Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:22, реферат
Стратегия регионального маркетинга является составной частью региональной экономической политики. Региональный маркетинг формирует уникальные свойства региона, приобретающие стоимость и полезность и, в соответствии с приоритетами, способствует социально-экономическому развитию Республики Бурятия. Региональный маркетинг дает возможность максимально эффективно включить население в развитие производства, управления. Основной целью регионального маркетинга является построение оптимальной модели развития Республики Бурятия, ориентированной на продвижение ее уникальных особенностей с учетом всех имеющихся и потенциальных ресурсов.
Данное распределение наглядно демонстрирует преимущества и слабые места бурятской экономики, определяет сегменты потенциального усиления маркетинговых исследований ресурсных рынков.
Несмотря на складывающуюся отраслевую специализацию Республики Бурятия, качество продуктовой специализации остается неудовлетворительным, прежде всего, из-за отсутствия системы республиканских торговых марок и маркетингового сопровождения продвижения многих бурятских товаров.
3.4. Внешнеторговые обороты и иностранные инвестиции
Сложившаяся структура внешнеторговых оборотов в целом отражает и подтверждает сложившуюся хозяйственную специализацию Республики Бурятия и в целом фиксирует стратегические направления маркетинга республиканского товарного рынка.
Расширилась география поставок продукции машиностроения: если в 2001 году товары этой группы экспортировались в 10 стран дальнего и ближнего зарубежья (Иран, Китай, Монголия, Шри-Ланка, ЮАР, Словакия, Казахстан, Литва, Украина, Узбекистан), то в 2002 - в 13 стран, новыми партнерами стали Пакистан, Корея (КНДР), Малайзия, Мьянма, Папуа-Новая Гвинея, США, Азербайджан, Латвия. Поставки продукции машиностроения в 2002 году в такие страны, как Монголия, ЮАР, Шри-Ланка, Украина и Узбекистан, не производились.
Ведущие позиции в экспортных поставках из Республики Бурятия занимают Китай, Монголия, Латвия, Казахстан.
География экспорта также имеет свою товарную специализацию:
- Китай - лесоматериалы необработанные, пиломатериалы, бумага и картон, металлолом;
- Монголия - электроэнергия, газовый конденсат природный, узлы и части к локомотивам, оборудование и механические устройства, молоко и молочные продукты, кондитерские изделия из сахара, мучные кондитерские изделия, мука пшеничная;
- Латвия - ткань из шерстяной пряжи;
- Казахстан - бумага и картон.
Наряду с товарами Республика Бурятия экспортирует услуги. Общая стоимость экспорта услуг, оказанных хозяйствующими субъектами Республики Бурятия, составила 1008,3 тыс. долларов США. Основная часть оказанных услуг приходится на страны дальнего зарубежья (97,84%).
Прежде всего, в структуре импорта по сравнению со структурой экспорта отмечается высокая доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (46,1% к 7,2% соответственно). Основными партнерами по импорту для Республики Бурятия являются Монголия, Китай, Германия, Узбекистан, Украина и Беларусь, на долю которых приходится около 100% всей стоимости ввезенных в 2002 году товаров.
Товарная структура импорта по странам выглядит следующим образом:
- Монголия - мясо и субпродукты;
- Китай - фрукты, овощи, мясо и мясные продукты;
- Узбекистан - шерсть овечья, продукты питания;
- Германия - машиностроительная продукция;
- Украина - машиностроительная продукция;
- Беларусь - машиностроительная продукция, мебель.
Внешнеторговый оборот за 2002 год составил 237,6 млн. долларов США, в том числе экспорт - 200,4 млн. долларов США, импорт - 37,2 млн. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса составило 163,2 млн. долларов США.
В создании организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Бурятия участвует капитал 29 стран, причем большая часть ОИИ (136) образована с участием стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Наибольшее количество организаций с иностранными инвестициями создано с КНР (62), Монголией (26) и Республикой Корея (9).
Несмотря на то, что по экспертным оценкам Республика Бурятия входит в двадцатку регионов, имеющих наиболее высокий ресурсный потенциал, и в пятерку лучших регионов, имеющих благоприятный законодательный фон для иностранных инвестиций, некоторые позиции, в частности, ресурсно-сырьевой, интеллектуальный потенциал, законодательный фон делают Республику Бурятия малопривлекательной для иностранных инвесторов вследствие слабого производственного потенциала, недостаточно развитой инфраструктуры и низких потребительских возможностей.
Тенденция сокращения количества организаций с иностранными инвестициями и в целом притока иностранных инвестиций сохраняется. Необходимо осуществить комплекс мер, направленных на активизацию инвестиционного процесса в Республике Бурятия. От того, насколько успешно будет решаться эта проблема, зависит будущее экономическое развитие Республики Бурятия.
IV. Пути реализации стратегии регионального маркетинга
4.1. Общие установки стратегии
Пути реализации стратегии регионального маркетинга включают в себя несколько составных частей:
1. Повышение маркетингового потенциала производственной сферы.
2. Повышение инвестиционного потенциала предприятий-участников стратегии регионального маркетинга и совокупных ресурсов Республики Бурятия.
4.2. Повышение маркетингового потенциала
производственной сферы
Сфера товарного производства является основой экономики и основным источником наполнения бюджетов всех уровней, поэтому развитию промышленности уделяется особое внимание. В настоящее время в Республике Бурятия развитие отраслей промышленности происходит по-разному. Наиболее эффективно развиваются топливно-энергетический комплекс, машиностроительный комплекс, легкая промышленность, лесопромышленный комплекс и пищевая промышленность. На предприятиях этих отраслей промышленности наблюдается устойчивый рост выпуска продукции, маркетинговое сопровождение продукции на товарные рынки, активное заполнение новых сегментов рынка. Во многом это вызвано эффективной работой маркетинговых служб предприятий (там, где они имеются), высокой квалификацией работающего там персонала. Но, несмотря на это, в основной массе в организациях машиностроительного комплекса, легкой промышленности, строительной индустрии, лесопромышленного комплекса роль и состояние маркетинговых служб, а также квалификация работающих остаются на низком уровне.
С целью повышения маркетингового потенциала производственной сферы необходимо:
- проведение мониторинга маркетинговых служб организаций всех отраслей промышленности в Республике Бурятия;
- утверждение практики формирования долгосрочных планов маркетингового развития организаций во всех отраслях промышленности;
- издание экономического аналитического журнала "Маркетинг в Бурятии" и его распространение в Сибирском Федеральном округе, а также позиционирование в сети Интернет;
- формирование единой республиканской электронной информационной базы данных хозяйствующих субъектов Республики Бурятия;
- активизация промышленной политики Правительства Республики Бурятия по продвижению продукции хозяйствующих субъектов на внешние рынки в другие регионы России, страны СНГ и дальнее зарубежье;
- формирование единого плана выездных выставочных мероприятий хозяйствующих субъектов при поддержке Правительства Республики Бурятия;
- закрепление на региональных рынках посредством создания в регионах торговых домов или торговых представительств от Правительства Республики Бурятия;
- проведение ряда мероприятий по укреплению и развитию системы подготовки кадров в сфере маркетинга.
Хозяйствующие субъекты являются основополагающим элементом маркетинга Республики Бурятия. Их выход на внешние рынки определяется культурой менеджмента, эффективностью их маркетинговой стратегии, умением работать с созданием и продвижением собственных торговых марок.
Только незначительная часть организаций гармонично использует составляющие успешного продвижения продукции на внешние рынки.
Этапы технологии повышения маркетингового потенциала производственной сферы выстраиваются по следующим направлениям:
1. Мониторинг менеджмента и маркетинговой культуры предприятий производственной сферы Республики Бурятия.
2. Классификация и группировка всех хозяйствующих субъектов по уровню развития менеджмента и маркетинговой культуры.
3. Распределение организаций по уровню развития внутри группы.
4. Мониторинг группового и внутригруппового состояния.
5. Разработка комплекса мер для каждой группы по уровню развития, включая дифференцированную систему государственной поддержки, с целью повышения его положения внутри группы, а также для создания условий перехода в вышестоящую группу.
Главная задача настоящего этапа - повышение качества предпринимательских ресурсов, формирование оптимальных хозяйственных связей, позволяющих эффективно управлять сырьевыми и товарными потоками на территории Республики Бурятия. Основой данной модели сотрудничества является информационно-аналитический блок, позволяющий сопоставлять параметры спроса и предложения не только на количественном, но и на качественном уровне.
4.3. Повышение инвестиционного потенциала предприятий -
участников стратегии регионального маркетинга и
совокупных ресурсов Республики Бурятия
Объективно условием эффективной реализации инвестиционной политики является согласованность и скоординированность всех предпринимаемых в ее рамках действий с учетом других направлений экономической политики. Соответственно, инвестиционные решения на макроуровне должны быть согласованы с управленческими решениями в других сферах и обосновываться исходя из общеэкономических целей, а приоритеты инвестиционной политики должны быть обусловлены приоритетами общеэкономической политики.
Формирование системы приоритетов - объективная необходимость, поскольку имеющиеся в наличии инвестиционные ресурсы не в состоянии удовлетворить всех потребностей, что обуславливает необходимость выбора сфер приложения усилий, требующих первоочередного внимания.
Решение о концентрации инвестиционного капитала в той или иной отрасли на республиканском уровне принимается исходя из социальных, экономических и политических соображений. Основные факторы, влияющие на формирование системы инвестиционных приоритетов:
- концентрация инвестиционного потенциала в той сфере, где Республика Бурятия имеет реальные преимущества для получения дополнительного дохода в бюджет, то есть в качестве приоритетных выбираются отрасли, дающие наибольшую отдачу, или быстроокупаемые самодостаточные коммерческие проекты;
- уровень развития сфер экономики, обеспечивающих интенсивное развитие экономики в перспективе: структурные преобразования в регионально-отраслевых хозяйственных комплексах и инвестирование в инновационные технологии;
- обеспечение экономической безопасности, к критериям которой относятся:
1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.
2. Зависимость экономики от импорта.
3. Уровень внешнего и внутреннего долга.
4. Самообеспеченность экономики стратегическими ресурсами.
5. Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг.
6. Поддержание и прогрессивное развитие научного потенциала Республики Бурятия, сохранение научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки.
7. Сохранение и расширение межрегиональных экономических отношений.
8. Финансирование проектов, предусматривающих диверсификацию производств, освоение новых видов продукции, услуг, позволяющих с минимальными затратами переориентировать имеющиеся мощности на производство близкой по организации, технологии профильной продукции.
9. Вложения в повышение качества производимой продукции, работ и услуг.
V. Участники реализации Концепции стратегии
регионального маркетинга Республики Бурятия
Основными участниками реализации стратегии регионального маркетинга Республики Бурятия являются:
1. Население Республики Бурятия.
2. Хозяйствующие субъекты Республики Бурятия.
3. Общественные организации, профессиональные союзы, отраслевые ассоциации и другие объединения.
4. Органы муниципального управления Республики Бурятия.
5. Органы исполнительной власти Республики Бурятия.
В соответствии с этим формируются зоны ответственности (зоны полномочий) участников реализации стратегии регионального маркетинга Республики Бурятия:
- для населения - повышение уровня самоорганизации (самоуправления) и общей культуры;
- для хозяйствующих субъектов - создание системы производства и продвижения товаров и услуг, соответствующих современным стандартам качества;
- для общественных организаций, профессиональных союзов, отраслевых ассоциаций и других объединений - координация взаимодействия представляемых ими участников;
- для органов муниципального управления Республики Бурятия - благоустройство территории и создание комфортных условий проживания и социально-культурного обслуживания населения как резидентного, так и нерезидентного характера;
- для органов исполнительной власти Республики Бурятия - координация действий всех участников стратегии регионального маркетинга по ее реализации, корректировка стратегии и осуществление глобального регионального маркетинга.
VI. Ожидаемые результаты реализации стратегии
регионального маркетинга Республики Бурятия
1. Повышение имиджа Республики Бурятия.
2. Рост благосостояния населения.
3. Повышение качества менеджмента всех звеньев регионального маркетинга Республики Бурятия.
4. Увеличение количества организаций, достигших наивысшего уровня развития менеджмента.