Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 15:14, реферат
Когда в повседневном разговоре заходит речь о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, то есть часто культуру в обыденном сознании отождествляют с образованностью и особым, “культурным” поведением. Понятие культуры является фундаментальным для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся её носителями и отличает одно общество от другого.
1. Глава 1. Введение……………………………………………………….3
2. Культура в социальном понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура……..............4
3.Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений………………………………………………………………………………….9
4. Глава 2. Введение……………………………………………………...15
5. 1.Теории личности в Российской социологии………………………..15
6. 1.2 Проблема личности в дореволюционный период………………..16
7. 1.3 Марксистско-ленинская альтернатива……………………………17
8. 1.4 1917 – 1955 годы. Социально-философская позиция не марксистов……………………………………………………………………………………17
9. 2. Естественные подходы………………………………………………18
10. 2.2 Психоаналитическое направление……………………………….19
11. 2.3 Культурно-историческое направление…………………………..19
12. 2.4 Деятельный подход……………………………………………….20
13. 2.5 Теория отношений личности В.Н.Мясищева…………………...20
14.3. Утверждение ролевой концепции личности (середина 50-х – конец 80-х годов)………………………………………………………………………..21
15. 3.1 Концепция Фрейда. Мотивы и регуляция поведения…………….23
16. 3.2 Вклад Э.Фромма…………………………………………………24
17. Заключение…………………………………………………………….26
18. Список литературы…………………………………………………28
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ФИЛИАЛ ФБГОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Кафедра: Гуманитарных и социально-
экономических дисциплин
РЕФЕРАТ
по Социологии
«Культура как социальное явление. Социологические концепции личности»
Проверил: д.ф.н., доцент Выполнила: Щербань А.А.
Пашинцев Е.В. студент: группы ЭД-232
Челябинск
2013
Содержание
1. Глава 1. Введение……………………………………………………….
2. Культура в социальном понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура……..............4
3.Функции социальной культуры.
Развитие и механизмы распространения
культуры. Культура как фактор распространения
социальных изменений………………………………………………………
4. Глава 2. Введение……………………………………………………..
5. 1.Теории личности в Российской социологии………………………..15
6. 1.2 Проблема личности в дореволюционный период………………..16
7. 1.3 Марксистско-ленинская альтернатива……………………………17
8. 1.4 1917 – 1955 годы. Социально-философская
позиция не марксистов……………………………………………………
9. 2. Естественные подходы………………………………………………18
10. 2.2 Психоаналитическое направление……………………………….19
11. 2.3 Культурно-историческое направление…………………………..19
12. 2.4 Деятельный подход……………………………………………….20
13. 2.5 Теория отношений личности В.Н.Мясищева…………………...20
14.3. Утверждение ролевой концепции
личности (середина 50-х – конец 80-х годов)………………………………………………………………
15. 3.1 Концепция Фрейда. Мотивы и регуляция поведения…………….23
16. 3.2 Вклад Э.Фромма…………………………………………………24
17.
Заключение……………………………………………………
18. Список литературы…………………………………
Глава 1.
Введение
Социология - наука, изучающая общество. Своеобразие ее как самостоятельной науки среди других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии.
Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей. Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.
Таким образом, существуют три сферы проявления культуры:
·отношение человека к окружающей природе (труд);
·отношение человека к другому человеку (мораль, право, политика и др.);
·отношение человека к самому себе (формы самосознания).
Культура в социальном понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура.
Когда в повседневном разговоре заходит речь о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, то есть часто культуру в обыденном сознании отождествляют с образованностью и особым, “культурным” поведением. Понятие культуры является фундаментальным для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся её носителями и отличает одно общество от другого.
Человек может нормально жить только в окружении себе подобных при соблюдении правил, выработанных в течение многих тысяч лет. Человек выделился из природы, создав искусственную среду, вне которой он не может существовать – культуру. Иногда говорят, что в виде культуры человек создал “вторую природу”. Культура представляет собой совокупный результат деятельности множества людей в течение длительного времени.
В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.
Под культурой понимается система убеждений, ценностей и выразительных средств, применяемых в искусстве и литературе, которые являются общими для какой-то группы и которые служат основой упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.
Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.
Культура – накопленный, приобретенный опыт, передаваемый от поколения к поколению, обеспечивает человека необходимыми для выживания знаниями и образцами поведения, которые не наследуются генетически, но передаются посредством научения и воспитания. И здесь ключевая роль принадлежит языку.
Язык – базовый элемент культуры, без которого культура не могла бы
существовать. Именно с помощью языка происходит обмен информацией, ее накопление, передача от поколения поколению. Язык – это посредник между человеком и окружающей его реальностью, как природной, так и социальной. Язык и культура – явления, по сути своей социальные.
К базисным элементам культуры также относятся ценность и культурная норма.
Ценности – это присущие той или иной культуре представления о том, к чему следует стремиться. Успех, святость, богатство, свобода, слава, любовь – все это примеры ценностей. Ценности – это духовные ориентиры, задающие общую стратегию поведения человека в обществе. Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Но есть ценности, общие для всех культур и народов, так называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и т.д.). Ценности являются основаниями социальных оценок. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.
Нормы – это присущие общности представления о допустимом поведении, поведенческие стандарты. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными. Совокупность норм образует нормативную систему. К основным типам нормативных систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право.
Все проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные.
Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.
Нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.
Элементы материальной и нематериальной культуры тесно связаны между собой. Определяющую роль в жизни общества играет нематериальная культура. Для социологии интересна в первую очередь именно нематериальная, духовная культура.
В зависимости от того, кто производит культурные эталоны, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми , массовыми . Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. У массовой культуры самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность.
По отдельным социальным группам в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура” и “субкультура”.
Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Молодежная субкультура – культура определенной возрастной популяции, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов. Субкультура включает принятые в данном сообществе вкусы, суждения, знания, язык, манеру поведения.
Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. На сегодняшний день контркультура – это тип протестующего мироощущения, альтернативный стиль жизни, антитрадиционные формы художественного творчества. Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, и нормы, мало отличающиеся от общепринятых .
Однако, несмотря на подобные универсалии, культуры разных народов и стран весьма отличаются друг от друга. Социологи выделяют три основных тенденции во взаимоотношениях культур: культурный этноцентризм, культурный релятивизм, культурная интеграция.
Этноцентризм – это когда свою нацию, народ, социальную группу и т.д. человек ставит в центр и считает, что культура данной группы, нации, народа и т.д. является наивысшей и наилучшей. Это вроде бы и неплохо – занимать такую позицию, но появляется оттенок пренебрежения, и даже презрения к чужой культуре или даже страха (ксенофобия). Легко догадаться, что этноцентризм порождает проблемы, доходящие иногда до конфликтов, в отношениях между представителями разных культур. Форм этноцентризма очень много (расизм, фашизм, шовинизм, национализм, религиозный фанатизм и т.д.).
Противоположная этноцентризму точка зрения называется культурный релятивизм. С этой позиции отношение к другой культуре предполагает терпимость, уважение, признание ценности и значимости, что обусловлено пониманием того факта, что каждая культура формировалась в своих особых географических и исторических условиях.
Культурная интеграция - проявляется в том, что при сохранении своей самобытности культуры народов и стран все более и более сближаются. Это обусловлено растущей многонациональностью обществ и тем, что хорошо информированные современные люди хотят заимствовать все хорошее у разных культур.
Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений.
Задача культуры – в том числе связывание людей в общество во времени и пространстве. Исходя из этой задачи выделяются следующие социальные функции культуры (способы воздействия на общество):
1) человекотворческая – т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.
2) функция приспособления к среде, т.е. адаптация - культура обеспечивает приспособление к среде - природной, исторической, психологической, а также и по отношению к обществу в целом, и по отношению к конкретному индивиду.
3) познавательная функция - способность к систематизации фактических знаний о природе, обществе, самом человеке, их взаимодействии.
4) информационная функция
- способность передачи
5) коммуникативная функция – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания.
6) регулятивная функция - способность поддержания равновесия между группами людей, т.е. выступает средством социального контроля.
Информация о работе Культура как социальное явление. Социологические концепции личности