Культура и религия, особенности взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы, выяснить какие социологические особенности, существуют во взаимоотношениях религии и культуры. В связи с эти предполагается рассмотреть следующее:
1. Понятия религия и культура, с точки зрения социологии.
2. Определить на какие формы и разновидности подразделяются религия и культура.
3. Социальные функции религии и культуры.
4. Рассмотреть, как религия влияет на культуру.
5. Проанализировать, как культура влияет на религию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.1Понятие религии и культуры, с точки зрения социологии
1.2 Формы и разновидности культуры и религии
1.3 Социальные функции религии и культуры
2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЫ
2.1 Влияние религии на культуру
2.2 Влияние культуры на религию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Копия (2) курсовая общ.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Она включает изящное искусство, так называемую серьез­ную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитар­ная, или высокая культура, например живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребите­лей — высокообразованная часть общества: критики, литера­туроведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художни­ки, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры рас­ширяется. К ее разновидностям можно отнести светское ис­кусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры "ис­кусство для искусства".
народная культура создается анонимными творцами, не имею­щими профессиональной подготовки.

Народную культуру называют любительской (но не по уров­ню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (из­ложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Фольклор — еще одно название народного творчества. Фоль­клор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все жела­ющие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей.

Она не выражает изысканных вкусов аристократии или ду­ховных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в боль­шинство стран мира и стали доступны представителям всех со­циальных слоев. Массовая культура может быть интернацио­нальной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк — примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей худо­жественной ценностью, чем элитарная или народная культу­ры. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторс­кой. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массо­вой культуры, в частности, шлягеры, быстро теряют актуаль­ность, устаревают, выходят из моды. С произведениями эли­тарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, ко­торыми руководствуется большинство членов общества, называ­ется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество групп — на­циональных, демографических, социальных, профессиональ­ных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессио­нальной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не проти­востоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не про­сто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Субкультура террористов противостоит человеческой культу­ре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господ­ствующие американские ценности: усердный труд, материаль­ный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Религию можно охарактеризовать как социальный институт, специфика и смысл функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными[1], а не мирскими[2].

В истории человечества известно несколько основных разновидностей религии. В малых культурах часто обнаруживаются две формы религии — тотемизм и анимизм. Тотемизм – поклонение видам животных или растений, которые, согласно верованиям, обладают сверхъестественной силой.

Разновидностью тотема является талисман[3]. Анимизм — это вера в призраков или духов, которые населяют мир наравне с людьми. Однако в больших культурах как правило практикуется теизм. Теизм – вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма, или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания. Древнегреческая религия и индуизм (распространенный главным образом в Индии) представляют собой разновидности политеизма - веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть. Индуистские божества, которым поклоняются племена, деревни или касты, связаны с определенным местом (домом, полем или горой) либо предметом (животным или деревом).

Три монотеистических религии, оказавшие наиболее сильное воздействие на историю человечества — это иудаизм, христианство и ислам. Все они возникли на Ближнем Востоке, и каждая из них оказала влияние на остальные.

Иудаизм - старейшая из трех религий; его возникновение относится примерно к 1000 году до н. э. Древнееврейские племена были кочевыми и жили на территории древнего Египта и вокруг него. Их религиозные вожди, или пророки, исповедовали веру в единого всемогущего Бога. Евреи верили, что Бог требует повиновения строгому моральному кодексу, и утверждали, что обладают монополией на истину, рассматривая, таким образом, свою религию как единственно правильную.

Христианство - наиболее крупная мировая религия. Оно наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью. Иисус был ортодоксальным евреем, и христианство возникло как секта внутри иудаизма. Последователи Иисуса именовали его Мессией, что по древнееврейски означало “помазанник[4]”, грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями.

Ислам - вторая по величине мировая религия, которая имеет отчасти общее происхождение с Христианством. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII веке н.э. Согласно исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми.

На востоке наибольшее распространение получила политеическая религия индуизм. Индуизм – старейшая из всех великих религий, ядро которого сложилось около шести тысяч лет тому назад. Он представляет собой чрезвычайно сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ, веря, что все живые существа участвуют в бесконечно повторяющемся цикле рождений, смертей и повторных рождений. Вторым ключевым признаком индуизма является кастовая система, основанная на убеждении, что положение человека в социальной и ритуальной иерархии определяется самим фактом рождения и зависит от его поступков в прежних перевоплощениях.

К этническим религиям Востока относятся буддизм, конфуцианство и даосизм. В этих религиях нет богов. Напротив, они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной.

Проанализировав выше сказанное, мы можем сделать вывод, что формы и виды культуры зависят от того, кто создает культуру и каков ее уровень. Как правило социологи различают три формы, это элитарная, народная и массовая, все эти виды имеют свои особенности и значение в развитии того, или иного общества. Помимо общепринятых культур, малые группы создают субкультуры. В зависимости от культуры, подразделяются и религии. Например в малых культурах часто обнаруживаются две формы религии, это тотеизм и анимизм. Так же существуют три монотеистичских религий, которые оказали наиболее сильное воздействие на историю человечества, это иудаизм, христианство и ислам.

 

1.3 Социальные функции религии и культуры

В этой главе предполагается рассмотреть, какие же все-таки социальные функции выполняют религия и культура, влияние религии и культуры на общество. В конце подведем сравнительный анализ выполняемых функций.

Религия существует в обществе не как чужеродное ему тело, но как одно из проявлений жизни социального организма. Связь между религией и обществом было бы неправильно рассматривать как взаимодействие двух самостоятельных величин. Религия-часть общественной жизни, от которой не может быть изолирована, так прочно она вплетена в ткань социальной жизни. Тем не менее, характер и степень этой связи религии с обществом на разных этапах его развития неодинаковы. С усилением социальной дифференциации возрастает и самостоятельность различных сфер общественной жизни. Общество, идя по пути специализации и дифференциации, эволюционирует от состояния целостности, в которой еще неразличимы и слиты воедино все слагаемые его жизнедеятельности, к такой целостности, которая представляет собой единство многообразия.

Говорить о религии как о специфическом социальном феномене, различаемом в ряду других (мораль, искусство, философия, право, наука), можно лишь применительно к довольно поздним эпохам истории. Анализ религии как социального феномена в его взаимодействии с обществом возможен лишь в рамках истории социальной дифференциации. Это означает, наряду с прочим, что выполняемые религией функции необходимо рассматривать, если речь идет о развитом обществе, в их переплетении с функционирующими в обществе другими социальными системами.

Основные социальные функции любой религии по данным сравнительного религиоведения сводятся к следующим:

-Компенсаторная функция. «Выступая в роли все объясняющего покровителя и утешителя, посредника между слабостью человека и всесилием природных стихий, религиозная концепция уже в самой ранней модификации была привязана предохранять от злого воздействия непознанных внешних сил и в то же время научить, как избежать такого воздействия, защититься от него, задобрить злые силы»;

-Интегративня функция. Религия объединяет людей в рамках санкционированного ею мировоззрения, этим самым она освящает сложившиеся нормы и порядки и тем самым содействует социальной, идейной и политической интеграции;

- Регулирующее-контролирующая функция. Создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, религия приспосабливает к свои потребностям соответствующие ее нормам системы духовных ценностей, ритуалы и церемонии, праздники и обряды, стереотипы поведения и т.д. «Жизнеспособность регулирующее-контролирующей функции религии исключительна». Ф.М.Достоевский: «Ежели бога нет, то все дозволено…»;

-Экзистенциальная функция. Любая религиозная доктрина имеет свое отношение к вопросам бытия и небытия человека, спасения его души и т.д.;

-Политическая функция. Она служит освящению любой власти, обожествлению правителя в традиционных обществах.

Две последние функции начинают играть роль лишь по мере вызревания в обществе условий для его цивилизованного развития. Кроме этого, надо еще добавить функцию религиозного воспитания, обслуживающую необходимость обеспечения преемственности поколений.

Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция феномена культуры человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, “языках” науки, философии, религии и других. Однако это не просто “склад” запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.

Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются, прежде всего, по этому признаку.

Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки.

Информация о работе Культура и религия, особенности взаимодействия