Концепция трех волн Э. Тоффлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:49, реферат

Краткое описание

Элвин Тоффлер – один из крупнейших американских писателей и футурологов, известный своими работами о цифровой революции, информационной революции и технологическом перевороте.
Не разделяя традиционных представлений о том, что история подпитывается социальными революциями, Тоффлер начал создавать иные схемы.
Он сумел придать своим сочинениям настоящую социологическую основательность.

Содержание

Введение 3
Краткие биографические данные об Элвин Тоффлер 4
Концепция трех волн 8
Столкновение цивилизаций. Борьба за сферы влияния 12
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

глобалистика.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

Столкновение цивилизаций. Борьба за сферы влияния

 

Тоффлер отмечает, что  наша цивилизация входит и нашу жизнь, но слепой человек всюду старается подавить ее. Она при носит с собой новые семейные отношения, изменения в стиле работы, в любви, в жизни, новую экономику, новые политические конфликты и, кроме того, изменения в сознании.

Также он считает, что  многочисленные перемены в обществе не могут происходить без конфликтов. Волны динамичны, поэтому при их столкновении происходят мощные переходные процессы; когда же сталкиваются волны истории, возникает конфликт цивилизации. Это проливает свет на многое, что в других условиях кажется в сегодняшнем мире лишенным смысла или случайным.

Волновая теория конфликтов предсказывает, что основной конфликт произойдет не между Востоком и Западом или "Между Западом и остальными", как предположил Самуэль Хантингтон. Всеобщие глубокие экономические и стратегические перемены приведут к разделению мира на три отдельные, потенциально конфликтующие цивилизации, которые не могут быть охарактеризованы традиционными определениями.

Цивилизация Первой Волны  была и всегда будет тесно связана  с землей. Какую бы локальную форму  она не принимала, на каком бы языке  ни разговаривали люди, какой бы ни была их религия - это результат аграрной революции

Время появления цивилизации  Второй Волны находится под вопросом. Для многих людей жизнь радикально изменилась примерно триста лет назад. В это время появилась ньютоновская наука, паровой двигатель был впервые использован в экономических целях и в Англии, Франции и Италии начали появляться первые фабрики. Крестьяне стали переезжать в города. Начали распространяться смелые идеи: идея прогресса, доктрина личных прав, руссоистское понятие социального договора, идея отделения школы от церкви, отделения церкви от государства и новая идея о том, что руководители должны выбираться общественностью, а не волей Божьей.

Движущей силой многих из этих перемен был новый способ обогащения - фабричное производство. Задолго до этого множество элементов должны были соединиться и сформировать систему массового производства, потребления, массового образования и средств информации, объединенных вместе и обслуживаемых специализированными институтами: школами, корпорациями и политическими партиями. Изменилась даже структура семьи: из большой, вместе занимающейся домашним хозяйством семьи аграрного типа, объединяющей несколько поколений, она превратилась в уменьшенную семью нового типа, типичную для индустриального общества.

Людям, вовлеченным в эти перемены, жизнь должна была казаться хаотичной. Тем не менее, все перемены были тесно взаимосвязаны. Они явились шагами к высшему развитию того, что мы называем современностью - обществ массовой индустрии, цивилизаций Второй Волны.

Сдвиги и радикальные перемены присутствуют на всех этих уровнях общества. При изменении стольких социальных, технологических и культурных параметров одновременно возникает не только сдвиги, но и изменения, не только новое общество, но и зачатки абсолютно новой цивилизации.

Борьба за сферы влияния. В каждой стране, становящейся на путь индустриального развития, разразились ожесточенные кровавые войны между промышленными и коммерческими группами Второй Волны и землевладельцами Первой Волны, часто в союзе с церковью (тоже являющейся крупным землевладельцем). Множество крестьян было согнано с земель, чтобы стать рабочими на "дьявольских мельницах" и фабриках, которые занимали все новые территории.

 

Стычки и бунты, гражданские  войны, территориальные споры, национальные восстания начали происходить, когда война Первой и Второй Волны за интересы переросла в борьбу за сферы влияния - основной конфликт, ставший причиной многих других. Подобная ситуация повторялась во всех странах, вступающих в индустриальную эпоху. В США для этого понадобилась ужасная гражданская война индустриально-коммерческого Севера против аграрной элиты Юга. Всего несколько лет спустя в Японии разразилась революция Мэйдзи. Модернисты Второй Волны в очередной раз восторжествовали над приверженцами традиций Первой Волны.

 

Распространение цивилизации  Второй Волны с ее новыми методами обогащения дестабилизировало отношения  между странами, образуя пробелы  в сферах влияния.

Индустриальная цивилизация, результат Второй Волны перемен, быстрее всего стала распространяться на северных берегах огромного Атлантического бассейна. Атлантические державы, вступив в индустриальную эпоху, требовали новых рынков сбыта и дешевого сырья из отдаленных регионов. Поэтому передовые державы Второй Волны вели колонизаторские войны и добились господства над оставшимися державами Первой Волны и племенами по всей Азии и Африке.

Это снова была борьба за сферы влияния - индустриальных держав Второй Волны против аграрных держав Первой Волны - но на этот раз на более  глобальном, а не на внутригосударственном уровне. Это сопротивление до последнего времени в основном определяло международное положение.

Племенные и территориальные  войны между разными аграрными  группами продолжались, как и раньше, на протяжении всего последнего тысячелетия, но важность этих войн была невелика, и они обычно просто ослабляли обе стороны, делая их легкой добычей для колонизатора - индустриальной державы.

Но самыми большими и  кровопролитными войнами эпохи  индустриализации были войны друг против друга, спровоцированные державами Второй Волны, такими как Германия и Англия, при том что каждая из них боролась за мировое господство, оставляя при этом в подчинении мировые популяции Первой Волны.

Окончательным результатом  стало четкое разделение. Индустриальная эра поделила мир на доминирующую цивилизацию Второй Волны и зависимые колонии Первой Волны. Многие из нас выросли в мире, разделенном между этими цивилизациями. И наиболее влиятельная из них очевидна.

Сегодня расстановка  сил в мире изменилась. Мы движемся к совершенно другой структуре сил, разделяющей мир не на две, а на три четко определенные противоположные враждующие цивилизации. Символ Первой, как и прежде, - мотыга, Второй - конвейер, а Третьей - компьютер.

В разделенном натрое мире сектор Первой Волны поддерживает сельскохозяйственные и минеральные ресурсы, сектор Второй Волны обеспечивает дешевый труд и производит массовую продукцию, а быстро растущий сектор Третьей Волны использует новый способ доминирования - создание и эксплуатацию знаний.

Народы цивилизации Третьей Волны продают информацию и нововведения, менеджмент, культуру и поп-культуру, новые технологии, программное обеспечение, образование, педагогику, медицинские, финансовые и другие услуги всему миру. Одной из этих услуг может оказаться военная защита, так как силы Третьей Волны являются лучшими.

Заключение

В данной работе была рассмотрена  волновая концепция Тоффлера.

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее взаимно  сменяемых друг друга волн – типов общества. Первая Волна – это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая Волна – результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья Волна – результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешевую, нацеленную на конкретного покупателя, продукцию, распределяемую по малым нишам.

Сравнивая эти три  волны, Элвин Тоффлер приходит к выводу, что эти они соперничают между собой (то есть происходит борьба за сферы влияния). Аграрная волна сталкивается с индустриальной, индустриальная – с информационной. Тоффлер подчеркивает, что сегодня расстановка сил в мире изменилась. Мы движемся к совершенно другой структуре сил, разделяющей мир не на две, а на три четко определенные противоположные враждующие цивилизации. Символ Первой, как и прежде, - мотыга, Второй - конвейер, а Третьей - компьютер.

В разделенном натрое мире сектор Первой Волны поддерживает сельскохозяйственные и минеральные ресурсы, сектор Второй Волны обеспечивает дешевый труд и производит массовую продукцию, а быстро растущий сектор Третьей Волны использует новый способ доминирования - создание и эксплуатацию знаний.

Список литературы

 

 

  1. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI в. / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2003.  – 669 с.
  2. Интервью с Элвином Тоффлером  - [Электронный ресурс] – http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/02/interview_elvin_i_heydi_toffler/print
  3. Тоффлер Элвн. Третья волна – [Электронный ресурс] – http://gumer.ru
  4.   Тоффлер Э. Футурошок – [Электронный ресурс] – http://gumer.ru



Информация о работе Концепция трех волн Э. Тоффлера