоприятным для развития общин РКЦ в Беларуси. Так, если в 1988 г. насчитывалось 124 парафии, главным  образом в Гродненской области, в 1996 г. — 389. Только в 1996 г. начали действовать 17 новых общин, а общее количество парафий достигло уровня 1940 г. Сейчас в Республике Беларусь зарегистрировано более 400 римско-католических общин, около  половины которых приходится на Гродненскую  область с польским населением. В  приходах Беларуси служат свыше 200 ксендзов (более половины из которых являются гражданами Польши). За 1988-1997 г.г. РКЦ  были возвращены 192 храма. За последние  годы около 60 костелов реставрированы и функционируют.

Важным событием в жизни РКЦ  на Беларуси явилось восстановление кафедрального костела в Минске в 1994 — 1997 г.г., которую проводили  польские реставраторы в содружестве  с белорусскими специалистами. В  торжественном освящении обновленного храма приняли участие кардинал К. Свёнтэк, специальный посланник  Папы Яна Павла II кардинал Э.Шока, примас Польши Ю. Глемп, митрополиты — Рижский и Львовский, апостольский администратор для католиков европейской части России Т. Кондрусевич, другие видные представители католической церкви. После торжественного богослужения иерархи РКП были приняты Президентом страны А.Г. Лукашенко. Впервые за многие годы представители руководства РКЦ смогли посетить Беларусь, и встретится на таком высоком уровне. Кардинал Э.Шока передал от Папы поздравление и благословение Президенту Беларуси, а также вручил ему памятную медаль в честь 19-летия апостольского служения Папы Яна Павла II на престоле Ватикана.

Рост количества католических общин  за последнее десятилетие обусловил  реорганизацию структуры управления РКЦ на Беларуси. В 1991 г. с благословления Папы в Беларуси были созданы три  епархии — Гродненская, Пинская  и Минско-Могилевская. В 1999 г. образована Конференция Католических Епископов  в Беларуси, которую возглавляет  кардинал К. Свёнтэк. Минско-Могилевская  епархия охватывает восточные регионы  Беларуси, где РКЦ оказывается  под значительным влиянием местных  этнических особенностей и поэтому  в меньшей степени, чем в западных регионах, выступает носителем польской культуры и самосознания. С целью  активизации и координации деятельности всех приходов с 1996 г. проводятся сессии Синода РКЦ в Беларуси.

С первых дней деятельности католические парафии столкнулись с проблемой  кадрового обеспечения. В 1990 г. Совет  по делам религий при Совете Министров  СССР принял постановление о разрешении приглашения из Польши 50 ксендзов для  работы в парафиях Беларуси. С целью  подготовки собственных кадров в 1990 г. в Гродно открылась Высшая духовная католическая семинария. Обучение там  осуществляется на польском языке. В 1996 г. семинарию окончили первые 25 священнослужителей. В 1997 г. на пяти курсах семинарии обучались  около 150 клириков. Учитывая остроту  проблемы кадров, право на религиозную  деятельность не территории республики получили также священнослужители  из Литвы, Германии, США, Австрии.

Многие католические храмы Беларуси в последние годы возродили свою былую славу религиозных центров  и мест паломничества. Например, костел бернардинцев XVI в. в поселке Будслав  Мядельского района Минской области, где находится чудотворная икона  Божией Матери. В 1995 г. Папа Иоанн Павел II выдал декрет о коронации Будславской, а также Брестской и Логишинской  икон Божией матери. Торжественные  коронации икон состоялись в 1996 г. в  Логишине Брестской области и  Бресте, а в 1998 г. — в Будславе.

Многие католические храмы Беларуси — это центры не только религиозной, но и культурно-просветительской жизни. Одним из таких центров стал костел св. Симона и Елены в Минске. При  храме функционирует воскресная школа для детей и взрослых, молодежное общество “Свет жизни”, организованы детский хор “Голос души”, театры одного актера “Знiч” и  “Анёл” (“Ангел”). Костелом основан  католический журнал “Вера и жизнь”. Издательским центром печатается многочисленная христианская литература на белорусском  и польском языках. С 1995 г. стало действовать  католическое “Христианское общество милосердия”. Людям, которые живут  в недостатке, оказывается гуманитарная и врачебная помощь, действуют  бесплатные столовые.

По инициативе римско-католической парафии г. Могилева с 1993 г. здесь  стал проводиться международный  фестиваль духовной (христианской) музыки “Магутны Божа”. Его цель —  возрождение и взаимообогащение музыкальной культуры народов Европы, объединение христиан различных  конфессий. В фестивале часто  принимают участие музыкальные  коллективы из Украины, Польши, России, Германии, Франции и др. стран. (Фото № 32).

Римско-католическую религию в  Республике Беларусь исповедуют представители  различных наций и этнических групп. Однако значительное количество католиков Беларуси считают себя поляками, что частично подтверждает традиционную концепцию об отождествлении этнической и религиозной принадлежности.

Поляки составляют вторую (после  русских) по численности группу Беларуси — 400 тыс. человек — 4 % населения. Поляки проживают на западных землях Беларуси в течение нескольких столетий. Характер расселения в целом дисперсный, однако наибольшая концентрация польского  населения характерна для западных районов Гродненской, Брестской, Витебской  и Минской областей. Среди городского населения поляки составляют около 5%, однако в ряде городов запада Беларуси (Гродно, Лида, Поставы, Ошмяны, Мосты, Вороново и др.) и в Минске их удельный вес  значительно выше. Большая часть  белорусских поляков — сельские жители.

В соответствии с переписью 1979 г., из 403,2 тыс. поляков Беларуси только 31,2 тыс. родным языком назвали польский; 298,4 тыс. — белорусский; остальные  — русский. Почти все группы белорусских  поляков аккультурированы в местном  окружении, однако сохраняют специфические  особенности разговорного языка , культуры, быта, психики, религии. Все эти мотивировки (и особенно религия) составляют основу этнической самоидентификации белорусских  поляков.

На сегодняшний день польским языком свободно владеет более 13% от общей  численности поляков в Беларуси. Тенденция эта постепенно в последние  годы нарастает, чему способствуют политика властей Республики Польша, деятельность католической церкви и культурно-просветительских организаций (Союза поляков, «Полония»  и другие). В 1990 г. польские общества объединились в Союз поляков Беларуси — организацию, которая насчитывает  более 32 тыс. человек и имеет свои филиалы во всех областных центрах  и крупных городах. Основная цель союза — возрождение польского  языка и культуры среди польского  населения Беларуси. В настоящее  время в Беларусь завозятся и  печатаются здесь польскоязычные газеты, ретранслируются радио- и телепередачи из Польши. Важную роль играет относительно открытая граница между Беларусью  и Польшей, возможность регулярных родственных связей между белорусскими поляками и польскими белорусами.

Информация о работе Конфессии в Беларуси на современном этапе