Культура и религия, особенности взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы, выяснить какие социологические особенности, существуют во взаимоотношениях религии и культуры. В связи с эти предполагается рассмотреть следующее:
1. Понятия религия и культура, с точки зрения социологии.
2. Определить на какие формы и разновидности подразделяются религия и культура.
3. Социальные функции религии и культуры.
4. Рассмотреть, как религия влияет на культуру.
5. Проанализировать, как культура влияет на религию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.1Понятие религии и культуры, с точки зрения социологии
1.2 Формы и разновидности культуры и религии
1.3 Социальные функции религии и культуры
2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЫ
2.1 Влияние религии на культуру
2.2 Влияние культуры на религию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Копия (2) курсовая общ.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ, ОБСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

(курсовая работа)

по дисциплине общая социология

 

 

 

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень – 2011


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.1Понятие религии и культуры, с точки зрения социологии

1.2 Формы и разновидности культуры и религии

1.3 Социальные функции религии и культуры

2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЫ

2.1 Влияние религии на культуру

2.2 Влияние культуры на религию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ

 

Культура и религия - не случайные и внешние соседи. Внутренне они слитны с самого начала истории человечества. На раннем этапе культуры формирующееся сознание человека было мифологическим по своему содержанию и форме. Историки культуры свидетельствуют, что у ее истоков для наших предков были почти неотличимы факт и вымысел, наблюдение и иллюзия, реалия и воображение, действительность и легенда, практическое действие и магический ритуал, очевидность и миф.

Во все времена в вопросе религии и культуры, основной проблемой считалось, что же больше влияет друг на друга и каким образом это влияет на процессы, происходящие в обществе.

Цель работы, выяснить какие социологические особенности, существуют  во взаимоотношениях религии и культуры. В связи с эти предполагается рассмотреть следующее:

1. Понятия религия и культура, с точки зрения социологии.

2. Определить на какие формы и разновидности  подразделяются религия и культура.

3. Социальные функции религии и культуры.

4. Рассмотреть, как религия влияет на культуру.

5. Проанализировать, как культура влияет на религию.

Объектом исследования является религия и культура с точки зрения социологии, предметом- особенности взаимоотношений между религией и культурой.

В результате исследования предполагается выявить, чем похожи и чем различаются социальные функции религии и культуры, от чего зависит формирование видов и форм религии и культуры, как на различных этапах исторического развития человечества взаимодействовали религия и культура. Какие социологи занимались проблемами религии и культуры. Понять что изучает социология религии и социология культуры.
1.РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА, КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ

1.1Понятие религии и культуры, с точки зрения социологии

 

В этой главе мы рассмотрим религию и культуры с точки зрения социологии, как социологию религии и социологию культуры. 

Слово религия имеет два значения. Согласно одному из них оно происходит от латинского глагола religare- связывать, и обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Согласно другому значению латинское существительное religio- это набожность, святыня, предмет культа. Второе значение, как и первое, достаточно полно отражает суть религиозного опыта. Такова этимология слова. Ученые пытаются дать научное определение религии. Количество научных определений религии, пожалуй, не уступает количеству определений культуры (а оно уже приблизилось к 500!).

В социологии мы имеем дело с религией как социальным феноменом, т.е. религиозным поведением как разновидностью коллективного поведения, как одной из систем социальных действий. Хотя социология имеет дело и с индивидом, все же главными объектами ее исследования являются человеческие общности и те социальные отношения, существование которых обеспечивает поддержание сети и взаимосвязанных действий их членов.

Предметом социологии религии являются религиозные группы, их образование и функционирование. При этом наряду с изучением религии в качестве одной из автономных областей социальной жизни (как люди становятся религиозными, как они обучаются поддерживать соответствующие образцы поведения, как складываются отношения между ними и т.д.), изучаются влияние на деятельность религиозных групп, и поведение религиозных людей внешних по отношению к ним факторов (экономических, правовых и т.д.), с одной стороны. С другой - последствия и значения деятельности религиозных групп для более широких объединений и обществ, к которым они принадлежат. Религия рассматривается, таким образом, как социальный институт, как комплекс образцов поведения и взаимоотношений, достаточно внутренне связанных, чтобы отграничить их от других сфер социального поведения, с одной стороны, и, что не менее важно, - выявить религиозную мотивацию социального поведения, влияние религии на другие сферы жизни общества.

Религиозное воздействие на поведение индивида осуществляется через верования, включающие представления об общем порядке бытия и формирующие устойчивые настроения и мотивации. Но религиозные учреждения и организации могут влиять на поведение своих последователей, используя дисциплинарные методы, иногда и вразрез с верованиями, стимулируя по тем или иным причинам действия, противоречащие официально принятым догматическим установкам.

Религия как предмет социологии укоренена в повседневной жизни в качестве культурных моделей, символических систем, к которых человеческий опыт, не поддающийся разумному объяснению в повседневных категориях причины и следствия (и прежде всего - опыт смерти, зла и страданий, опыт предельности, порождающий чувство запредельного), приобретает осмысленный контекст и получает объяснение. Задача социологии - опознать религиозно-символические системы, которые соотносят человека с такими предельными, или конечными, условиями его существования и, таким образом, выполняют функцию не только эмоционального утешения, но и решают наиболее острые и неизбежные проблемы смысла.

"Нет такой совокупности символических форм, которая выполняла бы функции религии для всех людей. Скорее, можно говорить об огромном многообразии форм. Важнейшая задача социологии состоит поэтому в том, чтобы обнаружить и классифицировать эти формы и распознать, какими последствиями с точки зрения действия чревата приверженность им, каковы "социальные последствия религиозной ориентации "".

Если принять классификацию социологических знаний по их уровням, т.е. различать конкретно-социологические исследования, теории среднего уровня, изучающие ту или иную область социальной жизни, и общесоциологические теории, объясняющие общество как целостную систему, то социологию религии следует отнести к социологическим теориям среднего уровня. Она добывает знания, характеризующие религию на эмпирическом уровне, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории.

Будучи частью социологии, социология религии использует выработанные ею понятия (группа, роль, власть, культура и т.д.), без которых невозможно познание социальной реальности как целостной системы. Применение социологического инструментария и социологических методов в изучении религии оказалось оправданным и эффективным. В свою очередь, на основе анализа религиозного феномена оказалось возможным выработать целый ряд ключевых социологических понятий, определить ряд подходов и методов, имеющих общесоциологическое значение. Положившие начало социологии религии О. Конт и К. Маркс, а затем Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Б. Малиновский были основоположниками научной социологии в целом. Место, которое занимает социология религии в области социологического знания, таково, что и сегодня теоретические разработки в социологии религии относятся к обязательному для социологического образования стандарту, который необходим любому социологу вне зависимости от его специализации. Значительный вклад в эту науку внесли такие западные социологи как Д. Ингер, П. Бергер, Т. Парсонс. Ряд ценных теоретических работ по социологии религии вышли и в нашей стране, представителями отечественных социологов занимающихся этим направлением стали В. И. Гаражда, Ю. А. Левада, М. П. Мчедлов, Д. М. Угринович.

Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой- совокупность результатов их деятельности.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбил их на несколько групп. В первую группу вошли описательные определения. Например, такое: культура- это сумма всез видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую- определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Пример: «культура- социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни». В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она- продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. Социология культуры (от латинского «societas» - «общество» и греческого «logia» - «наука») - научная дисциплина, изучающая культуру с социологической точки зрения, используя все достижения современной науки об обществе. Культура здесь исследуется как часть социальной системы, социальных отношений, как определенный социальный институт.

В социологии культуры сама культура рассматривается, прежде всего, не с содержательной, а с функциональной стороны, то есть с точки зрения той роли (или тех ролей), которую культура играет в человеческом обществе. Нельзя сказать, что социология культуры полностью отвлекается от содержания и истории культурных явлений. И все же, они интересуют ее в основном как способы упорядочивания, регуляции социальных отношений.

Скажем, нормы морали, права, религиозные заповеди (такие как «не убий», «не кради» и т. д.) позволяют смягчать противоречия между интересами разных общественных групп, избежать постоянных конфликтов между ними, которые иначе могли бы разрешаться только насильственными методами. Правда, культуре далеко не всегда удается исполнять свои регулирующие функции, особенно в эпохи войн, революций, междоусобий. В такие времена сама культура переживает кризис и меняет свои формы.

Социология культуры исходит из фундаментального факта социальной неоднородности человеческого общества, в котором выделяются различные группы, сословия, общественные классы. При этом социальная неоднородность неизбежно порождает социальное неравенство, при котором одни люди стоят на ступенях «общественной лестницы» выше или ниже других людей. Общественные группы отличаются друг от друга не только своими экономическими, политическими интересами, социальным статусом, но и целым рядом психологических и культурных особенностей. Сюда относятся самосознание и самооценка, идеология данной группы, обычаи, традиции, нормы поведения, способы проведения досуга, использование характерных слов и выражений языка, манера одеваться, предпочтения в музыке, литературе, живописи, театральном искусстве и т. п. Из всего этого складываются социальные субкультуры (лат. «sub» - «под»), то есть обусловленные социальными различиями частные формы культуры (или «подкультуры»). Иногда субкультуры порождаются не столько общественными, сколько возрастными (молодежная субкультура) или какими-то иными отличиями (субкультуры сексуальных меньшинств и т. п.).

Социология культуры изучает элитарные субкультуры (культуру «верхов» общества), субкультуры «среднего класса», субкультуры социальных «низов». Следует отметить, что эти субкультуры могут подвергаться и дальнейшему разделению. В рамках элиты общества можно выделить подгруппы элит: бюрократическую, политическую, экономическую, военную, научную, техническую, художественную, артистическую элиты и т.д.

Особый интерес для социологов представляют так называемые маргинальные субкультуры (marginalis от лат. margo - «край, граница, обочина»). Они формируются из людей, занимающих «пограничное», «промежуточное» общественное положение, которые не могут или не хотят найти свое место в существующих социальных структурах.

Социологами проводятся исследования процесса социализации - вхождения, включения человека в общественную и культурную систему. Как известно, человек не обладает от рождения способностью жить в этой системе, он должен усвоить ее нормы, правила функционирования, традиции, идеи, получая воспитание и образование. Проблемы социализации (которая обозначается также терминами «культурализация», «инкультурация») тесно связаны с проблемами воспроизведения и передачи (трансляции) опыта общественной и культурной жизни от одного поколения людей к другому.

Все основные направления научной работы в области социологии культуры объединяются в понятии «социокультурная система». Оно позволяет свести воедино знания об отдельных общественных и культурных явлениях, построить модель жизни общества, неотъемлемой частью которой являются культурные нормы, культурные образцы (паттерны, парадигмы), культурные ориентации, культурные организации. Оперируя понятием «социокультурная система» можно выделять различные типы этих систем в прошедшей и современной истории человечества.

Среди тех, кто оказал наибольшее влияние на развитие социологии культуры, можно назвать такие имена, как К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Клакхон, Б.Малиновский, П.Сорокин, Т.Парсонс, М.Мид, А.Радклифф-Браун, Р.Мертон, К.Манхейм, М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Ю.Хабермас и др.

В настоящее время социология культуры является одной из наиболее важных и плодотворных сфер культурологических знаний. Социология культуры, заимствуя многие теоретические и фактологические достижения философии культуры, истории культуры, культурной антропологии и других культурологических наук, обогащает их собственными достижениями. Она способствует приближению культурологии к идеалу строгой науки, характерному для социологических исследований.

Рассмотрев социологию культуры и социологию религии, можно сделать вывод, что и религия и культура в социологии рассматриваются как часть социальной системы, социальных отношений между людьми. Как социология религии, так и социология культуры изучает группы людей, их возникновение и функционирование. Помимо этого изучается влияние данных групп к внешним факторам, людям, не относящимся к данным общностям.

 

1.2 Формы и разновидности культуры и религии

В этой главе мы рассмотрим и проанализируем на какие формы с точки зрения социологии и делится культура и религия.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уро­вень, социологи различают три формы — элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура создается привилегированной частью обще­ства либо по ее заказу профессиональными творцами.

Информация о работе Культура и религия, особенности взаимодействия