Конфликты в школе как объект социально педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Конфликты – это неотъемлемая часть школьной жизни. Они преодолеваются ребенком на протяжении всего периода взросления. По тому насколько легко или тяжело он выходит из конфликта, можно говорить об успешности социализации в целом. А следствием нарушения процесса социализации в школе является формирование делинквентного, а затем и преступного поведения детей и подростков.
Актуальность проблемы, обусловлена тем, что преподаватель использует в процессе обучения авторитарный стиль, подавляет инициативу подростков в обучении, а также их социальный статус и самооценку

Содержание

Введение.
Глава 1. Конфликты в школе: общая характеристика.
1.1. Учитель-ученик.
1.2. Ученик-учитель.
1.3. Ученик-ученик.
1.4. Учитель-родитель.
Глава 2. Социально-педагогическая работа с конфликтами.
2.1. Содержание работы социального педагога в школе.
2.2. Функции социального педагога по разрешению конфликтных ситуаций.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Бродникова Галя.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Класс и школа перестают  быть привлекательными для таких детей, и их дальнейшее позитивное воспитание в коллективе, принятие его норм и ценностей становятся невозможными. Еще находясь в школе, они уходят из-под ее влияния. Потребность в общении и самоутверждении побуждает их искать контакты с группами вне школы. Не будучи позитивно социализированы, члены таких групп формируют негативные нормы и ценности, реализующиеся в делинквентном поведении и противоправных действиях.

Анализируя степень  укоренения асоциальной направленности в каждом конкретном случае, можно выделить несколько типов несовершеннолетних правонарушителей:

  1. Подростки с криминальным поведением, которым свойственна готовность к совершению преступления, имеющие склонность к азартным играм, пьянству, дракам, озлобленные, равнодушные к переживаниям других людей, лидеры, инициаторы и разработчики преступных операций. Такие подростки не раскаиваются в совершении преступного деяния.
  2. Подростки с делинквентным поведением пограничного характера, психически и социально неустойчивые, совершающие преступления, подражая другим, с более сильным характером. Такие подростки всегда раскаиваются в совершенном преступлении.
  3. Подростки с делинквентным поведением, совершающие преступления случайно, имеющие при общей положительной личностной направленности отдельные деформации в сфере интересов нравственного или эмоционально-волевого развития. Такие подростки раскаиваются в содеянном еще на этапе совершения преступления.

Исследование, проведенное  в воспитательных колониях Западной Сибири: Новосибирской области, Алтайского края, Республики Горный Алтай, Омской области, свидетельствуют: 24,7% нераскаявшихся подростков имеют стойкое криминальное поведение, но 71,1% раскаявшихся подростков имеют все признаки делинквентного поведения, которое можно было предупредить серьезной воспитательной работой со стороны педагогического коллектива в школе и работников правоохранительных органов. Та система перевоспитания, которая существует в колониях для несовершеннолетних, имеет криминогенный эффект, так как криминальное окружение подростка имеет большое влияние, чем педагогическое воздействие со стороны воспитателей и психологов. Поэтому после отбывания наказания подросток возвращается к обычной жизни, находясь под влиянием криминальной субкультуры. Постпенитенциарная реабилитация такого подростка потребует от государства и от него самого гораздо больших затрат, чем если бы своевременно была проведена профилактика делинквентного поведения, предотвращающая его перерастание в криминальное. Дефекты в воспитательной системе при неблагополучии в семье приводят к нарушению правовой социализации и росту преступности.

 

1.4. Преодоление конфликта «учитель-родитель»

 

Этот тип конфликта  возникает на основе различного отношения  к ребенку родителей и учителей. И, как правило, он не обходится без  участия администратора. Родители считают, что к их ребенку учитель относится необъективно, обвиняя его в некомпетентности. Учитель в свою очередь обвиняет семью, родителей в самоустранении от процесса обучения со стороны родителей, так как профессия учителя по-прежнему не престижна. Профессиональный уровень учителя как педагога-воспитателя, а не как предметника чрезвычайно низок. Назвать учителя успешно социализированной личностью тоже нельзя. Какие ступени социального взросления были пройдены самим учителем? Школа- педвуз- снова школа. А дальше выход на пенсию, продолжение работы в школе. Весь жизненный опыт укладывается в рамки социального общения среди таких же слабо социализированных личностей педагогов. Поэтому дать совет родителям в трудной жизненной ситуации учитель не может, поскольку сам не знает жизни за стенами школы. Вот почему даже при неодобрении реформирования школы, низкой заработанной плате, недовольстве своим социальным статусом учитель не уходит из школы: «а что я могу, кроме того, чтобы учить?». Все, кто обладает хорошей социальной адаптацией, покинули школу, сменив профессиональную деятельность, получив дополнительное профессиональное образование. Так поступают и сейчас молодые предприимчивые выпускники педагогических вузов. В школе остаются либо очень преданные люди (а таких с каждым годом все меньше), либо социально не адаптивные личности, а значит, недовольные жизнью несчастные люди с невротическими реакциями. Несчастный человек не может воспитать счастливую жизнь.

Родители, имеющие в  семье «трудного» подростка, осознают собственное бессилие и от этого  тяжело страдают, педагогическую помощь им должна оказать школа. Нельзя говорить родителям, какого они вырастили плохого ребенка. «Следует помнить, что ребенок недисциплинирован и зол не потому, что он «знает», а потому, что страдает».

Современный подросток  живет в кризисном обществе. Ему трудно без помощи профессиональных педагогов, психологов. Без помощи таких специалистов трудно и родителям. Сегодняшние попытки экспериментировать со школой не решают эти вопросы. Наоборот, количество детей с делинквентным поведением год от года растет. Главным социальным институтом, призванным предупреждать делинквентное, правонарушающее поведение подростков, является школа. Именно в школе должны быть замечены девиантные (отклоняющие от нормы) формы поведения ребенка и приняты превентивные меры. Помочь «трудному», конфликтному подростку, а не избавляться от него (как это обычно бывает) – социальная функция школы. «Трудный» подросток – глубоко страдающая и ранимая личность, но никогда не показывающая свой боли. Ему так же, как и всем, хочется любви, уважения, участия и понимания. Все это и должно дать школа – единственный институт, кроме семьи, который способен это сделать.

 

2.1. Содержание работы социального  педагога в школе.

Следует обратить внимание на формирование личности ребенка в  раннем возрасте, формирование его  характера, его психического развития.

Задачи  исследования психического развития ребенка  раннего возраста .

1. Оценка состояния  развития в целом с учетом  развития отдельных функций (глазным  образом познавательной, эмоциональной,  внимания, памяти, речи, восприятия и т.д.). Обычно учитывают:

а) возможность самостоятельного контроля за психической деятельностью  или же необходимость организации  ее со стороны взрослого;

б) насколько ребенок  представляет себе цель собственных  действий и, что самое важное, может  организовывать целесообразное поведение, особенно для тех случаев, когда цель деятельности непосредственно в восприятии не задана;

в) понимание ребенком несоответствия достигаемых результатов  ожидаемым;

г) выбор действий или  системы действий по исправлению  допускаемых ошибок, свидетельствующий об уровне познавательного развития.

    2. Психологическая  квалификация дефекта: выявление  центрального механизма, препятствующего  нормальному осуществлению действий  по выполнению заданий или  нарушающего взаимодействие ребенка со средой.

 

К числу таких механизмов может быть отнесено как общее  первичное интеллектуальное снижение, встречающееся у детей - олигофренов, так и частные дефекты, возникающие  на органической почве (двигательная расторможенность, выраженная нецеленаправленность деятельности, застревание на отдельных способах выполнение заданий или действий и т.д.). Частные дефекты обычно являются фоном для возникновения задержанного психического развития.

Наконец, целая группа нарушений развития может быть обусловлена социальными факторами. Эти нарушения своим происхождением обязаны главным образом неблагоприятным условиям среды, в которых протекало и протекает психическое развитие ребенка. В этих случаях важно диагностировать существование невротической реакции, зону невротического конфликта, а также особенность понимания ребенком этого конфликта и то, как он реагирует на него (то есть характер психологической защиты, самооценки и эмоционального репертуара наряду с особенностями родителей, в том числе стиля их воспитания и реагирования на конфликтное поведение ребенка).

Не только родители и  учителя оказывают влияние на формирование личности ребенка, порой  и сам ребенок (в частности  особенности его темперамента) оказывают  явное влияние на формирование родительского  поведения. Очень часто отклонения в развитии личности ребенка возникают из-за нарушенных взаимодействий в семье, виновными в которых оказываются все её члены. В таких случаях наиболее эффективным методом коррекции отклонений является терапия всей семьи в целом       (совместная семейная психотерапия). Это и совместная психологическая коррекция всей семьи, и консультирование родителей, и игровые групповые занятия с детьми, и групповые занятие с родителями, а также другие неспецифические психотерапические приемы, такие, как десенсибилизация,  отреагирование и т.д.

Было бы уместно привести пример патогенной и коррегирующей  роли внимания к ребенку со стороны  школьного учителя. Ребенок с  задержкой психического развития попадает в школьный класс. Он учится плохо  и поэтому постоянно находится в травмирующей ситуации. К тому же классный учитель «записал ребенка в разряд неуспевающих» и «махнул на него рукой» - вследствие чего ребенок оказался вообще обойденным вниманием учителя (как положительным, так и отрицательным). В такой ситуации он стремится к компенсации доступными ему средствами. Обычный способ – это демонстративно плохое поведение. В таких случаях ребенок сам не работает в классе и мешает работать другим детям. Теперь внимание учителя, пусть даже негативное, неизбежно приковано к ребенку. Таким образом, ребенок нашел путь компенсации.

Это негативное внимание учителя невольно стабилизирует  плохое поведение: ребенок привыкает  компенсировать чувство неуспеха асоциальными поступками. В таких случаях курс психологической коррекции строится на двух содержательных моментах.

Во-первых, для ребенка  разрабатывается программа обучения, учитывающая его реальные способности.

Во-вторых, проводиться  консультационная работа с учителем, в ходе которой ему объясняют  его патогенную роль его поведения. Эффективным является простой прием: предлагается перестать обращать внимание на плохие поступки ребенка и хвалить его за малейшие успехи. В результате ребенок постепенно выходит из хронической ситуации неуспеха, а учитель начинает фиксировать и закреплять положительные моменты в поведении ребенка.

Любовь и почтение к взрослому человеку делают его  слова и поступки для ребенка  сверхзначимыми и императивными. Личность такого взрослого становиться моделью  поведения для ребенка. Он отождествляет себя с ним и старается делать все возможное, чтобы заслужить его одобрение и похвалу. Именно поэтому простые советы значимого взрослого оказываются эффективными.

Усугубление этой проблемы определяется следующими факторами:

- кризисными явлениями  в семье,

- распространением жестокого  обращения с детьми в семьях, снижением ответственности за  их судьбу,

- нарастанием психоэмоциональных  перегрузок у взрослых, непосредственно  отражающихся на детях,

- свертыванием инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность под влиянием рыночной экономики и в связи с оскудением  гос. бюджета,

- коммерциализацией сферы  образования и культуры.

Социально-педагогическую работу с данной категории детей  можно разделить на два самостоятельных  блока: профилактический и коррекционно-реабилитационный.

Профилактическая направленность включает работу по организации благоприятной  среды воспитания и общения, своевременной  коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное  время и т.д.

Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь: постановку ребенка на учет, экспресс-диагностику его состояния, диагностику личностных особенностей и социальной ситуации развития, решение вопроса о месте пребывания ребенка, информирование семьи о месте пребывания, состоянии несовершеннолетнего и программы дальнейшей работы с ним.

 

Важнейшая задача – помочь ребенку обрести опыт семейной жизни, поэтому коррекционная, реабилитационная работа направляется не только на ребенка, но и на его семью.

Социально-педагогическая помощь оказывается в спец. учреждениях: социальных приютах, центрах временного размещения  и др.

 

 

Заключение.

Современные научные  исследования, проводимые в социальной сфере свидетельствуют о кризисных  ситуациях в жизнедеятельности людей, которые так или иначе влияют на их сознание и поведение. Социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на детях как наиболее уязвимой категории граждан. Это приводит к нарушению их физического, психического и морального здоровья. В числе факторов, негативно влияющих на социализацию детей, чаще всего отмечают размытость ценностей, коммерциализацию общества, сложное социально-экономическое положение многих семей и дефекты семейного и школьного воспитания. В результате наложения действия факторов происходит повышение подростковой преступности на всей территории Российской Федерации.

В 1970-80г.г. в США и Западной Европе подростковую преступность стали называть подростковой делинквентностью. Различие делинквентного и криминального поведения коренится в степени осознания индивидом своих противоправных поступков и действий, их социальной значимости и вредоносных последствий для окружающих. Поэтому рассматривать противоправное поведение как синоним делинквентного не совсем правильно, хотя в отечественной литературе факты такого отождествления терминов имеются.

Основа делинквентного поведения  – психический инфантилизм с комплексом характерных признаков: неумение разводить идеальные и реальные цели, детская восторженность, эгоцентризм, формально-обязательное выполнение долга и подчиняемость, нежелание и неумением прогнозировать возможные будущие нежелательные события (антиципационная несостоятельность), повышенная обидчивость, потребность в утешении и опеке,  склонность к резким колебаниям настроения и выраженными аффективными реакциями.

Информация о работе Конфликты в школе как объект социально педагогической деятельности