Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:44, контрольная работа
Контрольная посвящена исследованию культуры ее основным компонентам и социальным нормам. Основные цели: Цель данной контрольной работы:
1) Рассмотреть и изучить основные компоненты культуры
2) Исследовать социальные нормы культуры
1. Основные компоненты культуры: ценности. Традиции. Обычаи. Язык
2. Социальные нормы. Типы культур: субкультура, контркультура
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Саратовский
государственный университет
Кафедра социологии
коммуникаций и управления
Культура как социальная реальность
1. Основные компоненты культуры: ценности. Традиции. Обычаи. Язык
2. Социальные
нормы. Типы культур: субкультура, контркультура
Контрольная работа студентки
заочного отделения
Мартасовой Лауры Абулхаировны
Проверила: доцент
Саратов 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Традиции. Обычаи. Язык…………………………………………….....9
субкультура, контркультура………………………………………….
..11
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………….19
Введение
Контрольная посвящена исследованию культуры ее основным компонентам и социальным нормам. Основные цели: Цель данной контрольной работы:
1) Рассмотреть и изучить основные компоненты культуры
2) Исследовать социальные нормы культуры
Культура - это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное — в отвлеченных понятиях объективных и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание. Актуальность выбранной темы заключается в том, что общество и культура неизбежно связаны между собой, культура это живой, непосредственный процесс, в котором, что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.
Культура
— это неотъемлемая часть человеческой
жизни, то социология изучает и ее. Культура
организует человеческую жизнь. В жизни
людей культура в значительной мере осуществляет
регулирующую функцию в поведение человека,
духовной сфере, а также в сфере создания
материальных ценностей. Культура связана
с культом, она из религиозного культа
развивается, она есть результат дифференциации
культа, разворачивания его содержания
в разные стороны. Философская мысль, научное
познание, архитектура, живопись, скульптура,
музыка, поэзия, мораль — все заключено
органически целостно в церковном культе,
в форме еще не развернутой и не дифференцированной.
Древнейшая из Культур — Культура Египта
началась в храме, и первыми ее творцами
были жрецы. Культура связана с культом
предков, с преданием и традицией. Она
полна священной символики, в ней даны
знаки и подобия иной, духовной действительности.
Всякая Культура (даже материальная Культура)
есть Культура духа, всякая Культура имеет
духовную основу — она есть продукт творческой
работы духа над природными стихиями.
Анализ социальных взаимодействий показывает,
что общественная жизнь носит групповой
характер. Однако социальные взаимодействия
отличаются от коллективных форм существования
в животном мире. Те свойства, явления,
элементы человеческой жизни, которые
качественно отличают человеческие сообщества
от мира животных, обозначают термином
“культура”.
Культура
- (лат. cultura — земледелие, воспитание,
почитание) — понятие, имеющее множество
значений в различных областях. В основном,
под культурой понимают области человеческой
деятельности, связанные с самовыражением
религиозный культ подражание человека,
проявлением его субъективности (субъективности, характера,
Во всех
случаях раннего употребления слово culture
означало процесс культивирования, выращивания
чего-нибудь, животных и растений. Это привело
к появлению дополнительных значений
слова, таких как англ. Coulter - лемех, происходящее
от латинского culter, обозначающего то же
орудие. Дальнейшая эволюция связана,
очевидно, с перенесением представлений
о культивировании, возделывании естественных
процессов на человеческое развитие, причём
агрикультурный, сельскохозяйственный
долгое время сохраняется. Так Френсис
Бекон говорил о »культуре и удобрении
умов». В значении самостоятельного понятие культура появилось
в трудах немецкого юриста и историка Самуэля
Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот
термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному
И. Г. Гердер (1744—1803), вводивший в конце 80-х годов XVIII века в научный обиход термин культура, прямо намекал на его латинское происхождение и на этимологическую связь со словом «земледелие». В восьмой книге своего труда «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791) он, характеризуя «воспитание человеческого рода» как «процесс и генетический, и органический», писал:
«Мы можем, как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли».
Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие», во-вторых, «образованность».
За год до выхода в свет словаря Ренофанца, из определений которого явствует, что слово культура ещё не вошло в сознание общества как научный термин, как философская категория, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию культура, но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774—1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Именно с данного натурфилософского труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина «культура», но и становлению собственно культур - философских идей в России. В социологии существует несколько определений понятия «культура»:
- Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Родоначальником такого типа определения культуры является знаменитый антрополог Э. Тайлор. Согласно Тайлору, “культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества”.
- Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура – это “социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни”. Недостаток определений этого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры.
- Нормативные
определения делятся на две
группы. Первая из них – определения,
ориентирующиеся на идею
-Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов:
либо на
процессе адаптации к среде: “Совокупность
приспособлений человека
к его жизненным условиям
и есть культура, или цивилизация...
Эти приспособления
обеспечиваются путем сочетания таких приемов,
как варьирование, селекция
и передача по наследству” (социологи
У. Самнер и А. Келлер); либо на процессе
научения: “Культура – это
1. Основные компоненты культуры: ценности. Традиции. Обычаи. Язык.
Ценность – это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта человека, группы людей, общества. Понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. В социологии часто употребляется категория “социальная ценность”, компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании. По - существу это субъективный символ, имеющий для каждого человека различное значение.
В ходе
социальных взаимодействий социальные
субъекты оценивают предметы, социальные
явления и процессы с точки
зрения их соответствия или несоответствия
своим потребностям, с точки зрения
того, что для них значимо, а
что – нет, что полезно, а что
– вредно, что допустимо, а что
– недопустимо и т.п. Социальные
ценности выступают как совокупность
жизненных целей и средств
их достижения. Для одних индивидов
в качестве жизненной цели может
выступать, скажем, обеспечение счастья
любимому человеку, а в качестве
средства ее достижения – неустанный
труд, для других в качестве цели
– материальное благополучие, а
в качестве средства – любые, в
том числе и преступные, действия.
Принимаемые личностью
В рамках
общества ведущие ценности большинства
людей едины. Вместе с тем, целостность
системы ценностей предполагает
наличие в ее рамках различающихся
систем ценностей социальных общностей,
классов, групп.
Обычаи – это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов. В любом обществе насчитываются сотни и тысячи общепринятых образцов поведения. Путем проб и ошибок социальная общность выбирает один или несколько вариантов возможного поведения например, есть можно сидя или стоя, ложкой и вилкой. Но она же может повторять, запрещать, осуществлять их в повседневной практике. Такие варианты поведения становятся обычаями. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию.