Культура как социальная реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:44, контрольная работа

Краткое описание

Контрольная посвящена исследованию культуры ее основным компонентам и социальным нормам. Основные цели: Цель данной контрольной работы:
1) Рассмотреть и изучить основные компоненты культуры
2) Исследовать социальные нормы культуры

Содержание

1. Основные компоненты культуры: ценности. Традиции. Обычаи. Язык
2. Социальные нормы. Типы культур: субкультура, контркультура

Вложенные файлы: 1 файл

Соц. контр. 10.docx

— 45.38 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского 

Кафедра социологии коммуникаций и управления  
 
 

Культура  как социальная реальность

1. Основные компоненты культуры: ценности. Традиции. Обычаи. Язык

2. Социальные нормы. Типы культур: субкультура, контркультура    
 
 
 

                    Контрольная работа студентки I курса 126 группы

            заочного отделения социологического  факультета

                               Мартасовой Лауры Абулхаировны     
 
 

Проверила: доцент 

                                                                 С. В.  Везиницына   
 

                              

                  Саратов 2011 

               Содержание 

                 

 

         Введение…………………………………………………………………..3

  1. Культура как социальная реальность………………………………....5
  2. Основные компоненты культуры: ценности.

    Традиции. Обычаи. Язык…………………………………………….....9

  1. Социальные нормы. Типы культур:

субкультура, контркультура…………………………………………...11

    Заключение……………………………………………………………....17

    Список использованной литературы………………………………….19 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

Контрольная посвящена исследованию культуры ее основным компонентам и социальным нормам. Основные цели: Цель данной контрольной работы:

1) Рассмотреть  и изучить основные компоненты  культуры 

2) Исследовать  социальные нормы культуры

     Культура - это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное — в отвлеченных понятиях объективных и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание. Актуальность выбранной темы заключается в том, что общество и культура неизбежно связаны между собой, культура это живой, непосредственный процесс, в котором, что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.

Культура  — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей. Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями. Анализ социальных взаимодействий показывает, что общественная жизнь носит групповой характер. Однако социальные взаимодействия  отличаются от коллективных форм существования в животном мире. Те свойства, явления, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человеческие сообщества от мира животных, обозначают термином “культура”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Культура  как социальная реальность
 

Культура - (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением религиозный культ подражание человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Культура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. как формировались и развивались разные значения слова культура, рассказывал языковед Уильямс. Появлению этого слова в различных европейских языках непосредственно предшествовало латинское слово Cultura, происходившее от colere. Последнее имело множество значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклонятся, почитать. Некоторые из них со временем образовали самостоятельные термины, хотя и частично перекрывающие друг друга значениями. Так значение населять через латинское colonus трансформировалось  в колонию, а почитать, покланяться через латинское cultus - в культ. В английском языке слово culture первоначально имело смысл  развивать, культивировать, хотя и с оттенком служения, почитания, при этом в средневековом английском оно иногда прямо употреблялось как служение. 

Во всех случаях раннего употребления слово culture означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, животных и растений.  Это привело к появлению дополнительных значений слова, таких как англ. Coulter - лемех, происходящее от латинского culter, обозначающего то же орудие. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании естественных процессов на человеческое развитие, причём агрикультурный, сельскохозяйственный долгое время сохраняется. Так Френсис Бекон говорил о »культуре и удобрении умов». В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

И. Г. Гердер (1744—1803), вводивший в конце 80-х годов XVIII века в научный обиход термин культура, прямо намекал на его латинское происхождение и на этимологическую связь со словом «земледелие». В восьмой книге своего труда «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791) он, характеризуя «воспитание человеческого рода» как «процесс и генетический, и органический», писал:

«Мы можем, как угодно назвать этот генезис  человека во втором смысле, мы можем  назвать его культурой, то есть возделыванием  почвы, а можем  вспомнить образ  света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли».

Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие», во-вторых, «образованность».

За год  до выхода в свет словаря Ренофанца, из определений которого явствует, что слово культура ещё не вошло в сознание общества как научный термин, как философская категория, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию культура, но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774—1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Именно с данного натурфилософского труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина «культура», но и становлению собственно культур - философских идей в России. В социологии существует несколько определений понятия «культура»:

- Описательные  определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Родоначальником такого типа определения культуры является знаменитый антрополог Э. Тайлор. Согласно Тайлору, “культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества”.

- Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура – это “социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни”. Недостаток определений этого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры.

- Нормативные  определения делятся на две  группы. Первая из них – определения,  ориентирующиеся на идею образа  жизни. По определению, данному  антропологом К. Уислером, “образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя”. Вторая группа – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Например, согласно определению, данному философом Т. Карвером, “культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека”, а социолог У. Томас считает, что “культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях”.

-Психологические  определения акцентируют внимание на одном из трех элементов:

либо на процессе адаптации к среде: “Совокупность  приспособлений человека к его жизненным  условиям и есть культура, или цивилизация... Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству” (социологи У. Самнер и А. Келлер); либо на процессе научения: “Культура – это социологическое  обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей” (антрополог Р. Бенедикт); либо на формировании привычек: “Культура – это формы  привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов” (социолог К. Янг). Следует подчеркнуть,  что с социологической точки зрения культура – это метод ценностного освоения действительности через систему оценок, норм, образцов поведения. И пока данный метод обеспечивает эффективную совместную деятельность по удовлетворению потребностей людей, культура, ее основные элементы, сохраняют свою устойчивость, стабильность. В ином случае возникает ситуация, способствующая тем или иным изменениям в культуре, побуждающая к выходу за рамки принятого, поддерживаемого как образец, нормального в рамках данной культуры. Речь может идти как об изменении художественного стиля, так и нравственных ценностей, производственных технологий и норм поведения. 
 

1. Основные компоненты  культуры: ценности. Традиции. Обычаи. Язык.

Ценность – это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта человека, группы людей, общества. Понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. В социологии часто употребляется категория “социальная ценность”,  компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании. По - существу это субъективный символ, имеющий для каждого человека различное значение.

В ходе социальных взаимодействий социальные субъекты оценивают предметы, социальные явления и процессы с точки  зрения их соответствия или несоответствия своим потребностям, с точки зрения того, что для них значимо, а  что – нет, что полезно, а что  – вредно, что допустимо, а что  – недопустимо и т.п. Социальные ценности выступают как совокупность жизненных целей и средств  их достижения. Для одних индивидов  в качестве жизненной цели может  выступать, скажем, обеспечение счастья  любимому человеку, а в качестве средства ее достижения – неустанный труд, для других в качестве цели – материальное благополучие, а  в качестве средства – любые, в  том числе и преступные, действия. Принимаемые личностью социальные ценности называются ценностной ориентацией. Иначе говоря, ценностная ориентация – это осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.

В рамках общества ведущие ценности большинства  людей едины. Вместе с тем, целостность  системы ценностей предполагает наличие в ее рамках различающихся  систем ценностей социальных общностей, классов, групп. 

Обычаи – это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов.  В любом обществе насчитываются сотни и тысячи общепринятых образцов поведения. Путем проб и ошибок социальная общность выбирает один или несколько вариантов возможного поведения например, есть можно сидя или стоя, ложкой и вилкой. Но она же может повторять, запрещать, осуществлять их в повседневной практике. Такие варианты поведения становятся обычаями. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию. 

Информация о работе Культура как социальная реальность