Критерии качества образования в оценках студенчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования рассмотреть и проанализировать качество общего образования глазами молодежи.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятия «образование» и « качество образования»;
-рассмотреть опыт регионов, касающийся оценки качества образования;
-провести соцопрос среди молодежи о качестве общего образования.

Содержание

Введение
1. Понятия «образование» и «качество образования». Оценка качества образования и ее критерии
1.1 Понятия «образование» и «качество образования»
1.2 Оценка качества образования и ее критерии
2. Опыт регионов в оценке качества образования. Анализ социологического исследования
2.1 Опыт регионов в оценке качества образования
2.1.1 Красноярский край
2.1.2 Чувашская республика
2.1.3 Новосибирская область
2.2 Анализ социологического исследования
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социология реферат.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

В международных  тестах PISA учащимся предлагались не типичные учебные задачи по физике, химии  или математике, характерные для  российской школы, а близкие к  реальным проблемные ситуации, связанные  с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знание основных учебных предметов, но и сформированность общеучебных и интеллектуальных умений.

Приоритетной  областью исследования PISA в 2006 году была естественнонаучная грамотность. Оценка математической грамотности и грамотности  чтения проводилась с целью выявления  тенденций в изменении их состояния  за прошедшие годы (для чтения с 2000 года, для математики – с 2003 года).

Анализ  полученных результатов позволяет  сделать определенные выводы. По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся статистически  значимо ниже, чем результаты других стран или средние международные  результаты. Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения  составляет:

33-38 по  естественнонаучной грамотности; 

32-36 по  математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран);

37-40 по  грамотности чтения (32-34 в 2003 году  из 40 стран и 27-29 в 2000 году из 32 стран).

По сравнению  с результатами предыдущих циклов исследования по математике не произошло существенных изменений, а по чтению результаты стали  статистически ниже, чем в 2000 году.

Самых высоких  уровней естественнонаучной и математической грамотности, а также грамотности  чтения достигает небольшой процент  российских учащихся:

0,5% 6-й  уровень по естественнонаучной  грамотности; 

1,7% 6-й  уровень по математической грамотности  (1,6% в 2003 году);

1,7% 5-й  уровень по грамотности чтения (1,7% в 2003 году и 3% в 2000 году).

Для сравнения  в лидирующих странах, например, в  Финляндии:

3,9% по  естественнонаучной грамотности; 

6,3% по  математической грамотности (6,7% в 2003 году);

16,7% по  грамотности чтения (15% в 2003 году  и 18,5% в 2000 году).

Определенный  в исследовании 2-й уровень грамотности (естественнонаучной, математической и чтения) выбран в качестве некоторой  границы, базового уровня. Считается, что  учащийся, достигший этой границы, начинает демонстрировать наличие умений, которые обеспечивают ему возможность  активно использовать полученные в  школе знания в соответствии с  определением функциональной грамотности, которое принято в исследовании. Согласно полученным данным начинают проявлять способность применять  полученные в школе знания 90-97% учащихся лидирующих стран, что значительно  превышает процент таких учащихся в России (естествознание – 77,8%, математика – 73%, чтение – 64,3%).

В заключение следует сказать о том, что  состояние математической грамотности  и грамотности чтения 15-летних российских учащихся, которая проверяется в  рамках широкомасштабного исследования PISA, в 2006 г. осталось на том же невысоком  уровне, который был зафиксирован на предыдущих этапах исследования в 2000 и 2003 гг. В то же время, начиная с 2003 года, многие страны, учитывая результаты, показанные в исследовании PISA, пересмотрели требования к образовательным достижениям  учащихся, что позволило им обеспечить целенаправленную подготовку учащихся к выполнению подобных заданий.

Таким образом, оценка качества образования подразумевает  оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования  понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень  соответствия реальных достигаемых  образовательных результатов нормативным  требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования  дает нам полное представление о  динамике развития образовательной  системы и, как следствие, о степени  эффективности учебных процессов.

 

2. Опыт регионов в оценке качества  образования. Анализ социологического  исследования

2.1 Опыт регионов в оценке  качества образования 

 

В отдельных  регионах ведется практика по оценке качества образования. В связи с  этим разрабатываются различные  программы и проекты, направленные на развитие региональной оценки качества образования. Рассмотрим некоторые  регионы.

2.1.1 Красноярский край

С целью  повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной  власти Красноярского края Указом Губернатора  Красноярского края от 22.07. 2005 № 71-уг «О структуре исполнительных органов  государственной власти Красноярского  края» утверждена структура исполнительных органов государственной власти Красноярского края, в том числе  и в сфере образования. Разделены  полномочия по нормативному правовому  регулированию и разработке политики в сфере образования, оказанию государственных  услуг, надзору и контролю в области  образования. В этой структуре имеется  департамент образования, науки, культуры и спорта администрации Красноярского  края и подведомственные ему: служба по контролю в области образования  администрации Красноярского края, агентство образования администрации  Красноярского края, агентство профессионального  образования и науки администрации  Красноярского края.

Существуют  структуры, механизмы и процедуры  оценки качества образования в Красноярском крае. Создана и функционирует  Краевая информационная автоматизированная система управления образованием (КИАСУО), которая позволяет решать задачи статистического сбора информации о состоянии детского контингента  образовательных учреждений края, состоянии  педагогических кадров и отдельных  условий организации образовательного процесса. Однако набор показателей  не в полной мере позволяет оценить  качество образования в Красноярском крае с позиций его современного понимания.

С 2004 по 2006 гг. Центром мониторинга качества образования Красноярского института  повышения квалификации работников образования осуществлялись замеры учебных достижений выпускников  начальной школы, обучающихся по разным образовательным программам. Исследование показало, что для реализации приоритетных задач в системе начального общего образования, а также для выявления направлений ее дальнейшего развития в условиях динамичности современного понимания качества образования необходима ежегодная оценка состояния системы. Информация о качестве условий организации учебного процесса, условий для сохранения и укрепления здоровья школьников и степени готовности выпускников обучаться в основной школе востребована всеми субъектами образовательного процесса и руководителями всех уровней управления системой.

С 2002 года действует Региональный центр обработки  информации единого государственного экзамена (РЦОИ). РЦОИ осуществляет техническое  обеспечение проведения единого  государственного экзамена, сбор, обработку  и предоставление образовательным  учреждениям, муниципальным органам  управления образованием, агентству, департаменту информации об индивидуальных достижениях  учащихся по результатам ЕГЭ.

Начиная с 2005 года органы управления образованием ряда муниципалитетов для проведения итоговой аттестации выпускников 9-х  классов создают муниципальные, межшкольные комиссии, которые обеспечивают единые подходы к оцениванию учебных  достижений выпускников и предоставляют  в агентство образования администрации  Красноярского края информацию о  результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы. В 2006 году в 10 территориях края итоговая аттестация по русскому языку и алгебре  проведена в новой форме, что  позволило Красноярскому краевому институту повышения квалификации работников образования провести содержательный анализ уровня подготовки выпускников  и подготовить рекомендации по совершенствованию  обучения по этим предметам.

Красноярский  край систематически участвует в  Международных исследованиях PISA и TIMSS, что обеспечивает знакомство с современными международными подходами к оцениванию результатов обучения и выработке  собственных подходов к разработке измерительных материалов для, проводимых в крае, мониторинговых исследований.

Для функционирования и развития региональной системы  оценки качества образования Красноярским краевым институтом повышения квалификации проводится целенаправленная подготовка кадров: заместителей директоров образовательных  учреждений по программам: «Контрольно-аналитическая  деятельность завуча», «Мониторинг  как условие и средство управления качеством образования в образовательном  учреждении», «Конструирование педагогических измерителей»; экспертов предметных комиссий единого государственного экзамена по программе: «Экспертно-диагностическая компетентность учителя»; экспертов по аттестации педагогических кадров; экспертов по аттестации образовательных учреждений.

Спецификой  региональных требований к профессиональной деятельности учителя является критерий «динамика учебных достижений обучающихся  за последние три года», а также  введение критерия «позитивные и  объективные результаты деятельности учителя в области здоровьесбережения». Таким образом, в требованиях  к аттестации педагогических кадров определены приоритеты системы образования  в Красноярском крае: высокий уровень  образовательных достижений при  обязательном сохранении здоровья ребенка. Это требует объективного определения  уровня учебных достижений учащихся по учебным предметам, а также  анализа состояния здоровья обучающихся.

Для созданной  службы по контролю в области образования  остро стоит проблема обеспечения  экспертов качественными и достоверными контрольно-измерительными материалами. Необходима разработка и апробация  моделей организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся.

В настоящее  время в крае отсутствует единая краевая информационная система, позволяющая  оценивать качество образования  по всей системе его показателей, связанных как с образовательными достижениями учащихся и состоянием их здоровья, так и с условиями  образовательного процесса.

Модель  региональной системы оценки качества образования.

Основными задачами РСОКО являются:

получение объективной информации о функционировании краевой системы образования, необходимой  для обеспечения доступного и  качественного общего образования  в регионе;

поддержание устойчивого развития краевой образовательной  системы;

оценка  результатов реализации инновационных  введений в краевом образовании; сравнение качества образовательных  услуг реализуемых в различных  образовательных учреждениях и  муниципальных образовательных  системах.

Предусматриваются четыре основных уровня оценки:

1) индивидуальный  уровень (оценка учебных достижений  учащихся, динамики показателей  их здоровья);

2) уровень  образовательного учреждения (качество  условий для обеспечения образовательного  процесса, сохранения и укрепления  здоровья детей);

3) муниципальный  уровень (качество обеспечения  условий для функционирования  и развития образовательных учреждений);

4) региональный  уровень (сравнительная оценка  уровня достижений муниципальных  образовательных систем).

РСОКО будет  состоять из трех основных компонентов:

1) система  сбора первичных данных;

2) система  анализа и оценки качества  образования; 

3) система  адресного обеспечения статистической  и аналитической информацией. 

Основные  этапы развития региональной системы  оценки качества образования. Становление  системы оценки качества образования  в Красноярском крае было реализовано  в несколько этапов:

Первый  этап. В ходе первого этапа край участвовал в эксперименте по введению ЕГЭ, принимал участие в Международных  исследованиях PISA и TIMSS, осваивал механизм мониторинга учебных достижений выпускников начальной школы, объективизировал процедуры аттестации педагогических кадров, осуществлял подготовку и  переподготовку педагогических кадров в области педагогических измерений. Становилась практика получения  и обработки статистической информации, приобретался опыт разработки и применения унифицированного программного обеспечения, проведения мониторинговых исследований и др.

Второй  этап. В ходе второго этапа создается  Центр оценки качества образования, координирующий в дальнейшем работу по согласованию действий всех структур, занимающихся оценкой качества образования  или изучением отдельных его  составляющих. В штатный режим  переводится ежегодный мониторинг учебных достижений выпускников  начальной школы. На втором этапе  начинается становление функционирования интегрированной системы оценки качества образования в регионе.

Третий  этап. На третьем этапе завершается  интеграция всех структур, занимающихся вопросами оценки качества образования  в рамках региональной системы оценки качества образования. Создается единая информационная система оценки качества образования.

Региональный  центр оценки качества образования

Для развития существующей краевой системы оценки качества образования планируется  в составе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального  образования «Краевой Красноярский институт повышения квалификации и  профессиональной переподготовки работников образования» создать Центр оценки качества образования).Включить в его  структуру существующие Центр организационно-методического  сопровождения единого государственного экзамена в Красноярском крае, Центр  мониторинга качества образования  и информационно-методический центр  по вопросам лицензирования образовательной  деятельности, аттестации и государственной  аккредитации. Организовать оперативное  взаимодействие Центра оценки качества образования с региональным центром  обработки информации единого государственного экзамена и статотделом (КИАСУО).

2.1.2 Чувашская Республика

Современное положение дел в управлении образованием характеризуется, прежде всего, тем, что  наметился переход от управления на основе предписаний к управлению на основе оценки и анализа процессов, происходящих в системе образования. При значительном количестве и кардинальной значимости проводимых преобразований, в условиях динамично меняющейся, социально-экономической ситуации, принятие эффективных управленческих решений невозможно без соответствующего информационного обеспечения. В  системе образования Чувашской  Республики активно внедряются методы программно-целевого управления, и  программы развития образования. В  Чувашской Республике в течение  последних лет происходит активный процесс модернизации существующей системы информационного обеспечения  принятия управленческих решений, в  системе образования. Преобразования связаны сразу с несколькими  векторами, определяющими развитие ситуации - это модернизация системы  мониторинга и статистики образования  в рамках проекта «Реформа системы  образования», структурирование системы  индикаторов для оценки состояния  и развития образовательных систем для принятия управленческих решений  на разных уровнях и разными потребителями  такой информации, формирование системы  надзора и контроля в сфере  образования. Результатом преобразований станет система оценки качества образования. Результаты, достигнутые в ходе проектных преобразований и реализации целевой программы развития системы образования Чувашской Республики, в 2006-2009гг. можно определить так:

Информация о работе Критерии качества образования в оценках студенчества