Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 16:42, реферат
В данной проектной работе хотелось бы рассмотреть конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности. Схема конфликтной ситуации Семья Р. состояла из трех человек: гражданки М., гражданина П, и их несовершеннолетнего сына. Гражданка М. и гражданин П. развелись, мальчик остался жить с гражданкой М. Гражданин П. переехал в другой город и не желает общаться со своим сыном. Одинокая мать М. недоброжелательно относится к ребенку, который остался с ней как бы в качестве напоминания о ее жизненном разочаровании и неудачах в личной жизни.
В данной проектной работе хотелось бы рассмотреть конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности. Схема конфликтной ситуации Семья Р. состояла из трех человек: гражданки М., гражданина П, и их несовершеннолетнего сына. Гражданка М. и гражданин П. развелись, мальчик остался жить с гражданкой М. Гражданин П. переехал в другой город и не желает общаться со своим сыном. Одинокая мать М. недоброжелательно относится к ребенку, который остался с ней как бы в качестве напоминания о ее жизненном разочаровании и неудачах в личной жизни. Недружелюбное отношение матери иногда замаскировано даже чрезмерным стремлением «помочь ребенку», например поисками для него места в больнице при каждом обычном заболевании. Совершенно ясно, что такое «воспитание» очень плохо влияет на развитие характера ребенка, у него развивается комплекс неполноценности, мальчик думает, что именно он виноват в таком отношении к нему, он хочет жить с мамой и папой в любви и заботе. Причины конфликта: - Субъективные: характер подростка (мальчик мнительный, все принимает близко к сердцу, склонен к самоанализу, самоедству, самокритике, к размышлениям, подвержен депрессивному состоянию). - Объективные: недоброжелательное отношение родителей к ребенку; недостаток воспитания; безответственность родителей, их неучастие в жизни ребенка. Мотивы: неудовлетворенность потребности в общении с родителями, в любви, совете, помощи с их стороны. Ценности: чувство собственного достоинства; внутрисемейная ценность единства и взаимопомощи, взаимоподдержки. Самооценка: низкая. Диагностика конфликтной ситуации В ходе диагностики конфликтной ситуации нами были рассмотрены три группы методов: 1). Психологические: – Самооценка комплекса неполноценности. – Тест на склонность к внутриличностному конфликту (Кноблох - Фальконетт) – Самооценка характера по методике Р. Кэттела 2). Тест на самооценку комплекса неполноценности показал, что подросток закомплексован, себя оценивает негативно, «зациклин» на своих слабостях, недостатках, ошибках. Постоянно борется с собой, и это только усугубляет и комплексы, и саму ситуацию, еще более осложняет отношения с людьми. Тест на склонность к внутриличностному конфликту показал, что подростку присуща внутренняя конфликтность личности. Склонность к самообвинениям, нерешительности и неуверенности в себе. Самооценка характера по методике Р. Кэттела дала следующие результаты. Подросток, скорее всего, не очень нуждаетесь в обществе других и по натуре, как говорят, не контактен. Вполне возможно, что он скептически относитесь к знакомым и довольно строго судит других. А это, как известно, ограничивает круг близких друзей, с которыми легко быть откровенным. У него богатое воображение и, как следствие, высокий творческий потенциал. Данный тест так же показал, что подростку присуща внутренняя конфликтность. Благодаря карте социального развития ребенка мы узнали, что школьные занятия он не пропускает, к учебе относится позитивно, поведение в школе и в не школы отличное, в классе достаточно общительный, у него нет правонарушений, он не стоит на учете в ИДИ.
Логика построения групповых коррекционных занятий:
1 занятие – создание
благоприятных условий для
2 занятие – развитие
самоанализа и углубление
3 занятие – развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;
4 занятие – сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне»; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;
5 занятие – приобретение
опыта взаимодействия с
6 занятие – закрепление полученных умений и навыков самоанализа и самокоррекции;
7 занятие – самокоррекция развития на подсознательном уровне при помощи метафоры изменения, активизации ресурсных механизмов возраста.
Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию – 2-3 месяца.
Занятие №1
Цели:
создание благоприятных условий для работы группы;
принятие правил работы;
определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников;
начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения.
1. Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест).
2. Принятие правил работы в группе.
3. Ожидания, связанные с работой в группе (6, с.234).
Назначение: получить первый опыт – говорить в группе.
4. Игра «Встаньте в круг».
Назначение:
создание общей атмосферы тренинга;
построение доверительных отношений участников.
Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.
Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг.
5. Игра «Меняются местами те, кто...» (2, №5, с.66).
Назначение:
интенсивное физическое взаимодействие;
создание общей атмосферы тренинга;
диагностика динамики поведения участников.
6. Упр. «Мои добрые дела»
Назначение:
развитие умений анализировать свои поступки;
настрой на доброе отношение друг к другу.
Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.
7. Разминка.
Изобразить, как ходит:
глубокий старик;
младенец, только начавший ходить;
солдат;
пьяный;
влюблённый, ожидающий свидания;
робот;
горилла и т.п.
Назначение: снять напряжение и усталость.
8. Упр. «Мои сильные стороны» (3, с.28).
Назначение:
формирование доверия к самому себе;
развитие умений думать о себе положительно.
9. Обратная связь: анкетирование «Откровенно говоря...»
Дата занятия ____________
Тренинговое имя ____________
Во время занятий я понял, что...
Самым полезным для меня было...
Я был бы более откровенным, если...
Мне не понравилось...
Больше всего мне понравилось, как работал (а)...
6) На следующем занятии я хотел бы...
Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводить анкетирование важно в конце каждого занятия.
10. Подведение итогов.
Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?»
Занятие №2
Цели:
способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;
совершенствовать коммуникативные навыки.
1. Приветствие «Я рад тебя видеть».
2.
а) Анализ анкет «Откровенно говоря...»
б) Напоминание о правилах работы в группе, необходимые уточнения.
3. Упражнения на представление
чувства собственного
Участники перебрасываются мячиком и объясняют.
I.
а) «Ругать – это значит...»
б) «Если человека ругают, то он...»
«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого ругают.
Обратная связь:
какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;
какую позу принял бы, если бы сам был своим «скульптором».
II.
а) «Хвалить» – это значит...»
б) «Если человека хвалят, то он...»
«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого хвалят.
Обратная связь – аналогично I.
Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно.
Назначение упражнения:
проанализировать влияние на уверенность человека отношения к нему др. людей;
Вывести участников на представление о чувстве собственного достоинства.
4. Разминка. Игра «Леди и джентльмены» (2, №5, с.67).
5. Упр. «Список претензий» (3, с.54)
Назначение: осознание, что человек имеет право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя.
4. Игра «Воздушный шар» (3, с.71).
Назначение:
демонстрация того, что люди часто не умеют продуктивно общаться;
подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.
5. Разминка. Физические упражнения – ведущие по очереди.
Назначение: снятие напряжения и усталости.
6. Откровенно говоря...
7. Подведение итогов.
Занятие №3
Цели:
способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать др. людей, ситуации, возникающие в процессе общения;
формировать внимательное отношение друг к другу, к другим людям;
возможная коррекция восприятия участниками др. людей;
развитие внеязыковых средств общения.
1. Приветствие (невербальное).
2. Анализ анкет. Необходимые комментарии.
3. Психологический этюд «Замочная скважина».
Представить, что у двери стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет).
а) впечатления от поступка этого человека;
б) в комнате находится «Я». Свои чувства к этому человеку, действия.
Назначение:
обеспечение личностной конфиденциальности участников;
возможная коррекция поведения.
4. Упр. «Грани сходства» (3, с.68).
Назначение: дать возможность понять, что люди имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других.
5. Упр. «Мимика и жесты» (5, с.9).
Назначение:
развитие невербальных средств общения;
формирование более свободного стиля общения.
Невербально выразить два противоположных состояния:
гнев и спокойствие;
усталость, бодрость;
разочарование, восхищение;
обида, прощение;
печаль, радость;
волнение, безмятежность;
досада, удовлетворённость;
сомнение, уверенность.
6. Разминка «Путаница» (6, с.111).
Назначение: групповое сплочение.
7. Конструирование образов. Психодрама.
Конструирование образов подростка и его друга.
Ролевое проигрывание созданного сюжета.
Материал: фольга, вата. (Необходимо знание ведущим техники конструирования образов)
Назначение:
выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;
формирование эффективных способов общения.
8. Откровенно говоря...
9. Подведение итогов.
Занятие №4
Цели:
продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;
выявить индивидуальные особенности общения;
формировать эффективные способы общения.
1. Приветствие. Каждый участник (по-очереди) – в центре круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга.
2. Анализ анкет. Необходимые комментарии.
3. Упр. «Ассоциации» (5, с. 11).
Назначение:
дать возможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие;
коррекция собственного восприятия других людей.
4. Ролевая гимнастика (5, с. 16).
Продекламировать «У лукоморья...»
Назначение:
снятие напряжения;
подготовка к ролевым играм.
5. Конструирование образов. Психодрама.
Конструирование образов подростка и значимого взрослого, с которым не всегда гармонично складываются отношения.
Ролевое проигрывание созданного сюжета.
Назначение:
выявить основные способы взаимодействия подростка со взрослыми;
совершенствовать вербальные и невербальные компоненты общения;
корректировать восприятие подростками других людей.
6. Откровенно говоря...
7. Подведение итогов.
Занятие №5
Цели:
Приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач;
Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях.
1. Приветствие: «Мне приятно с тобой общаться, потому что...»
2. Анализ анкет «Откровенно говоря». Необходимые комментарии.
3. Дискуссия. Группа делится на две подгруппы, каждая из которых по очереди исполняют роль участников дискуссии и наблюдателей.
Дискуссионные вопросы:
Куда поехать летом на каникулы?
Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме?
Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению?
При анализе первые высказываются наблюдатели, потом – участники.
4. Упр. «Чувствую себя хорошо» (4, с.35).
Упр. «Вверх по радуге» (4, с.35).
Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением.
5. Упр. «Грани различия» (3, с.77).
Назначение: дать возможность понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий язык.
6. Упр. «Установить контакт с группой»:
а) грубияны;
б) самоуверенные, считающие себя «избранными».
: дать возможность попытаться
найти общие точки для
7. Разминка. Упр. «Сплетня».
Назначение:
снять усталость;
продемонстрировать казусы, возникающие при передаче информации «от третьего лица».
8. «Необитаемый остров» (3, с.79).
Назначение:
усилить чувство необходимости слушать друг друга;
продемонстрировать умение поиска цивилизованных путей выхода из сложных обстоятельств;
развивать навыки общения.
9. Откровенно говоря...
10. Подведение итогов.
Занятие №6.
Цели:
Закрепление полученных навыков и умений самоанализа и самокоррекции в сфере общения;
Информация о работе Корекционная программа девиантных подростков