Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:39, реферат
За последние два десятилетия религиозное самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. С религией люди стали связывать гарантии духовной стабильности, порядка, незыблемости нравственных устоев общества. О высоком уровне влияния религии на жизнь белорусского общества свидетельствует количество верующих.
Конфессиональная принадлежность участников опроса фиксировалась посредством их самоидентификации независимо от личной религиозности, так как не только верующие отождествляют себя с определенными конфессиями. В этой связи количество тех, кто относит себя к какой-либо конфессии, превышает число верующих.
Республика Беларусь – многоконфессиональное государство. В нашей стране по состоянию на 1 сентября 2009 г. зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3094. В соответствии со своими уставами действуют 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения).
Русские — самая многочисленная национальная общность в Беларуси. По переписи населения 1989 года в Республике Беларусь проживает более 1,3 млн. русских (около 13% от всего населения республики). Следует заметить, что “Русью”, “русинами”, “русичами” называли себя коренные православные жители нашей территории еще с Х-ХIII вв. Однако в период второй половины XVII — начале XIX в. наметились некоторые особенности среди русских и белорусских религиозных и общественных деятелей в трактовке понятия “русские”. С конца XVIII в. в русской историографии и публицистике понятие “русские” стало отождествляться только с великороссами или же только с православными, составляющими паству Московской Патриархии. Этнические русские проживали в Беларуси на протяжении всей ее истории (даже в периоды вхождения последней в ВКЛ и РП).
Количество русского населения в Беларуси стало увеличиваться наиболее интенсивно в период после Первой мировой войны за счет переселения в Беларусь рабочих, специалистов различных областей народного хозяйства, науки, искусства, партийных и комсомольских деятелей. Живут в Беларуси и гораздо ранее укоренившиеся здесь группы и семьи русских, например староверы, потомки интеллигенции и чиновничества, оседавшего здесь с конца XVIII в. Расселены русские в Беларуси большей частью дисперсно, четко выраженные анклавы отсутствуют, однако наиболее значительные их группы представлены в восточных регионах (Витебская, Могилевская, Гомельская области), в столице республики и крупных промышленных центрах, где они составляют до 20 и более процентов населения.
Преобладающее большинство русского населения в значительной степени аккультурировано в белорусском этническом окружении, однако, сохраняют свое национальное самосознание, в т.ч. самоназвание и язык, а верующие — религию. Основными мотивами этнической самоидентификации являются происхождение, язык и традиционная религия (т.н. “русская вера” — православие).
Некоторыми религиозно-
Среди других проживающих в Беларуси национально — культурных групп православной веры, более всего численно представлены украинцы. Они составляют третью по численности после русских и поляков группу Беларуси (по данным последней переписи 290 тыс. человек или 2,9 % населения. Основной наплыв украинского населения с четко выраженным самосознанием пришелся на XVIII — XX в.в. Наиболее многочисленные его группы в начале XX в. проживали в Пинском, Кобринском, Брестском, Гомельском, Речицком, Бобруйском и Быховском поветах. В послевоенные годы в Беларусь переселялись, главным образом, городские жители — специалисты в различных областях промышленности, чиновники, интеллигенция, деятели искусства и культуры.
Характер расселения украинцев на Беларуси в целом дисперсный, однако в Пинском, Кобринском, Брестском, Столинском, Гомельском и некоторых других южных полесских районах существуют довольно компактные ареалы. По вероисповеданию большинства жителей, которые относят себя к украинцам — православные, но вместе с тем есть также католики, униаты и протестанты (баптисты, пятидесятники).
В тех группах украинцев, которые
переселились на Беларусь в послевоенные
годы, национальное самосознание выражено
определенно четко и
Деятельность римско-
К числу традиционных религий в Беларуси относится также одна из крупнейших по количеству последователей римско-католическая церковь (РКЦ). Католицизм начал активно распространяться на землях Беларуси с конца XIV в. среди местного балтского и славянского (белорусского) населения — в соответствии с тогдашней политикой великих князей литовских (один из которых — Ягайло, благодаря этому шагу стал королем Польши под именем Владислава в 1386-1434 гг. и основателем династии Ягеллонов в Польше, Чехии, Венгрии и др. странах Европы). Этому же процессу содействовал Ватикан, ряд монашеско-рыцарских орденов, а также польский католический костел.
Пропольски настроенная
В периоды с 30-х гг. XIX в. — по начало XX в. и с 1918 по 80-е г.г. нашего столетия РКЦ подвергалась преследованиям и дискриминации со стороны царских, а потом — советских властей. Позитивные перемены в отношении к католикам Беларуси (также и к верующим других религий) начались с 1988 г., когда началась регистрация ранее закрытых властями парафий (общин) и организация новых. Первоначально на законной основе развернули свою деятельность те парафии, которые работали в нелегальных условиях. Одновременно регистрировались парафии, которые были закрыты в послевоенные и годы хрущевского наступления на церковь. Это происходило, главным образом, на западных землях Беларуси.
Новым явлением в жизни белорусских католиков явилась регистрация парафий в восточных областях республики. Фактически началось становление специфического белорусского костела на территориях, где он был полностью закрыт с конца 30-х гг. XX в. Несмотря на определенные сложности с регистрацией, в 1992 г. в Гомельской области уже действовало 9 костелов, в Могилевской 4. Много новых парафий было зарегистрировано в Витебской области.
Деятельность католических парафий в восточных регионах Беларуси разворачивалась в несколько других условиях, чем в западных. Если в последних костел сориентирован на удовлетворение давно сформировавшихся потребностей католического населения (например, богослужение на польском языке), то в восточных областях римско-католической церкви приходится налаживать деятельность в социальной среде русскоязычного городского населения. Поэтому становление парафий на востоке Беларуси проходит в условиях все возрастающей белорусизации костела. Это, с одной стороны, позволяет расширить влияние на все более широкие социальные слои белорусского населения.
В целом, последнее десятилетие
явилось благоприятным для
Важным событием в жизни РКЦ
на Беларуси явилось восстановление
кафедрального костела в Минске
в 1994 — 1997 г.г., которую проводили
польские реставраторы в содружестве
с белорусскими специалистами. В
торжественном освящении
Рост количества католических общин
за последнее десятилетие
С первых дней деятельности католические
парафии столкнулись с
Многие католические храмы Беларуси
в последние годы возродили свою
былую славу религиозных
Многие католические храмы Беларуси — это центры не только религиозной, но и культурно-просветительской жизни. Одним из таких центров стал костел св. Симона и Елены в Минске. При храме функционирует воскресная школа для детей и взрослых, молодежное общество “Свет жизни”, организованы детский хор “Голос души”, театры одного актера “Знiч” и “Анёл” (“Ангел”). Костелом основан католический журнал “Вера и жизнь”. Издательским центром печатается многочисленная христианская литература на белорусском и польском языках. С 1995 г. стало действовать католическое “Христианское общество милосердия”. Людям, которые живут в недостатке, оказывается гуманитарная и врачебная помощь, действуют бесплатные столовые.
По инициативе римско-католической парафии г. Могилева с 1993 г. здесь стал проводиться международный фестиваль духовной (христианской) музыки “Магутны Божа”. Его цель — возрождение и взаимообогащение музыкальной культуры народов Европы, объединение христиан различных конфессий. В фестивале часто принимают участие музыкальные коллективы из Украины, Польши, России, Германии, Франции и др. стран. (Фото № 32).
Римско-католическую религию в Республике Беларусь исповедуют представители различных наций и этнических групп. Однако значительное количество католиков Беларуси считают себя поляками, что частично подтверждает традиционную концепцию об отождествлении этнической и религиозной принадлежности.
Поляки составляют вторую (после русских) по численности группу Беларуси — 400 тыс. человек — 4 % населения. Поляки проживают на западных землях Беларуси в течение нескольких столетий. Характер расселения в целом дисперсный, однако наибольшая концентрация польского населения характерна для западных районов Гродненской, Брестской, Витебской и Минской областей. Среди городского населения поляки составляют около 5%, однако в ряде городов запада Беларуси (Гродно, Лида, Поставы, Ошмяны, Мосты, Вороново и др.) и в Минске их удельный вес значительно выше. Большая часть белорусских поляков — сельские жители.
В соответствии с переписью 1979 г., из 403,2 тыс. поляков Беларуси только 31,2 тыс. родным языком назвали польский; 298,4 тыс. — белорусский; остальные — русский. Почти все группы белорусских поляков аккультурированы в местном окружении, однако сохраняют специфические особенности разговорного языка , культуры, быта, психики, религии. Все эти мотивировки (и особенно религия) составляют основу этнической самоидентификации белорусских поляков.
На сегодняшний день польским языком
свободно владеет более 13% от общей
численности поляков в
Информация о работе Конфессии в Беларуси на современном этапе