Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 21:35, контрольная работа
Цель работы заключается в том, чтобы, изучив социальную ответственность ОАО «РЖД», разработать эффективные рекомендации по ее повышению. В соответствии с поставленной целью в работе будут решены задачи:
- Исследовать деятельность ОАО «РЖД», проанализировать основные технико-экономические показатели этой организации и данные бухгалтерской отчетности за последние годы;
- Проанализировать финансовую устойчивость, платежеспособность, ликвидность ОАО «РЖД» и оценить вероятность банкротства;
- Изучить понятие и сущность социальной ответственности бизнеса, рассмотреть основные направления ее действия;
- Проанализировать положения Кодекса социальной ответственности ОАО «РЖД» и рассмотреть основные ее направления: экологическая политика, взаимодействие с персоналом, взаимодействие с обществом, ответственность за продукцию и услуги;
- Разработать рекомендации по повышению социальной ответственности ОАО «РЖД»
- Проанализировать ответственность ОАО «РЖД» в области охраны труда и экологии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Кодекс корпоративной социальной ответственности ОАО «РЖД»…………5
1.1. Направление социальной ответственности ОАО «РЖД»………………..22
1.2. Экологическая политика и ответственность ОАО «РЖД»………………24
1.3. Взаимодействие с персоналом ОАО «РЖД»……………………………..32
1.4 Взаимодействие с обществом ОАО «РЖД»……………………………….39
1.5 Ответственность за продукцию и услуги ОАО «РЖД»…………………..49
Защита интересов предприятий при решении спорных вопросов в области охраны окружающей среды позволила сэкономить 81,9 млн руб.
По результатам замеров выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду инструментальными методами и в результате корректировки экологических платежей, предъявленных территориальными органами Ростехнадзора, обеспечено снижение предъявленных платежей на 43,0 млн. руб. Экономический эффект от внедрения природоохранных технологий на предприятиях компании составил 115,5 млн. руб. Всего сокращено эксплуатационных затрат дорог 542,8 тыс. руб.
1.3 Взаимодействие с персоналом ОАО «РЖД»
Следуя принципам социально ответственного ведения бизнеса, ОАО «РЖД» реализует социальную политику, направленную на эффективное взаимодействие с персоналом. Компания рассматривает работников как главный ресурс, определяющий экономические результаты работы ОАО «РЖД», конкурентоспособность и рыночную стоимость Компании. В связи с этим обеспечение профессиональными кадрами по всем направлениям деятельности ОАО «РЖД» и мотивация работников к производительному и эффективному труду выступают важнейшими целями социальной политики Компании.
Рис 4.3. Основные направления взаимодействия с персоналом ОАО "РЖД".
Реализация целей политики в области взаимодействия с персоналом в ОАО «РЖД» осуществляется по нескольким ключевым направлениям (см. схему рис. 4.3):
• привлечение и профессиональный отбор персонала;
• регулирование трудовых отношений;
• оплата труда и мотивация персонала;
• социальная поддержка работников;
• развитие (обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации) работников ОАО «РЖД»;
• охрана труда и профессиональная безопасность.
Ключевые риски и возможности в области взаимодействия с персоналом
Успешность реализации политики взаимодействия с персоналом Компании зависит как от существующих возможностей и потенциала Компании, так и от действующих и потенциальных рисков, связанных с влиянием внешней и внутрикорпоративной среды. Возможности ОАО «РЖД» в области взаимодействия с персоналом определяются, с одной стороны, сочетанием многолетнего опыта реализации социальных программ, существенной материально-технической базой в этой области, а с другой стороны – внедрением новых методов и стратегических подходов к социальному развитию. Управление персоналом и повышение качества трудовых ресурсов Компании, а также их корпоративная социальная поддержка осуществляются на основе Функциональной стратегии развития кадрового потенциала. Кроме того, в Компании разработан и реализуется целый ряд программ по отдельным областям социального развития. ОАО «РЖД» прилагает значительные усилия по развитию социального партнерства, сотрудничества с профсоюзными организациями, представляющими интересы работников Компании.
Планируемые и реализуемые компанией меры социальной политики направлены не только на реализацию имеющихся возможностей, но и на эффективное управление существующими и потенциальными рисками Компании в области взаимодействия с персоналом. Негативное влияние таких рисков связано:
• с возможным снижением эффективности текущей деятельности из-за повышения текучести кадров, временной потери трудоспособности, снижения мотивации к высокопроизводительному труду;
• с угрозами стратегическому развитию Компании вследствие нехватки квалифицированных человеческих ресурсов для реализации новых проектов и направлений деятельности, предусмотренных в Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г.
Система управления персоналом в ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии со Стратегией развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года. Главная цель Стратегии – повышение эффективности деятельности и вовлеченности персонала в реализацию корпоративных задач Холдинга «Российские железные дороги». Эта цель может быть достигнута через решение следующих функциональных задач:
• обеспечение персоналом;
• вовлечение персонала в эффективную реализацию корпоративных задач и совершенствование системы мотивации;
• непрерывное развитие персонала и переход к обучающейся организации;
• жизнеобеспечение персонала во внепроизводственной среде;
• проведение эффективной молодежной политики;
• совершенствование корпоративной социальной ответственности и социального партнерства;
• развитие корпоративной системы управления персоналом в холдинге.
В условиях финансово-экономического кризиса выполнена главная задача 2009 г. в сфере управления персоналом – сохранен основной кадровый потенциал и продолжено его дальнейшее развитие. В этих целях в Компании была разработана и реализуется целевая Программа содействия занятости высвобождаемых работников ОАО «РЖД» на 2009–2011 годы. Основное высвобождение численности произошло за счет естественного оттока. По сокращению численности или штата организации в Компании уволено только 1,1% работников (12,5 тыс. чел.). Это не больше, чем в докризисном 2008 г. Кроме того, Компания выполнила свои обязательства по приему молодых специалистов, окончивших вузы и техникумы по целевому направлению, и лиц, вернувшихся из рядов Вооруженных Сил России, –13,5 тыс. чел.
Характеристика кадрового состава ОАО «РЖД»
По состоянию на 1 января 2010 г. численность работников ОАО «Российские железные дороги» снижена к уровню 2008 г. на 7,7% и составила 1 075 700 человек.
Удельный вес категорий персонала в общей численности за последние пять лет остается стабильным и распределяется следующим образом: руководители – 6,9%, специалисты – 19,2%,служащие – 4,4%, рабочие – 69,4% (см. рис. 4.4).
Рис. 4.4 Структура персонала ОАО "РЖД"
Доля молодых работников Компании в возрасте до 30 лет составила в 2009 г. 22,9%.Постоянным на протяжении последних лет остается и гендерный состав работников. Из общего числа работников количество женщин составляет 366 857 человек (34,1%). Женщины занимают 55% всех должностей руководителей и специалистов Компании.
Средний возраст работников Компании составляет 40 лет.
Выросла обеспеченность Компании работниками с высшим образованием на 1,7% и работниками со средним профессиональным образованием на 1,2%.Порядок приема, увольнения и перемещения работников осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации, а также на основании внутренних локальных нормативных актов Компании. Трудовые отношения между работником и работодателем определяются трудовым договором.
В 2009 г. в ОАО «РЖД» было принято более 82 тыс. работников (7,6% от общей численности), уволено более 141 тыс. работников(13,1% от общей численности). Несмотря на значительное снижение численности, кадрового дефицита основных рабочих профессий в Компании в целом за 2009 г. не наблюдалось. Укомплектованность по сети железных дорог и основным функциональным филиалам составила 97,9%к штатному расписанию. Текучесть кадров по сети железных дорог в сравнении с 2008 г. снизилась на 2,4% и составила 8,7%.
Развитие персонала, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
Проводимая в 2009 г. работа по реализации Стратегии развития кадрового потенциала в целом обеспечила потребности филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» в квалифицированных кадрах.
Особое внимание было уделено реализации антикризисных мер – переподготовке персонала, обучению работников вторым (смежным)профессиям, повышению их квалификации. Еще одним важным направлением работы в 2009 г. явилось дальнейшее развитие существующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «РЖД»,а также ее адаптация к изменяющимся внешними внутренним условиям. В 2009 г. советом директоров ОАО «РЖД»утверждена Концепция системы дополнительного корпоративного образования руководящего состава – Корпоративный Университет ОАО «РЖД», который приступил к работе с 1 июля 2010 года. В 2009 г. по рабочим профессиям обучено 60 тыс. человек, в том числе 41 тыс. чел. в порядке переподготовки и вторым (смежным)профессиям, 157 тыс. рабочих повысили квалификацию, из них более 25 тыс. чел. повысили свой квалификационный разряд.
В 2009 г. создан и начал работать Координационно-методический совет по вопросам подготовки рабочих кадров, внедрены дистанционное обучение и тестовый контроль знаний учащихся технических школ и учебных центров. Продолжается работа по переработке примерных учебных планов и программ по основным рабочим профессиям с учетом современных требований. В 2009 г. было переработано более22 примерных учебных планов и программ профессиональной подготовки рабочих локомотивного, вагонного, путевого и других хозяйств.
Большое внимание уделено подготовке специалистов в вузах и техникумах. На очную форму обучения филиалами и ДЗО ОАО «РЖД»были направлены в вузы железнодорожного транспорта 5164 чел., из них зачислено 3899 чел.; в техникумы и колледжи направлены 4658 чел., из них зачислены 3561 чел., что соответствует потребностям Компании в специалистах. Всего по очной форме обучения на условиях целевой подготовки обучаются в вузах железнодорожного транспорта 17,2 тыс. чел., в техникумах и колледжах – 13,5 тыс. человек. В 2009 г. в филиалах и других структурных подразделениях ОАО «РЖД» прошли практику 12,8 тыс. студентов вузов, в том числена оплачиваемых рабочих местах 4,4 тыс. чел. и 9,5 тыс. студентов техникумов, в том числена оплачиваемых рабочих местах 3,3 тыс. чел. Студентам и аспирантам учебных заведений железнодорожного транспорта присуждены 200 именных стипендий ОАО «РЖД» в размере от 1,5 до 4,5 тыс. руб. в месяц; 500 грантов ОАО «РЖД» на разработку дипломных проектов в размере 35 тыс. руб. для студентов вузов и 25 тыс. руб. для студентов техникумов; установлены доплаты в размере от 1 до 2 тыс. руб. в месяц к государственной стипендии студентам-целевикам, обучающимся на «хорошо» и «отлично», а также относящимся к категории малообеспеченных и социально незащищенных граждан.
Начиная с 2005 г., Компания ежегодно выделяет вузам и техникумам железнодорожного транспорта средства на проведение спартакиады студентов. В 2009 г. на эти цели было направлено30,4 млн. руб.В 2009 г. повысили квалификацию72 тыс. руководителей и специалистов. В том числе 94 руководителя прошли зарубежную стажировку на предприятиях железнодорожного транспорта.
На 1 января 2010 г. по программам МВА в ведущих российских бизнес-школах обучаются186 перспективных руководителей ОАО «РЖД». Успешно закончили обучение 203 человека, в том числе в 2009 г. – 111 человек; 12 работников Компании поступили на обучение по программам МВА в престижные зарубежные бизнес-школы. Организована подготовка к поступлению еще 16 человек.
1.4 Взаимодействие с обществом ОАО «РЖД»
Важной составляющей политики ОАО «РЖД» выступает взаимодействие с обществом, в том числе населением, федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления, общественными и профессиональными объединениями и движениями, некоммерческими организациями. Главной целью политики ОАО «РЖД» в отношении с обществом является формирование позитивного отношения к Компании как социально ответственному субъекту производственной и хозяйственной деятельности. Компания активно участвует в решении проблем экономического и социального развития регионов, особенно тех, где подразделения ОАО «РЖД» являются градообразующими.
Для достижения этой цели Компания решает тесно связанные между собой задачи формирования взаимовыгодного сотрудничества с органами государственной власти и местного самоуправления в вопросах социального развития регионов, повышения благосостояния и уровня жизни населения и создания эффективной системы взаимодействия с заинтересованными сторонами.
В части взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления ОАО «РЖД» принимает активное участие в разработке и реализации государственной политики по развитию железнодорожного транспорта, программ социально-экономического развития как страны в целом, так и регионов, в которых присутствуют Компания и ее подразделения. Располагая значительным производственным, инвестиционным и интеллектуальным потенциалом, ОАО «РЖД» имеет возможность участвовать в исследованиях и проектах по развитию науки, технологий, разработке и внедрению инноваций. В каждом конкретном случае определяются форма и степень участия ОАО «РЖД» в реализации соответствующих программ или решении конкретных проблем в соответствии с приоритетными для общества и Компании областями и направлениями экономического и социального развития регионов, в которых Компания считала бы целесообразным участвовать.
Задача повышения благосостояния и уровня жизни населения состоит в том, что наряду с участием в реализации федеральных, региональных и местных программ ОАО «РЖД»,располагая широкой сетью объектов социальной инфраструктуры, имеет возможность оказывать местным жителям образовательные, медицинские, коммунальные и другие услуги. Весьма существенным является тот факт, что ведомственные учреждения ОАО «РЖД» (по сравнению с муниципальными) нередко имеют более развитую материальную базу, лучше оснащены технически, располагают высококвалифицированными специалистами, что обеспечивает высокое качество и разнообразие предоставляемых услуг.
Повышению благосостояния и уровня жизни населения способствует улучшение работы муниципальных объектов социальной инфраструктуры, которым Компания оказывает поддержку и помощь в проведении ремонта, техническом оснащении, приобретении необходимого оборудования и инвентаря.
В регионах присутствия ОАО «РЖД» важным направлением для населения являются поддержка и материальная помощь социально незащищенным группам граждан, общественным некоммерческим организациям, предоставление возможностей для развития творческих способностей, занятия физической культурой и спортом, профессиональная ориентация молодежи и т. д. –то, что Компания осуществляет в порядке благотворительной и спонсорской помощи. Реализация цели и задач взаимодействия с обществом происходит по направлениям, в рамках которых разрабатываются и осуществляются конкретные меры и мероприятия.
Информация о работе Корпоративная социальная ответственность на примере ОАО РЖД