Концепция правопонимания С.А. Муромцева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 03:04, курсовая работа

Краткое описание

В XIX в. под влиянием социологии как новой науки об обществе в юриспруденции стали разрабатываться различные социологически ориентированные концепции правопонимания. В этом плане большую роль сыграло учение известного немецкого юриста XIX в. Р. Иеринга о "юриспруденции интересов", которую он противопоставлял "юриспруденции понятий". Однако, несмотря на социологическую трактовку права как "защищенного интереса", Иеринг не вышел за рамки легистско-позитивистского подхода к праву как к совокупности принудительных норм, установленных государством, поскольку, согласно его концепции, именно государство придавало тем или иным интересам правовой характер, беря их под свою защиту

Содержание

Введение...........................................................................................................3-5 стр.
Цель.............................................................................................................6 стр.
Задачи..........................................................................................................6 стр.
Глава 1.
1.1. Биография С.А. Муромцева……………………....................................7-12 стр.
1.2. Литературное наследие С.А. Муромцева…….........................................13 стр.
Дореволюционные работы......................................................................13 стр.
Современная литература.........................................................................13 стр.
Глава 2.
2.1. С.А. Муромцев о задачах юриспруденции.............................................................................................14-21 стр.
2.2 Право и нравственность в
мировоззрении С.А. Муромцева………………………………….………22-29 стр.
Вывод............................................................................................................30-31 стр.
Список литературы....................................................................................32-33 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач ок).docx

— 63.43 Кб (Скачать файл)

Оглавление: 

  Введение...........................................................................................................3-5 стр.

  • Цель.............................................................................................................6 стр.
  • Задачи..........................................................................................................6 стр.

Глава 1.

1.1. Биография С.А. Муромцева……………………....................................7-12 стр.

1.2. Литературное наследие С.А. Муромцева…….........................................13 стр.

  • Дореволюционные работы......................................................................13 стр.
  • Современная литература.........................................................................13 стр.

Глава 2.

2.1. С.А. Муромцев о задачах юриспруденции.............................................................................................14-21 стр.

2.2 Право и нравственность в

мировоззрении С.А. Муромцева………………………………….………22-29 стр.

Вывод............................................................................................................30-31 стр.

Список  литературы....................................................................................32-33 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     В XIX в. под влиянием социологии как новой науки об обществе в юриспруденции стали разрабатываться различные социологически ориентированные концепции правопонимания. В этом плане большую роль сыграло учение известного немецкого юриста XIX в. Р. Иеринга о "юриспруденции интересов", которую он противопоставлял "юриспруденции понятий". Однако, несмотря на социологическую трактовку права как "защищенного интереса", Иеринг не вышел за рамки легистско-позитивистского подхода к праву как к совокупности принудительных норм, установленных государством, поскольку, согласно его концепции, именно государство придавало тем или иным интересам правовой характер, беря их под свою защиту.

     В начале XX в. — с оживлением антипозитивистских направлений в юриспруденции и усилением призывов к возрождению естественного права — начало формироваться влиятельное антилегистское и антипозитивистское направление юридико-социологических исследований в виде "школы свободного права". С деятельностью этой школы и связано оформление и утверждение социологии права как отдельной юридической дисциплины. Видный представитель этой школы австрийский юрист Е. Эрлих в своей работе "Основы социологии права" (1913) определял цели и задачи социологии права как изучение "живого права народа", источником развития которого является не законодатель, а общество. Юридико-социологическим толкованием и изучением права как фактически складывающегося порядка общественной жизни занимались и многие другие приверженцы этой школы (Ф. Гек, Г. Зинцгеймер, Г. Канторович, Э. Юнг, Ф. Жени и др.).

     Многие  юридико-социологические идеи этого  направления получили дальнейшее развитие в рамках американской школы социологии права — в работах таких известных юристов, как Р. Паунд, Д. Фрэнк, Б. Кардозо, О. Холмс, К. Ллевелин и др. Представители этой школы особое внимание уделяют юридико-социологическому изучению судебной практики, позиции судей по конкретным делам, поведению сторон в спорах о праве и т.д. В основе разработанной Р. Паундом концепции юридической "социальной инженерии" лежит представление о праве как режиме упорядочения человеческих взаимоотношений в соответствии с надлежаще установленными правилами.

     В первой половине XX в. в западной юриспруденции сформировалось и такое самостоятельное направление развития социологии права, как институционализм. Его представителями являются такие известные юристы, как М. Ориу, Л. Дюги, Ж. Гурвич, П. А. Сорокин и др. Согласно их юридико-социологической трактовке, право — это не только особый социальный институт, но и определенная организующая идея для формирования и функционирования других социальных институтов. Так, согласно концепции "социального права" (или "социабельного права") Ж. Гурвича, право выступает как фактор интеграции и институционализации в общественных отношениях. В качестве конституирующего начала любой общественной группы или института трактовал право П. А. Сорокин. С этих юридико-социологических позиций он характеризовал все социальные образования (семью, государство, церковь, партию, профсоюзы, школу, университет, организованную группу преступников и т.д.) как социально-практическую форму объективации и олицетворения правовых норм и убеждений всех или решающего большинства членов соответствующего социального образования.

     Значительный  вклад в развитие современной  социологии права внесли исследования профессоров юридического факультета Парижского университета Ж. Карбонье, Р. Пэнто и М. Гравитца, венгерского  юриста К. Кульчара, польского ученого  А. Подгурецкого, а также труды многих других ученых-юристов. Заметное распространение в современной западной юриспруденции получила юридико-социологическая концепция немецкого профессора общей социологии и социологии права в университете Билефельа (Германия) Н. Лумана, который рассматривает общество как коммуникативную систему и в этом контексте трактует право как универсальное средство социальной коммуникации.

     В России, как и на Западе, социологические  исследования правовых явлений с  самого начала осуществлялись преимущественно  силами юристов в рамках юридической  науки и были направлены на приращение научного знания о праве. Большую  роль в становлении социологического подхода к праву сыграли такие  известные дореволюционные российские юристы, как С. А. Муромцев (трактовка права как юридически защищенного порядка общественных отношений), М. М. Ковалевский (соединение историко-сравнительного подхода к изучению права и государства с методологией эмпирических социологических исследований, трактовка права как выражения потребности общества в социальной солидарности), Н. М. Коркунов (право как разграничение интересов), Л. И. Петражицкий (концепция интуитивного права как продукта человеческой психики, обусловленного социокультурной средой), первых российских криминологов (И. Я. Фойницкий, Е. Н. Тарновский, С. К. Гогель, М. Н. Гернет и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  • Цель:

Цель моей курсовой работы состоит в выявлении значения социологической трактовки права С.А. Муромцевым.

  • Задачи:

В соответствии с целью предусмотрено решение  следующих задач:

  1. Ознакомиться с концепциями правопонимания.
  2. Работа с первоисточниками и вторичными данными по теме.
  3. Ознакомиться с биографией, основными работами и концепцией правопонимания С.М. Муромцева.
  4. Проанализировать собранный материал и сформулировать выводы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

1.1.Биография С.М. Муромцева. 

Серге́й Андре́евич Му́ромцев (23 сентября (5 октября) 1850, Петербург  — 4 октября (17 октября) 1910, Москва) —  русский юрист, публицист и политический деятель. Профессор Московского  университета. Председатель Первой Государственной  думы (1906).

Юность:

Сергей Андреевич  Муромцев родился 23 сентября (5 октября) 1850 г. в Санкт-Петербурге, в старинной дворянской семье, фамилия происходит от названия города Мурома. Сам Муромцев, занимаясь исследованиями в области генеалогии своего рода, считал своим первым известным по имени предком Афанасия Муромцева, жившего в начале XVII века. Отец — Андрей Алексеевич Муромцев (1818—1879), полковник, офицер лейб-гвардии Московского полка, затем командир 2-го гренадерского запасного полка, землевладелец. Мать — Анна Николаевна, урождённая Костомарова (1822—1901), дочь генерала. По воспоминаниям близких ему людей, в возрасте 9-10 лет Сергей Муромцев уже играл в «государство» и издавал ежедневную рукописную газету, материалы которой были посвящены домашним новостям. Воображаемое государство имело конституционный характер, в нём даже «существовал» двухпалатный парламент, располагавшийся в двух беседках сада имения Муромцевых. В 1860 г. семья Муромцевых переехала в Москву, в дом в Скатертном переулке. В 1867 г. Сергей Муромцев закончил московскую Третью гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Программа, которую Муромцев составил себе, была существенно шире университетского учебного курса. У него даже появилось намерение учиться одновременно и на юридическом, и на математическом факультетах, и только отсутствие средств помешало реализации этого плана. По окончании университета Муромцев за отличные успехи в науках был утверждён в степени кандидата права и оставлен при факультете на два года для усовершенствования в науках и приготовления к профессорскому званию. Ряд лет он провёл за границей, работая преимущественно в Германии, а также в других странах Европы. Во время стажировки слушал в Геттингене лекции знаменитого ученого-юриста Иеринга. В 1874 г., после возвращения в Россию, Сергей Андреевич начал работу над магистерской диссертацией «О консерватизме в римской юриспруденции». В октябре — декабре 1874 г. он блестяще сдал экзамены на степень магистра. Осенью 1875 г. — получил звание доцента Университета, а в 1877 г. — профессора римского права. В 1877 г. вышла в свет его работа «Очерки общей теории гражданского права». В 1884 г. в связи с гонениями правительства в отношении либеральной профессуры, Муромцев был вынужден оставить университет. Вступив в сословие присяжных поверенных Московской судебной палаты, Сергей Андреевич включился в общественную и политическую деятельность, примкнув к либеральному лагерю. Через три года, в 1887 г., он был избран членом совета, а ещё через три года — товарищем председателя. С 1879 по 1892 гг. Муромцев работал в качестве редактора журнала «Юридический вестник». «Стараюсь завести организованную правильно судебную хронику и в ней бросить в нашу практику судов и адвокатов семена новых практических идей... После моей профессорской деятельности деятельность моя по редакции журнала, который должен служить средством для влияния на публику вне университета, представляется первою по значению» — писал Муромцев.

Общественно-политическая деятельность:

В 1880 г. вместе с  юристом В. Ю. Скалоном и экономистом  А. И. Чупровым стал автором «Записки о внутреннем состоянии России», направленной графу М. Т. Лорис-Меликову. В «Записке» предлагалось пойти  навстречу либеральной общественности и создать из представителей земств «особое самостоятельное совещание» с законосовещательными функциями. Некоторые идеи этого документа были использованы при подготовке «Конституции Лорис-Меликова» — проекта умеренных либеральных реформ, составленного незадолго до гибели Александра II. Публикация «Записки» в России в 1881 была запрещена — она распространялась в рукописных копиях и была опубликована в Берлине. В 1897 г. Сергей Андреевич являлся гласным Московской городской думы, участником земских и городских съездов, в 1898 г. — получил разрешение на чтение лекций по гражданскому праву и гражданскому судопроизводству в Императорском Александровском лицее. В 1906 г. Сергей Андреевич стал депутатом Первой Государственной думы и на первом заседании 27 апреля (10 мая) был избран её председателем.

Председатель  Государственной  думы:

Для С.А. Муромцева  в работе председателя Думы не было мелочей. И внешний вид, и слова, и тем более поступки первого лица нижней палаты должны были соответствовать ее высокому авторитету. Депутат I Государственной думы В.А. Оболенский вспоминал: «Нигде, ни при каких условиях он не забывал своего высокого положения. Выработал себе манеры, жесты такие, какие, согласно его артистической интуиции, должна была иметь его председательская особа. Мне казалось, что он даже ел и спал не так, как все, а ― по-председательски. И, несмотря на то, что во всем этом искусственно созданном им облике было много наигранного и напускного, всем казалось, что такой он и есть – торжественный, величавый и властный. Члены Думы не только уважали его, но и боялись». Мысль об особом «призвании» председателя Думы будоражила умы и преемников Муромцева. В ноябре 1912 г. Я.В. Глинка разрабатывал вопрос о придании особого значения председательской должности. В частности, предлагалось установить торжественный выход председателя в зал заседаний, а также удалить с председательской трибуны кресла его товарищей, «которые будто бы мешают председателю своими неуместными советами». На это М.В. Родзянко глубокомысленно и в то же время таинственно заметил: «В IV Государственной думе не будет товарища председателя, будет только председатель Родзянко». По словам чинов думской канцелярии, Родзянко был преисполнен чувством огромной значимости собственной персоны. Действительно, способность председателя вести заседания палаты во многом определяла ее стиль и ритм работы. Очень многое зависело от личности, занимавшей эту должность. Первый же председатель задал чрезвычайно высокую планку для всех последующих. Про Муромцева один депутат-крестьянин говорил В.А. Маклакову: «Он председательствует, как обедню служит». Члены нижней палаты вспоминали, что Муромцев буквально преображался на председательском кресле. При этом сам он не видел в этом никакой игры. Муромцев понимал, что в первые месяцы существования народного представительства шло постепенное формирование парламентской процедуры, которая и складывается из случайностей, частностей, прецедентов. В этом ряду стоят поступки председательствующего, его манера поведения и даже внешний облик. По словам П.Н. Милюкова, «своей не только главной, но исключительной задачей на председательской трибуне Сергей Андреевич считал творчество обычного парламентского права, которое явилось бы непроницаемой броней парламентской свободы». Примечательно, что о необходимости регламента работы нижней палаты Муромцев задумался задолго до ее созыва. Еще в январе 1906 г., когда не было ясно, каков будет состав первого народного представительства, он с М.Я. Острогорским составлял Наказ Государственной думы. Муромцев с чрезвычайным трепетом относился к председательским обязанностям. Это удивило его коллег буквально в первый день работы законодательной палаты. Вечером 27 апреля 1906 г. лидеры партии кадетов – 10-15 человек – собрались на квартире М.М. Винавера обсудить дальнейшие шаги Думы. Они уже сходили домой, пообедали, отдохнули, оделись по-летнему – день был очень жаркий. Все были возбуждены, ничего делать не хотелось, за работу сели лишь в 10 часов вечера. И тут явился Муромцев – во фраке с белым галстуком. Кадеты озадачены. Оказывается, новоизбранный председатель – только что из канцелярии Думы, где все надо было подготовить к предстоявшей работе. «Только накормите ради Бога, – просит Муромцев, – с утра ничего не ел»4. И так почти каждый день: в 10 часов утра Муромцев приходил в Таврический дворец, а в 3 часа ночи уходил оттуда. Российские либералы высоко оценивали деятельность Муромцева на посту председателя Думы. Он последовательно выступал за проведение либеральных реформ, за уважение к представительному органу власти. По воспоминаниям историка А. А. Кизеветтера, «строгий, суровый, торжественный, стоял он на своём месте и вёл заседание твёрдо, в полном сознании правоты своих действий. Но, несмотря на его суровость, все члены Первой Думы не только слушались его, но и сердечно любили его. Они все чувствовали, что Муромцеву Дума была дорога, потому что ему дорога была Родина, для блага которой он пошёл в Думу». После роспуска Первой Государственной Думы 8 июля (21 июля) 1906 г. С. А. Муромцев вместе с большинством членов Думы отправился в Выборг и там председательствовал на совещаниях, результатом которых явилось опубликование известного «Выборгского воззвания» («Народу от народных представителей») — обращение группы депутатов Первой Государственной думы (кадетов, трудовиков и социал-демократов), принятое в ответ на роспуск Думы. Вместе с другими он был привлечён к суду и приговорён к 3-месячному тюремному заключению, которое и отбыл в Москве в 1908 г. 4 (17) октября 1910 г. Сергей Андреевич Муромцев скончался во сне от сердечного приступа и был похоронен на Донском кладбище в Москве. Похороны Муромцева превратились в демонстрацию, в которой приняли участие тысячи людей, бывших сторонниками либеральных идей и находившихся в оппозиции к власти. Газета «Русские ведомости» писала, что Муромцев «при жизни для всех русских, для всех европейцев стал исторической личностью, потому что с его именем начинается русская конституционная история». После кончины Муромцева Московская городская дума учредила премию и стипендию его имени на юридическом факультете Московского университета и постановила повесить его портрет (как многолетнего гласного) в своём зале заседаний.

        На могиле Муромцева его товарищ по партии и по тюрьме Ф. Ф. Кокошин произнёс любимое изречение самого Муромцева: «Сторож, близок ли рассвет?» — «Ещё темно, но утро близко». «С. А. скончался скоропостижно, во время сна, 4 октября 1910 г. До нового рассвета он не дожил. Но он завещал нам свои надежды и самого себя, как воспоминание, как символ, как знамя», — писал П. Н. Милюков. 
 
 
 
 
 

                        

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Литературное наследие С.А. Муромцева.

Дореволюционные работы 

-Автор:

1) О консерватизме римской юриспруденции. М., 1875.

2) Очерки общей теории гражданского права. М., 1878.

3) Определение и основное разделение права. М., 1879 (переиздание — СПб., 2004).

4) Суд и закон в гражданском праве. // Юридический Вестник, 1880, № 11.

5) Гражданское право древнего Рима. М., 1883 (переиздание — М., 2003).

6) Рецепция римского права на Западе. М., 1886.

7) Творческая сила юриспруденции. // Юридический Вестник, 1887, № 9.

8) Право и справедливость // Сборник правоведения и общественных знаний. СПб, 1893.(переиздание — Вестник МГУ. серия 12. 1993. № 4).

8) Основы гражданского права. Человек и общество. М., 1908.

9) Статьи и речи. М., 1908—1910. В пяти выпусках. 

Современная литература 

1) Муромцев С.А. Образование права по учениям немецкой юриспруденции // Немецкая историческая школа права. Челябинск, 2010. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.

2.1 С.А. Муромцев о задачах юриспруденции. 

Социологическое направление в юриспруденции сформировалось в 1880-е гг. и стало популярным на рубеже XIX-XX вв. К нему принадлежала целая плеяда блестящих русских правоведов, в числе которых были Ю.С. Гамбаров, Н.А. Гредескул, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев и др. Социологическая юриспруденция опиралась в целом на позитивистскую методологию и теорию познания. И в этом смысле она была разновидностью позитивизма. Вместе с тем ее представители истолковывали право не формально-догматически, как систему нормативных предписаний государственной власти, а стремились постичь его содержание. Социологический позитивизм был ориентирован на социологический подход к праву, на постановку правовых проблем в широкий социальный и исторический контекст. Опираясь на материалы исторических и социологических исследований, правоведы пытались выявить законы развития общественной жизни, открыть повторяемость правовых явлений и выяснить их причинную связь между собой. Они исследовали норму права не изолированно, а в системе общественных отношений и на каждом отдельном этапе развития общества. Право в данной трактовке представало социальной структурой, которая не пребывала в статическом состоянии, а постоянно эволюционировала.

Информация о работе Концепция правопонимания С.А. Муромцева