Критерии лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и т. п. Феномен лидерства остается изученным далеко не полностью на сегодняшний день, и исследования в этой области не прекращаются.

Содержание

Введение.
1.Лидер и группа.
2. Понятие и особенности учебной группы (студенческой).
3. Типология учебных групп.
4. Критерии лидерства.
5.Функции лидера.
Вывод.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение.

 

1.Лидер и группа.

 

2. Понятие и особенности  учебной группы (студенческой).

 

3. Типология учебных групп.

 

4.Критерии лидерства.

 

5.Функции лидера.

 

Вывод.

 

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.

 Вся жизнь человека протекает  в социальном контексте, он живет  и действует в составе разнообразных  групп и, следовательно, всю жизнь  испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и т. п. Феномен лидерства остается изученным далеко не полностью на сегодняшний день, и исследования в этой области не прекращаются. Следовательно, сама тема довольно актуальна.

 

1. Лидер и группа

 

 

 Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.

 Изучая социальное поведение  людей, мы можем понять динамику  лидерства и вскрыть поворотные моменты жизни групп.

 Сколь разнообразны люди  и группы, столь же многообразны лидеры и их поведение.

 Признаки лидерства можно  обнаружить в любой группе, даже  среди случайных соседей по  железнодорожному купе; и во всех  случаях прослеживается одна закономерность: лицо, которое выдвинулось как лидер, и стиль его лидерства отражают обстоятельства, точнее подробности, его становления лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера, но и его последователей.

 Но, несмотря на очевидность  феномена лидерства, практически  бывает трудно установить, кто  же является лидером группы. Существует  два основных метода выявления  лидера в конкретной группе:

1) можно путем опроса членов  группы выяснить, кому они отдают предпочтение как наиболее влиятельному лицу в выборе направлений деятельности группы (метод самодоклада);

2) можно попросить сторонних  наблюдателей (или специально приглашенных  консультантов) назвать тех членов  группы, которые имеют наибольшее влияние на других, или зарегистрировать относительную частоту успешных актов влияния одних членов группы на других (метод наблюдения).

 Общим критерием этих двух  методов выявления лидера является  фактор влияния, оказываемого личностью  на окружающих участников группы. Следовательно, первоначально мы можем определить лидеров как лиц, оказывающих влияние на деятельность группы.

Лидеры и ранговая иерархия группы. В процессе количественного роста, увеличения числа функций и конкретизации групповых целей развивается иерархия по степени влияния среди членов группы.

 На верхней ступени иерархической  лестницы оказывается первостепенный  лидер, посредине располагаются  лидеры второго и третьего  уровней и на нижних ступенях  находятся последователи.

 В малых сплоченных группах, как правило, и промежуточные лидеры и последователи представляют на своих уровнях основные черты верховного лидера. Однако это не относится к большим и сложным группам, где существуют объективные условия для выдвижения многих лидеров.

Лидер и критические ситуации. Потребность во влиятельном лидере особенно остро ощущается группой в тех случаях, когда на пути к достижению групповых целей возникает какое-либо препятствие или что-то угрожает группе извне, т. е. когда складывается сложная, критическая ситуация. Это может в равной степени касаться и сложных условий боевой обстановки, стихийных бедствий (например, группа альпинистов и обвал в горах) и перипетий учрежденческой реорганизации.

 В таких случаях всегда  возникает недостаток согласованного понимания членами группы того, какие шаги следует предпринять, чтобы достигнуть целей или отразить опасность. Если при этом какой-либо индивид сумеет обеспечить достижение целей, или безопасность группы в силу своих личностных качеств (храбрости, умений, знаний, уверенности в себе и т. д. ), тогда он вероятнее всего станет лидером данной группы.

 Степень опасности или трудности  преодоления препятствия, с которым  сталкивается группа, обусловливает  не только факт возникновения  лидерства, но также объем и формы его распространения. В наиболее критических ситуациях лидерство фокусируется, сосредоточивается в одних руках.

 Исторический анализ возникновения  диктаторов показывает, что они  появляются именно в критических  ситуациях, когда необходимы мгновенные изменения в правительстве. Политические авантюристы, жаждущие власти, искусственно создают якобы чрезвычайные ситуации как средство взятия под контроль всех государственных функций и затягивают мнимые кризисы, чтобы сохранить этот контроль.

 Американский ученый Лейтон (Leighton) изучал возможность возникновения лидера в условиях лагеря, где были интернированы лица японского происхождения вовремя второй мировой войны. Он отмечает слепую, апатичную уступчивость людей под влиянием условий изоляции, разрушения привычных норм жизни и чувства бесполезности существования. Казалось, что они последуют за любым лидером: «власть лежала на улицах лагеря, ожидая, чтобы ее кто-нибудь подобрал».

 Если проблемы, с которыми  сталкивается группа, очень сложны  по своему диапазону, функции лидерства обычно распределяются между несколькими лицами. По мере упрощения задач лидерство становится концентрированным (но при трудности не ниже определенного уровня). При легких групповых задачах лидерство снова распыляется (задача настолько проста, что каждый может решить ее самостоятельно).

Лидеры и групповая неустойчивость. Благоприятная обстановка для выдвижения нового лидера может возникнуть не только под влиянием внешней угрозы, но и вследствие внутригрупповых конфликтов.

 В какой-то момент лидеры конфликтующих подгрупп займут положение равновесия сил относительно верховного лидера; если группа не распадется, то лидеры подгрупп вытеснятся одним верховным лидером (им, впрочем, может остаться и старый верховный лидер).

 Сотрудник Мичиганского университета (США) Крокетт (Crockett) экспериментально доказал, что разногласия в группах создают благоприятную почву для узурпации ролей старых лидеров и выдвижения новых. Он изучил 72 группы в правительственных и промышленных организациях, что привело его к следующему выводу. «Группы, члены которых имеют различное мнение относительно целей группы и средств для их достижения, гораздо чаще выдвигают неформальных лидеров, чем группы, которые не имеют разногласий в определении целей и средств».

Лидеры и бывшие руководители. Новый лидер скорее всего может появиться в тот период, когда старый лидер не соответствует своему руководящему положению как стратег, эксперт, планировщик и администратор. В цитированной работе Крокетта указывается, что в 83% случаев, когда лидер пренебрегал или не мог справиться с перечисленными функциями, кто-либо другой из членов группы принимал на себя эти функции. В то же время в тех группах, где формальный лидер эффективно выполнял эти обязанности, новый лидер выдвигался только в 39% случаев.

 Доказано также, что если  лидер не справляется с функцией  представительства группы во  внешней среде, не умеет «говорить  от имени всех», то группа выдвигает  нового лидера.

Лидеры и их потребности. Как и все члены группы, потенциальный лидер стремится к достижению общегрупповых целей и в то же время имеет какие-то собственные, дополнительные потребности. Будущего лидера отличает то, что эти дополнительные потребности могут быть наилучшим образом удовлетворены путем принятия роли руководителя (или неформального лидера). В зависимости от степени осознанности своих потребностей, ценностных ориентаций будущий лидер может целеустремленно добиваться ведущей роли или этот процесс может происходить стихийно, вернее его выдвижением занимаются последователи, убедившись в том, что он обладает суммой необходимых качеств.

 В том случае, когда он  сам стремится к руководящей  деятельности, механизм социальной  самоорганизации уступает место  целенаправленной деятельности, складывающейся  из различные элементов.

 Среди этих потребностей  могут быть стремление к власти, повышение своего социального  статуса и другие составляющие  ценностных ориентации личности.

 Только в том случае, если  среди членов группы есть люди  с такими потребностями, можно  ожидать, что в данной группе появится лидер. В том случае, когда группа располагает высоким потенциалом лидеров, то возможным решением может стать распределение лидерства между несколькими участниками. Если лидерский потенциал группы невысок, можно ожидать высокую концентрацию власти в одних руках. Если в группе полностью отсутствуют лица с потребностью к лидерству, то естественно, лидера в ней не возникнет, и группа может легко распасться.

 Итак, чтобы понять сущность  возникновения лидерства, мы должны  учесть не только внутригрупповые факторы, представления и потребности участников группы, но также психологию потенциальных лидеров. Не бывает лидеров без последователей и не бывает лидеров без людей, желающих ими стать. Другими словами, если в группе нет людей, ориентированных на лидерство, то члены группы, оказавшись без фактического лидера, становятся формальными участниками группы, но не последователями. Практически в этой группе может быть формальный руководитель, но он регулирует деятельность участников только административно-правовыми средствами.

 Понятия «лидер» и «руководитель»  похожи по значению, поэтому часто  употребляются как синонимы. Но  они не тождественны. Лидерство  — это психологический феномен, тогда как руководство — сугубо  управленческий. Лидер спонтанно  занимает доминирующее положение в группе с явного или скрытого согласия большинства ее членов. Его влияние и авторитет имеют в основном неформальный характер. Руководитель — это формальный начальник, занимающий официальную должность. Поэтому фактический лидер группы не всегда является ее официальным руководителем и наоборот.

 

2. Понятие и особенности  учебной группы (студенческой).

 

     Общество  состоит  из множества групп и  коллективов, различающихся по численности, месту  и роли в общественной жизни  и деятельности.

 По численности выделяют  макрогруппы (социальные прослойки, нации, вооруженные силы и т. д.) и микрогруппы (цех, школьный класс, студенческая академическая группа  и т. д.). Группа - понятие более  широкое, чем коллектив, А. С. Макаренко  говорил, что коллектив - «это не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидуумов... Коллектив – это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношений товарища к товарищу - это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости».

     Студент формируется  в коллективе. «...Развитие индивида,- как доказали К. Маркс  и Ф. Энгельс,- обусловлено развитием  всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном  общении».

     Хороший психологический  климат в коллективе студенческой  академической группы способствует уверенности, взаимной требовательности, товариществу, дружбе, достижению успехов в учении.

     Одной из важных  целей студенческого коллектива  является содействие подготовке  каждого  его члена к предстоящей  профессиональной деятельности, влияние  на формирование необходимых для этого личных качеств.

     Студенческий  коллектив  отличается от других следующими  особенностями:

основным видом деятельности (ученье, направленное на получение высшего образования);

однородностью состава по возрасту, образованию и т. д.;

собственным принципом обособления, отличающим ее от других,«чужих» групп;

групповым давлением, т.е. воздействием на поведение членов группы;

стремлением к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач;

стабильностью состава;

строгой последовательностью и планомерностью учебной работы;

наличием органов самоуправления (староста группы, зам. старосты и т.д.);

единством цели — стремление членов коллектива приобрести специальность и в последующем реализоваться в выбранной профессиональной области.

     Психология  студенческого  коллектива включает как общую  атмосферу его жизни  и деятельности, так и взаимоотношения, общественное  мнение, коллективное настроение, традиции  и т. д. Студенческий коллектив  характеризуется социальной направленностью  на овладение профессией, общностью  социально обусловленных потребностей, интересов, целей и задач, перспектив и обязательств, предусматривающих  достижение высоких результатов  в учебной и другой деятельности, наличием общих дел, в которых  принимают участие все члены  группы, отношением коллектива к избранной профессии как к призванию, определенным уровнем сплоченности.

Информация о работе Критерии лидерства