Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:27, реферат
Гаэтано Моска (1858-1941гг.) — выдающийся итальянский политолог, один из основателей элитологии, профессор Туринского и Римского университетов. Главная заслуга Моски — вычленение элиты как специального объекта исследования, анализ ее структуры, законов функционирования, прихода к власти, причин вырождения и упадка, смены ее контрэлитой. В 1896 г. вышла его книга «Элементы политической науки», а в 1923 г.- ее дополненное издание. В 1939 г. эта книга была переведена на английский язык и издана под названием «Правящий класс», принеся автору мировую известность. Понятию «элита» Моска предпочитал термины «правящий класс» и «политический класс», употребляя их как синонимы. Впоследствии он вынужден был внести коррективы, отметив, что политический класс является как бы базой для правящего класса. Действительно, понятие «правящий класс», с одной стороны, более широкое, чем «политический класс»: в него входят и другие, не политические структурные элементы - экономическая, культурная и прочие элиты.
Введение…..………………………………………………………………………………… 3
1. Возникновение идей политического элитизма………………………………………... 4
2. Гаэтано Моска и его теория элит……………………………………… ……………….. 5
3. Влияние позитивизма. Отношение к другим направлениям социально-политической мысли……………………………………………………………………………………... 11
4. Социологическая теория политического класса……………………………………… 12
5. Теория правящего класса у Моски……………………………………………………. 16
6. Общество и государство. Проблема бюрократии…………………………………… 17
Заключение………………………………………………………………………………….. 22
Литература………………………………………………………………………................. 24
Министерство образования и науки РФ
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Реферат
по дисциплине «История социологии»
на тему: « Концепция элит Гаетано Моска»
студентка группы 11
очной формы обучения
факультета ФСТ
Полянскова
Юлия
Научный руководитель:
Сидельников
Сергей
Сергеевич
Москва-2014
Содержание
Введение…..…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В повседневном языке оно имеет два значения.
Первое из них отражает обладание какими-то выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. В этом значении термин «элита» употребляется в таких словосочетаниях, как «элитное зерно», «элитные лошади», «спортивная элита», «элитные войска», «воровская элита» и т.п.
Во втором значении слово «элита» относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия. Сам термин «аристос» означает «лучший», соответственно, аристократия — «власть лучших».
В политической науке термин «элита» употребляется лишь в первом, этически нейтральном значении. Определяемое в самой общей форме, это понятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций. Теория элит стремится исключить нивелировку, усредненность в оценке влияния людей на власть, отражает неравномерность ее распределения в обществе, соревновательность и конкуренцию в области политической жизни, ее иерархичность и динамизм.
Научное употребление категории «политическая элита» основывается на вполне определенных общих представлениях о месте, роли политики и ее непосредственных носителей в обществе. Теория политической элиты исходит из равноправности и равноценности или даже приоритета политики по отношению к экономике и социальной структуре общества. Поэтому эта концепция несовместима с идеями экономического и социального детерминизма, представленного, в частности, марксизмом, трактующим политику всего лишь как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики и классовых интересов. Из-за этого, а также вследствие нежелания правящей номенклатурной элиты быть объектом научных исследований, понятие политической элиты в советском обществоведении рассматривалось как псевдонаучное и буржуазно-тенденциозное и в позитивном значении не употреблялось.
Наиболее распространенными подходами к теории политических элит в современной западной политологии является
1) ценностный, объясняющий существование политической элиты неким «превосходством» — интеллектуальным, моральным и т.п. и
2) структурно-функциональный, объясняющий существование политической элиты важностью функций управления, определяющей особую роль людей, их выполняющих.
3
1. Возникновение идей политического элитизма
Первоначально в политической науке французский термин «элита» получил распространение в начале XX в. благодаря трудам Сореля и Парето, хотя идеи политического элитизма возникли вне Франции в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд.
Идеи политического элитизма, согласно которым функцию управления обществом должны выполнять избранные, лучшие из лучших, аристократы, появились еще в глубокой древности. Наиболее четко эти идеи прослеживаются в работах Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории сколь-нибудь серьезного социологического обоснования еще не получили. Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX — начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.
Концепции элит Моски, Парето и Михельса объединяют следующие идеи:
1. Особые качества элиты,
связанные с природными
2. Групповая сплоченность
элиты. Это сплоченность группы,
объединяемой не только
3. Признание элитарности
любого общества, его неизбежного
разделения на
4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.
5. Руководящая и господствующая
роль элиты в обществе. Она
выполняет необходимую для
4
2. Гаэтано Моска и его трактовка понятия «элиты»
Гаэтано Моска (1858-1941гг.) — выдающийся итальянский политолог, один из основателей элитологии, профессор Туринского и Римского университетов. Главная заслуга Моски — вычленение элиты как специального объекта исследования, анализ ее структуры, законов функционирования, прихода к власти, причин вырождения и упадка, смены ее контрэлитой. В 1896 г. вышла его книга «Элементы политической науки», а в 1923 г.- ее дополненное издание. В 1939 г. эта книга была переведена на английский язык и издана под названием «Правящий класс», принеся автору мировую известность. Понятию «элита» Моска предпочитал термины «правящий класс» и «политический класс», употребляя их как синонимы. Впоследствии он вынужден был внести коррективы, отметив, что политический класс является как бы базой для правящего класса. Действительно, понятие «правящий класс», с одной стороны, более широкое, чем «политический класс»: в него входят и другие, не политические структурные элементы - экономическая, культурная и прочие элиты. Однако в ином отношении понятие «политический класс» — более широкое, чем «правящий класс»: оно включает не только властвующую группу, но и оппозицию. Политология для Моски прежде всего наука об элитах, важнейший инструмент выработки ими научной политики, которая поможет им удержаться у власти.
«Господство элит - закон общественной жизни. Вот как формулирует Моска своё кредо по этому поводу: наличие правящих слоёв становится очевидным даже при самом поверхностном взгляде. […] Но поскольку управление общественными делами всегда «находится в руках меньшинства влиятельных людей», с которыми сознательна или бессознательно считается большинство, Моска ставит под сомнение сам термин «демократия». Демократию он считает камуфляжем всё той
же власти меньшинства. Её он называет плутократической, признавая, что именно в опровержении демократической теории в основном заключается задача его теоретического поиска. Но ведь известно, что власть меньшинства над большинством в той или иной степени легитимизируется, т.е. осуществляется с согласия большинства. Чем же объясняет этот феномен Моска? Прежде всего тем, что правящее меньшинство всегда является организованным меньшинством, ... во всяком случае, по сравнению с неорганизованной массой. «Суверенная власть организованного меньшинства над неорганизованным большинством неизбежна.
Власть всякого меньшинства непреодолима для любого представителя большинства, который противостоит тотальности организованного меньшинства».
Однако есть и ещё одно обстоятельство, легитимизирующее эту власть: это то, что представляющие её индивиды отличаются от остальной массы такими качествами, которые обеспечивают им материальное, интеллектуальное и даже моральное превосходство, Другими словами, «представители правящего меньшинства неизменно обладают свойствами, реальными или кажущимися, которые глубоко
5
почитаются в обществе, в котором они живут». Главные среди них — образование, смелость, гибкость, сила убеждения, готовность использовать силовые методы по отношению к противнику. Эти качества крайне важны для представителей правящих сил, ибо массы, по мнению Моски, в принципе апатичны и всегда склонны благоговеть перед силой. Только при сильном лидере массы успокаиваются, а элита становится неуязвимой. Весьма убедителен тезис Моски и о необходимости для власть имущих материального и морального превосходства, а также «военной доблести», которая, по его мнению, особую роль играла на ранних стадиях развития общества, а сейчас такой роли не играет, хотя и имеет немаловажное значение. В обществах, отличающихся высоким уровнем цивилизации, особую значимость приобретает интеллектуальное превосходство управленческого меньшинства и богатство. «Доминирующей чертой правящего класса стало в большей степени богатство, нежели воинская доблесть; правящие скорее богаты, чем храбры». И далее: «В обществе, достигшем определённой стадии зрелости, где личная власть сдерживается властью общественной, власть имущие, как правило, богаче, а быть богатым - значит быть могущественным. И действительно, когда борьба с бронированным кулаком запрещена, в то время как борьба фунтов и пенсов разрешается, лучшие посты неизменно достаются тем, кто лучше обеспечен денежными средствами». По мнению Моски, связь тут двусторонняя: богатство создаёт политическую власть точно так же, как политическая власть создаёт богатство. Здесь проявляется внешнее сходство позиций элитаристов с марксистской концепцией общественного устройства. Но это только видимость. Моска, в отличие от Маркса, утверждал, что фундаментом общественного развития служит не экономика, а политика, не базисные отношения, а надстроечные, политические. И вот почему. Правящий или политический класс концентрирует руководство политической жизнью в своих руках, объединяет индивидов, обладающих «политическим сознанием» и решающим влиянием на экономику, на экономическую элиту. С переходом от одной исторической эпохи к другой изменяется состав правящего класса, его структура, требования к его членам, но как таковой этот класс всегда существует, более того, он определяет исторический процесс. А раз так, то задача элитологии состоит в исследовании условий существования правящего политического класса, удержания им власти, механизмов взаимоотношений с массами.
Моска различает автократический и либеральный принципы правления организованного меньшинства в зависимости от характера политической ситуации и скептически оценивает концепции народного суверенитета и представительного правления. На вопрос о том, какой тип политической организации является лучшим, Моска отвечает однозначно - тот, который даёт элите возможность развиваться, подвергаться взаимному контролю и соблюдать принцип индивидуальной ответственности. Власть элиты он ставит в зависимость от того, в какой степени
6
качества её членов
соответствуют потребностям эпохи, из
какой бы социальной страты они не рекрутировались.
Причем правящее меньшинство может рекрутироваться
различными способами, но главным критерием
отбора являются способности, профессионализм
и качества, желательные для политического
управления. Поэтому важнейшей задачей
элитологии Моска считал анализ кадрового
состава элит, принципов её формирования,
систем их организации. Мало того, даже
изменения в структуре общества, полагал
он, можно суммировать изменениями в составе
элит. С его точки зрения, правящее меньшинство
всегда более или менее консолидировано
и подвержено тенденции превратиться
в закрытый класс. «Все правящие классы
стремятся стать наследственными, если
не по закону, то фактически». 1 В этой фразе
... большая доля истины. Причём относящаяся
к элитам самых разных политических систем — от восточной
деспотии до партийной номенклатуры «реального
социализма». Впрочем, Моска справедливо
отмечает историческую опасность этой
тенденции для самой же элиты. Но тут же
обращает внимание на всё более заметную
в современных условиях тенденцию перехода
от более закрытых правящих классов к
менее закрытым, от наследственных привилегированных
каст к более открытым системам, где, в
частности, образование открывает путь
к правительственныепосты.
Опасность для элит - их стремление превратиться в наследственную, закрытую группу, что неминуемо ведет к ее вырождению, замене контрэлитой. По мнению Моски, оптимальна такая политическая система, которая, с одной стороны, не полностью закрыта для мобильности в элиту, а с другой - обеспечивает преемственность элиты — главной гарантии устойчивости политической системы. Идеалом является формирование элиты не на основе богатства и родовитости, а на основе способностей, образования, заслуг. Впоследствии эти идеи вылились в теории меритократии.
В 1896 г. в "Основах политической науки" Г. Моска сформулировал закон социально-политической дихотомии общества. Он состоит в том, что «во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существует два класса: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами. Второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма.» 2