Культура как социальная реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:44, контрольная работа

Краткое описание

Контрольная посвящена исследованию культуры ее основным компонентам и социальным нормам. Основные цели: Цель данной контрольной работы:
1) Рассмотреть и изучить основные компоненты культуры
2) Исследовать социальные нормы культуры

Содержание

1. Основные компоненты культуры: ценности. Традиции. Обычаи. Язык
2. Социальные нормы. Типы культур: субкультура, контркультура

Вложенные файлы: 1 файл

Соц. контр. 10.docx

— 45.38 Кб (Скачать файл)

Традиция (от лат. traditio – передача) – механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способов поведения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности. Это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Обычаи  и традиции часто проявляются  в обрядах и ритуалах. Обряды и ритуалы - это символические коллективные действия, воплощающие в себе те или иные социальные идеи и вызывающие определенные коллективные чувства. Обряды и ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни и оказывают сильное эмоционально-психологическое воздействие на людей.  Разные общества создают особые, уникальные ритуалы, связанные с одними и теми же событиями. Язык – это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Говорить об общении с помощью языка можно только в том случае, если каждому звуку придается специальное, только ему свойственное значение. Например, понятие “есть” может быть представлено комбинацией разных звуков, сравните русское “есть”, английское – eat, немецкое essen. Члены сообщества должны прийти к соглашению относительно того, что определенный набор звуков соответствует понятию “есть”, и тогда это слово входит в состав языка. Таким образом, в слове содержится то или иное понятие. Благодаря понятиям человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Изучение слов языка обеспечивает взаимопонимание людей, тем самым язык служит важнейшим средством коммуникации общения, а также хранения и передачи трансляции информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества. 
 

  1. Социальные  нормы. Типы культур: субкультура, контркультура.
 

Социальные нормы - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.    Социальные нормы – правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку, в библиотеке громко не разговариваем и не шумим, мужчины дарят цветы женщинам в день 8 марта, в дни государственных праздников вывешиваем, поднимаем флаги, отмечаем дни рождения, моем руки перед едой. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное, соответствующее социальным нормам. Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном историческом этапе, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни. Исторически и логически нормы связаны с оценкой и ценностями. В процессе освоения социальной реальности социальные субъекты, учитывая предшествующий исторический опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую социальную значимость, ценность. В определенном смысле социальную норму можно рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки тех или иных видов, форм, типов, взаимодействий. При этом социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а предполагает существование нормативного поведения. Это не просто наиболее часто встречающийся образец. Норма означает наличие признания, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются ожидания “правильного” или “надлежащего” поведения. Отклонения от норм наказываются санкциями.

Общество  не остается неизменным, поэтому часть  норм могут постоянно утрачивать свое значение для жизнедеятельности  людей. Они либо перестают действовать, либо изменяются. Другие нормы остаются общественно значимыми, стабильными  в течение десятилетий и даже больших периодов времени. Могут  появляться и совершенно новые нормы.

Существующие  в обществе нормы можно классифицировать по разным критериям, в частности, по сфере их действия (политические экономические) и, что особенно важно, по содержанию (обычаи, нравы, правовые нормы).  В определенном смысле социальную норму можно рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки тех или иных видов, форм, типов, взаимодействий. При этом социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а предполагает существование нормативного поведения. Это не просто наиболее часто встречающийся образец. Норма означает наличие признания, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются ожидания “правильного” или “надлежащего” поведения. Отклонения от норм наказываются санкциями. Общество не остается неизменным, поэтому часть норм могут постоянно утрачивать свое значение для жизнедеятельности людей. Они либо перестают действовать, либо изменяются. Другие нормы остаются общественно значимыми, стабильными в течение десятилетий и даже больших периодов времени. Могут появляться и совершенно новые нормы. Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим людям.

   Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней. Общество включает в себя множество социальных общностей (этнических, демографических, профессиональных, конфессиональных и др.). У каждой из них  существует собственная система ценностей и норм, не разделяемая всеми членами данного общества, но складывающаяся на основе разных ценностей, норм и обычаев и посему тесно связанная с доминирующей культурой. Такие локальные культуры, присущие большим группам людей, называются субкультурами: городская и сельская, молодежная и пенсионеров, субкультура национальных меньшинств, криминальная субкультура, профессиональная субкультура (например, военных или моряков), субкультура высшего класса.

Субкультура — это культура, какой – либо, социальной или демографической группы, отличная от доминирующей, но не противоречащая ей в отношении основных социальных норм и ценностей. Каждое общество обладает большим количеством субкультур, которые первоначально возникают на основе социальных структур общества. Большое количество субкультур говорит о разнообразной, сложной и богатой общей культуре данного общества.

В обществе могут возникать также контркультуры, то есть такие культуры, которые отличаются от доминирующей культуры и противоречат ей. В связи с этим, доминирующая культура находится в постоянной оппозиции к контркультурам, наблюдается устойчивое стремление подавить проявления контркультур или снизить их влияние.

Контркультура — специфический вид субкультуры. Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором фон Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре. Помимо прочего, контркультура противопоставляла себя тем, что ставила во главу угла чувственно-эмоциональное переживание бытия, находящееся за рамками умозрительно-логических методов познания.

Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.

Особо ярко выражена контркультура была в  «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк.

В СССР примером контркультуры являлась андерграундная рок-культура.

Термин  «контркультура» используется для  обозначения социально- культурных установок, противостоящих принципам  «базовой» культуры. Выделение контркультур бывает достаточно сложным, так как контркультурные черты могут накапливаться в некоторых субкультурах. Виды культур в зависимости от социальной структуры общества  
Каждый слой общества обладает своей особенной субкультурой. Самой высокой и сложной является элитная субкультура, которая способна стать ориентиром для всех остальных культурных слоев. В этой культуре зарождаются и развиваются новые культурные образцы, постоянно происходят процессы совершенствования существующей культуры общества. Как правило, основные идеи и ценности элитной культуры плохо понимаются представителями других субкультур, однако признается их высокий статус, необходимость и значимость для общества.   Второе по значимости место занимают так называемые поддерживающие субкультуры. Эти субкультуры служат мостиком между элитными субкультурами и другими субкультурами общества. Такие культуры способны адаптировать элитные культурные образцы и ценности таким образом, чтобы они воспринимались в видоизмененном и упрощённом виде основной массой потребителей культурных образцов.  Основная субкультура в любом обществе — это субкультура публики (по определению Г. Лебона). Эта часть общества пытается рационально осмысливать культурные образцы, повышать свой образовательный уровень, понимать высокие культурные ценности.           Люди сами создают различные культурные образцы которым впоследствии подчиняются и которые принимают за само собой разумеющиеся. Образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении, называют культурными нормами. Они предписывают нам, что мы “должны” ,  нам “следует” и чего мы “не должны” или чего нам “не следует” делать. Во всех культурах существует достаточно большой свод правил, касающийся таких вопросов, как сексуальные отношения, собственность и безопасность. Кроме того, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; придя в магазин, встаем в очередь; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим.     Осуществляя те или иные действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное. В то же время для почесывания затылка можно воспользоваться как правой, так и левой рукой, потому что наша культура не имеет норм, относящихся к этому действию.

   Роль культуры в жизни общества состоит прежде всего в том, что она выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Более конкретно эта роль проявляется через выполняемые ею функции.

Прежде  всего культура выполняет в обществе регулятивную функцию. Разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, называются  ценностной ориентацией. Возьмем, к примеру, человека, для которого свобода является важнейшей ценностью. Можно предположить, что он:

а) будет  искать условия, в которых она  ему будет предоставлена;

б) будет  испытывать неудовлетворенность, дискомфорт там, где его свобода будет  ограничена;

в) будет  стремиться к установлению прочных  связей с тем, кто разделяет его  приверженность к свободе, чтобы  отстаивать свои ценности в возможном  конфликте с теми, кто пренебрегает этими ценностями.

Теперь  возьмем человека, для которого важнейшей  ценностью является, например, здоровье (или семья, или патриотизм, или  что-то другое). Становится вполне очевидным, что его поведение будет существенным образом отличаться от поведения  индивида, для которого важнейшей  ценностью является свобода. Ценности, таким образом, задают направление, определяют стратегию поведения  индивида в социальном взаимодействии.

Однако  ценности не единственный регулятор  человеческого поведения. Социальные нормы, в отличие от ценностей, достаточно конкретно предписывают, какие поступки, какие действия должны совершать  люди в тех или иных социальных ситуациях, как и что они должны делать (или не делать) в своих  социальных связях и отношениях с  другими людьми. Присущие социальной норме эталонный характер, схематизм  и типичность поведения имеют  большое практическое значение, позволяя предвидеть в знакомой ситуации действия других людей.

Таким образом, ценностно-нормативное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения.

В рамках той или иной культуры ценности представляют не произвольную комбинацию, а целостную, иерархически построенную систему, признаваемую большинством общества и  реализуемую в его жизнедеятельности. Индивид усваивает выработанные в обществе (общности) ценности и  нормы в процессе, называемом социализацией (о чем речь будет идти ниже). Тем  самым культура формирует личность, выполняя образовательную и воспитательную функции. Общее представление о том, в каком направлении двигаться, к каким ориентирам (ценностям) стремиться, как действовать правильно, а как – неправильно, имеет определяющее значение для реализации совместной и целенаправленной деятельности. В этом случае система социальных ценностей и норм, а шире говоря, культуры, выполняет интегративную функцию, обеспечивая целостность сообщества.

И наконец, поскольку в культуре аккумулируется исторический опыт общности, группы, общества, то она воплощает также функцию  ретранслятора, передающего этот опыт последующим поколениям.

   Итак, в каждом обществе существует признаваемая большинством его членов и реализуемая массово в их жизнедеятельности совокупность культурных образцов, обладающая специфичностью, неповторимостью, отличающая данное общество от других. 
 
 

    Заключение

Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово “cultura”обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.  Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет иностранными языками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом и вилкой. Но известно, что представители примитивных племен чаще всего едят с ножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менее имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное искусство.

Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности  людей, куда включают, прежде всего, искусство  и образование. Всем знакомо министерство культуры, все сталкивались с учреждениями культуры. Но как относиться к таким понятиям, как культура производства, культура управления или культура общения? Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова “культура”, обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека.

Многозначность  понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности,  связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена. В наиболее широком смысле под культурой понимают совокупность большинства достижений человека в материальной и духовной сфере.

Культура  воплощается в практической деятельности людей – производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной, поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека. Это многообразие проявлений культуры обусловливает многозначность ее определений. Понятие культура употребляется для характеристики исторических эпох (например, античная или средневековая культура), разных этнических общностей культура ацтеков, викингов, специфических сфер жизни или деятельности культура труда, политическая культура . Отсюда – различие концепций культуры, а значит, и ее определений, которые отражают конкретную сторону познания культуры.     Процесс передачи культуры из поколения в поколение является основой социализации. Исходя из этого, каждый индивид рассматривает культуру, как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками.

Информация о работе Культура как социальная реальность